Урок литературы в 11 классе "Мастерство И.А.Бунина в рассказе "Антоновские яблоки"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Бондарева Яна Владимировна

Данный урок представляет собой смысловое чтение рассказа И.А.Бунина (главы 1). Урок позволяет приблизиться к пониманию основной мысли рассказа, даёт представление об изобразительно-выразительных средствах, использованных в произведении, помогает осмыслить писательское мастерство Бунина-стилиста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bunin._antonovskie_yabloki.doc30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

в 11 классе

Писательское мастерство И.А. Бунина в рассказе «Антоновские яблоки»

(Анализ главы 1. Смысловое чтение)

Цели урока:1) познакомить учащихся с содержанием рассказа; 2) приблизиться к пониманию главной мысли произведения; 3) дать представление о мастерстве Бунина-стилиста, использовавшего  богатство изобразительно-выразительных средств языка с целью эстетического воздействия на читателя; 3) формировать представления о прекрасном, воспитывать у учащихся умение воспринимать красоту окружающего мира.

 

Задачи урока: 1) подготовить учащихся к осмысленному чтению рассказа, вызвать интерес к произведению; 2) прочитать текст главы 1, осмыслить его, проанализировать; 3) побудить учащихся к дальнейшему чтению произведений Бунина.

Первая часть урока — знакомство с биографией и творчеством Бунина. Краткая история создания рассказа «Антоновские яблоки».

Перед началом чтения. Осмысление заглавия рассказа

  • Прочитайте заглавие. Какие ассоциации возникают у вас? (Записываем на доске: Конец лета. Начало осени. Урожай. Сад. Цвета: зелёный, жёлтый, алый. Изобилие...)
  • Как вы предполагаете, почему автору захотелось написать об этом? (Предположения: автор хотел рассказать о том, как прекрасна осень, что она приносит урожай, яблони дают свои плоды...)
  • Почему Бунин пишет именно про этот сорт яблок? Чем он его привлёк?

Сообщение учащегося

     Антоновка — один из самых распространённых в России сортов яблок. Известен ещё с 1848 года, однако, по видимому, существовал уже давно. Возник в Курской или тульской областях. Яблони получили такое название от имени садовника Антона, который вывел их в незапамятные времена. Антоновка называлась «духовая» из-за сильного аромата - «духа» плодов. Дерево имеет сильнорослую, раскидистую крону. Листья ярко-зелёные. Плоды начинают собирать во второй половине сентября-октябре. Очень урожайное дерево. Плоды большие, с выраженным кисловатым вкусом. С многолетнего дерева можно собрать в год до 200 килограммов плодов.

Работа с текстом

  • Прочтите первый абзац. О каком времени года говорится в первом предложении? Подчеркните слова, передающие то, что осень стоит «погожая».
  • Выпишите выразительные средства языка, которые использует автор, чтобы передать неповторимую красоту этой поры. (Эпитеты, повторы слов, сравнения).
  • Выделите в тексте разными цветами слова и сочетания слов, создающие ощущения зрительные, звуковые, а также передающие запахи.
  • Какой тип речи использовал автор? Докажите свой ответ.
  • Сделайте предварительный вывод о том, почему Бунин начинает свой рассказ с описания сбора антоновских яблок, прекрасной погожей осени.
  • Прочтите второй отрывок главы. Выделите ключевые слова и сочетания слов (подчеркнуть в тексте). Какое настроение они помогают выразить? ( Довольство, достаток, изобилие, праздник, радость).
  • Как связаны по смыслу 1 и 2 отрывки? (В погожую осень идёт сбор яблок. Сбор их — праздник для людей. Изобилие, достаток повсюду)
  • Прочтите 3 отрывок главы — описание вечера и поздней ночи. Какая сказочная картина описывается? Какие выразительные средства использованы автором? Выпишите их. (Эпитеты, сравнения).
  • Чем ночное небо привлекло внимание автора? Какие слова передают его душевное состояние? В каких словах заключена главная мысль этой главы? (Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!)
  • Сделайте вывод: как связана эта основная мысль с названием рассказа?

Запишите.

Работа с текстом после чтения

  • Прослушайте отрывки из музыкальных произведений, скажите, какой из них соответствует по настроению содержанию прочитанной главы. Обоснуйте свой ответ.
  • Опишите, что бы Вы изобразили на картине к этой главе, объясните свой замысел.

Домашнее задание

  1. Прочтите остальные главы рассказа.
  2. Составьте цитатный план, подобрав заголовок к каждой главе. Подготовьте по плану сокращённый художественный пересказ рассказа.
  3. Индивидуальное задание: подберите музыкальное произведение, которое бы соответствовало эмоциональной тональности рассказа. Обоснуйте свой выбор.

Приложение

И.А.Бунин

АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ

I

   1)  ...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето — осень ядреная»... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, — непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за одним, но уж таково заведение — никогда мещанин не оборвет его, а еще скажет:

  • Вали, ешь досыта, — делать нечего! На сливанье все мед пьют.

2)     И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут — особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке — посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым. В праздничные же дни около шалаша — целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы. Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской, приходят «барские» в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее «рога», — косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковками, стоят тупо и крепко; безрукавка — плисовая, занавеска длинная, а понева — черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым «прозументом»...

     — Хозяйственная бабочка! — говорит о ней мещанин, покачивая головою. — Переводятся теперь и такие...

     А мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми раскрытыми головами, все подходят. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне. Покупает, конечно, один, ибо и покупки-то всего на копейку или на яйцо, но покупателей много, торговля идет бойко, и чахоточный мещанин в длинном сюртуке и рыжих сапогах — весел. Вместе с братом, картавым, шустрым полуидиотом, который живет у него «из милости», он торгует с шуточками, прибаутками и даже иногда «тронет» на тульской гармонике. И до вечера в саду толпится народ, слышится около шалаша смех и говор, а иногда и топот пляски...

 3)    К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду — костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги — два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони — и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки...

     Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.

     Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

       —    Это вы, барчук? — тихо окликает кто-то из темноты.

       — Я. А вы не спите еще, Николай?

    — Нам нельзя-с спать. А, должно, уж поздно? Вон, кажись, пассажирский поезд идет...

     Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле, дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд... ближе, ближе, все громче и сердитее... И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю...

     — А где у вас ружье, Николай?

    — А вот возле ящика-с.

     Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе.

     — Ух, здорово! — скажет мещанин. — Потращайте, потращайте, барчук, а то просто беда! Опять всю дулю на валу отрясли...

     А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»

Урок литературы 11 класс.« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа« Антоновские яблоки»...

Презентация к уроку литературы 5 класс В.И.Бунин "В деревне"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по УМК Меркина...

Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки».

Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки»....

Презентация к уроку литературы в 8 классе И.Бунин "Кавказ"

Презентация предназначена для использования на уроке литературы в 8 классе....

Урок литературы по эссе И.А. Бунина "Тишина", 11 кл.

Готовимся к экзамену по литературе и русскому языку (сочинение)....

Конспект урока литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс.

Конспект открытого урока  литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс...

К уроку литературы по рассказу И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско". Вопросы для аналитической беседы.

К уроку литературы по рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Вопросы для аналитической беседы....