Мастерская по искусству речи в 5 классе "Мой стих поёт в волнах его прилива" (М. Волошин)
методическая разработка по литературе (5 класс)

Наталья Ивановна Немыкина

Это интегрированный урок русского языка, литературы и МХК, в основе которого лежит природный концепт "море". Природный концепт – это конструкт, в естественнонаучное пространство которого должны быть включены метафорические и художественные смыслы. Мастерская построена как экскурсия в студию маринистов. Начинается она в поэтическом зале, где детям предлагается под музыку  декламировать стихи о море. Затем пятиклассники перемещаются в ностальгический зал, чтобы обменяться летними впечатлениями от пребывания на море. В картинной галерее ребята знакомятся с известными маринистами: Александром Грином, Иваном Айвазовским, Максимилианом Волошиным. Учатся у них искусству словесной живописи: выписывают на свои морские творческие странички оригинальные сравнения, закрепляют правописание сложносоставных цветовых эпитетов и реставрируют мини-тексты. В конце мастерской школьникам предлагается сочинить словесные марины: сочинение-фантазию «Тайна морского дна»; сочинение-описание «Когда море резвится (волнуется, сердится…») или сочинение-сказку «В гостях в Морского царя».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon more.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

«Мой стих поёт в волнах его прилива» (М. Волошин)

Художественная мастерская по искусству речи в 5 классе

(Сценарий опубликован в журнале "Русский язык" № 15, 2009:

https://rus.1sept.ru/view_article.php?id=200901505)

(https://infourok.ru/hudozhestvennaya-masterskaya-po-razvitiyu-rechi-1460247.html)

Тип урока: интегрированный урок русского языка, литературы и МХК.

Форма урока: посещение студии маринистов.

Оборудование: репродукции морских картин И. Айвазовского, М. Волошина, А. Боголюбова, К. Богаевского, У. Тёрнера, М. Чюрлёниса и др.; фотографии и открытки с изображениями моря, с видами домов-музеев А. Грина и М. Волошина; кассеты (=диски) К. Дебюсси; репродукция картины К. Васильева «Садко в гостях у Морского царя».

                                        Цели урока:

  1. Способствовать моделированию словесного пространства концепта «море» путём погружения детей в творческий мир художников, поэтов и музыкантов, посвятивших свои произведения морю; познакомить с правописанием сложносоставных цветовых эпитетов и научить их использовать в собственных текстах.
  2. Расширить и дополнить детские фрагментарные представления о море новыми метафорическими и живописными смыслами.
  3. Воспитывать художественный вкус, умение понимать и ценить красоту.

Литература:

  1. Айвазовский / Художественная галерея, 2006, 3 78.
  2. Вачьянц А. Проект «Мир моря» на уроках изобразительного искусства в начальной школе / Искусство, 2007, № 3, с. 4-5.
  3. Волошин М. Дом поэта: Стихи. Главы из книги «Суриков». – Л.: Дет. лит., 1991 г., с. 173-178.
  4. Катаев В. Белеет парус одинокий: Повесть. Для старшего школьного возраста. – Вильнюс: Витурис, 1987, с. 10.
  5. Тёрнер У. / Художественная галерея, 2005, № 19.

                                 

Содержание мастерской

  Поэтический зал

Учитель. Вечно изменчивое море восхитительно, им можно любоваться без конца. Люди издавна стремятся  к морю: его влажное дыхание успокаивает, наполняет необычайными энергетическими силами. Поэты всех времён и народов дарят морю свои стихи. Одним их лучших поэтических подарков морю до сих пор остаётся написанное более 100 лет назад стихотворение И. А. Бунина:

Всё море – как жемчужное зерцало,

Сирень с отливом млечно-золотым.

В дожде закатном радуга сияла.

Теперь душист над саклей тонкий дым.

Вон чайка села в бухточке скалистой, –

Как поплавок. Взлетает иногда,

И видно, как струёю серебристой

Сбегает с лапок розовых вода.

У берегов в воде застыли скалы,

Под ними светит жидкий изумруд,

А там, вдали, – и жемчуг и опалы

По золотистым яхонтам текут.  

Дети выразительно  читают подготовленные стихи.

                                Ностальгический зал

Учитель.  Море не только нас удивляет и восхищает, оно ещё поселяет в нашей душе лёгкую грусть, которая всегда появляется после расставания с морем.

