конспект урока по роману "Преступление и наказание"
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Копылова Наталья Сергеевна

Конспект урока является приложением к документу "Система работы по теме "Гражданско- патриотическое воспитание школьников на уроках литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1_urok_literatury_v_10_klasse.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературы в 10 классе

Тема: Ф.М.Достоевский. Урок - суд над Раскольниковым

Тип учебного занятия: урок-суд

Цели:

- обобщить знания обучающихся, полученные при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;

- расширить представления обучающихся о гражданственности и демократических нормах посредством анализа мотивов поведения Родиона Раскольникова;

- развить навык самостоятельно оценивать явления мира, описанные в литературе, размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции;

- воспитывать человека-гуманиста.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

- формирование у школьников способности к самостоятельной и глубокой оценке ситуации;

- умение установить внутренние связи структурных элементов произведения и мотивов поведения главных героев с юридическими нормами, законами и правами, а также с мировым историко-литературным и культурным процессом;

- выяснение связей литературы с основами правовых знаний, демократическими нормами и юриспруденцией.

Предметные:

- развитие умений выразительно читать, пересказывать, цитировать;

- развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал, систематизировать сведения;

- совершенствовать умения работать со справочной литературой;

- развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками;

- развитие умения применять знания в новой учебной ситуации;

- развитие монологической речи и творческого воображения;

- умение найти и представить аргументированный материал для доказательства своей точки зрения в рамках УК РФ.

Межпредметные связи: литература, обществознание, основы правовых знаний.

                                                    Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: вхождение в тему и создание условий для успешной реализации урока

  1. Целеполагание

Итак, сегодня мы проводим суд над главным героем романа Раскольниковым и целью нашего занятия, конечно же, будет ответ на вопрос, заданный нам Фёдором Михайловичем Достоевским: «А виновен ли Раскольников в совершённом им преступлении?»

 Прошу участников занять места.

3.Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего проведения урока 
Над столом судьи портрет Достоевского. Все, кроме судьи, занимают места, под конвоем вводят подсудимого. Кладётся Библия на трибуну.

С е к р е т а р ь: Встать. Суд идёт!

С у д ь я: Прошу всех сесть. Судебное заседание объявляется открытым. Слушается уголовное дело по обвинению гражданина Родиона Романовича Раскольникова, бывшего студента Петербургского университета юридического факультета, в убийстве коллежской секретарши Алены Ивановны и сестры ее Елизаветы Ивановны и ограблении оных.

Суду предстоит вынести приговор на основании вердикта присяжных.

Прошу секретаря доложить о явке свидетелей

С е к р е т а р ь: Все лица, приглашённые для дачи показаний, явились и ждут вызова.

С у д ь я: Объявите состав суда

С е к р е т а р ь: Судья, секретарь, прокурор, адвокат, присяжные, свидетели

С у д ь я: Прошу установить личность подсудимого.

Р а с к о л ь н и ко в: Я, Раскольников Родион Романович. Бывший студент…

С у д ь я: Подсудимый, вы имеете право знать, в чём вы обвиняетесь, делать заявления, представлять доказательства, разговаривать только на своём родном языке. Вам понятны ваши права?

Р а с к о л ь н и ко в: Понятны.

С у д ь я: Слово для оглашения материалов по делу предоставляется прокурору.

- Уважаемые судьи и господа присяжные заседатели! Сегодня вам предстоит заслушать свидетельские показания по делу о жесточайшем преступлении – предумышленном убийстве пожилой женщины ростовщицы Алёны Ивановны и её сводной сестры Лизаветы

по статье 105 часть 2 УК РФ. Статья предусматривает ….

Это преступление было тщательно продумано преступником – его рука не дрогнула, господа присяжные, когда он топором, повторяю, топором убил двух беспомощных женщин.

Каковы же мотивы преступления?

