Методические рекомендации к изучению творчества Тэффи в школе
методическая разработка по литературе (8 класс)

Коломоец Юлия Андреевна

В некоторых программах по литературе, в списках, рекомендованных для внеклассного чтения, значатся произведения Тэффи (Н. А. Лохвицкой, в замужестве Бучинской, 1872 – 1952) – замечательной рассказчицы, поэтессы, драматурга. Речь идет о рассказах «Ностальгия», «Маркита», «Жизнь и воротник».

Обычно эти произведения вызывают интерес у школьников, но учителя, проводя по ним уроки, испытывают трудности, так как научно-методической литературы по творчеству писательницы явно недостаточно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_tvorchestva_teffi.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение творчества Тэффи в средней школе

В некоторых программах по литературе, в списках, рекомендованных для внеклассного чтения, значатся произведения Тэффи (Н. А. Лохвицкой, в замужестве Бучинской, 1872 – 1952) – замечательной рассказчицы, поэтессы, драматурга. Речь идет о рассказах «Ностальгия», «Маркита», «Жизнь и воротник».

Обычно эти произведения вызывают интерес у школьников, но учителя, проводя по ним уроки, испытывают трудности, так как научно-методической литературы по творчеству писательницы явно недостаточно, в то время как уже современники отзывались о ней с восхищением. А. Куприн называл ее «единственной, оригинальной, чудесной». Саша Черный – «писателем большим, глубоким и своеобразным». Г. Иванов считал Тэффи «умным, хорошим писателем», которому и «через сто лет будут удивляться».

Нельзя сказать, что научная мысль совсем обошла Тэффи стороной. Есть изданные еще в 70-е годы книги Л. А. Спиридоновой, в которых, наряду с другими сатириками начала XX века, уделено внимание и творчеству художницы. Это очень значимые по охвату материала и по уровню анализа исследования, но в советское время писательница-эмигрантка воспринималась на периферии интереса к комическому началу. Кроме того, оценки тех лет давно устарели. В сегодняшнем литературоведении интерес к эмигрантскому периоду жизни и творчества Н. А. Тэффи обусловлен общей тенденцией, стремящейся вписать зарубежную литературу в общий процесс развития русского искусства XX века. Проблемы ее творчества рассматриваются в сборнике научных статей, опубликованном по материалам международной конференции. К сожалению, данные издания не всегда доступны учителю, так как их тиражи невелики и даже библиотеки областных центров не располагают ими. Все это наводит на мысль о необходимости обратиться именно к тем произведениям, которые рекомендованы для знакомства на уроках литературы в школе.

Прежде всего, на наш взгляд, стоит обратить внимание ребят на своеобразие комического начала в творчестве Тэффи. В ее рассказах грустное и смешное часто переплетаются и составляют единое целое. Не случайно Г. Адамович писал: «Но только человек исключительно рассеянный или на редкость поверхностный не заметит, сколько грусти в каждом ее рассказе, – и даже больше: какое дребезжание слышится в этих рассказах, будто от порванной струны».

В современной науке закрепилось мнение, что с именем писательницы связано целое направление в русской сатирической литературе начала XX века. Л. А. Спиридонова утверждает: «Смех Тэффи – явление уникальное не только в русской, но и в мировой литературе». Обычно, чтобы подчеркнуть своеобразие комизма Тэффи, ее сравнивают с А. Т. Аверченко –  современником и соратником по совместной работе в журнале «Сатирикон» (с 1913 г. «Новый Сатирикон»). Как отмечают исследователи, смех у Аверченко более заразительный, открытый, а у Тэффи –  более тонкий. Аверченко идет в своих рассказах от анекдота, от ситуации, а Тэффи –  от характера. Аверченко ставит своего героя в смешные положения, а Тэффи ищет смешное в личности, в извечных человеческих пороках, присущих людям, независимо от времени и положения в обществе. Все это верно, но если проанализировать ряд произведений обоих художников, то оказывается, что и общего у них не меньше, чем различий. Оба они принадлежат к одной сатирической школе, к одному направлению, которое еще современники назвали «лирической сатирой». Думается, что уроки по творчеству Тэффи только выиграют, если вначале учитель определит, что же это такое.

   «Лирическая сатира» – явление, возникшее в литературе на рубеже первого десятилетия XX века. Один из критиков тех лет писал: «Психологический очерк, рассказ, каприз-этюд постепенно вытеснили у нас роман. На это есть большие, серьезные причины; и сколько бы ни вздыхали по роману, ни громили литературу за отсутствие его современники, роман по заказу не явится. Точно так же миниатюрная лирическая сатира пришла на смену объективной сатиры». Двойственная природа этого явления была подмечена сразу же: «Какая странная сатира – сатира-шарж, почти карикатура на современность, и вместе с тем –  элегия, интимнейшая жалоба сердца, словно слова дневника». Таким образом, для данного начинания характерно соединение сатирического и лирического начал, что породило совершенно оригинальные изъявления. С одной стороны, явно ощущается стремление высмеять, а с другой – проникновенные интонации, субъективность и умение выразить в слове малейшее движение души героя.

   К художникам, в чьем творчестве «лирическая сатира» представлена наиболее многообразно и интересно, мы относим литераторов, группировавшихся вокруг одного из самых популярных изданий предреволюционного десятилетия –  журнала «Сатирикон». Создатель и бессменный редактор издания А. Т. Аверченко сумел привлечь к работе наиболее талантливых сатириков тех лет.

    Новеллистическое творчество Тэффи охватывает несколько десятилетий, так как она писала рассказы на протяжении всей своей жизни. Естественно, что в разные годы мировоззрение художницы выражалось по-разному. Рассказ «Жизнь и воротник» был опубликован в сборнике «Тонкая психология», куда вошли произведения 1904 – 1911 годов. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно. Как и многие ее произведения тех лет, он основан на сравнении, что следует уже из заглавия. Часто сравнение в названиях ее рассказов как бы заранее предопределяет направление развития сюжета («Легенда и жизнь», «Свои и чужие», «Причины и следствия» и др.). В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь. Рассказ начинается с рассуждения о том, что «человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами». А далее автор рассказывает историю о том, как купленный героиней «крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой» стал управлять ее жизнью, пока окончательно не разрушил ее.

   Смысл произведения очевиден: оно направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания ее сути как погони за вещами. По мере развития сюжета вещь обретает все больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется в обилии глаголов, выражающих волеизъявление. Можно предложить ребятам найти их и проанализировать, с какими словами они сочетаются. В начале рассказа явно преобладает слово «требовал», повторяющееся четыре раза. И каждый раз «требования» воротника становятся все настойчивее: героиня подбирает к нему вещи, включая не только одежду, но и мебель.

   Особую важность обретает выражение «воротничковая жизнь». Оно обозначает полное подчинение человека вещи. Изменяется и доминирующий глагол: если до этого воротник «требовал», то теперь он подменяет собой героиню («вертит головой», отвечает за нее, не обращает на нее «никакого внимания»). Уже не человек управляет вещью, а наоборот.

   Сюжет развивается по нарастающей. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник «укреплялся и властвовал», все больше чувствуется страх перед ним. Человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа.

   Финал рассказа возвращает все в привычное русло: вещь в конце концов обращается к роли, которая отведена ей изначально (воротник потерялся). Заключительная фраза («Эх, жизнь!», принадлежит автору. Таким образом, авторский голос начинает повествование и заканчивает его, придавая незамысловатой истории более обобщенный характер.

    Можно обратить внимание ребят на сходство между данным произведением и повестью Н. В. Гоголя «Нос». Оно основано на использовании фантастики, и смысл произведений исходит из того, что человек утрачивает власть над своей жизнью. Но, в отличие от классики, Тэффи не стремится к социальным обобщениям, а сводит все к глупости и ограниченности героини, которую вполне определенно называет «существом слабым и бесхарактерным». Это важная черта не только творчества писательницы, вся «лирическая сатира» избегала социальности и искала причины несовершенства современников в них самих.

Список использованной литературы и электронных источников

  1. Тэффи Н.А. Юмористические рассказы; Из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». – М.: Художественная литература, 1990. – 415 с.
  2. Тэффи Н.А. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания / Сост. Б. Аверина - Л.: Художественная литература, 1989. – 356 с.
  3. Тэффи Н.А. Всё о любви Рассказы. Повесть. Роман. - М.: Политиздат, 1991. – 244 с.
  4. Николаев Д.П. Смех - оружие сатиры. - М.: Искусство, 1962. – 233 с.  
  5. Николаев Д.Д Жемчужина русского юмора. // Тэффи Н.А.                     Юмористические рассказы. - М.: Художественная литература, 1990.
  6. Певак Е.А. Юмористическая проза Тэффи и новые тенденции в русской эстетической мысли в начале XX века // Творчество Н.А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. – М., 1999. – 340 с.
  7. Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья / РАН. Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. -М.: Наследие, 1999. - 244 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...

Библиография работ (монографий, книг для учителя, учащихся, методических рекомендаций) по изучению творчества М.И. Цветаевой в школе.

При изучении творчества Марины Цветаевой наша работа окажется вам  кстати. При написании рефератов, докладов, сообщений и т.п. вы с легкостью сможете найти необходимую информацию, обратившись к п...

Методические рекомендации по изучению и воссозданию (реконструкции) народного костюма в школе

Цель данных « Методических рекомендаций…»:Практическая помощь  учителям и педагогам дополнительного образования в организации проектной деятельности учащихся, при изучении этнокультурного к...

Картотека учебно-методических материалов для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе

В картотеке собраны и систематизированы учебно-методические материалы для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе (по публикациям в журнале "Литература в школе" и еженедельном прило...

Методические рекомендации к изучению бытовых сказок в начальной школе.

На основе анализа особенностей бытовых сказок и возрастных особенностей младших школьников сформулированы важнейшие методические рекомендации....

Методические рекомендации по изучению творчества М.А. Шолохова

Данные  материалы способствует углублению знаний студентов о личности М. А. Шолохова, его таланте и мастерстве, а также дает представление о полемике вокруг авторства романа «Тихий Дон&raqu...

Методические рекомендации к изучению фразеологии в школе (6 класс)

Методические рекомендации  к изучению фразеологии в школе (6 класс)...