Образ Катерины и её душевная трагедия в драме А.Н. Островского «Гроза» 10 класс
методическая разработка по литературе (10 класс)

Полуднякова Наталья Августиновна

Цель: дать представление об образе Катерины – главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза», рассмотреть смысл концептов любовь, свобода, грех, гроза в драме, показав их значимость в раскрытии характера и мотивов поступков героини.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_kateriny_i_eyo_dushevnaya_tragediya_v_drame_a.docx90.99 КБ

Предварительный просмотр:

Образ Катерины и её душевная трагедия в драме А.Н. Островского «Гроза»

10 класс

Цель: дать представление об образе Катерины – главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза», рассмотреть смысл концептов любовь, свобода, грех, гроза в драме, показав их значимость в раскрытии характера и мотивов поступков героини.

Задачи:        

Образовательная:

Деятельностная: формирование универсальных учебных действий:

регулятивных:

- определять цель работы и способы её достижения;

познавательных:

- составить представление об образе Катерины и её нравственных ценностях;

-рассмотреть философско-нравственные проблемы, поднятые автором драмы и определить его точку зрения на них;

- определить, что для Катерины является смыслом жизни;

- совершенствовать навыки анализа художественного текста;

- выбирать для анализа фрагменты художественного текста и обобщать полученный результат, работать с лексическим рядом, пейзажем;

коммуникативных:

- развивать устную монологическую речь, умение доносить свою позицию сотрудничать с другими учениками;

- совершенствовать умение объяснять свою точку зрения и выражать отношение к общечеловеческим ценностям;

Воспитательная:

- воспитывать интерес к литературе через пример классического текста;

- повышать интерес к искусству декламации.

Развивающая:

- развивать речь учеников через вопросно-ответную систему;

- развивать умение ведения дискуссии, способности выражать собственное мнение.

Методы: эвристическая беседа, работа в группах, опережающие индивидуальные задания.

Ресурсы: текст драмы А.Н. Островского «Гроза», компьютерная презентация, портрет Катерины, выполненный учениками, карточки с заданиями.

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(2 мин.)

На предыдущем уроке литературы мы начали знакомство с биографией и творчеством А.Н. Островского, его драмой «Гроза», историей её создания. Сегодня мы продолжим говорить о драме и её главной героине. Запишите тему урока.

  1. Актуализация знаний. (10 мин). Беседа по материалам предыдущего урока.

Вспомним, о чём мы говорили на предыдущем уроке. Для этого возьмите карточки с вопросами по группам:

1. Где происходят действие драмы и какие порядки царят в городе?

(Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове. Марфа Игнатьевна Кабанова – центральный персонаж драмы А.Н. Островского «Гроза». Кабаниха принадлежит к тем властным и сильным натурам, которые осознают себя хранительницами «порядка», исконных норм и правил жизни. Она управляет домом, опираясь на старинный закон быта и обычая. Неслучайно имя Марфа – «Госпожа» (арамейск.) Это имя живо рисует нам грузную, тяжёлого характера женщину, а отчество и фамилия дополняют эту неприятную картину. Кабаниха ощущает себя блюстительницей «закона» и потому проживает свою жизнь спокойно, твёрдо и верно, подчиняя домашних. Игнатьевна – «незнающая», «игнорирующая», кажется, не причастна к трагедии Катерины, хотя, безусловно, виновата в её гибели. Кабанова – от кабан – дикая свинья).

2. На чём основана мораль «тёмного царства»? Что такое «Домострой»?

(Домострой – одно из самых известных произведений русской литературы XVI века, содержащее наставления как христианам веровать, как царя или князя чтить, как детей воспитывать, как жене у мужа каждый день обо всем спрашивать и во всем советоваться и др.)

3. О чём рассказывает Феклуша?

4. Что мы узнаём о характере героини  до начала действия?

Составление учеником схемы у доски по ходу размышлений о характере и поведении и причинах поступков Катерины.

Какие черты присущи обитателям Калинова? (темнота, необразованность, бескультурье, ханжество, невежество: 

Феклуша. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой  салтан Махнут персидский.... И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Феклуша.… по улицам-то инда грохот идет; стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради скорости. (д.3, я.1)

Каковы отношения Катерины и Кабанихи?

Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Экая важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно! (д. 1, я.5)

(Катерина вступает в конфликт, говорит открыто и правдиво в отличие от Варвары, которая говорит в сторону, и Тихона, который предпочитает не ссориться с маменькой, молчать, покоряться)

  1. Постановка целей урока (3 мин.)

Какие вопросы возникли после прочтения драмы «Гроза» и на какие нам нужно сегодня ответить? Определение целей урока.

Раскрыть особенности образа Катерины.

Почему Катерина решилась на самоубийство?

Чтобы понять мотивы поступка героини, нужно обратиться к тексту, её речи. Какие ценности являются важными в жизни Катерины?

  1. Анализ эпизодов драмы (20 мин). Работа в группах по заранее подготовленным вопросам и выбранным эпизодам драмы (Выразительное чтение, комментирование, обсуждение).

Как бы вы определили основные концепты для Катерины (по определению   С. Г. Воркачёва, концепт – это «вербализованный культурный смысл» [Воркачёв, 2005, с. 76-77])? («гроза»,  «свобода», «любовь», «грех»). Осмысление героиней драмы философских понятий можно соотнести с основными темами драмы: «Катерина и свобода», «Катерина и грех», «Катерина и любовь», «Катерина и гроза». (Для каждой группы выдаются таблички и вопросы)

Заполним таблицу, выписывая номинанты (слова, лексемы, которые актуализируют, выражают, подчёркивают тот или иной смысл концептов) концептов, важных в жизни Катерины. Таблица составляется постепенно в процессе чтения отрывков драмы.

Свобода

Любовь

Грех

Гроза

«…отчего люди не летают так, как птицы?»

«птичка на воле» «работать не принуждала»

«Да здесь все как будто из-под неволи»

«так душно дома, что бежала бы»

«Недоброе», «необыкновенное», «точно я снова жить начинаю» «ты моей погибели хочешь?» «Нет у меня воли»

«быть греху», «страх», такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что»

«грех у меня на уме» «страшный»

«Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»

«Смерть моя!» Ах! «Ад! Ад! Геенна огненная!»

Задания для 1-й группы к теме «Катерина и свобода»

  1. Каково отношение героини к понятию свобода?
  2. Какое языковое выражение находит данный концепт в речи героини?
  3. Какими синтаксическими средствами передаётся состояние героини?

(Вопросительные и восклицательные предложения передают напряжение чувств Катерины, решительность, способность на поступок, соответствующий её сильному характеру)

Выписать номинанты концепта. Работа с текстом.

Катерина. Отчего люди не летают!.. 

Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?..

Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! (д.1, я.7)

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. <…> А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу <…> А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. (д.1, я.7)

Катерина. Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись... (д.1, я.7)

Катерина. Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять! (д.2, я.2)

Обсуждение:

Именно ощущение внутренней свободы и любви и толкает Катерину на свидание с Борисом. Но такой ли это простой выбор для героини?

Инсценировка отрывка: Монолог с ключом (4 мин.)

Катерина и Варвара.

Явление девятое

Варвара (покрывает голову платком перед зеркалом). Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.

Катерина (с испугом отталкивая ключ). На что! На что! Не надо, не надо!

Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.

Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты? Что ты! Что ты!

Варвара. Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне. Мне гулять пора. (Уходит.)

Явление десятое

Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу — маюсь, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала... Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. (д.2, я.9,10)

  1. Какое значение имеет монолог Катерины с ключом? Какие новые значения появляются в осмыслении концептов «любовь» и «свобода»?

(Сцена с ключом – испытание для героини, в ней борются два чувства: чувство любви и чувство ответственности, греховности, побеждает первое, потому что это скорее протест, стремление к свободе)

  1. О каких чертах характера Катерины можно сделать вывод?