Мотив № 1 является одним из посылок к формированию антигуманной теории, возникшей в сознании обвиняемого задолго до преступления. Действительно, каморка-гроб, бедственное положение, ощущение своей ненужности дополняется осознанием своей беспомощности в случае оказания помощи матери и сестре. Об этом он так и заявляет: « Я не захотел проходить мимо голодной матери» (мотив убийства №2)

Стремление помочь матери и сестре - одна из мотивировок свершения преступного замысла, но не основная. И нищета, и письмо матери, и история семьи Мармеладовых, и нечаянная встреча с поруганной пьяной девочкой на бульваре выступают катализаторами, которые ускоряют совершение преступления, но не являются его причинами. Раскольников решает убить « зловредную, гадкую вошь-старуху», которая «чужую жизнь заедает». (Цитирую слова обвиняемого). Но кто дал обвиняемому моральное право называть человека вошью и брать на себя ответственность расправляться с чужими жизнями? И, наконец, мы переходим к самому основному – к той теории о « сильной личности», которой разрешена «кровь по совести».

Хочу обратить внимание, господа судьи, на противоречия этой теории:

1.Если кто-нибудь другой, тоже исповедующий эту теорию решит, что ему для самопроверки необходимо убить мать Раскольникова или сестру его, как отнесется к этому подсудимый?

2.Что он сделает, если кто-нибудь другой сочтет Раскольникова за «вошь» и решит его убить, чтобы « свое новое слово» сказать?

Ведь всегда среди «необыкновенных» найдутся желающие попасть в еще более «необыкновенные».

3. Если бы на месте Лизаветы оказались сестра, мать подсудимого, убил бы он их? Думаю, нет. Следовательно, в теории нужны исключения для родственников Раскольникова. А для детей? Но ведь тогда и лопнет вся монотонность бесчеловечного деления людей на два разряда. Опираясь на ложную теорию, Раскольников считал, что отвечать за свое преступление может и должен он один. Но жить в обществе и быть свободным от негонельзя. В результате пострадали невинные люди - его родные и близкие. Некоторые пытаются оправдать преступление, назвав его индивидуалистическим бунтом Раскольникова против существующего строя. Они считают, что подсудимого толкнула на это тяжкое преступление нужда. Но на самом деле – это не бунт. Это эксперимент, в котором один человек хотел убедиться, сможет ли он убить другого. Раскольников не помышляло собственном благополучии и шел на убийство сознательно: само преступление уже давно свершилось в его уме. Оно не может быть оправдано. Обвинение требует для подсудимого Раскольникова высшей меры наказания.

С у д ь я: Подсудимый, вам понятно, в чём вас обвиняют?

Р а с к о л ь н и ко в: Понятно.

С у д ь я: Вы хотите высказаться по обвинению?

Р а с к о л ь н и ко в: Нет.

С у д ь я: Пожалуйста, прокурор, приступайте к опросу свидетелей.

П р о к у р о р: Для дачи свидетельских показаний вызывается следователь - пристав следственных дел, который вёл дело об убийстве.

С у д ь я: Порфирий Петрович, клянётесь ли вы говорить правду и только правду?

(Порфирий Петрович кладёт руку на Библию и клянётся). Вы предупреждены о даче ложных показаний. Представьтесь.

П о р ф и р и й П е т р о в и ч: Я, Порфирий Петрович, следователь – пристав следственных дел.

П р о к у р о р: При каких обстоятельствах вы познакомились с обвиняемым?

П о р ф и р и й П е т р о в и ч: Мой родственник, Разумихин, привёл его ко мне и представил как друга…

П р о к у р о р: Каково было ваше первое впечатление о нём?

П о р ф и р и й П е т р о в и ч: Я понял, что это человек довольно странный, тем более, что раньше я был знаком с его статьёй в «Периодической речи»…

П р о к у р о р: В чём выразилась эта странность?

П о р ф и р и й П е т р о в и ч: Исходя из статьи, Раскольников делит людей на низших и , так сказать, наполеонов, которые имеют право совершать всякие преступления и для них будто бы закон не писан…

П р о к у р о р: То есть некоторые люди могут убивать, а, может, и должны?

А д в о к а т: Протестую, ваша честь, искажение показаний!

С у д ь я: Отклоняется, продолжайте!

П о р ф и р и й П е т р о в и ч: Родион Романович сам объяснял мне, что такой человек сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть..

