Элективный курс "Как научиться писать сочинение" (11-12 класс)
элективный курс (11 класс)

Запханова Евгения Владимировна

Курс «Как научиться писать сочинение» призван научить азам письменной работы, в которой учащийся в различной форме излагает свое мнение, видение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_zaphanova_e.v_2019.docx816.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В словаре Даля сочинение определяется как «самое произведение, что сочинено», а слово сочинять так: «изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения». А сочинение в школе – это письменная работа учащегося, в которой он в различной форме излагает свое мнение по поводу проблемы, поднятой темой сочинения.

Для выпускников средней школы знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также уметь писать сочинение-рассуждение на заданную проблему, уметь анализировать и систематизировать информацию.

Курс «Как научиться писать сочинение» призван научить азам письменной работы, в которой учащийся в различной форме излагает свое мнение, видение.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует взгляды, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.

Занятие позволяют систематизировать полученные знания и применить на практике. Курс рассчитан на 34 часа.

Цели и задачи изучения курса.

Цель:

  • научить последовательности работы над сочинением
  • научить самостоятельной работе с текстом и анализу
  • формировать языковую, коммуникативную, лингвистическую компетенции
  • развивать навыки логического мышления
  • расширять кругозор учащихся

Задачи:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи ЕГЭ
  • опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание
  • выработать умение создания связного высказывания

Содержание курса

Главная задача курса научить учащихся развивать мысли на избранную тему, владеть яркой выразительной  и правильной русской речью, устной и письменной.

По-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои чувства и мысли – и устно, и письменно.

Учащиеся получат в этом курсе советы по работе над различными видами и типами сочинений, характеристики методов и приемов этой работы, научатся анализировать текст, раскрывать темы, выявлять проблему, позицию автора, подбирать аргументы (обязательный критерий для итогового сочинения), комментировать эпизоды (для сочинений ЕГЭ).

По программе изучения литературы в средней школе курс поможет не только закрепить приобретенные знания, умения, навыки, но и существенно обогатить свой словарный запас, расширить кругозор и обратиться к собственному опыту и применить его в работе над сочинением.

Основные разделы курса следующие:

- ознакомление с типами и жанрами сочинения;

- повторение основных сведений по теории литературы:

* литературный образ;

* тема;

* идея,

* проблема;

* композиция и т.д.  

- основные принципы построения сочинения;

- умение раскрыть личное отношение к произведению, проблеме, теме сочинения;

- умение использовать личный жизненный опыт, знания в аргументации сочинений.  

Практическая часть курса призвана способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи старшеклассников, уместному, умелому использованию языкового потенциала.

Результативность курса. 

К концу курса учащиеся должны:

• знать основные понятия теории сочинений разных жанров

• уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением

• обладать навыками работы со справочным материалом

• обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать

• владеть коммуникативными навыками

• владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка

• уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров

• оценивать свои творческие работы, с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости

• аргументировать свое мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Учебно-тематический план курса

№ п/п

Темы

Общее количество часов

Формы организации занятий

1.

Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного

произведения.

Знакомство с тематикой курса. Цель, задачи курса. Актуальность курса.

1

Лекция с элементами беседы, завершение недописанных высказываний.

2.

Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое.

1

Лекция с элементами беседы.

Практикум.

Работа со словарями.

Семинар.

Домашнее задание: заполнение терминологической таблицы, разноуровневые задания (карточки, опросные листы), вопросы семинарского занятия.

Форма контроля: тест, завершение недописанных высказываний, творческая работа.

3.

Особенности эпических, лирических, драматических произведений.

1

Лекция с элементами беседы.

Домашнее задание: 1. анализ эпизода из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. 2) анализ отрывка из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Форма контроля: Письменная работа по структуре ЕГЭ.

4.

Стили речи.

2

Лекция с элементами беседы.

Домашнее задание: особенности каждого стиля.

Форма контроля: анализ эпизодов. Определение функционально-смыслового типа речи.

5.

Основные требования к сочинению.

2

Лекция с элементами беседы.

Домашнее задание: составление

«Памятки» пишущему сочинение.

Форма контроля: заполнение таблицы «Типы тем сочинений».

6.

План сочинения. Типы планов. Раскрытие понятий: логичность, последовательность речи.

1

Практикум.

Домашнее задание:

составление разных типов планов сочинений.

Форма контроля: работа по тренировочным карточкам.

7.

Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения.

2

Лекция с элементами беседы.

Практикум.

Домашнее задание: творческая работа по вариантам.

