Анализ стихотворения О. Седаковой "Ты развернёшься..."
материал по литературе (11 класс)

Шестопалова Нина Петровна

Анализ стихотворения О. Седаковой "Ты развернёшься..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения О.А. Седаковой Ты развернешься в расширенном сердце страданья…

Ты развернешься в расширенном сердце страданья,

дикий шиповник,о,ранящий сад мирозданья!

Дикий шиповник и белый, белее любого.

Тот, кто тебя назовет, переспорит Иова.

Я же молчу, исчезая в уме из любимого взгляда,

глаз не спускаяи рук не спуская с ограды.

Дикий шиповник идет, как садовник суровый,

не знающий страха,с розой пунцовой,

со спрятанной розой участья под дикой рубахой.

Ольга Александровна Седакова - поэт традиционного плана, неорелигиозный лирик. У поэтов этого направления  особый взгляд на мир и поэзию. Для них поэзия – это отказ от гордыни независимого творчества, ибо поэт – посланник Божий, он творит по воле Бога. Но никогда он не сможет подняться до подлинного совершенства, как не может подняться выше Бога.

Стихотворение О.Седаковой «Ты развернешься в расширенном сердце страданья…», написанное в 1978 году, относится к циклу "Дикий шиповник". Стихи этого цикла литературные критики сравнивают с длинным духовным путешествием, когда путник-читатель бредёт по бесконечным дорогам, взбираясь на холмы и преодолевая расщелины.

Проблема –человеческая духовность и душевность, страдание и сострадание.

Идея – Бог проникает  в каждое страдающее сердце. Если в одном случае он "ранящий", то в другом - садовник-Христос сам оказывается "ранен" состраданием, любовью к людям.

Пафос – религиозный

Литературное направление – традиционное, неорелигиозное течение.

Рифма женская(предпоследний слог ударный); смежная (aabb);  по составу – простая;  в первых 4-х строчках -точная (полное совпадение всех звуков, начиная от ударного гласного : страданья – мирозданья, любого - Иова), в остальных - приблизительная (различаются заударные гласные: взгляда – ограды, суровый -  пунцовой, страха – рубахой).

Силлабо-тоническая система стихосложения, т.к. основана на правильном чередовании ударных и безударных слогов, первые шесть стихов написаны пятистопным дактилем, а последние два - семистопным.

Стихотворение написано в стиле анаграммы.

Ключевой мотив всего творчества Седаковой - исцеляемое, возделываемое слово. Текст - сад, над которым трудится рука садовника. Поэт пытается создать метаязык, способный гармонизировать в сознании современного человека многообразие культурных источников. Не случайно некоторые исследователи отмечают, что у Седаковой принципиально замкнутый словарь, куда допускаются только узнаваемые слова.

Анаграмма в данном случае оказывается средством проверки связи между текстом и понимающим его, "кодо(во)проницаемым, изощренным" читателем, "выступающим как дешифровщик криптограмматического уровня текста" . Также важно, что анаграмма актуализирует смысл, не только лежащий внутри слова, "по ту сторону" буквального значения, но и рождающийся на стыке лексических единиц, способных откликаться друг на друга, вступать в "диалогические" отношения.

Цель Седаковой –поэта : через словесную форму разбудить некое глубинное ощущение, некую тонкую, почти эфемерную мысль, хрупкое и драгоценное чувство. Поэтому при всей очевидной ясности и чёткой отработанности слова, стихи  поэтессы отличаются общей недосказанностью, загадочностью.

В своих стихотворных текстах Седакова, как правило,  избегает метафорических излишеств — отбор эпитетов отличается сдержанностью, образные сравнения — точностью.

Так, в стихотворении шиповник предстает и как образ мироздания-сада, и как знак неразделенной любви, и как садовник "со спрятанной раной участья", красной розой.

Интересны и  другие метафоры, использованные в этом стихотворении «…в расширенном сердце страданья", "Ранящий сад мирозданья".

Посредством аллитерации автор  добивается изобразительной выразительности : звуки [С], [Р],  [Ш] (Ты развернешься в расширенном сердце страданья….) связывают между собой  разные по значению, но сходно звучащие слова, тем самым устанавливают между ними смысловые связи и  создают  символический ряд: шиповник – сострадание – Бог.

Символ шиповника проявляется и в форме стихотворения, разрывом строф автор добивается "шиповатости", что тоже подчёркивает символичность слова «шиповник».

             Лирика  этого стихотворения – философская, так как автор не только говорит о том, что Бог лечит каждую душу от страданий и неравнодушия, но и  сожалеет, что её сердце молчит: «Я же молчу, исчезая в уме из любимого взгляда».

Но всё же автор, с присущим неорелигиозным лирикам оптимизмом , видит спасение в духовном обновлении, в приобщении человека к Божеским истинам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...