(Стремление к независимости, желание вырваться из-под морального гнёта, внутренняя свобода при внешней зависимости от обстоятельств, своенравие, неумение подчиняться и скрывать правду).

 

Задания для 2-й группы к теме «Катерина и любовь»

  1. Что обозначает слово «любовь» в словаре русского языка С.И. Ожегова? (Работа со словарём: любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.)
  2. Какими средствами языка выражено в следующих отрывках отношение героини к любви?

Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю. (д.1, я.7)

  1. Какими лексемами выражено чувство героини в сцене свидания и почему?

Катерина. Зачем ты моей погибели хочешь?

Борис. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!

Катерина. Нет, нет! Ты меня загубил!

Борис. Разве я злодей какой?

Катерина (качая головой). Загубил, загубил, загубил!

Борис. Сохрани меня бог! Пусть лучше я сам погибну!

Катерина. Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.

Борис. Ваша воля была на то.

Катерина. Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. (д.3, я.3)

Обсуждение: Любовь для Катерины – преступна, греховна, равносильна погибели, со знаком минус.

Катерина. Э! Что меня жалеть, никто виноват — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься.

Борис. Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!

Катерина. И то! Надуматься-то да наплакаться-то еще успею на досуге:

Борис. А я было испугался, я думал, ты меня прогонишь.

Катерина (улыбаясь). Прогнать! Где уж! С нашим ли сердцем! Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла.

Борис. Я и не знал, что ты меня любишь.

Катерина. Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы. (д. 2, я. 3)

  1. Почему Катерина полюбила Бориса?

(Катерина утверждает своё право на любовь)

Катерина (одна) 1. Нет, нигде нет! Что-то он теперь, бедный, делает? Мне только проститься с ним, а там... а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный покор! Да! Себе бесчестье — ему вечный покор. (Молчание.) Вспомнить бы мне, что он говорил-то? Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил? (Берет себя за голову.) Не помню, все забыла. Ночи, ночи мне тяжелы! Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне как в могилу. Так страшно в потемках! Шум какой-то сделается, и поют, точно кого хоронят; только так тихо, чуть слышно, далеко, далеко от меня... Свету-то так рада сделаешься! А вставать не хочется, опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была. «Казнить-то тебя, говорят, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом». Да уж измучилась я! Долго ль еще мне мучиться!.. Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! А смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит. Что ни увижу, что ни услышу, только тут (показывая на сердце) больно. Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела... Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила. Как мне по нем скучно! Ах, как мне по нем скучно! Уж коли не увижу я тебя, так хоть услышь ты меня издали! Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску! Батюшки, скучно мне, скучно! (Подходит к берегу и громко во весь голос.) Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись! (Плачет.) (д.5, я.2)

Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!

Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!

Катерина. На беду я увидела тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отымут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня...

Борис. Что ты, что ты!

Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что; ну, вот я тебя увидала...

Борис. Не застали б нас здесь!

Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать! Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.

Борис. Время мне, Катя!

Катерина. Погоди, погоди!

Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?

Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает ее и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!

Катерина. Постой, постой! Дай мне поглядеть на тебя в последний раз. (Смотрит ему в глаза.) Ну, будет с меня! Теперь бог с тобой, поезжай. Ступай, скорее ступай!

Борис (отходит несколько шагов и останавливается). Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего? Измучусь я дорогой-то, думавши о тебе.

Катерина. Ничего, ничего! Поезжай с богом!

Борис хочет подойти к ней.

Не надо, не надо, довольно!

Борис (рыдая). Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай! (Кланяется.)

Катерина. Прощай! (д.5, я.3)

Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь... Умереть бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу! Да, так... я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.) (д.5, я.4)

4. Почему Катерина решается на самоубийство, ещё больший грех, ведь она так религиозна?

(Самоубийство Катерины – от безысходности, от желания освободиться от греха, уйти от осуждения самой себя, осуждение людей не так важно для неё, от зависимости и гнёта Кабанихи.)