Обмен летними впечатлениями на морских страничках

Когда я вспоминаю море, то…

                …вижу перед собой лиман, ракушки и манящую черту горизонта.

                …то ощущаю морской воздух – чистый, бодрящий, зовущий меня в сказочное путешествие.

                … я мечтаю поскорей увидеть вновь его волны, солнце, отражающееся в воде, прыгающих дельфинов, тёплый песок и кружащихся в небе чаек. ( Таня Цурупа) 

                …я устремляюсь в загадочные дали, в которых звучит мелодия счастья и мира. (Денис Чупин)

                …то я мечтаю увидеть  пляж, на котором русалки сидят на камнях. (Катя Шило) 

    Портретный зал

Учитель.  Есть люди, которые расстаться с морем так и не смогли. Они решили посвятить своё творчество манящей глубине морского пространства. Их называют маринистами. К ним относятся писатель А. С. Грин (не случайно его дом-музей в Феодосии спроектирован в форме корабля); художник И. К. Айвазовский, написавший за свою жизнь более 6000 полотен, две трети из которых – это завораживающие марины. Море, горы и облака – это излюбленные темы поэта и художника М. Волошина, ярчайшего представителя Серебряного века. Давайте заглянем в дом мариниста, ведь нас приглашает сам хозяин:

Дверь отперта. Переступи порог,

Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.

В прозрачных кельях, беленных извёсткой,

Вздыхает ветр, живёт глухой раскат

Волны, взмывающей на берег плоский,

Полынный дух и жёсткий треск цикад.

А за окном расплавленное море

Горит парчой в лазоревом просторе…

Всей грудью к морю, прямо на восток

Обращена, как церковь, мастерская.

И снова человеческий поток

Сквозь дверь её течёт, не иссякая.

Войди, мой гость, стряхни житейский прах

И плесень дум у моего порога…

Со дна веков тебя приветит строго

Огромный лик царицы Таиах.

Мой кров – убог. И времена – суровы.

Но полки книг возносятся стеной.

Тут по ночам беседуют со мной

Историки, поэты, богословы.

                        («Дом поэта», М. Волошин)

        Учитель показывает изображения домов-музеев А. Грина и М. Волошина.

Учитель. Мастерские известных писателей и художников, как видите, обязательно содержат книжные стеллажи, картины, портреты, причудливые морские сувениры… Но нам сегодня предстоит заглянуть в самую необычную мастерскую самого необычного мариниста, каким, безусловно, является Морской царь. Его мастерская – это загадочное морское дно. У римлян повелителя морской стихии называют Нептуном, у греков – Посейдоном. Был Морской царь и у наших предков – славян, недаром сохранились былины о пребывании в гостях у Морского царя знаменитого новгородского купца Садко. Посмотрите, как лихо выплясывает владыка морской  под  удивительные гусли Садко на картине К. Васильева (Дети рассматривают репродукцию картины). А каким представляете Морского славянского царя вы? Опишите его.

                           

 Мифологическая словарная статья  

Морской царь – пожилой мужчина с бородой. Сидит он на золотом троне. Знаки власти – державный жезл в руках-плавниках и золотой диск на голове. Знак силы – крестовидный водомёт. (Алёша Ашихмин) 

М. ц.  –  это человек-рыба: до пояса он обыкновенный мужчина, а ниже – акула. Посох его обвивают электрические угри. С их помощью он вызывает бури, наводнения, водовороты. (Маша Бурлуцкая) 

М. ц.  – это пожилой мужчина, который одет в русский народный костюм. На голове его – корона из ракушек. На ногах его – лапти, сплетённые не из соломы, а из самых красивых водорослей. У него рыбий хвост и клешни, как у рака. В одной клешне он держит посох морей и океанов, в другой – макет пиратского корабля, которые он любит топить. (Катя Шило)

М. ц.  – это огромный осьминог, который восседает на коралловом троне. Иногда он запрягает волшебных китов в громадные сани, украшенные самыми прекрасными жемчужинами. Тогда море бушует, закрывая царя от любопытных глаз. Когда его дочери-дельфинихи танцуют для него, он радуется. Море начинает будто улыбаться и пританцовывать вместе с ними. (Соня Кузьменко)

                                        Писательский зал

Учитель. Восторгаться морем может каждый, а вот выразить своё восхищение  в словах дано не всем. Предлагаю поучиться у мастеров художественного слова. Обратите внимание на то, что никто в своём описании не ограничился одним цветовым оттенком. Все авторы прибегли к помощи сложносоставных прилагательных, т. е. прилагательных, состоящих из двух корней. Такие прилагательные, обозначающие цветовые оттенки, пишутся через дефис.

