Серебряного века силуэт.
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Зайцева Галина Александровна

Знакомство с модернистскими течениями рубежа 19-20 веков.(вводный урок в 11 классе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 53430.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Серебряного века силуэт Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Калиновка Зайцева Галина Александровна

Слайд 2

Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм

Слайд 3

Цели урока: - познакомиться с модернистскими литературными течениями поэзии начала ХХ века, знать их особенности; - уметь видеть разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века; - уметь различать особенности творческой манеры поэтов символистов, акмеистов, футуристов; - развивать речь, навык выразительного чтения стихов, умение анализировать лирическое стихотворение; - развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности , творческую активность; - воспитывать эстетический вкус, интерес к поэтическому слову.

Слайд 4

Мир искусства Демон сидящий. 1890 Царевна-лебедь. 1890 Гадалка.1885 Врубель Михаил Александрович

Слайд 5

В. А. Серов «Девочка с персиками» 1887г. Васнецов В.М. « Алёнушка » 1881г.

Слайд 6

Музыка Скрябин А. Н . Прокофьев С. С. Рахманинов С. В.

Слайд 7

Философия Бердяев Н. А. Розанов В. В.

Слайд 8

Литературные течения рубежа веков КРИТЕРИИ ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ Отношение к миру Роль поэта Отношение к слову Особенности формы Близкий род искусства

Слайд 9

Константин Бальмонт Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.

Слайд 10

Николай Гумилев Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… — Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Слайд 11

Владимир Маяковский Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных , недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот.

Слайд 12

Литературные течения рубежа веков Критерии для сопоставления Символизм Акмеизм Футуризм Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваем Мир надо переделать Роль поэта Поэт-пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое Отношение к слову Слово многозначно и символично Четкая определенность слова Свобода в обращении со словом Особенности формы Намеки, иносказания Конкретная образность Обилие неологизмов, искажений слов Близкий род искусства М узыка Живопись, архитектура, скульптура Ж ивопись

Слайд 13

Викторина Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя... Не потому, что я ее любил, А потому, что я томлюсь с другими... И. Анненский

Слайд 14

Мне холодно. Прозрачная весна В зеленый пух Петрополь одевает, Но, как Медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звезд "булавки" золотые, Но никакие звёзды не убьют Морской воды тяжёлый изумруд. О. Мандельштам

Слайд 15

В сияньи бледных звёзд, как в мертвенных очах Неумолимое, холодное бесстрастье; Последний луч зари чуть брезжит в облаках, Как память о минувшем счастьи ; Безмолвным сумраком полна душа моя: Ни страсти, ни любви с их сладостною мукой, Всё замерло в груди... лишь чувство бытия Томит безжизненною скукой. Д. Мережковский

Слайд 16

Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. «Линь, пинь , пинъ !» - тарарахнул зинзивер . О, лебедиво ! О, озари! В. Хлебников

Слайд 17

Это - область чьей-то грезы, Это - призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены. Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым. Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра, Это мир очарований, Этот мир из серебра! В.Я. Брюсов

Слайд 18

Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: 1. Вслушиваясь в стихи Серебряного века. 2. Моё открытие поэтов Серебряного века. 3. Мое первое знакомство с поэзией Серебряного века. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве В. Брюсова, читать стихи В. Брюсова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-проект по литературе в 11 кл. "Серебряного века силуэт..."

Цели урока-презентации:  —Определить временные границы Серебряного века; —Рассмотреть основное содержание эпохи, именуемое Серебряным веком; —Ответить на вопрос: почему...

О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся  целостного представления о культуре  Серебряного века,  содействует  эстетическому воспитанию школьников,  разви...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Турнир поэтов 2017 Фестиваль авторской поэзии "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..."

Фестиваль авторской поэзии посвящается 125-летию М.И. Цветаевой,130-летию И.В. Северянина и 140-летию М.А. Волошина      « И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО        ...

ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"

ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...

Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".

Работа о творчестве поэтов  "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися  Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...