Задания для 3-й группы к теме «Катерина и грех»

  1. Как осмысливает героиня грех? Сравнить с толкованием слова «грех» в словаре С.И. Ожегова (1. Грех – у верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. 2. Предосудительный поступок)
  2. Какими средствами языка выражено в отрывках отношение героини к греху?

Катерина. А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (д.1, я.7)

Катерина. Здорова... Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себя совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду... (д.1, я.7)

Катерина. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другова люблю? (д.1, я.7)

Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой! (д.1, я.7)

Обсуждение: Грех в сознании Катерины связан с внутренним страхом и физическим ощущением опасности, с пропастью, куда падает героиня. Грех – это беда, голубь, скорее всего, ассоциируется с лукавым, искусителем, который нашёптывает греховные мысли. Таким образом, представление о грехе у Катерины расходится с толкованием этого слова и имеет более глубокий внутренний, духовный смысл.

Задания для 4-й группы к теме «Катерина и гроза»

  1. Проследите, когда в драме появляются описания грозы и какую роль они выполняют? Сравнить с толкованием слова «гроза» в словаре С.И. Ожегова (Гроза – 1. Атмосферное явление – бурное ненастье с громом и молнией. 2. О ком-чём-либо, наводящем ужас, внушающем сильный страх)

Работа с текстом:

Варвара (оглядываясь). Что это братец нейдет, вон, никак, гроза заходит.

Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее!

Варвара. Что ты, с ума, что ли, сошла! Как же ты без братца-то домой покажешься?

Катерина. Нет, домой, домой! Бог с ним!

Варвара. Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то.

Катерина. А коли далеко, так, пожалуй, подождем немного; а право бы, лучше идти. Пойдем лучше!

Варвара. Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.

Катерина. Да все-таки лучше, все покойнее; дома-то я к образам да богу молиться!

Варвара. Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь.

Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить! (д.1, я.9)

Катерина (вбегая). Ах! Варвара! (Хватает ее за руку и держит крепко.)

Варвара. Полно, что ты!

Катерина. Смерть моя!

Варвара. Да ты одумайся! Соберись с мыслями!

Катерина. Нет! Не могу. Ничего не могу. У меня уж очень сердце болит.

Кабанова (входя). То-то вот, надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было.

Кабанов. Да какие ж, маменька, у нее грехи такие могут быть особенные? Все такие же, как и у всех у нас, а это так уж она от природы боится.

Кабанова. А ты почем знаешь? Чужая душа потемки.

Кабанов (шутя). Уж разве без меня что-нибудь, а при мне, кажись, ничего не было.

Кабанова. Может быть, и без тебя.

Кабанов (шутя). Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься: нет, шалишь! Все знаю!

Катерина (смотрит в глаза Кабанову). Голубчик мой! (д. 4, я.4)

2-й. Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет. Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри! какой цвет необнакновенный!

Катерина (прислушиваясь). Что они говорят? Они говорят, что убьет кого-нибудь.

Кабанов. Известно: так городят зря, что в голову придет.

Кабанова. Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет.

Катерина (мужу). Тиша, я знаю, кого убьет.

Варвара (Катерине тихо). Ты уж хоть молчи-то!

Кабанов. Ты почем знаешь?

Катерина. Меня убьет. Молитесь тогда за меня.

Входит барыня с лакеями. Катерина с криком прячется. (д., я 5)

Явление шестое

Те же и барыня.

Барыня. Что прячешься! Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Старики старые, благочестивые, об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!

Катерина прячется.

Куда прячешься, глупая! От бога-то не уйдешь!

Удар грома.

Все в огне гореть будете в неугасимом! (Уходит.)

Катерина. Ах! Умираю!

Варвара. Что ты мучаешься-то, в самом деле! Стань к сторонке да помолись: легче будет.

Катерина (подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает). Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!

Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее.

Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому...

Кабанов (растерявшись, в слезах дергает ее за рукав). Не надо, не надо! не говори! Что ты! Матушка здесь!

Кабанова (строго). Ну, ну, говори, коли уж начала.