                                Выборочный диктант

Задание: из данных предложений выпишите словосочетания, состоящие из существительных и зависимых сложных прилагательных.      

  1. Впереди, резко отделяясь от жёлтой воды лимана, лежала чёрно-синяя полоса мохнатого моря. (В. Катаев)
  2. Тысячи бликов дробились и зыбились на серо-золотом море. (Д. Быков)
  3. Море лежало прямо под ногами, спокойное, как туго натянутый серовато-голубой атлас, и только кое-где слегка морщилось. (З. Воскресенская)
  4. Море в гавани было грязно-зелёного цвета, а дальняя песчаная коса, которая врезалась в него на горизонте, казалась нежно-фиолетовой. (А. И. Куприн)
  5. Вот и скамья, и соломенный зонт,    

     Дальше обрыв – и туманный,        

     Мглисто-багровый морской горизонт,

          Запад зловещий и странный. (И. А. Бунин)

                                

Картинная галерея маринистов

Учитель. В нашей картинной галерее вы можете увидеть марины тех художников, кто мог изобразить своё благоговейно-восторженное отношение к морю в красках. Морская стихия в их живописных работах может вздымать гигантские волны, вздымать мириады брызг, бурлить и неистовствовать, крушить корабли…В то же время они могли изобразить море тихим и ласковым, спокойным и задумчивым, игривым и шаловливым или же тревожно затаившимся перед грозой…Чтобы подобрать нужную краску, художник на своей палитре смешивает и пробует несколько раз сотни различных оттенков. Мы тоже попробуем сейчас смешать словесные краски и описать спокойное и бушующее море. Найти наиболее удачный цвет вам, конечно, помогут репродукции картин прославленных живописцев. Не забывайте: если вы будете пытаться  нарисовать гамму моря с помощью двух цветовых оттенков, вам понадобится дефис.

                                Цветовая гамма моря

                              Портрет спокойного моря

Бирюзовое, синее, голубое, фиолетовое, небесно-розовое, серебристо-лазурное, изумрудно-лазоревое,…

                           Портрет бушующего моря

Свинцовое, серое, стальное, чёрное, сине-чёрное, пепельно-коричневое, грязно-фиолетовое, угольно-багровое, …  

Учитель. Ну что ж, я думаю, море будет нам признательно за те наряды, какие мы ему подарили. Ведь оно наряжается, чтобы доставить радость людям.

В ночь любую, в день любой

Море занято собой:

По утрам оно одето

В платье розового цвета.

Днём – одето в голубое,

С белой ленточкой прибоя.

По ночам на чёрной глади –

Мягкий бархатный наряд,

А на бархатном наряде

Драгоценности горят.

Море, если не секрет.

Дай, пожалуйста, ответ:

Для чего тебе наряды?

 – Чтобы люди были рады! (В. Орлов)

                                Музыкальный зал

        Прослушивание инструментальной композиции К. Дебюсси «Море»    

                        Зал орфографической зоркости

Учитель. Художники и поэты всегда воспринимали море как живой организм. Они понимали, что у моря, как и у человека, есть свой характер, свои увлечения, свои печали и радости. Море обижается, когда некоторые ученики считают его существительным женского рода и приписывают ему окончание а. Давайте не будем обижать море и докажем, что мы умеем правильно вписывать глагольные окончания, в соответствии с определяемыми существительными.

        Осложнённое списывание с грамматическим обоснованием  

  1. Море дышал… спокойно и легко.
  2. А море качал…сь, кипел… и рушил…сь синей волной.
  3. Бирюзовое море нежил…сь в лучах солнца, спокойно и глубоко дышал… водная гладь.   

Писательский зал

Учитель. Предлагаю вернуться в писательский зал, чтобы ещё раз насладиться словесной морской палитрой выдающихся мастеров.

                                        Мелодекламация

На фоне инструментальной композиции, в которой можно услышать плеск морских волн, крики чаек, учитель (или подготовленный ученик) выразительно читает отрывок из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий».  

Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.

      Оно меняется на глазах каждый час.