Форма контроля: практическая работа.

8.

Проблемно-тематическая типология сочинений. Сочинение-рассуждение

2

Лекция с элементами беседы.

Творческая мастерская (обучение написанию сочинения-рассуждения).

Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа.

Форма контроля: проверка конспекта, творческих работ

9.

Жанровая классификация сочинений.

1

Лекция с элементами беседы.

Практикум.

Домашняя работа: работа со справочным материалом.

10.

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.

1

Лекция с элементами беседы.

Практическая работа.

Домашняя работа: чтение образцов литературы, созданных в жанре эссе, работа с вопросниками.

Форма контроля: письменный опрос.

11.

Сочинение-анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.

2

Лекция с элементами беседы.

Практическая работа.

Домашняя работа: написание творческой работы.

Форма контроля: защита творч. работ.

12.

Авторская позиция. Средства выражения позиции автора.

2

Практическая работа.

Домашняя работа: самостоятельная работа с текстами. Определение авторской позиции.

Форма контроля: практическая работа с текстами.

13.

Отработка навыков аргументации.

2

Практическая работа: работа с тестами.

Домашняя работа: подбор иллюстраций-примеров, аргументаций к разным проблемам, подбор цитат и цитирований.

Форма контроля: письменная работа.

14.

Практикум по написанию сочинения.

2

Практическая работа: Чтение рассказа Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила».

Определение семи основных частей сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (структура).

15.

Особенности литературного анализа                                                                  

2

Практическая работа: анализ эпического произведения.

Домашняя работа: определение позиции автора в повести В.Г.Распутина «Последний срок».

16.

Логика и комментирование. Типы информации в тексте.

1

Практическая работа: способы отсылки к тексту (проблема, комментарии, позиция автора)

Домашняя работа: анализ примера-иллюстрации.

17.

Пояснение к примерам. Смысловая связь между примерами                                                                  

2

Практическая работа: Смысловая связь между примерами.

Домашняя работа: Речевые клише. Противопоставление, сравнение, следствие-вывод.

18.

Речевые ошибки в сочинениях. Классификация речевых ошибок учащихся.

2

Практическая работа.

Домашняя работа: написание творческой работы.

Форма контроля: защита творческих работ.

19.

Стилистические ошибки в сочинениях. Виды грамматических ошибок.

2

Практическая работа.

Домашняя работа: написание творческой работы.

Форма контроля: защита творческих работ.

20.

Знакомство с новой демоверсией.                                                                  

1

Работа по КИМам (под редакцией И.П.Цыбулько)

21.

Зачетная работа

2

ИТОГО:

34 ч.

Содержание программы

1. Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного произведения.

Форма: лекция с элементами беседы, завершение недописанных высказываний.

Знакомство с тематикой курса. Цель, задачи курса. Актуальность курса.

Изучение представления учащихся о работе над сочинением, уровня подготовленности к освоению курса.

Работа с понятиями: художественное произведение, творчество, литературное творчество.

2. Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое.

Форма: лекция с элементами беседы, практикум, работа со словарями, семинар.

Домашнее задание: заполнение терминологической таблицы, разноуровневые задания (карточки, опросные листы), вопросы семинарского занятия.

Форма контроля: тест, завершение недописанных высказываний, творческая работа.

Освоение понятий: текст, подтекст, контекст.

Понятие целостности художественного произведения. Единство формы и содержания. Художественное выражение элементов содержания (тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт) и содержательность элементов формы (жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства и т.д.).

Литературный образ, персонаж, тип, характер, литературный герой.

Художественная деталь (узнавание, интерпретация, выявление роли детали).

Эпическое произведение. Жанры. Пространственно-временная организация, система персонажей, способы их создания (имя, внешность, поведение, речь).

Лирическое произведение. Функции и смысловая нагрузка элементов лирического произведения. Реализация лирического переживания (поэтический язык, ритмико-мелодическая организация, лирический сюжет, композиция, жанр). Принципы живописности и музыкальности.

Драматическое произведение. Характер драматического действия, жанры, конфликт, система действующих лиц и их роль в развитии действия, монолог, диалог. Поэтика (смысл заглавия, символика и др.), способы выражения авторской позиции (ремарки, поэтика имён и др.).

3. Особенности эпических, лирических, драматических произведений.

Лекция с элементами беседы.

Домашнее задание: 1. анализ эпизода из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. 2) анализ отрывка из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Форма контроля: Письменная работа по структуре ЕГЭ.

4. Стили речи.

