Игра по мифам Древней Греции для учеников 6 класса
методическая разработка по литературе (6 класс)

Белова Светлана Николаевна

Игра по мифам Древней Греции -  внеклассное мероприятие по литературе, которое проводится после изучения темы "Мифы Древней Греции". Игру можно проводить как между командами ребят одного класса, так и между командами разных классов одной параллели, обычно в этой игре с удовольствием принимают участие и родители учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_igry_po_mifam.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе.

Конкурс-игра по мифам Древней Греции

Автор Белова С.Н., учитель ГОУ СОШ № 491

Цель: обобщить, повторить и закрепить знания учащихся о мифах Древней Греции.

Описание подготовительного этапа

Игра проводится между двумя классами и сборной командой родителей. Она является заключительным этапом проекта. Время на подготовку – от 2 недель до одного месяца. В игре принимает участие каждый ученик класса. После изучения мифов Древней Греции в 6 классе   дети получают домашнее задание:

  1. Придумать название команды, выбрать капитана.
  2. Подготовить инсценировку одного мифа (продолжительность не более 3 минут)
  3. Для конкурса-разминки подготовить по 5 вопросов о родственных связях греческих богов, их характере.
  4. Повторить мифологические фразеологизмы, уметь объяснить их значение, знать древнегреческих богов и их аналогов среди римских.
  5. Знать все мифы о Геракле, по ним будет отдельный конкурс.

    Потом распределяются роли и планируется работа в группах, определяются сроки промежуточного контроля. Дети выбирают членов команды (6 человек) – знатоков мифов, творческую группу (артистов) и команду болельщиков. Члены команды выбирают название, капитана,  распределяют материал между собой: капитан должен хорошо знать греческих богов и соответствующих им римских, два человека работают с фразеологизмами, изучают мифы, из которых «пришли» эти фразеологизмы, два человека специализируются по мифам о Геракле, один член  команды ( обычно вместе с капитаном) собирает материал о родственных связях греческих богов, готовит вопросы для конкурса-разминки. Обычно ребята проводят тренировку, на которой утверждают вопросы для разминки и задают друг другу вопрос по тематике игры, намечают «пробелы» и подбирают дополнительный материал, иногда в этой тренировке принимают участие болельщики, которые готовятся от команды отдельно и иногда подбирают очень интересный материал.

     Большая часть класса входит в творческую группу, ребята выбирают миф для инсценировки, сценарист или сценаристы адаптируют текст мифа для постановки (самая трудная задача, именно этим детям требуется помощь учителя), распределяются роли, выбираются ответственные за костюмы, танцы, музыкальное сопровождение  и декорации. Назначаются даты репетиций, обычно достаточно двух.

     Третья группа – болельщики. Ребята понимают, что от них будет зависеть победа команды при одинаковом счете в конце игры, поэтому тоже очень активно готовятся к игре, распределяя между собой материал почти так же, как члены основной команды.

      Так работают дети, взрослым обычно достаточно одной репетиции.

     

Сценарий игры

Вступительное слово ведущего

Идет 2019 год от рождества Христова, мы используем атомную энергию, летаем в космос, научились делать сложные медицинские операции, с компьютерами управляются даже дети. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные каким-то народом в допотопные времена? Ведь даже языки, на которых дошли до нас эти мифы, называют «мертвыми»? Но как ни странно, у этих «мертвых» языков – латинского и древнегреческого – завидная судьба. Европейская культура, зародившаяся у средиземноморского очага древних греков и римлян, охватила весь земной шар, не минуя страны, в которых существовала своя, даже более древняя культура, например Индию и Китай. Но основой научной терминологии была и остается греко-римская. Это связующая нить для всех бесконечно развившихся отраслей знаний.

Греческие слова глубоко проникли в наш повседневный обиход: «тетрадь», «школа», «стадион», «каникулы», «академия», «герой», «демократия», «космос» - «мертвые» языки живут и обживают вот уже который век.

Почему античная мифология совершила триумфальное шествие по всему миру? Почему она стала неисчерпаемым источником для искусства, его критерием и образцом? А знание античной мифологии – непременным условием и признаком образованности?

Главная причина триумфа греческой мифологии – ее этическая и нравственная основа. Населяя, как и все, мир страхами и опасностями, греки населили его также мечтами и надеждами, надеждами не на богов – на человека. Эллины уподобили богов людям, так как увидели, что никто не может быть так жесток и ужасен, как человек; так добр и благороден, так сложен и противоречив, как человек. великий древнегреческий трагик Софокл сказал: «Много есть на свете поразительного, но нет ничего поразительнее самого человека».

Греки были вольны в отношениях с богами-олимпийцами. Их боги были мастерами и тружениками, они покровительствовали искусствам и не благоволили к богу войны Аресу.  Среди них была богиня справедливости, которая карала даже богов, нарушивших клятву. Люди, совершающие преступления и безнравственные поступки, наказывались всегда: их карали боги, общество или собственная совесть.

