Конспект по чтению и развитию речи
план-конспект урока по литературе

Тарубарова Анна Андреевна

М.Горький "Детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gorkiy_detsvo.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   М.Горький. Детство

Цели и задачи:

Образовательно-познавательные:

- формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;

- формирование умений школьников анализировать читаемый текст.

Воспитательные:

- разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы;

- сопереживание прочитанному, осознание личностного отношения к описываемым фактам, характерам; критическое осмысление фактов, событий, характеров; умение выразить собственное понимание событий, персонажей, их характеров;

- формирование интереса к чтению, к творческой читательской деятельности, формирование эстетического вкуса.

Коррекционно-развивающие:

- обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений известных слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;

- создание условий для речевого общения обучающихся на уроке, расширение их речевой практики;

- развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз изучаемого произведения;

- развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование организационных и учебных умений.

  1. Психологический настрой.

Сядьте удобно, улыбнитесь, закройте глаза, прислушайтесь к музыке:

- Я произношу текст, вы повторяете движения глазами, мысленно представляете услышанное.

«Сотвори солнце в себе».

- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несёт любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звездочка стала большой, как солнце и несет тепло всем, всем, всем.

  1. Артикуляционная минутка.

1.Повторение слогов с согласным [л], [л,] (твердым и мягким).

Задание: чтение слогов по горизонтали и вертикали.

- Найдите слог - иль -, прочитайте слог справа от него, затем слева; вверху и внизу.

  1. А теперь переходим к теме урока.

Слайд № 1.

- Творчество какого писателя вы сейчас изучаете?

- Каким было детство А.М.Пешкова?

- Какое влияние оказала на Алешу бабушка Акулина Ивановна?

- Как он написал об этом влиянии позже, став уже взрослым?

- Кто прочитает эти замечательные строки?

- Кем пришлось работать Алеше Пешкову? Почему так рано началась его трудовая жизнь?

- Назовите автобиографические повести М.Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»).

Сегодня мы будем продолжать знакомство с новыми героями повести «Детство».

Слайд № 2.

Сейчас приступаем непосредственно к повести под названием «Детство».

- На титульном листе книги – персонажи повести. Назовем их.

  1. Проверка домашнего задания.

1.Что было задано на дом?

Вопросы по содержанию 1 части текста.

1.За что выпороли Алешу?

2.В чем упрекала бабушка свою дочь – мать Алексея?

3.Что показалось Алеше грустным и обидным в словах матери?

4.Алеша назвал дни своей болезни большими днями жизни. (Прочитать строки об этом: «…точно содрали кожу с сердца и каким оно стало?  Стало невыносимо чутким…»

5.Отыщите в тексте слова, которыми Алеша описал внешний вид деда.

6.О чем рассказывал дед Алеше?

  1. Работа над материалом урока (II часть главы)

Слайд № 3.

1.Словарная работа. Объяснить и подобрать синонимы к словам (пороть, засек).

Слайд № 4.

2. Чтение трудных слов по слогам:

- впе-чат-ле-ние

- в-впе-чат-впечат-лени-е

впечатление

про-ти-во-ре-чие

жулико-ва-тый

складное тело.

Слайд № 5.

3.Ответ-объяснение трудных слов.

Противоречие – возражать, перечить.

Впечатление – оценка, мнение, сложившееся после знакомства и соприкосновения с кем или чем-либо;

Жуликоватый.

Складное тело.

Слайд № 6.

Слова, встречающиеся в разговорной речи: перетово….

  1. Физминутка:

а) упражнение для глаз: зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз);

б) сделайте круговые движения глазами (10 раз);

в) сделайте «ленивую» восьмерку.

1.Работа с текстом II части главы (читают ученик 1и ученик 2).

2.Чтение про себя (весь класс).

3.Расскажите о том новом в характере деда, что вы узнали из этой части повести.

- Есть ли противоречия в его характере? Теперь вы должны порассуждать, т.к. знаете значение этого слова.

