Методические рекомендации по изучению творчества М.А. Шолохова
методическая разработка по литературе на тему

Кравченко Лариса Николаевна

Данные  материалы способствует углублению знаний студентов о личности М. А. Шолохова, его таланте и мастерстве, а также дает представление о полемике вокруг авторства романа «Тихий Дон».

Это пособие направлено на воспитание духовно – развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, развитию исторической и эстетической обусловленности литературного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тихий Дон154 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования

«Академия маркетинга и социально-информационных технологий –ИМСИТ»

        г. Краснодар

Факультет среднего профессионального образования

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМС, проректор

по учебной работе, профессор

________________Н.Н. Павелко

Методические рекомендации

для самостоятельной работы

по учебной дисциплине ОУД.02 «Литература»

«Творчество М.А. Шолохова. Роман «Тихий Дон»

 студентов специальности 54.02.08 «Техника искусство фотографии»

54.02.01 «Дизайн » (по отраслям)

гуманитарный профиль

г. Краснодар, 2016

РАССМОТРЕНО

на заседании предметно цикловой комиссии

Протокол № ___

от ____ августа 20___ г.

Председатель ПЦК

_____________С.А.Дидик

ПРИНЯТО

педагогическим советом

ФСПО

Протокол № ___

от ___ августа 20___г.

Методические рекомендации для самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.02 «Литература» «Творчество М.А. Шолохова. Роман «Тихий Дон» предназначены длястудентов специальности 54.02.08 «Техника искусство фотографии» ,54.02.01 «Дизайн » (по отраслям) гуманитарного  профиля.

Разработчик:         Л.Н. Кравченко, преподаватель ФСПО, Академии ИМСИТ                                                                                                       _____________ ( подпись)

Рецензенты:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Квалификация по диплому: _________________________________________________

_______________________________

                (подпись)

Содержание

  1. Пояснительная записка

3

  1. Краткая хроника жизненного и творческого пути М. А. Шолохова

4

  1. Общая оценка творчества

5

  1. Краткая характеристика произведения М. А. Шолохова.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (1928-1940)

6

  1. Образная система

9

  1. Григорий Мелехов

10

  1. Женские образы

13

  1. Характеристика образа Аксиньи в романе Шолохова «Тихий Дон»

14

  1. Характеристика образа Натальи в романе Шолохова «Тихий Дон»

16

  1.  Список использованных источников

18

  1. Литературная викторина по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации созданы в помощь студентам по специальности 54.02.08 «Техника и искусство фотографии», 54.02.01 «Дизайн » (по отраслям)

 (гуманитарный профиль) при подготовке заданий аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.02 Литература.

 Ключевой проблемой современного профессионального образования становится внедрение в учебный процесс средств и методик, развивающих у студентов способности к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на базе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной деятельности невозможно.

Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Объем самостоятельной работы для студентов специальности 54.02.01 «Техника и искусство фотографии», 54.02.01 «Дизайн » (по отраслям (гуманитарный профиль) определен федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом в количестве 100 часов.

Данные методические содержат материалы по изучению и организации самостоятельной работы студентов.

Литература – уникальный предмет. Как любая другая наука, она вооружает студентов определёнными знаниями.

Данные  материалы способствует углублению знаний студентов о личности М. А. Шолохова, его таланте и мастерстве, а также дает представление о полемике вокруг авторства романа «Тихий Дон».

Это пособие направлено на воспитание духовно – развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, развитию исторической и эстетической обусловленности литературного процесса.

«Тихий Дон», действительно, эпическое изображение жизни народа, его культуры, драматизма его истории.

Женские образы в романе олицетворяют собой Россию –прекрасную, но обреченную на страдания. Образы своих героинь писатель раскрывает многими художественными средствами.

Учебное пособие дает представление о личности М. А. Шолохова и знании его произведения. Позволяет восполнить информационный вакуум у студентов по поводу авторства романа «Тихий Дон» с целью правильной ориентации в творчестве классика русской литературы в целом.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что споры об авторстве «самой великой книги 20 века» продолжаются до сих пор.

Учебный минимум разработан для того, чтобы студентам было легче разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем, поставленных Шолоховым; показать вечные ценности жизни: дом, труд, любовь.

1. Краткая хроника жизненного и творческого пути М. А. Шолохова

        Отец Михаила Александровича Шолохова, был сыном мелкого купца, служил приказчиком. Мать, Анастасия Даниловна (урожденная Черникова), происходила из крестьян, служила горничной в помещичьей усадьбе. К моменту рождения Михаила родители не были женаты, обвенчались только в 1913 году.

        С 1909г. семья жила в хуторе Каргине Вешенской станицы. Там с 1912 г. Михаил учился в мужском приходском училище, через год был переведен в двухклассную церковно-приходскую школу. В 1914 г. у мальчика определили болезнь глаз. Отец повез его для лечения в Москву, где Михаил продолжил учение в частной гимназии.

        В 1915 г. мальчика отдают учиться в мужскую гимназию города Богучар Воронежской губернии. Когда в 1918 г., по условиям Брестского мира, германские войска оккупировали Богучар, занятия в гимназии прекратились. Продолжал учёбу подросток в Вешенской гимназии. Но и там, в связи с событиями гражданской войны, он проучился лишь несколько месяцев. На этом его образование было завершено.

        В начале 20-х годов юному Михаилу пришлось сменить множество занятий. Он учительствовал в хуторе Латышеве, работал помощником счетовода в заготконторе станицы Каргинской, а в 1922 г. поступил на курсы налоговых инспекторов в Ростове-на-Дону. Окончив их, служил налоговым инспектором в станице Букановской, но попал под суд «за превышение власти» и был уволен с работы.