      То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг цвета индиго, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно  грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушённом воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеёй во всю громадную высоту потрясённых обрывов.

     Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

     Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в чёрную тёплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

                        Эвритмическая разминка «Капризные волны»

        Дети становятся между рядами и берутся за руки. В зависимости от количества детей в классе, организуйте две или три группы «волн». Каждой группе нужно сначала превратиться в бушующую волну, а затем – в спокойную. Дайте возможность сначала обсудить характер движений. Подберите соответствующую музыку.  

     

  Поэтический зал

Учитель. Прежде чем вы попробуете себя в создании словесных марин, давайте выберем для сочинения «Тайна морского дна» эпиграф.

А. Хорошо меж подводных стеблей.             В. Но вдруг лесной повеет явью,

     Бледный свет. Тишина. Глубина.                   Когда сквозь моря синеву,

     Мы заметили лишь тень кораблей,                Сквозь лунно-звёздное сиянье

     И до нас не доходит волна.                             Увидишь сказку наяву.

                           К. Бальмонт                                                           Л. Вьюнник

Б. Безмолвное море, лазурное море,              Г. Прощай, свободная стихия!

    Открой мне глубокую тайну твою:                 В последний раз передо мной

    Что движет твоё необъятное лоно?                 Ты катишь волны голубые

    Чем дышит твоя напряжённая грудь?             И блещешь гордою красой.

                           В. Жуковский                                                         А. С. Пушкин

                        Обоснование выбранных эпиграфов

                     

      Написание словесных марин по выбору:

сочинение-фантазия «Тайна морского дна»;

сочинение-описание «Когда море резвится (волнуется, сердится…»);

сочинение-сказка «В гостях в Морского царя».

«Вернисаж»  

                        

Лучшие ученические работы

       Когда море резвится…

Когда море резвится,  белые барашки его волн накатывают и убегают, увлекая за собой. Море как будто живое: оно пытается догнать меня, свалить с ног. Когда барашки бьются о камни, кажется, что камни –  пастухи морского побережья. Они не пускают волны на берег.

              Море сияет и переливается. В нём играют разные краски: зелёная, голубая, жемчужная, изумрудно-фиолетовая. Эти краски сбежали от одного художника, который каждый день приходил к морю, чтобы нарисовать картину. Но марина у него никак не получалась, и тогда обиженные краски убежали от неудачника.

              Когда какая-нибудь волна вздымается вверх, кажется, что вот-вот из неё выйдет сам Нептун, чтобы осмотреть свои владения. Обычно он следит, как ведут себя люди, не сорят ли они. И если он видит, что всё-таки сорят, окатывает их большой волной. Белые барашки всегда сопровождают Нептуна во время таких контрольных осмотров.

               Вечером море стихает. Нептун уплывает решать очень  важные вопросы глубоко-глубоко в море. А люди уходят домой.

                                                                   Макаренко Алёна

                                  Тайна морского дна

        Спускаюсь на самое дно и медленно-медленно иду (или всё-таки плыву?) Ой! Вот промелькнул дельфин, справа рыбки трудятся над жемчужинами: готовят украшения для свадебного платья дочери Нептуна. Он сам вдалеке  восседает на троне, следит за своими подданными в специальный бинокль.

Иду дальше, слева – морской ресторан. Захожу, сажусь за рифовый столик, читаю меню: «Вода с водорослями», «Сказочные моллюски» и т. п.  Подплывает креветка-официант и спрашивает:

 – Что будем заказывать, уважаемая?

Я удивилась её хорошим манерам и отвечаю:

 – Очень хочется попробовать  водички с водорослями.

        Креветка посмотрела на меня и внезапно попятилась. Я удивилась её странным движениям, но тут вспомнила, что креветки задом наперёд плавают. Гляжу, а она уже передо мной стоит и поднос со стаканом в два раза больше её самой держит!

 – Спасибо! – поблагодарила я странную официантку.

 – Стакан можете оставить себе! – ответила она и вновь попятилась.

        Иду (или плыву?)  я по улицам морским, воду пью, под ногами  жизнь морская кипит: скаты-автобусы плавают, рачки-геологи землю роют…Хорошо здесь! Но, к сожалению, пора домой! На поверхность! Я также медленно всплываю, чтобы ещё раз насладиться морскими видами.