П р о к у р о р: Через закон?

П о р ф и р и й: Да.

П р о к у р о р: Нет вопросов!

С у д ь я: Есть вопросы у защиты?

А д в о к а т: Да, скажите, как был одет Раскольников в день вашей встречи? Как выглядел?

П о р ф и р и й: Бедно, конечно, но без дыр, хотя точно можно сказать, что одежда с чужого плеча – узковато, коротки рукава и штаны. Да-с, а внутренне походил на человека, терпящего сильную физическую боль: лицо бледное, круги под глазами, казалось, что он бредит.

А д в о к а т: Спасибо, нет вопросов.

П р о к у р о р: Обвинение вызывает Мармеладову Софью Семёновну.

С у д ь я: Клянётесь ли вы говорить правду и только правду?

С о н я: (кладёт руку на Библию и клянётся)

П р о к у р о р: Вы предупреждены о даче ложных показаний. Скажите, вы знали потерпевших?

С о н я: Да, особенно хорошо я была знакома с младшей, Лизаветой, торговкой, она мне воротнички купить приносила, дёшево приносила, хорошенькие, новенькие и с узором… Лизавета кроткая была, добрая, как ребёнок, мы с ней Евангелие читали..

П р о к у р о р: Раскольников вам рассказывал, как он её убил?

А д в о к а т: Протестую, это давление на свидетеля!

С у д ь я : Принимается, измените формулировку!

П р о к у р о р: Раскольников вам говорил, что совершил убийство? Он объяснил причину?

С о н я: Он говорил, будто худо сделал, но он был в бреду и сказал, что она бесполезная, гадкая зловредная вошь, а потом, что он как паук в угол забился и что людей не переделать – в общем, он был очень болен.

П р о к у р о р: Вы слышали, господа присяжные, что, по мнению подсудимого, человек – вошь! Добрая, кроткая Лизавета – вошь!

С о н я: Ах, нет!

П р о к у р о р: Спасибо, больше нет вопросов.

С у д ь я: Вопросы защиты…

А д в о к а т: Соня, скажите, как вы с самого начала относились к Раскольникову?

С о н я: Впервые Раскольникова я увидела, когда сбили моего отца. Родион помог доставить бесчувственного папашу домой (иначе так бы и умер безызвестным) и сделал все необходимое для того, чтобы он остался живым. После смерти Раскольников отдал на похороны все гроши, которые были у него. Разве так смог бы поступить каждый, разве это не говорит о его доброй душе. Именно тогда я и обратила внимание на него и потянулась к нему как травинка, которая ищет тепло и защиту. Несмотря на то, что он убил (а человек может совершить ошибку, хотя и жестокую), Родион совершает этот проступок из-за любви к своим близким. А ещё он выступил в роли адвоката, когда меня обвинили в воровстве.

А как он раскаивался в содеянном и как переживал - «лицо всегда грустное, а глаза несли такую боль, что первая мысль была о том, что у него сильная душевная трагедия».

Он мне рассказал о преступлении. Это было раскаяние! Он говорил как в бреду, и была у него сильная лихорадка. Родион утверждал, что его черт надоумил, что убил не ради денег, а потому что старушку считал «вошью», которая всем причиняет боль, в ее лице он видел всех тех, кто унижает людей. Я посоветовала ему пойти на перекресток, встать на колени, поцеловать землю и попросить у людей прощения за убийство.

Перекресток – это крест, значит, просить прощения у Бога, у Земли, которые дали жизнь, ведь одна из заповедей Бога – это «не убий»!

Когда он отправился, я тайком пошла за ним. Он искренне встал на колени, поцеловал Землю и хотел раскаяться, но люди глухи, не поняли его, назвали пьяницей. И он им не признался, а отправился признаваться в контору. Он сам признался в содеянном!

А д в о к а т: Соня, а почему вы дали ему «простонародный» крестик Лизаветы?

С о н я: крестик Лизаветы – чтобы он помнил, что нельзя сделать людей счастливыми через кровь других людей. Ну а «простонародный» - чтобы он чувствовал себя ближе к народной вере.

А д в о к а т: Да, Софья Семёновна, что, по-вашему, подтолкнуло подсудимого к преступлению?

П р о к у р о р: Протестую, вы требуете свидетеля домыслить!

С у д ь я: Протест принимается, перефразируйте!

А д в о к а т: Как говорил вам Родион Романович, что подтолкнуло его к убийству?

С о н я: Он был беден, говорил, что не хочет для сестры судьбы гувернантки, что мама страдает, он хотел употребить эти деньги, чтобы встать на ноги, не голодать.

А д в о к а т: А он голодал?

С о н я: Да, он жестоко нуждался.

А д в о к а т: Спасибо, больше нет вопросов.

С е к р е т а р ь: Для дачи показаний вызывается Лужин Пётр Петрович.

С у д ь я: Представьтесь.

Л у ж и н: Петр Петрович Лужин, надворный советник, дальний родственник Марфы

Петровны Свидригайловой, 45 лет, человек благонадежный, имею свой капитал.

С у д ь я: Прошу задавать вопросы.

П р о к у р о р (Лужину): Расскажите о своей первой встрече с подсудимым.

Почему вы считаете его опасным для общества человеком?

Л у ж и н: Я глубоко оскорблен Раскольниковым, он порочный человек и заслуживает самого сурового наказания. Он обвинил меня, благороднейшего человека, в корыстном использовании брака, возвел на меня напраслину, настроил против меня невесту, что привело к разрыву наших отношений и невозможности брака.

П р о к у р о р: Вопросов больше нет.

С у д ь я: вопросы защиты…

А д в о к а т: Скажите, с какой целью вы обвинили Софью Семёновну Мармеладову в воровстве?

Л у ж и н: Я преследовал достойные цели. Она – падшая женщина, имеет сильное влияние на подсудимого. Я хотел отомстить Родиону Раскольникову.

А д в о к а т: Суду известно, что вы намеренно подкинули деньги, значит, вы сознательно оклеветали её?

П р о к у р о р: Ваша честь, протестую…

С у д ь я: Протест отклонён.

А д в о к а т: У защиты больше нет вопросов.

С е к р е т а р ь: для дачи показаний вызывается Авдотья Романовна Раскольникова, сестра Родиона Раскольникова.

С у д ь я: Представьтесь . Прошу задавать вопросы.

П р о к у р о р: Давно ли вы не виделись с братом?

Д у н я: 3 года.

П р о к у р о р: Как встретил вас Родион Романович после долгой разлуки?

Д у н я: Он тяжело переживал разлуку, но, как мне показалось, не особенно был рад встрече? И теперь я понимаю, почему: убийство тяготило его душу.

П р о к у р о р: Можете ли вы сказать, что в течение последних лет он изменился до неузнаваемости?

Д у н я: Да, он изменился. Стал замкнутым и чуждаться людей.

П р о к у р о р: Вопросов больше нет.

С у д ь я : вопросы защиты…

А д в о к а т: Что вы можете сказать о той квартире, которую занимал ваш брат?

Д у н я: Квартира находилась на пятом этаже, под самою крышей, скорее это даже не квартира, а каморка, похожая на шкаф, туда заходишь и задыхаешься. Там нет жизни. Мебель старая тоже. Мама с облегчением вышла из его каморки.

А д в о к а т: Вы сразу поняли, как он был беден?

Д у н я: Да.

А д в о к а т: Вопросов больше нет.

С е к р е т а р ь: Для дачи показаний вызывается Разумихин.

С у д ь я: Представьтесь.

Р а з у м и х и н: Разумихин, бывший студент…

С у д ь я: Прошу задавать вопросы.

П р о к у р о р: Давно ли вы знаете подсудимого?

Р а з у м и х и н: Полтора года я знаю Родиона.

П р о к у р о р: Когда вы впервые познакомились с теорией Раскольникова?

Р а з у м и х и н: Эту глупую статью он написал её в недавнем времени.

П р о к у р о р: Говорите, что подсудимый был уверен, что можно убить человека, которого не любят, который только всем мешает жить? Допустить «кровь по совести»?

Р а з у м и х и н: Всему виною его статья. Сначала мне показалась, что это очередная теория, но она завладела его сознанием и мучила. Наивный глупец…Наполеон, Архимед.… Это не теория, а жуткое чудовище, разруха, конец всего человеческого в людях. Разве прав человек, допустивший такое?

П р о к у р о р: Больше вопросов нет.

С у д ь я: Вопросы защиты.

А д в о к а т: Вы вместе учились с подсудимым?

Р а з у м и х и н: Да.

А д в о к а т: Какими качествами обладает этот человек как друг? Вы легко представили его убийцей? Подсудимый выглядел помешанным?

Р а з у м и х и н: Дамы и господа, господа присяжные, я всё же хочу представить суду доказательства, что преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища. Поместил, наконец, этого старика в больницу, и когда тот тоже умер, похоронил его. Сама бывшая хозяйка его, мать умершей невесты Раскольникова, вдова Зарницына, засвидетельствовала тоже, что, когда они жили еще в другом доме, у Пяти Углов, Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей и был при этом обожжен. А семья Мармеладовых? Неужто он следовал своей теории, помогая беднякам? Так ведь он, по своей статье, должен был приносить их в жертву своим великим делам, а не наоборот. Вам не кажется это парадоксальным? Зачем он это делал?

Таким образом, данные свидетельства являются доказательством большой душевной доброты, отзывчивости и убеждают нас, что обвиняемый совершил преступление в состоянии крайнего нервного истощения, причиной которого были постоянная бедность и недоедание.

(Опрос подсудимого прокурором и адвокатом, а затем прения, выступления прокурора и адвоката)

П р о к у р о р: Это вы совершили двойное убийство, которое являлось предметом нашего разговора?

Р а с к о л ь н и ко в: Да, я.

П р о к у р о р: Вы заранее готовились к преступлению?

Р а с к о л ь н и ко в: Да.

П р о к у р о р: Что-нибудь пошло не так, как вы хотели?

Р а с к о л ь н и ко в: Лизавета пришла раньше времени.

А д в о к а т: Вы можете перечислить, сколько было вами украдено денег и ценностей?

Р а с к о л ь н и ко в: Нет, не помню.

А д в о к а т: Почему вы не воспользовались украденным?

Р а с к о л ь н и ко в: Не знаю, я заболел.

А д в о к а т: Вы заболели до преступления?

Р а с к о л ь н и ко в: Да.

А д в о к а т: Расскажите суду, как вы пришли в дом потерпевших?

Р а с к о л ь н и ко в: Точно не помню, я был в бреду.

П р о к у р о р: Считаете ли вы себя виновным?

Р а с к о л ь н и ко в: Да, я очень грешен, виновен.

П р о к у р о р: А какое наказание вы готовы понести?

Р а с к о л ь н и ко в: Мне все равно, любое.

А д в о к а т: Вы раскаиваетесь?

Р а с к о л ь н и ко в: Да, полностью.

С у д ь я: Хотите что-нибудь сказать в свою защиту?

Р а с к о л ь н и к о в: Уважаемые присутствующие, я совершил проступок, за который очень раскаиваюсь. Я – подлец! Но прошу вас обратить внимание на то, что в мире совершается очень много злодеяний. Почему лупить людей бомбами, правильной осадой более эстетично, чем то убийство, которое совершено мной? На меня, конечно же, сильно повлияли стечение обстоятельств, особенно письмо матери, семья Мармеладовых и девочка на бульваре. И следуя своему идеалу Наполеона, я решился на преступление, забыв, что я один из тех же «униженных и оскорбленных», кого хотел защитить. Я признаю свою ошибку и готов понести любое наказание. Больше мне сказать нечего.

Выступление с обращением к присяжным адвоката и прокурора.