Греческая мифология разворачивает перед нами великолепную картину проявления прекрасных человеческих достоинств, благородства и мужества. Грек боялся смерти и кары богов, но ради долга, чести, любви шел на смерть и вступал в борьбу с богами. Вспомним Пенелопу и Одиссея, Орфея и Пигмалиона. Герои греческой мифологии – люди земные, из плоти и крови, их подвиги рождали в людях веру в человека и в лучшее будущее. Это была гуманистическая мифология, верящая в человека, любящая его и прославляющая.

Наша игра сегодня посвящена мифам Древней Греции.

Представление команд.

1 конкурс – разминка. Команды задают соперникам по 5 вопросов о родственных связях греческих богов, их характере. (Например: Были ли братья и сестры у Аполлона? Кто отец Зевса?)

2 конкурс  «Найди хозяина».

Кому из богов принадлежит названная вещь? Ответы записывают, листы сдают судьям.

  1. Крылатые сандалии
  2. Кузнечный молот
  3. Кифара
  4. Трезубец
  5. Лук и стрелы
  6. Ткацкий станок

3. Конкурс капитанов

Показываются  капитанам статуи или барельефные изображения богов. Назвать бога, кратко рассказать о нем. (Например: Дионис – бог виноделия, символ – виноградная лоза.  Арес – бог войны, символ - ястреб).

4. Конкурс знатоков (2 человека от команды). Соотнесите имена греческих и римских богов. Представленная ниже таблица разрезана, задача учеников – собрать ее правильно. За каждую полностью восстановленную строчку 1 балл, максимальное количество баллов – 13. Время выполнения, пока идет конкурс аэдов.

Греческий

Римский

Зевс

Юпитер

Царь богов и людей, бог грома и молнии

Гера

Юнона

Хранительница семьи

Афродита

Венера          

Богиня любви

Эрот

Купидон, Амур

Бог любви

Арес

Марс

Бог войны

Артемида

Диана

Богиня - охотница

Афина

Минерва

Богиня мудрости и справедливой войны

Гефест

Вулкан

Бог огня и кузнечного дела

Посейдон

Нептун

Бог моря

5. Конкурс на лучшего знатока мифов о Геракле.

- Как и почему еще до рождения определилась судьба Геракла?

- Какой подвиг совершил Геракл еще в колыбели?

- За что Геракл должен был 12 лет служить Эврисфею?

- С помощью кого и как удалось Гераклу победить гидру?

- В чем особенность стимфалийских птиц?

- Кто и как помог с ними справиться?

- Кому принадлежала и как выглядела керинейская лань?

- Что за кобылицы были у царя Диомеда?

- Кто такие амазонки?

Как погиб Геракл?

6. Конкурс «Крылатые выражения»

Команды получают список фразеологизмов, пришедших из Древней Греции (капитаны вытягивают листочки с фразеологизмами по очереди). Игроки должны объяснить их значение, составить с ними предложение, кратко объяснить их происхождение (назвать миф).

Нить Ариадны, взгляд Медузы, прокрустово ложе, сосуд (ящик) Пандоры, ахиллесова пята, яблоко раздора и др.

7. Конкурс домашних заданий – инсценировка мифа. Команды представляют подготовленные заранее мифы.

Дополнительные вопросы, если ничья, или для конкурса болельщиков, если нужно занять время:

  1. В какое животное часто превращался Зевс?
  2. Какое животное приносили в жертву Гере?
  3. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная?
  4. Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую?  

8. Подведение итогов игры, награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-конкурс «Мифы Древней Греции»

Игра-конкурс «Мифы Древней Греции»...

Урок-игра ИЗО«Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс

Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс. Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземномо...

Игра по мифам Древней Греции

Игра предназначена для проведения на заключительном уроке по теме "Мифология Древней Греции"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (Викторина по литературе): «Легенды и мифы Древней Греции» 5-7 классы

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА (Викторина по литературе): «Легенды и мифы Древней Греции»  5-7 классы...

"Своя Игра" (по мифам Древней Греции) 6 класс

Презентация для проведения обобщающего урока в форме игры (по мотивам известной телепердачи "Своя игра"...

Игра-викторина "Мифы Древней Греции"

Предлагаемую игру можно провести в 6 классе как внеклассное мероприятие по литературе или итоговый урок по теме "Мифы Древней Греции" . Цели мероприятия: обобщение материала по теме "Ми...

Интеллектуальная игра по мифам Древней Греции "За семью печатями"

Цель: повторение, обобщение и систематизация материала по теме "Древнейшая Греция"Задачи: развивать память, внимание и логику, творческие способности, пространственное мышление и творче...