Лекция с элементами беседы.

Домашнее задание: особенности каждого стиля.

Форма контроля: анализ эпизодов. Определение функционально-смыслового типа речи. Хотя в русском языке есть пять стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический, в ЕГЭ представлено только два стиля: художественный и публицистический.

5. Основные требования к сочинению.

Форма работы: лекция с элементами беседы.

Домашнее задание: составление «Памятки» пишущему сочинение.

Форма контроля: заполнение таблицы «Типы тем сочинений».

Сочинение как отражение интеллектуального, эстетического, нравственного развития учащегося.

Выбор темы. Требования к содержательной стороне сочинения: глубина и полнота раскрытия

темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность

изложения, уместное и умелое использование цитат, смысловая точность эпиграфа.

Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность.

Объём, соотнесённость композиционных частей работы (вступление, основная часть, заключение). Критерии оценки.

6. План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность, последовательность речи.

Форма: практикум.

Домашнее задание: составление разных типов планов сочинений.

Форма контроля: работа по тренировочным карточкам.

Типы планов: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план и др.

Точность, последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений, умозаключений.

7. Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения.

Форма: лекция с элементами беседы, практикум.

Домашнее задание: творческая работа по вариантам.

Форма контроля: практическая работа.

Виды вступлений и выбор вступления в зависимости от темы сочинения: историческое вступление, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое и др.

Основная часть сочинения. Уместное использование различных приёмов выстраивания рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение героев одного произведения, сравнение героев разных произведений одного автора, сравнение героев разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами искусства – живописью, музыкой, театром, кино; внутренняя полемичность, доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом; цитирование и др.).

Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью.

8. Проблемно-тематическая типология сочинений. Сочинение-рассуждение 

Форма: лекция с элементами беседы, творческая мастерская (обучение написанию сочинения-рассуждения).

Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа.

Форма контроля: проверка конспекта, защита творческих работ.

Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение как тип творческой работы и как составляющая часть сочинения на определённую тему. Жанрово-композиционные системы повествования, описания, рассуждения.

Порядок работы над сочинением–рассуждением.

Виды формулировок тем сочинений: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. Особенности подготовительного этапа работы над сочинением в зависимости от вида формулировки темы. Приёмы организации языкового материала в соответствии с выбором определённого типа речи.

9. Жанровая классификация сочинений.

Форма: лекция с элементами беседы, практикум.

Домашняя работа: работа с справочным материалом.

Форма контроля: проверка конспекта.

Основополагающие принципы жанровой классификации сочинений: литературный портрет, этюд, эссе, рецензия, обозрение, очерк, дневник, интервью, воспоминание.

10. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.

Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.

Домашняя работа: чтение образцов литературы, созданных в жанре эссе, работа с вопросниками.

Форма контроля: письменный опрос.

Определение жанра эссе, выявление характерных особенностей строения текста, способов характеристики, выражения авторской позиции и т.д.

11. Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.

Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.

Домашняя работа: написание творческой работы.

Форма контроля: защита творческих работ.

Эпизод как часть целого, определённая самостоятельность эпизода и неразрывная вплетённость в художественную ткань произведения. Осмысление идейно-тематического содержания и своеобразия формы, выяснение связей данной части произведения с другими. Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения. Выявление художественного своеобразия фрагмента.

Внимательное изучение и отбор литературного материала, составление плана, подбор эпиграфа. Требования к творческой работе.

12. Авторская позиция. Способы ее выражения.

Практическая работа.

Домашняя работа: самостоятельная работа с текстами. Определение авторской позиции. Прочитать повесть П.Санаева «Похороните меня за плинтусом».

Форма контроля: практическая работа с текстами. Позиция автора может быть прямо сформулирована в тексте, выражена в словах одного из персонажей или явно не выражена.

Чтобы определить её нужно ответить на вопросы:

  1. Что хотел сказать автор читателю, для чего он написал этот текст?
  2. Как автор оценивает описанную в тексте ситуацию?
  3. Как бы вы описали автора? Этот человек, убежденный в том, что…

13. Отработка навыков аргументации.

Практическая работа: работа с тестами.

Домашняя работа: подбор иллюстраций-примеров, аргументаций к разным проблемам, подбор цитат и цитирований. Заполнить таблицу по известным произведениям из школьной программы  пр-р: А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», К.Г.Паустовский «Телеграмма» и др.

Форма контроля: письменная работа.

Составление «банка аргументов» для сочинений по схеме:

Проблема

Позиция автора

Аргумент

Роль учителя в жизни человека.