О б р а щ е н и е к п р и с я ж н ы м п р о к у р о р а: Господа присяжные заседатели! Только что вы стали нечаянными зрителями трагедии разрушения человеческой личности. Слабость духа привела подсудимого к возможности решать, кому жить, кому умереть. Совершив жесточайшее преступление, Родион Романович не справился с грузом ответственности за него и мы видим теперь, что перед нами конченый человек. Но он всё ещё может совершать преступления, ведь мир не стал лучше и справедливее без потерпевшей Алёны Ивановны! Кроме того. Примечательно, что только абсолютный убийца не остановится перед лицом случайной жертвы, коей стала Лизавета. Человек, волею судеб, оказавшийся преступником, обязательно бы остановился, заглянув в глаза этой кроткой женщины. Я полагаю, что Раскольников бы не остановился, появись перед ним даже ребёнок! Подсудимый признал вину, доказано, что совершил преступление он сам и преднамеренно, с целью ограбления – хладнокровно и кроваво – топором! Надеюсь, ваш вердикт будет объективным.

О б р а щ е н и е к п р и с я ж н ы м а д в о к а т а: Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вам предстоит вынести вердикт по делу весьма сложному и необыкновенному – ибо именно необыкновенен сам подсудимый. Во-первых, Раскольников совершил преступление во время некоего умопомешательства, которое впоследствии переросло в лихорадку. Во-вторых, из всего имущества, украденного у старухи, он не потратил ни копейки – вот и не состоялась теория о цели преступления ограблении. В-третьих, вспомним, каким подсудимый был раньше, до того, как поселился в этой ужасной квартире, до того, как стал голодать и ходить в лохмотьях? Это был великодушный юноша, добрый друг, преданный брат. Социальная пропасть поглотила этого человека, который пришел к нам за помощью, ведь, признавшись, он начал свой путь к нравственному перерождению. Разве он не наказал себя уже муками раскаяния за ту ошибочную идею о разделении людей? Для него чувства стали кандалами, а совесть клеткой, из которой нельзя сбежать, которая при каждом движении души сжимается всё сильнее. Любое наше наказание ничто в сравнении с тем, как казнит он себя сам! Я повторяю, виновен ли Раскольников или мы должны винить условия и обстоятельства жизни, который рождают подобные идеи и подобные преступления? Мы надеемся на справедливость суда.

С у д ь я: Уважаемые присяжные, просим вас вынести свой вердикт.

Выступают присяжные.

Судья зачитывает приговор

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Цель: организовать оценивание обучающихся собственной деятельности и деятельность всего класса .

 Итак, Достоевский выносит суровый приговор своему герою ( обращение к основополагающему вопросу) : Раскольников виноват в совершённом преступлении. Почему? И как ответ на данный вопрос писатель-гуманист в своём дневнике в 1877 году пишет: «Счастье нельзя купить злодейством». И это главное, что нужно вынести для себя из прочтения произведения «Преступление и наказание».

- Итак, Достоевский, как писатель – гуманист, выносит суровый приговор своему герою: Раскольников виновен в совершённом преступлении и уже, будучи известным мастером психологического романа в своём дневнике в 1877 году он писал: «Счастье нельзя купить злодейством»

Учитель права:

- Какой приговор вы бы вынесли Раскольникову в современное время?

Вывод. Если руководствоваться душой и верой, любовью и страданием, как учит Достоевский, то мы будем обречены на вечные муки совести, на вечное самоистязание, но, принимая вечные муки, мы поднимемся на высшую ступень духовного развития человека. Достоевский верил в Бога, в любовь, в совесть, в красоту и верил в исцеление души человека. Поэтому современен и сейчас.

Домашнее задание : Написать эссе по роману «Нравственная чистота Сони Мармеладовой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....

Конспект урока по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Это 4 урок в системе изучения романа "Преступление и наказание", где определяется сущность разработанной Раскольниковым теории и рассматриваются взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Тема : Образ Раскольникова. Его теория. Преступление и наказание героя. Цели :1. дать характеристику героя;2. раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;3. пок...

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Содержание урока     расширит представления учащихся о неразрешимости  противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит  от ...

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского  "Преступление и наказание"...

Федор Михайлович Достоевский. Роман "Преступление и наказание". Конспект урока

Урок знакомства с биографией и творчеством Ф.М. Достоевского. Первое знакомство с романом "Преступление и наказание...