Катерина. И все-то десять ночей я гуляла... (Рыдает).

Кабанов хочет обнять ее.

Кабанова. Брось ее! С кем?

Варвара. Врет она, она сама не знает, что говорит.

Кабанова. Молчи ты! Вот оно что! Ну, с кем же?

Катерина. С Борисом Григорьевичем.

Удар грома.

Ах! (Падает без чувств на руки мужа.)

Кабанова. Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался! (д.4, я.4-6)

  1. Что Катерина понимает под словом «гроза»?

(То же, что и все калиновцы – возмездие, наказание за грехи, неслучайно признание Катерина делает после удара грома, следовательно, над Катериной довлеют нормы религиозной морали)

3. Сравните отношение к грозе и душевное состояние героини в первом действии и в четвертом.

4. Почему Катерина признаётся в грехе? Признание Катерины сила или слабость?

(Катерина не может прятаться, лгать, притворяться, дальнейшее существование в обмане и притворстве для неё немыслимо, она религиозна, верит в божью кару)

  1. Был ли у неё другой выход?

(Ответ содержится в имени героини: Катерина – от греч. «чистая», «непорочная». Её мучает проблема очищения. Катерина не может и не хочет хитрить, обманывать, притворяться. Катерина – жертва своей чистоты, религиозности, она не вынесла греховности, ведь полюбила не мужа, женщина жестоко наказала себя за измену.)

  1. Самоубийство – это проявление силы или слабости характера?

(Это и сила характера – своеобразный протест против устоев «тёмного царства», поэтому это не только личная трагедия Катерины, а социальная беда (вспомните А.Н. Островский назвал произведение не трагедия, а драма. Это и слабость, ведь Катерина не стала бороться.)

В каких отношениях находятся концепты?

(Данные концепты приобретают в тексте новые смыслы, свойственные мировоззрению героини. Они взаимосвязаны, один дополняет другой. Внутренняя потребность свободы и стремление к ней побуждают героиню к сильному чувству – любви к Борису, которое в сознании Катерины ассоциируется с грехом, а гроза воспринимается героиней как наказание, возмездие за грех, что приводит к самоубийству).

Данное соотношение концептов  можно представить схематично:

V.      Выводы. Рефлексия. (5 мин.)

Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?

Какие новые грани произведения А.Н. Островского открылись?

О чём вас задумал задуматься наш урок?

  1. Домашнее задание. (1 мин)

Дифференцированное:

  1. Составить план к сочинению на тему «В чём сила и слабость характера Катерины?»
  2. Написать сочинение-рассуждение на тему «Могла ли Катерина поступить иначе?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева (по драме А.Н.Островского «Гроза)»

Тема урока. «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева (по драме А.Н.Островского «Гроза)»Тема дискуссии: «ЛУЧ СВЕТА или ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ»?Вид занятия: цивилизованная дискуссия (диспу...

Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.

Конспект урока внеклассного чтения  в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему....

Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»

Презентация к уроку литературы в 10 классе.  Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»....

Развёрнутый план сочинения-рассуждения по драме А.Н. Островского "Гроза" ("Почему погибла Катерина?")

Данный материал поможет десятиклассникам написать сочинение-рассуждение по  драме А.Н. Островского "Гроза"...

Карточка по литературе "Образ Катерины" (по драме А.Н. Островского "Гроза")

Карточка по литературе "Образ Катерины" (по драме А.Н. Островского "Гроза"). Цитатная характеристика. Заполнение таблиц. Работа с критическими статьями....

Вопросы и задания для анализа образа Катерины (драма А.Н.Островского "Гроза")

Вопросы и задания  фокусируют внимание на сущностных чертах характера Катерины....

Методическая разработка мастер - класса по теме : Кто виновен в гибели Катерины? По драме А.Н.Островского "Гроза".

Методическая разработка - технологическая карта -  составлена в соответствии с требованиями ФГОС . В технологической карте подрбно описан ход урока . Это в большей степени бинарный урок- литерату...