        Через несколько мгновений я оказываюсь дома, в тёплой кроватке, а в ногах мирно мурлычет кошка. Завтра я обязательно расскажу ей об удивительных морских обитателях.

                                                                        Кузьменко Соня

В гостях у Морского царя

Как-то раз я плыла по морю на яхте с белыми парусами. Виднелись горы, спящие в тумане; яркое солнце отражалось в прозрачной воде.

Вдруг я увидела прыгающих дельфинов. Каково же было моё удивление, когда они прыгнули на борт и заговорили человеческим голосом.

 – Не желаешь ли ты побывать в сказочном подводном царстве? – спросили они меня.  

        Это была моя давняя  мечта, и я, ни минуты  не раздумывая,  согласилась. Только хотела надеть маску, но дельфины остановили меня.

 – Но как же я буду дышать под водой? – спросила я.

        Дельфины ничего не ответили и нырнули. Вскоре они вернулись с морскими водорослями, которые предложили мне съесть. Я их съела и оказалась …в сказке. Я обнаружила, что могу дышать, плавать и даже разговаривать под водой.

        В сопровождении дельфинов я направилась к Морскому царю. Когда я очутилась у него во дворце, он превратил меня в русалку, чтобы мне было легче плавать. Я проплыла мимо рифа, огнедышащих вулканов, сада чудесных ягод. Познакомилась с удивительными существами. Но внезапно мне захотелось домой. И тут я поняла, что не могу вернуться на яхту, потому что у меня вместо ног был блестящий русалочий хвост.  

        Я возвратилась к царю, но он отказался  помочь. Тогда я подумала про ягоды, которые видела в необычном саду. Я снова поплыла в сад. Там стала вспоминать, что именно мне рассказывали об этих ягодах дельфины. В саду росла волшебная ягода-превращательница. Я сорвала её и вернулась во дворец. Морской царь невероятно удивился, когда услышал мой рассказ об этой  ягоде. Он решил посадить её у себя во дворце, поэтому отнял ягоду у меня.

        Мне пришлось обратиться за помощью к фее Мермедии – великой морской волшебнице. Она дала мне кулон славы. С его помощью я должна была вернуть свои  ноги. Поблагодарив фею, я поплыла. Двигаться быстрее мне, конечно, помогал русалочий хвост. Я выплыла на берег, а затем произошло чудо: волшебный хвост превратился в обыкновенные человеческие ноги. На память об этом необычном погружении у меня остался кулон Мермедии.

Таня Цурупа  

                        Колобок в гостях у Морского царя  

        Ты думаешь, что знаешь все сказки? А вот и нет! Прочитай историю, которую рассказывают под водой.

         Жил-был Колобок. Покатился он однажды на море. Купался себе, веселился, пока Морскому царю не попался. Схватил царь Колобка и поволок под воду. Но у Колобка внутри была вмонтирована специальная техника: приборы спасения от всяких монстриков. Поэтому Колобок смог напугать царя звуками последнего хит-парада. Царь испугался и отпустил его.

        Неожиданно нахлынула волна, и Колобуша пошёл ко дну. Однако он не струсил. Колобок рассуждал: «Я не думал головой, поэтому утонул. Но я – мужчина! Я не боюсь!»

        На дне Колобка, конечно, увидел царь Морской. Он приказал связать его, а затем судить. На суд приплыли киты. Больше никто не явился. Почему – это осталось загадкой.

 – Колобок! Ой, подсудимый! Почему вы слушаете рэп?

 – Хиты обожаю! – последовал невозмутимый ответ.

 – А кто вам позволил купаться на моей царской территории? Кстати, какие вы любите хиты?

 – «Фифти цент», «Кэнди шоп», «Ин да клаб», «Пиинпи», «Ю фунт нау». Всё!

 – Если хотите вернуться на сушу, попробуйте победить меня в бою на руках. Принесите стол! – приказал царь.

        Долго боролись соперники. У Колобка не было рук, зато он обладал искусством телекинеза. Силой своего взгляда Колобок поднатужился и … победил Морского царя: положил его руку, если так можно выразиться, на стол. Пришлось Морскому царю отпустить его к деду и бабе и курочке Рябе.

        С тех пор Морской царь стал настоящим рэпером. Колобок подарил ему плейер и сборник новых МР-тришек.  