4.Как бабушка и Цыганок доказали еще раз свою любовь к мальчику?

А как Алеша относится к ним?

5.Прочитайте по ролям эту часть.

Передайте при чтении:

- извиняющийся тон деда;

- обвиняющий – бабушки;

- тоскливый – матери Алеши;

- лукавый, ласковый – Цыганка.

6. Выделить отдельные слова, фразы, передающие настроение героя; выделить слова, передающие ощущение тоски, горя человека.

  1. Викторина «Узнай героя» по описанию.

1.Он всегда держался на виду у взрослых, со всеми был ласковый, готовый всем услужить, все хвалили его… а кто говорил, что он подхалим?

2.Плешивый, бородатый человек в темных очках.

3.Он всегда следил за Алешей умными и зоркими глазами и Алеше всегда хотелось спрятаться от его обжигающих глаз.

4.Она умела говорить краткие слова как-то так, точно отталкивала ими людей от себя, отбрасывала их.

5.С огромной кудрявой головой, широкогрудый и квадратный, обутый в скрипучие сапоги гармоникой.

6.Кто из героев повести смешно ругал Алешу: «Ах ты, пермяк, солены уши! Чтоб те приподняло да шлепнуло!» (Злость это была или что-то другое).

7.Еще раз обратимся к тексту повести.

Прочитайте о том, как наказание повлияло на отношение Алеши к жизни и на его характер. Сравните влияние деда на Сашу и Алексея. Одинаковым ли было это влияние на характеры обоих мальчиков?

Докажите свое мнение.

8.Подумайте, какой могла бы быть дальнейшая жизнь Алеши в доме деда.

Обоснуйте свое мнение, ссылаясь на слова Цыганка.

  1. Иллюстрации.

- Ребята! Дома вы нарисовали рисунки к полюбившимся героям повести «Детство» (дети демонстрируют свои работы и комментируют их).

  1.  Слайд № 7.

1.Вставьте пропущенные имена героев повести. Сейчас увидим, кто из вас самый внимательный.

 

Пословицы и поговорки знакомы каждому с детства. Они возникли в давние времена, еще до того, как появилась на Руси письменность.

- Их называют золотыми зернами русского языка.

- Их называют маленькими жемчужинами, сокровищами народной мудрости.

Работа с пословицами.

Напутствие деда Василия Алеше:

- Учись самому себе быть работником, а другим – не поддаваться.

- Живи тихонько, спокойненько, но упрямо!

- Слушайся всех, а делай как тебе лучше.

- Что является главным в его словах?

Домашнее задание (стр. 182).

Выставление оценок.

 Итоги урока:

- Что изучали на уроке.

- Какой вывод вы сделали?

Ответы обучающихся:

- Несмотря на трудное детство у Алеши появляется вера в себя, появляется стремление заступиться за обиженных, спасти от боли всех, над кем издеваются.

- Несмотря на тяжелую жизнь, мальчик тянется ко всему солнечному, радостному, потому что его окружали хорошие люди: щедрая душою бабушка Алеши; свободолюбивая, обделенная счастьем мать мальчика; добрый и рано погибший Цыганок (все они оставили свой неизгладимый след в памяти мальчика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Конспект урока чтения и развития речи «Ночное приключение. Е.Кушак » 2 класс

Урок чтения и развития речи во 2 классе коррекционной школы направлен на развитие познавательных процессов: речи, памяти, внимания, мышления. Используются разнообразные методы работы: выборочное чтени...

конспект урока чтения и развития речи

тема урока:Звук и буква Б. конспект урока в 1 классе (Vlll вида)....

Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведением  И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».Задачи урока:1.     Дидактические:познакомить учащихся с содержанием рассказа;уточнить и расшири...

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...

Конспект урока чтения и развития речи. Тема: Г. Скребицкий «Весенняя песня».

Конспект урока чтения и развития речи " Г. Скребицкий «Весенняя песня" , 6 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....