Конспект урока по поэзии Б.Пастернака "Мело, мело по всей земле, во все пределы..."
план-конспект урока по литературе (10, 11 класс)

Парасотка Ольга Викторовна
Взаимоотнешение человека и природы в поэзии Б.Пастернака (урок-погружение)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Парасотка О.В.

учитель русского языка и литературы

 «МЕЛО, МЕЛО ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ,

во все пределы…»

Урок-погружение (11класс)

Цели: открыть учащимся поэзию Б. Пастернака, ее философскую насыщенность, познакомить с темами и проблемами лирики поэта: стремление постичь мир поэта и поэзии, удивление перед чудом бытия, взаимоотношениями человека и природы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством поэта Б. Пастернака, с его особенностями лирических стихотворений; составляют тезисы сообщений; участвуют в аналитической беседе.

     I. Мотивация учебной  деятельности.

  Вступительное слово учителя.

Наш урок посвящен творчеству одного из самых талантливых поэтов XX века, лауреату Нобелевской премии Б. Л. Пастернаку.

Прекрасной характеристикой этого поэтического феномена могут служить слова и современницы А. Ахматовой:

Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и яркостью светил.

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

Творческий путь Б. Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки.

Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали ценителей поэтического искусства.

II.В художественном мире Б. Пастернака. (Заочная экскурсия.)

1.Когда-то М. Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?». И сама же пояснила «Пастернак – это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла не по глазу (кому он по глазу?)».

Приедается все. Лишь тебе не дано примелькаться.

Дни проходят, и годы проходят, и тысячи, тысячи лет…

В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций,

Может, ты-то их, море, и сводишь, и сводишь на нет.

Сказанное поэтом о морской стихии соотносится с его творчеством: при кажущемся однообразии лирических приливов и отливов – абсолютная неповторимость, непредвиденность поэтических волн, вызывающих изумление и восторг.

Известно, что юный Пастернак серьезно занимался музыкой и мечтал стать композитором. Его кумиром был выдающийся композитор А. Н. Скрябин, мечтающий силой искусства изменить жизнь всего мира, композитор, который хотел установить связь между звуком и цветом.

«Как вам, например, кажется… у вас есть чувство созерцания звука в свете? Кажется вам, что звуки светятся цветками?», - спрашивал Скрябин у юного Пастернака.

Давайте прислушаемся к пастернаковской музыке моря. Похоже, что строки этого стихотворения («Тема», 1918) гудят, как раковина. (Читается стихотворение.) Как умело пользуется поэт светотехникой!

Вспышки света и аккорды бушующего моря.

…Но юноша не стал музыкантом. Неожиданно для отца и матери (талантливой профессиональной пианистки) он оставил музыку и всецело посвятил себя поэзии.

Юноша услышал голос судьбы.

Аналитическая работа с текстом.

2.Что же становится предметом поэтических откровений раннего Пастернака?

Чем живет, дышит его лирическое «я»?

Вечный и прекрасный мир природы.

«Его грудь заполнена природой до предела, - писала о Пастернаке М. Цветаева, – кажется, что уже с первым своим вздохом он вздохнул, втянул ее всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет».

Ранняя лирика Пастернака наполнена в почти буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет – постоянные спутники его монологов:

«Февраль. Достать чернил и плакать».

Читает подготовленный ученик.

Веселье, праздничные звуки!

Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа – огромный живой организм, в котором есть душа, любовь, язык. Поэтому в его стихотворении она не фон, а действующее лицо.

Пастернак не суфлирует природе, а прислушивается к ее голосам, фиксируют их.

«Что почек, что клейких».

Читает подготовленный ученик.

Звуки природы подобны звукам музыкальных инструментов. Вся его лирика – своеобразный атлас цветов со множеством, тонов, полутонов и оттенков.

«Светает…»

Читает подготовленный ученик.

Найдите метафоры в этом стихотворении.

Какие ассоциации они вызывают?

3.Поэт не мог, да и не хотел «замыкаться» только на теме природы.

Две революции (1905, 1917 гг.), три войны (Первая мировая, Гражданская, Вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской «оттепели» - вот что вместилось в рамки одной жизни.