Денис Чупин  

        

        

Морская страничка

                                                                       Как хорошо ты, о море ночное,

                                                                       Здесь лучезарно, там сизо-темно…

                                                                      В лунном сиянии, словно живое,

                                                                      Ходит, и дышит, и блещет оно…

                                                                                                           Ф. И. Тютчев

                                               Морская фантазия

Когда я вспоминаю море, то…

                                                Цветовая гамма моря

                                            Портрет спокойного моря          

Бирюзовое,  

                                           

 

                                            Портрет бушующего моря

Свинцовое,

                                                             

                                                           

                                                                   

                                                                 

 

                                              Выборочное списывание

                           

                     

                                           Фантастическая версия

Море умеет …

                                   Морские синтаксические загадки

Задание: продолжите данные предложения двумя способами, чтобы союз и соединял: а) однородные члены и б) простые предложения.

  1. Море волновалось, сердилось и…

Морские коньки показались среди морских водорослей и…

Мифологическая словарная статья по аналогии

Морской царь –

                     

 Выбор эпиграфа для сочинения «Тайна морского дна» 

А. Хорошо меж подводных стеблей.                          В. Но вдруг лесной повеет явью,

     Бледный свет. Тишина. Глубина.                                Когда сквозь моря синеву,

     Мы заметили лишь тень кораблей,                             Сквозь лунно-звёздное сиянье

     И до нас не доходит волна.                                          Увидишь сказку наяву.

                           К. Бальмонт                                                                        Л. Вьюнник

Б. Безмолвное море, лазурное море,                           Г. Прощай, свободная стихия!

    Открой мне глубокую тайну твою:                             В последний раз передо мной

    Что движет твоё необъятное лоно?                             Ты катишь волны голубые

    Чем дышит твоя напряжённая грудь?                         И блещешь гордою красой.

                           В. Жуковский                                                             А. С. Пушкин 

        

Словарная статья для мифологического словаря

М. ц.  – это пожилой мужчина, который одет в русский народный костюм. На голове его – корона из ракушек. На ногах его – лапти, сплетённые не из соломы, а из самых красивых водорослей. У него рыбий хвост и клешни, как у рака. В одной клешне он держит посох морей и океанов, в другой – макет пиратского корабля, которые он любит топить. (Катя Шило)

М. ц.  – это огромный осьминог, который восседает на коралловом троне. Иногда он запрягает волшебных китов в громадные сани, украшенные самыми прекрасными жемчужинами. Тогда море бушует, закрывая царя от любопытных глаз. Когда его дочери-дельфинихи танцуют для него, он радуется. Море начинает будто улыбаться и пританцовывать вместе с ними. (Соня Кузьменко)

М. ц.  – это кит, у которого вместо плавников щупальца, как у осьминога, только огромных размеров. В них он держит книгу, перо и чернила. В этой книге он записывает то, что будет происходить в его владениях в ближайшее время. Когда  плывёт какой-нибудь корабль, царь-кит решает, отправить его на дно или дать ему шанс плыть дальше. Что он напишет в своей книге, то и будет.

                                Дима Казанский и Миша Сигалов

М. ц.  –  это лазурная жемчужина, восседающая на троне из ракушек. Ей прислуживают все морские обитатели. Для тех, у кого чистое сердце, царская жемчужина превращается в зеркало, которое предсказывает будущее.

                                                                        Маша Пономаренко

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- мастерская (урок развития речи в 6 классе)

Написание сочинения- минниатюры за короткое время...

Обобщенный опыт работы "Творческая мастерская театрального искусства"

Целью данного опыта является формирование творческой личности средствами музыкально-театральной деятельности....

Мастерская общения «Искусство взаимоотношения»

Классный час направлен на  развитие у учащихся способности к самооценке и самоанализу,  развивает коммуникативные навыки учащихся,  создаёт условия для разработки правил общения в класс...

Программа художественного направления "Мастерская изящных искусств"

Аннотация к модифицированной дополнительной программе общеразвивающего вида  «Мастерская изящных искусств» (автор: Мамаева Светлана Александровна, педагог дополнительного образования).Программа «...

Мои стихи. Поёт деревня именем своим...

Авторское стихотворение....

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленький оратор. Мастерская искусства речи» с элементами театральной культуры.

Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.Цель программы:Развитие связной  речи детей  дошкольного возраста....

Урок развития речи по стихотворению М. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива.."

Словарная работа по стихотвоению М. Лермонтова   и его  анализ...