        Осенью 1922 г. М. А. Шолохов приезжает в Москву. Там ради заработка пришлось стать чернорабочим. Начинающий писатель заводит знакомства в редакциях столичных печатных изданий, вступает в литературную группу «Молодая гвардия», а в 1923 г. дебютирует в газете «Юношеская правда» фельетоном «Испытание», подписанным: «М. Шолохов». В 1924 г. в той же газете печатается первый рассказ М. А. Шолохова «Родинка», открывающий цикл «Донских рассказов», которые вскоре вышли отдельной книгой.

        В 1925 г., вернувшись в Вешенскую, М.А. Шолохов начинает работу над романом-эпопеей «Тихий Дон». Первая и вторая книги этого произведения были опубликованы в журнале «Октябрь» в 1928г. Третья книга была напечатана в 1933 г., а полностью четырёхтомный труд М. А. Шолохова был завершён в 1940 г. За него писатель получил Сталинскую премию.

        В 1932 г., в период коллективизации, М. А. Шолохов по заказу И. В. Сталина пишет первую книгу романа 2Поднятая целина». В том же году вступает в коммунистическую партию.

        В период Великой Отечественной войны М. А. Шолохов – фронтовой корреспондент газет «Правда» и «Красная звезда». Публикует очерк «Наука ненависти» и другие, а также главы из романа «Они сражались за Родину».

        В 1956 г. в газете «Правда» печатается рассказ 2Судьба человека».

        В 1959 г. закончена вторая книга романа «Поднятая целина». За это произведение писателю присуждена Ленинская премия.

        В 1965 г. М. А. Шолохов удостоен звания лауреата Нобелевской премии в области литературы.

        В 1969 г. печатаются новые главы из романа «Они сражались за Родину». Вместе с написанными в военные годы они выходят отдельной книгой. Однако полностью роман «Они сражались за Родину» так и не был дописан.

2. Общая оценка творчества

        Современная оценка творчества М. А. Шолохова неоднозначна. В годы советской власти он был провозглашен выдающимся представителем литературы социалистического реализма, а его произведения использовались коммунистической пропагандой для утверждения советского образа жизни как самого демократического и свободного в мире. В новой России отношение к творчеству этого писателя стало более критичным, а многие прежние оценки пришлось пересматривать.

        Идейные позиции М. А. Шолохова были шокирующее необычными для представителя великой русской литературы. Он жил в исторически сложное время, когда человеческая жизнь во многом обесценилась. И ни разу не возвысил свой голос против кровопролития. Насильственная смерть как полноправная хозяйка проходит по страницам его произведений. А позиция автора носит явно выраженный классовый характер, в то время как традиции русской литературы требовали от художника положения над схваткой, сочувствия всем людям, независимо от их классовой принадлежности, как сформулировал это в годы гражданской войны поэт М. А. Волошин:

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

 И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

        Более того, был в биографии М. А. Шолохова случай, когда он прямо призывал к расправе – и не с какими-то преступниками, а с коллегами-писателями, которых советская власть хотела сурово наказать за то, что они «осмелились» опубликовать свои произведения за рубежом. Как будто свирепая цензура позволила бы им сделать это на родине! И М. А. Шолохов с трибуны партийного съезда заявил: «Попадись эти молодчики с черной совестью в памятные двадцатые годы, когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь революционным правосознанием», ох, не ту меру наказания получили бы эти оборотни!». То есть произвол, и беззаконие времен гражданской войны писатель предлагал применить к своим товарищам по цеху! Можно ли говорить о гуманизме его творческой и человеческой позиции?..

        А чего стоит заявление М. А. Шолохова о том, что «пишут советские писатели по указке собственного сердца, а сердца их всецело принадлежат родной коммунистической партии»! Может ли настоящий писатель, «властитель дум», так унизить свое предназначение, громогласно заявив о том, что он всего лишь прислужник партии, устроившей геноцид собственного народа и обрекшей его на семидесятилетнее рабство?

        Такая писательская позиция не может вызвать ничего, кроме недоумения и негодования. И, естественно, не может не наложить отпечатка на все написанное М. А. Шолоховым. В свете вышесказанного неудивительно, что существуют сомнения в принадлежности романа «Тихий Дон» перу М. А. Шолохова. Полнокровный образ Григория Мелехова никак не соответствовал требованиям коммунистической партии к герою литературы. Это колеблющийся человек, который не может найти своего места в жизни, расколотой надвое кровавой гражданской войной. Некоторые доводы тех, кто сомневается в авторстве М. А. Шолохова, выглядят довольно убедительными.

        В начале 21 в. споры о М. А. Шолохове продолжаются. А это означает, что окончательную оценку его творчеству предстоит вынести будущим поколениям.

3. Краткая характеристика произведения М. А. Шолохова.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (1928-1940)

        Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» был написан в 20-30-е гг. прошлого столетия. В центре этого огромного по объёму произведения трагедия донского казачества в годы гражданской войны. Чтобы глубже осмыслить суть этой трагедии, писатель в первых частях «Тихого Дона» показывает уклад жизни донских казаков в период накануне первой мировой войны.

        Казачество представляло собой самобытную часть русского народа. С давних времен казака строили свою жизнь на демократических основах. Поэтому определяющей чертой их натуры было свободолюбие. Образ жизни донского казака определялся двумя основными видами его деятельности. Прежде всего, казак был воином, готовым в любую минуту на коне и с оружием в руках выступить на защиту Родины. А уже во вторую очередь жизненное направление деятельности казачества определялось работой на земле, причем земля предоставлялась казаку-хлеборобу в безвозмездное пользование. Необозримые просторы донских степей, вольная жизнь хлебопашца и воина, любовь к родному Дону, который буквально очеловечивался в восприятии казака, - вот те вековые устои, на которых держалась казачья жизнь.

        В романе-эпопее «Тихий Дон» все перечисленные выше особенности казачьего быта прослеживаются повествователем на судьбах нескольких казачьих семей: Мелеховых, Коршуновых, Кошевых, Астаховых. Но основное внимание автор уделяет младшему представителю рода Мелеховых – Григорию. В его судьбе, как море отражается в одной капле, отразились и преломились через душу трагические события гражданской войны, навсегда уничтожившие самобытный казачий жизненный уклад.

        Единое некогда казачество оказалось расколото на две части непримиримой классовой борьбой. Борьба эта была настолько жестокой и кровавой, что брат сражался против брата, отец против сына. Большевики стремились установить новые порядки по всей России. Основная масса казачества воспротивилась этим порядкам, потому что они разрушали их вековой жизненный уклад, а главное – лишали прежних «вольностей». В то же время беднейшая часть казачества прониклась идеями большевизма, которые в её представлении сводились к тому, чтобы отнять чужие богатства и разделить их между всеми. Руководство большевиков в лице, прежде всего Л. Д. Троцкого считало казаков самыми опасными врагами пролетарской революции и проводило политику расказачивания, приведшую к кровавому террору на Дону. На этот террор казаки ответили общим восстанием.

        Эти кровавые события самым прямым образом отразились на судьбе главного героя романа-эпопеи «Тихий Дон» Григория Мелехова. Образ Григория Мелехова трагичен в своей основе. Он обобщает в себе черты тех казаков, которые оказались на перепутье. В первых частях произведения мы видим Григория малограмотным, политически не развитым парнем, легко поддающимся чужим влияниям. Агитация большевика Гаранжи, с которым он познакомился в госпитале, поначалу находит отклик в душе Мелехова. Ведь речь идёт об установлении социальной справедливости, а характер Григория вполне соответствует таким представлениям. Но события, происходящие на Дону, заставляют его изменить своё отношение к большевикам. Главная причина – несправедливость того, что творили они в родных краях Григория. И эти события вполне закономерно приводят Мелехова к тому, что он становится одним из руководителей казачьего восстания против власти большевиков. Но насилие порождает насилие. И руки Григория оказываются обагренными кровью не только явных врагов, но и невинных жертв. Это вызывает протест в его душе. Ведь он не был жестоким от природы человеком. Стержень его натуры – это любовь к земле, потребность не в разрушении, а в созидании. Его мечта – это нормальная трудовая жизнь в семейном кругу, забота о детях. Но эти ценности оказываются для Григория недостижимыми. Под натиском Красной Армии он вынужден бежать до самого Черного моря, а затем, чтобы спасти свою жизнь, вступает в конную армию С. М. Буденного.

        Когда гражданская война заканчивается победой большевиков, судьба Мелехова зависит от того, простят ли ему победители его прошлое. Но им свойственны христианские идеалы всепрощения. Красный казак Михаил Кошевой, ставший мужем родной сестры Григория, продолжает считать его врагом новой власти. Чтобы избежать ареста и репрессий, Григорий Мелехов вынужденно вступает в банду Якова Фомина и окончательно отрезает для себя возможность найти свою дорогу в новой действительности. В образе Григория Мелехова воплотились типические черты донских казаков, для которых гражданская война стала трагедией всей их жизни.

        Хроникальный сюжет исполнен драматизма, так как каждый эпизод воспринимается как этап в формировании и развитии черт героев, а также событие, значимое для судьбы казачества.

        Во всём богатстве затрагиваемых аспектов как центральная выделяется проблема поиска личностью своего места в меняющемся, зачастую враждебном, античеловеческом мире. С ней тесно связаны вопросы о том, кем является человек в истории: вершителем судеб страны или жертвой, что ведет его по жизни (идея, инстинкт самосохранения, следование традициям, подсознательное стремление к счастью), как складываются его отношения со средой, обществом в целом, природой, другими людьми. Но менее важен для автора показ драматичной судьбы казачества как особого социального слоя, представители которого ощущают себя нацией внутри нации, особым сословием с неповторимым складом характера и бытом. Наконец, целая группа образов романа воплощает идею формирования революционного сознания в казачьей среде.

        Эти проблемы находят реалистическое воплощение в характерах Мелеховых и их окружения. Хроникальный сюжет исполнен драматизма, так как каждый эпизод воспринимается как этап в формировании и развитии черт героев, а также событие, значимое для судьбы казачества. В романе переплетается множество сюжетных линий, через развитие которых преломляется основной социально-исторический конфликт произведения. Внесюжетными элементами являются авторские отступления, а также лирические пейзажи.

        Роман состоит из четырех книг. В первой представлено формирование характера главного героя, его вступление в жизнь, участие в первой мировой войне, возмужание, возвращение домой «добрым казаком». Вторая книга, действие которой начинается с октября 1916 г., посвящена изображению предреволюционных событий в армии, корниловской диктатуры, а затем началу новой – гражданской войны на Дону. Мир продолжает «бурлить ненавистью», в нем все «путано, противоречиво». Уже «полузабыта» прежняя жизнь, и герои должны выбирать свой путь в обществе, разделенном надвое.

Третья книга воспроизводит события апреля 1918 г., когда завершился «великий раздел» казачества на «красную» северную область, где собрались извечные «бунтари и разбойники», и богатые «Низовские округа», расположенные на «тучных землях Приазовья». Надвигается новый виток борьбы. Идейные, политические разногласия толкают людей в «драку» уже не за «классовую правду» (от прежних мыслей о вражде бедных и богатых казаки «отмахиваются»), а против «тех, кто хочет отнять жизнь», вырвать у них «донскую землю», разрушить вековой уклад быта. Эта «слепая» ненависть заставляет односельчан убивать друг друга, толкает на бесчеловечные действия.

В четвертой книге возникает картина разрушения налаженной веками жизни. Снимаются с места казаки, появляются беженцы, вокруг тиф, «плач детишек». Снаряды попадают в дома, воцаряется запустение, одичание. Красные жгут хутора, борясь с «сытостью», «вероломством», косностью казаков. Гибнут близкие герою люди, а сам он «уморился душой страшно». Его единственное желание - «уехать на юг», чтобы пережить смутное время, - не осуществляется из-за «порушившей» его жизнь смерти Аксиньи. В этой сцене конфликт, изображавшийся через переплетение социального и общечеловеческого, достигает наивысшего напряжения.

        Действие романа не замыкается в историческом прошлом. Дети, глаза которых видели всё то, от чего седели взрослые,- это то поколение, что придет на смену мятущимся, страдающим, враждующим героям. Действие «Тихого Дона» обрывается в марте. В «иглистый ледок» Мелехов бросает оружие, «тщательно» вытирая после этого руки. В последней сцене он опускается на колени перед сыном, испугавшимся его «Мишаткой», как бы выражая просьбу о прощении. Финал романа символизирует не только расставание с прошлым, но и идею продолжения жизни.

        Композиционные особенности романа помогают осознать его как цельное и многогранное произведение. Множественность ракурсов находит отражение в переплетении различных стилевых пластов: от детализированных описаний, введения в текст документов, подтверждающих достоверность происходящего, до авторских отступлений и проникнутых лиризмом картин донской природы, являющихся фоном развития событий или частью внутреннего мира героев. Особое значение имеют сюжетные повторы (мотивы возвращения, смерти и духовного возрождения, встречи героев). Важную роль играет возвращение главного героя домой в конце первой, третьей и четвертой книг, позволяющее подвести итог этапам развития его характера, а также рельефнее обрисовать перемены в социально-бытовом укладе жизни казачества, вызванные революционной бурей в стране.

4. Образная система

        Действие романа происходит в местах, хорошо знакомых автору. Очевидцы и участники событий, многие из которых стали прототипами героев, жили рядом с ним. Так, прототипом Григория Мелехова стал Харлампий Васильевич Ермаков, с кем Шолохов не только был знаком, но и советовался при написании произведения. Другие герои носят привычные слуху односельчанина автора имена и фамилии.

        Рассказчик видит изображаемую им действительность изнутри, глазами «станичника», казака. Для него понятны и дороги все приметы этого быта («баз», «курень», «майдан» и т. Д.), сформированная им психология. Он знает и любит донскую природу и казачий фольклор (в роман включено в качестве эпиграфов множество старинных песен различных жанров – от колыбельных до походных). Пейзажи выполняют в «Тихом Доне» различные функции, но образ природы всегда имеет лирическую основу.

        Пейзаж, открывающий первую книгу романа, конкретен, насыщен подробностями (спуск «восьмисаженный», меловые глыбы «в прозелени», придорожник «истоптанный конскими копытами») и в то же время пронизан авторским восхищением прекрасной картинной природы. Впечатление усилено использованием фонических средств выразительности, характерных для поэзии – вариаций звуковых повторов гласных с полугласным и сонорными: «…перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона (ч.1, гл.1). Люди, живущие здесь, органично вписаны в пейзаж: «воротца» мелеховского двора «ведут… к Дону», в «полынной проседи» и «буром… придорожнике» теряется «часовенка».

        Жизнь человека и природы сливается. Гроза, ветер, тучи над хутором предвещают бурные события в жизни героев (сближение Аксиньи и Григория, войну, революцию, смерть Натальи). Любовь Аксиньи – «дурно-пьяный придорожник», «снежная лавина». Разлука – «суховей», «мертвый зной». Возрождение души – «как хлеб встает, потравленный скотом». Жизнь – «тот же Дон»; то разбивается на «множество рукавов», то течет единым потом, то мелеет, то становится «полноводной».

        Образ природы помогает прояснить авторскую оценку вражды, розни между людьми. Война нарушает течение жизни: земля «распята» под солдатскими сапогами, деревья «в рваных ранах», вражда «сеет горе», убивая душу в человеке. Сюжетные события подтверждают предсказания природы – большинство героев, появляющихся в экспозиции романа, будут убиты, опустеет «мелеховский двор», беда придет в каждую семью.

        Чувство единения с вечно обновляющимся миром позволяет рассказчику отразить жизнь во всем ее многообразии, не разделяя героев на отрицательных и положительных, равно объективно изображая любовь и ненависть, душевное благородство и жестокость, трагическое и комическое. «Веселым народом» главный герой называет казаков, и в повествовании рассказчика юмористическое начало играет важную роль. Оно неотделимо от лирико-поэтических и героико-трагических нот в авторской речи, которые, наряду с литературно-нейтральной лексикой описаний, определяют своеобразие шолоховского стиля.

5. Григорий Мелехов

        Это главный герой романа, его судьба, формирование и развитие характера, мировоззрение, подвиги, разочарования, поиски пути – основа сюжета произведения. Он соединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии действия.

        В начале романа Григорию девятнадцать лет, он «простой парень», но при этом норовящий влезть «куда не надо», получивший в наследство от деда независимый характер, а от бабки-турчанки – внешность и неуемный темперамент. Поначалу его поступки предстают обычным молодечеством, как, например, связь с Аксиньей. Он порывает с ней, женившись на Наталье, но необычайная сила любви, нарушающая бытовые казацкие устои, заставляющая пойти против воли отца (уйти из дома и наняться к помещику Листницкому), - это начало особого пути героя. Таким – юным отцом, может быть, и чужого ребенка, необразованным, темным, но своенравным, слушающимся не обычаев, а своего сердца, - он уходит на службу, попадает на войну.

        «Мельничные жернова» войны проходят по его душе, превращая человека, страшно переживающего о первом зарубленном им «австрийце», в профессионального военного, овладевшего «совершенной техникой» убийства. Душа Мелехова «уморилась», но не погибла: он не просто действует, но задумывается о причинах происходящего.

        Разговор с кузнецом-пулеметчиком Гаранжой в московской больнице после ранения проявляет возникшую у него ненависть к «сытым», которые «оторвали от семьи, морили в казармах». На войне герой «возмужал», заслужил четыре героических креста и четыре медали, стал офицером, поддержал казачью «честь и славу», но стал «злым». После знакомства с большевистским подходом к событиям он чувствует себя «зрячим». Возвращение героя домой в конце первой книги проявляет происшедшие в нем изменения.

        Во второй книге возникает ряд антитез главному герою. Прежде всего, это идеологические сторонники и противники царской власти. У каждого из них, по логике романа, своя правда. Но офицеры далеки от народа, их превосходство над солдатами мнимое, некоторые проявляют себя как трусы (образ командира роты, у которого, «как только в бой, так открываются старые раны»). Работа же революционеров в армии показана как очень успешная: их листовки, воззвания (приводимые в тексте) убеждают не только солдат, но и казаков, главную опору правительства, именно потому, что призывают «повернуть» винтовки против тех, кто призывает продолжать бессмысленную и жестокую войну.

        Мелехов склоняется к идеям «буржуазного автономизма» - независимости Области Войска Донского. Герой присутствует на съезде фронтового казачества в Каменской, где признается власть Советов и провозглашается начало борьбы с Калединым. Так начинается в его жизни новая война, более жестокая, так как на ней убивают «своих». Григорий понимает это не сразу. «Красная власть» не жалует казаков, и они «от мала до велика, поднялись на защиту Тихого Дона». Вернувшись по ранению со службы в Красной Армии, Мелехов едва не выбран командиром отряда казачьей самообороны, жестоко расправлявшегося с большевиками.

        В начале третьей книги показана весна 1918 г., когда герой воюет в отряде под командованием старшего брата Петра, испытывая все ту же «густую тоску» по мирной жизни. Теперь, вместе с другими казаками, он готов винить большевиков, разделивших народ. Трех коней убили под Григорием, в пяти местах продырявили его шинель, но геройство оказывается напрасным – «поток» Красной Армии «затопляет» Донскую землю. За ними сила, большая, чем стремление защитить свои страницы. Братья Мелеховы возвращаются домой, но и там их настигает классовая вражда. Для новой власти Мелехов – офицер, «контра». Большевик Мишка Кошевой, с которым они «корешки, в школе вместе учились, по девкам бегали», готов его «зарезать». Григорий снова оказывается поневоле в другом лагере.

        Жестокость становится страшной нормой, односельчане убивают друг друга (Кошевой убивает брата Григория и своей невесты Дуняши). Мелехов-командир полка, и по его приказу совершаются зверские расправы. Но в то же время он выпускает заключенных в Вешенской, заливает тоску водкой, рыдает, просит смерти. Не выдержав, он снова возвращается домой, «седой наполовину».

        Четвертая книга открывает в герое новую черту – формирующуюся способность противостоять «потоку» жизни. В нем пробуждается жалость и любовь в противовес «беспощадной войне» красных с казаками. Насмерть загоняя коня, он спешит спасти от расправы Котлярова и других пленных коммунистов. Герой пытается осознать, что произошло с ним и страной за шесть лет. Война – плохой воспитатель, он чувствует, что остался таким же безграмотным, привыкшим быть скорее «возле быков», чем с образованными людьми. Но пережитые страдания пробудили в нем обостренное чувство истории – он ощущает, что пришло новое время, что «народ другой стал с революции», что «ломается старый аршин», и нужно начинать новую жизнь. Несмотря на разгром Добровольческой армии, на свою болезнь (он месяц проболел тифом), Григорий «повеселел» и оставил мысли о смерти.

        Тягой к новому объясняется его вступление в Красную Армию, где он командует эскадроном. «Костер» его внутренних сомнений, его «смятения» почти «затух». Он «седой» от пережитого, но еще «молодой», полный жизни человек, стремящийся «пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и все».  Его выбор совершился в пользу «мирной жизни», но путь к ней оказывается долгим и трудным. Бежать из станицы, где его преследуют как «беляка, офицера казачьего», ему не удается из-за смерти Аксиньи от руки красного милиционера. Пройдя через участие в двух «затеях» (отряд Фомина и банда дезертиров), «провал» которых он отчетливо сознает, Мелехов просто возвращается к своему дому, как бы начиная жизнь с нуля, с чистой страницы. Его правдой становится доверие к будущему, к бесконечно обновляющейся жизни.

        В образе Григория Мелехова типизируются черты человека переходного периода истории. В его судьбе преломляются все важнейшие направления социально-политической борьбы революционной эпохи в России. В то же время герой изображен как личность, вступающая в конфликт с неизбежной судьбой, стремящаяся проложить собственную дорогу в истории.

        Индивидуальные особенности образа глубоко своеобразны. Герой показан как исконный донской казак: его окружает семья с богатой историей, он разными чертами: и внешностью, и внутренними достоинствами (любовь к «хозяйству», работоспособность, и в то же время бесстрашие и отвага на войне) пошел в «мелеховскую породу». Он сознает свою принадлежность к казачьему сословию – бережет его «честь и славу», честно служит, умело воюет, знает воинское ремесло, за что его ценят и уважают «станишники». Став офицером, он не переходит в другое сословие, оставаясь «честным» казаком, стремясь вернуться к прежней «мирной жизни». Характеристика натуры казака не исчерпывается социальными чертами. Для нее важна, и органическая связь с родной землей. Эта особенность многократно подтверждена в романе – ей обусловлен мотив возвращения героя. Тяга к дому, даже разоренному и разрушенному, оказывается настолько сильной, что Мелехова не останавливает даже опасность для жизни.

        Личностными чертами Григория являются духовные искания и глубина переживаний. Он выделяется на фоне простой, неграмотной, живущей по дедовским обычаям массы казаков потребностью жить в согласии со своим сердцем, найти справедливое обоснование общим действиям. Он не удовлетворяется идеологическими установками, «классовой правдой», признание которой толкает к вражде и насилию. Его образ антитетичен тем персонажам, которые представляют собой убежденных сторонников красного или белого лагерей, и тем, кто живет «бездумно», повинуясь лишь желанию выжить (Митька Коршунов).

        Способность испытывать глубокие чувства – важнейшая характеристика героя. Его возвращения к Аксинье являются опорой сюжета, придавая ему рефренную стройность. Любовь не могут заслонить ни война, ни ревность, ни страдания. Это непобедимое чувство, вступающее в противоречие с устоями казацкой морали, находит аналогию только в истории. Оно похоже на любовь деда Прокофия к жене-турчанке, в связи с чем и на него ложится отсвет легендарной возвышенности.

        В образе Григория Мелехова воплощается авторский замысел показать столкновение с историей личности, пытающейся на сломе эпох сохранить гуманистические ценности как наследие вековой народной морали. Героико-трагическим пафосом окрашено описание участия Мелехова в общественно-политических событиях и их влияния на его судьбу. Отталкиваясь от исторически достоверной картины событий, включая вымышленного персонажа в круг реально действующих людей, автор создает обобщенный образ героя своего времени.

6. Женские образы

        Они занимают особое место в художественной системе романа. Это окружающие главного героя Ильинична, Дуняшка, Дарья, его жена Наталья и Аксинья, любовь к которой является важнейшим свойством его внутреннего мира. Кроме них, на страницах романа создано множество эпизодических образов казачек – юных, наивных или обогащенных мудростью прожитых лет, мужественных, сдержанных или горячих, искренних, но всегда любящих, преданных, ищущих ласки, красивых суровой красотой. Они самое устойчивое звено казачьего уклада, хранительницы народной морали, принимающие на себя все тяготы войны, разрухи, теряющие мужей и отцов, но не черствеющие сердцем, продолжающие любить, надеяться, поддерживать едва теплящейся огонек жизни.

        Образы индивидуальны, подробно обрисованы быт, одежда, внешность (красота Аксиньи, походка Дарьи), особенности отношений в семье, своеобразие речи. В то же время создается понятие женской судьбы, по преимуществу трагической в смутное, страшное для страны время. Так же, как главные герои, женщины разделены социальными и идеологическими барьерами, поставлены перед необходимостью выбора. Но их объединяет щемящая острота страданий. В женщине, как и в земле, людская вражда пытается уничтожить вечную животворящую силу. Не случайно кульминация романа связана с гибелью героини – Аксиньи, воплощающей идею красоты и любви.

                В продолжение классической традиции, образ женщины в романе Шолохова олицетворяет Россию – прекрасную и обреченную на трагические бедствия на протяжении своей истории. Образ родины наполнен конкретным содержанием – это «донская земля», отличный дом, сложившийся быт, нарушенный революцией и гражданской войной. Ассоциация с судьбами героинь романа позволяет предать этому понятию обобщенность, высветить в нем эмоциональную сторону, поставить философско-исторические проблемы.

7. Характеристика образа Аксиньи в романе Шолохова «Тихий Дон»

        Аксинья – женщина большого обаяния, пленительной внешности и внутренней красоты. У нее – «огнисто-черные глаза», жадные, пухловатые губы, «пушистые крупные кольца волос», налитые плечи, «мелкие пушистые завитки» на смуглой точеной шее. Она гордится своей вызывающе яркой, «манящей красотой». Но не бьющую в глаза красоту, а сильную, страстную, одухотворенную натуру, гордую сознанием человеческого достоинства, огромное внутреннее богатство Аксиньи, полноту и великую силу её женской любви поэтизирует Шолохов.

        С детства несчастна Аксинья, рано познавшая всю горечь рабского положения женщины в дореволюционное время. Жизнь с нелюбимым Степаном Астаховым была продолжением этой безрадостной доли. Выданная на поругание и побои, унижения и каторжный труд, она не хотела повиноваться самодурству мужа.

        При первой встрече с Григорием у Дона, а затем во время рыбной ловли Аксинья отстраняет его ласки, страшится того упорства, с которым он заигрывает с ней. Но вскоре «с ужасом увидела она, что её тянет к черному ласковому парню». Аксинью «пугало это новое, заполнявшее всю ее чувство…». Не в силах сдержать своего чувства, Аксинья сама приходит к Григорию. С тех пор переродилась она. Любовь выпрямила Аксинью, она ходила, «людей не совестясь и не таясь», «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

        Решительность и большая сила воли сочетаются у Аксиньи с тонкостью и цельностью ее чувств, с человеческой чуткостью и добротой. Она с нежность. Заботится о своей маленькой дочери и глубоко переживает ее смерть, лаской и материнской заботой подкупает Мишатку, а после гибели Натальи по-настоящему заменяет мать детям Григория. Безмерная сердечность и теплота сказываются в ее речи, полной уменьшительно-ласкательных слов («Мишатка», «детишки», «колосочек мой», «дружечка моя»). Резко меняется дочь Аксиньи, когда она отстаивает Григория, борется за него, в порыве гнева не скупится на грубые слова, выражающие ее настойчивость и непреклонность. Аксинья «испытала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом…». С мягким лиризмом говорит Шолохов о переживаниях начинающей стареть Аксиньи. Он сравнивает её с одиноким, увядающим ландышем. Сквозь слезы рассматривает Аксинья умирающий, но вдруг вспыхнувший под солнцем прекрасный цветок. Она вдыхает грустный запах ландыша, видит, что и самого цветка коснулся смертный тлен, и это напоминает ей собственную молодость, всю ее долгую и бедную радостями жизнь. В слезах, схоронив в ладонях заплаканное лицо, уснула Аксинья. И писатель размышляет о ее судьбе, о жизни много испытавшей, начинающей отцветать женщины: «Что ж, стара, видно, стала Аксинья… Станет ли женщина смолоду плакать оттого, что за сердце схватит случайное воспоминание?».

        Заметные перемены подмечает писатель и во внешнем облике Аксиньи. Перед новой встречей с Григорием она «долго взволнованно рассматривала свое постаревшее, но все ещё прекрасное лицо». В ней была все та же «манящая красота, но осень жизни уже кинула блеклые краски на щеки, пожелтела веки, впряла в черные волосы редкие паутинки седины, притушила глаза. Из них уже глядела скорбная усталость».

        Аксинья по-своему искала пути к лучшей жизни. Она была далека от участия в развернувшихся революционных событиях, но её судьба зависела от их исхода. Жадно тянулась к свободе эта сильная характером и великая в своих чувствах русская женщина. Ради свободы она готова была в любое время пожертвовать покоем, хозяйством, уйти из родных мест «хоть на край света». Но Аксинья ослеплена своей любовью, в этом ее ограниченность, порожденная теми условиями, в которых она выросла. Аксинья не только живет вне общественных интересов, но и не знает иных путей борьбы за свое счастье, за человеческое отношение к женщине, кроме искренности и последовательности в любви к Григорию, самозабвенной преданности ему, веры в него. Для неё «ничего не существовало, кроме Григория», Аксинья слепо идет за ним, думает только о нем, любит только его: «И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория.

        С нарастанием напряжения в народной борьбе Аксинья, все больше проникалась тревогой за судьбу человека, с которым связала жизнь, свои надежды, на счастье. Все невзгоды она разделяет с Григорием. В поисках «своей доли» Аксинья безрассудно идет с ним в неизвестность, которая манила её «призрачным счастьем». Она честно признается, что тоска о нем «скрутила» её: «Видишь, какая я… свистнул, как собачонке, и побежала за тобой». И сама не сознавая, куда и зачем она ведет, что ожидает ее впереди, Аксинья признается, что готова идти с Григорием хоть на смерть. Много слез пролила Аксинья бессонными ночами, но теперь Григорий «снова был с нею», и потому с губ «все время не сходила тихая улыбка», «радостно светились глаза», «сегодня весь мир казался ей ликующим и светлым, словно после благодатного, летнего ливня».

        Аксинья и на этот раз верит, что найдет «свою долю» с любимым ей «несчастным человеком» и с этой верой трагически гибнет в пути.

        

8. Характеристика образа Натальи в романе Шолохова «Тихий Дон»

        Жизнь Натальи, так же как Аксиньи, трагична и изуродована. Наталья – женщина большой нравственной чистоты и глубокого, скрытого чувства. Она нежно полюбила Григория, ещё невестой разглядывала его «влюблёнными глазами», с нетерпением высчитывала дни, оставшиеся до свадьбы. Провожая жениха, Наталья «смотрела ему в след со слезами взволнованной радости», ощущая «стремительное биение сердца». Обычно застенчивая и робкая, она настаивала на своем, когда родители поначалу противились её замужеству. Но жизнь с Григорием не оправдала её радостных ожиданий. Она все больше убеждалась в равнодушии к ней Григория, в большой любви его к Аксинье. И когда Григорий честно признается: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…», она молчаливо и одиноко переживает свое горе, заметно исхудала, «в глазах появилось что-то новое, жалкое».

        Писатель подчеркивает целомудренную сдержанность и беззаветность её чувства к Григорию, покоряющую скорбь и печаль во всем её «сияющем какой-то чистой внутренней красотой» облике, обращая особое внимание на её «скорбные глаза», «печальные глаза». При виде Григория «глаза её вспыхнули… ярким брызжущим светом радости», «лучились… сияющей трепетной теплотой». Скромная и сдержанная Наталья стыдится проявления своих чувств на людях, застенчиво скрывает их от чужих глаз.

        Бесконечно верная Григорию и бескорыстная в любви к нему, Наталья своей нравственной чистотой, большим человеческим обаянием привлекает к себе всю семью Мелеховых. Всем щедрым сердцем заботится она о людях, сама же одиноко переживает несчастье нелюбимой жены. В тяжелом ежедневном труде находит она забвение. Наталья еще в больше мере, чем Аксинья, женщина-труженица, и Шолохов поэтизирует ее исключительное трудолюбие, способность легко и вдохновенно отдавать свои силы работе, не жалея своих «больших, рабочих рук».

        Не познав радости в любви, Наталья нашла счастье в материнстве. После рождения Мишатки и Полюшки «расцвела и похорошела она диковинно». Горделивой радостью светилось её зарумянившееся лицо, когда показывала Григорию детей. Счастливая мать, она отдает всю свою неистраченную ласку детям. Наталья-мать покоряет и Григория своей «чистой внутренней красотой». «Могучая волна нежности» заливает его сердце. Никогда не баловал он жену лаской и сейчас не нашел теплого слова, «молча притянув её к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».

        Долго мирилась Наталья с положением нелюбимой жены. Надломленная и оскорбленная в своих лучших чувствах, она во время страшной грозы в степи проклинает мужа, искалечившего всю ее жизнь. Параллель между ее состоянием и состоянием природы с трагической силой передает душевную травму Натальи, которая, «молитвенно сложив мокрые от слез ладони» и обезумев от горя, просила смерти Григорию:

        Господи! Всю душеньку мою он вымотал! Нету больше силы так жить!  Господи, накажи его, проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!..

        Черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром, пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния. Ветер клонил на запад ропщущие травы, нес со шляха горькую пыль, почти до самой земли пригибал отягощенные семечками шляпки подсолнухов. Ветер трепал раскосмаченные волосы Натальи, сушил ее мокрое лицо, обвивал вокруг ног широкий подол серой будничной юбки. Сильная характером, Наталья порывает с безропотной покорностью и властно заявляет о своем праве на яркую, настоящую жизнь. Но, не зная, как бороться за нее, она губит себя.

        В последние дни, перед смертью, со всей силой проявляется и величие её духа, и мужество, и самозабвенная любовь, и нравственная чистота. Умирая, Наталья просит одеть её в ту зеленую юбку, которую любил на ней Григорий, передает Мишатке последнее завещание: «Приедет отец – поцелуй его за меня и скажи ему, чтобы он жалел вас». Несмотря на тяжкое горе, обиды и унижения, связанные с их жизнью, Наталья перед смертью прощает Григорию все.

        

Список использованных источников

  1. Андреева, И. Н. Организация самостоятельной работы на уроках литературы в старших классах / И. Н. Андреева // Педагогическая Мастерская. – 2005. – № 2.
  2. Т. П. Буслакова Русская литература 20 века. /Учебный минимум для абитуриентов. -  М.: «Высшая школа» 1999
  3. Литература 11 класс. Тесты. /Учебно-методическое пособие для учителя. -  М.: Издательский дом «Дрофа» 1998
  4. Русская литература XX века. 11 класс  2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 1993
  5.  Беляева, Н. В. Литература. 10 класс : методические советы / Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская, В. А. Фаткуллова ; под ред. В. И. Коровина. – М. : Просвещение, 2004.
  6. Урок литературы : пособие для учителя / сост. Т. С. Зепалова, 
    Н. Я. Мещерякова. – М. : Просвещение, 1993.

Приложение 1

Литературная викторина по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

  1. Узнайте литературного героя по его описанию.

-  Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру, на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы.

а)__________________________________________________________________

-  Такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз. Острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей.

б)___________________________________________________________________

-  Верхняя губа у неё пухловата, свисает над нижней козырьком. На правой щеке, понижены скулы, лепится коричневая родинка, а на родинке два золотистых волоска.

в)___________________________________________________________________

-        В гневе доходил до беспамятства… Часто горячится (и тогда «пыхтит и наливается бураковым соком»); во время общей пляски «вместо ног у него плясали губы, не находившие себе покоя…».

г)___________________________________________________________________

-  Среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой; часто улыбается, но косая поперечная морщина, рубцевавшая… лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая холодом каких-то скрытных мыслей.

д)__________________________________________________________________

-  Невысокий казак с неморгающим взглядом зеленоватых глаз и густой растительностью на тыльной стороне ладоней; обращают на себя внимание твёрдо загнутые челюсти, манера говорить недосказано, с улыбкой, зажатой в твёрдом углу губ.

е)___________________________________________________________________

-  Из узеньких щёлок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки – кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд … текуч,

неуловим; походка увалистая, напоминает о волчьей породе.

ж)__________________________________________________________________

- «…кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застёжки шинели».

з)___________________________________________________________________

  1. Какому персонажу принадлежат следующие слова:

- «У тебя хоть дети есть, а он у меня один на всём белом свете! Первый и последний…

а)___________________________________________________________________

- «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался».

б)__________________________________________________________________

3. Закончите фразу:

- Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесило, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя… __________________________________________________

4. Кто из героев романа, похоронив параличного отца, он со щербатого рубля повёл дело. Начал скупать по хуторам щетину и пух. Лет пять бедствовал, жучил и прижимал казаков окрестных хуторов на каждой копейке… Женился на дочке полусумасшедшего попа, взял немалое за ней приданое и открыл мануфактурный магазин. ___________________________________________

5. В завалюхе Лукешки – косой после долгого отсева и отбора образовалось ядро в десять казаков. Кто был сердцевидной, упрямо двигался он к одному ему известной цели. Точил, как червь древесину, нехитрые понятия и навыки, внушал к существующему строю отвращение и ненависть. _________________________________________________________________

6. Кто поражал Григория «какой-то чистой внутренней красотой». __________________________________________________________________

7.  «Как ты, батюшка, славный Тихий Дон, ты кормилец наш …» Если Дон – не только название, но и имя, то каким должно быть отчество? ____________________________________________________________________

8. Кого  считали  первыми богачами в хуторе Татарском?

____________________________________________________________________

Содержание

  1. Пояснительная записка

3

  1. Краткая хроника жизненного и творческого пути М. А. Шолохова

4

  1. Общая оценка творчества

5

  1. Краткая характеристика произведения М. А. Шолохова.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (1928-1940)

6

  1. Образная система

9

  1. Григорий Мелехов

10

  1. Женские образы

13

  1. Характеристика образа Аксиньи в романе Шолохова «Тихий Дон»

14

  1. Характеристика образа Натальи в романе Шолохова «Тихий Дон»

16

  1.  Список использованных источников

18

  1. Литературная викторина по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...

Библиография работ (монографий, книг для учителя, учащихся, методических рекомендаций) по изучению творчества М.И. Цветаевой в школе.

При изучении творчества Марины Цветаевой наша работа окажется вам  кстати. При написании рефератов, докладов, сообщений и т.п. вы с легкостью сможете найти необходимую информацию, обратившись к п...

Методические рекомендации по изучению и воссозданию (реконструкции) народного костюма в школе

Цель данных « Методических рекомендаций…»:Практическая помощь  учителям и педагогам дополнительного образования в организации проектной деятельности учащихся, при изучении этнокультурного к...

Методические рекомендации по изучению биологии с использованием УМК «Биология 5 класс и учетом требований ФГОС основного и общего образования

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ Для  реализации ФГОС в массовой  педагогической ...

Методические рекомендации по изучению раздела русского языка «Словообразование» в 5 классе по УМК Львовой С. И

Разработанные рекомендации оценены дипломом 1 степени в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Инновационные образовательные технологии в современном уроке (занятии) – 201...

Методические рекомендации к изучению творчества Тэффи в школе

В некоторых программах по литературе, в списках, рекомендованных для внеклассного чтения, значатся произведения Тэффи (Н. А. Лохвицкой, в замужестве Бучинской, 1872 – 1952) – замечательной...

Изучение творчества М.А..Шолохова в старших классах (роман-эпопея «Тихий Дон)

Одним из талантливых писателей советского периода был Михаил Александрович Шолохов, чье творчество охватывает самые важные события для нашей страны – Гражданскую войну, революцию 1917 года, стан...