Воздух революции проникал в «норы» чистого лирика. По словам Брюсова, у Пастернака нет отдельных стихотворений о революции, но «его стихи, может быть, без ведома автора, пропитаны духом современности».

В его лирику врывается тревога, истребляющая человеческие жизни Гражданская война болью пронизывает его стихотворения:

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно – чтобы жилы отворить.

Разрыв», 1918 г.)

Впоследствии в лироэпическом романе «Доктор Живаго» (1957г) Пастернак выразил сложные и противоречивые чувства, которые довелось испытать ему и его лирическому герою – Юрию Живаго – в те беспощадные годы.

В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьбы русской интеллигенции, которой ,подобно шекспировскому герою, приходилось решать: быть или не быть, и выбирать, кому вручить свою жизнь.

В «Гамлете», написанном в 1946 году, не могла прозвучать скорбная нота по тем, кто был

репрессирован в годы сталинского террора.

 

Ученик читает стихотворение «Гамлет».

4.Роман «Доктор Живаго», изданный за границей, привлек внимание общественности, но был принят в штыки ждановско-сусловской критикой в СССР.

Началась открытая травля Пастернака, закончившаяся исключением его из союза писателей (в то время Шведская академия словесности и языкознания присудило ему Нобелевскую премия за «выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционной ниве великой русской прозы»).

Опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался от премии.

Горечь обиды, боль души вылились вскоре в стихи.

Ученик читает стихотворение «Нобелевская премия».

В последних строках звучит надежда на пришествие новой эры – милосердия и справедливости, о которой мечтал когда-то его «кумир» - А. Н. Скрябин. К сожалению, Пастернак мог об этом только мечтать:

«О, знал бы я, что так бывает…»

Учитель читает стихотворение.

В этих строках – отношение поэта к поэзии как к искусству: для него она не забава, не демонстрация таланта и тем более не словоблудие, а судьба, «строчки с кровью».

Ученик читает стихотворение Я. Смелякова «Пастернак».

Сохранился замысел композитора Скрябина написать оперу на собственный сюжет. Главным героем ее должен был стать «философ – музыкант – поэт» (в одном лице), мечтающий создать произведение искусства, которое преобразует жизнь, превратив в ее в великий праздник для человечества! Опера не была написана. Но, похоже, скрябинская идея получила воплощение в реальном образе: «музыкант – поэт – философ» (жизненная корректировка) – разве это не Борис Пастернак?

III.Подведение итогов урока. Заключительное слово.

Учитель читает стихотворение «Мело, мело по всей земле…»

Строчки этого стихотворения стали символом всего творчества Б. Л. Пастернака не случайно. В них сконцентрировано то главное, что составляло основу мировосприятия замечательного художника слова: бесценность и красота человеческой личности, брошенной с момента своего рождения («воскресения»?) в этот жестокий и прекрасный мир, где на равных уживаются

добро и зло,

любовь и ненависть,

метель и свеча.

В финале звучит музыка А. Н. Скрябина.

IV. Рефлексия.

Что открыли нам стихи Б. Пастернака?

Что поняли вы о связи личности и истории?

V. Домашнее  задание.

 Написать сочинение – рассуждение (миниатюра) «Философские идеи Б. Пастернака и их созвучие моим мыслям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Конспект урока по географии 7 класс "Реки и озера Земли"

Урок по географии в 7классе по теме "Реки и озера Земли" предусматривает использование Электронно образовательных ресурсов ( ЭОР) . Цель  урока: выявить обеспеченность водными ресурсами материко...

план-конспект урока математики 2 класс школа 8 вида "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд"

план-конспект урока математики 2 класс школа 8 вида по теме: "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд"...

Конспект урока математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 10 000»

Цель: способствовать совершенствованию навыков сложения и вычитания многозначных чисел, прививать учащихся к здоровому образу жизни.Задачи:- закрепление умения решать примеры и  задачи изученных ...

План-конспект урока литературы "Поэзия Серебряного века" (11 класс)

Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.Цели урока:nактуализация знаний и приёмов, полученных ранее;nовладение новыми приёмами анализа поэтиче...

Конспект урока по поэзии Серебряного века

Конспект урока по поэзии Серебряного века...