В.Распутин «Уроки французского»

Учительница Лидия Михайловна преподает не только уроки французского, но и уроки доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

 

14. Практикум по написанию сочинения.

Практическая работа: Чтение рассказа Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила».

Определение семи основных частей сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (структура).

Ответить на вопросы: какой теме он посвящен? Что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать автор?

  1. О двуличности человека… / проблема /
  2. Комментарии.
  3. Автор осуждает героя… / позиция автора /
  4. Ваша позиция.
  5. Сюжетная линия Иудушки Головлева из «Господ Головлевых» М.Е. Салтыкова-Щедрина.  /аргумент/
  6. История, рассказанная в повести П.Санаева «Похороните меня за плинтусом».  /аргумент/
  7. Вывод.

15. Особенности литературного анализа                                                                  

Практическая работа: анализ эпического произведения.

Домашняя работа: определение позиции автора в повести В.Г.Распутина «Последний срок».

Пути и принципы анализа литературного произведения. Что такое целостный анализ, проблемный анализ?

16. Логика и комментирование. Типы информации в тексте.

Практическая работа:

  • способы отсылки к тексту;
  • проблема → комментарии  → позиция автора;
  • типы информации.

 Домашняя работа: анализ примера-иллюстрации.

Форма контроля: письменная работа (с прямым и косвенным цитированием, размышлениями над фактами, описываемыми в тексте)

17. Пояснение к примерам. Смысловая связь между примерами                                                                  

Практическая работа: Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Домашняя работа: Речевые клише. Противопоставление, сравнение, следствие-вывод.

Форма контроля: комбинированный опрос (тест, письменный и устный опрос).

18. Речевые ошибки в сочинениях. Классификация речевых ошибок учащихся.

Форма: практическая работа.

Домашняя работа: составление таблицы, подбор иллюстративного материала, выполнение обучающих упражнений.

Форма контроля: проверочная работа.

Классификация речевых ошибок учащихся: системные, просторечные, композиционные.

Речевые ошибки подразделяются на ряд категорий: словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические.

19. Стилистические ошибки в сочинениях. Виды грамматических ошибок.

Форма: практическая работа.

Домашняя работа: составление таблицы, подбор иллюстративного материала, выполнение обучающих упражнений.

Форма контроля: проверочная работа.

Ошибка – нарушение нормы, понятие стилистической нормы.

Наиболее характерные стилистические ошибки, их классификация. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.

Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Наиболее характерные грамматические ошибки в устных высказываниях и письменных работах учащихся.

Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.

Литература:

  1. «Как работать над сочинением», А.А.Крундышев, г.Санкт-Петербург, отделение издательства «Просвещение», 1992г.;
  2. «Как надо писать сочинение», В.Г.Петрович, г.Москва, «Аквариум», 1998г.;
  3. «Раздумья перед сочинением», Ю.А.Озеров, г.Москва, «Высшая школа», 1990г.;
  4. «Как научиться писать сочинение», И.Родин, г.Москва, «Родин и компания» издательство «Аст», 1997г.;
  5. «Русский язык. Задачник. ЕГЭ», сборник заданий и методических рекомендаций, Г.Т.Егораева, г.Москва, «Экзамен», 2017г.;
  6. «Речевые ошибки и их предупреждение», С.Н.Цейтлин, г.Москва, «Просвещение», 1982г.;
  7. «Современная русская литература», Д.И.Довнор и А.И.Запольский, г.Минск, «Книжный дом», 2003г.;
  8. «Типовые экзаменационные варианты. ЕГЭ Русский язык» под редакцией И.П. Цыбулько, «Национальное образование», 2018г, 2019г..
  9.  «Теория и практика литературного анализа», Е.А.Маймин, Э.В.Слинина, г.Москва, «Просвещение», 1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"

Данный элективный курс  рассчитан  на 17 часов. Может  использоваться в 10-11 классах....

План-конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"

План - конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"...

Рабочая программа элективного предмета «Учимся писать сочинение-рассуждение» в 9 «а,б» классах

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориен...

Ташлыков. Как научиться писать сочинение

Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие. – Иркутск:Иркут. ун-т, 2001. – 103 с.Данное пособие основано на личном опыте автора, ряд лет работаю-щего в приемных комиссиях высш...

Как научиться писать сочинения.

Статья содержит рекомендации  по написанию сочинения...

ПРОГРАММА элективного курса «Учимся писать сочинение» 10 класс

Элективный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи....