Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Материалы содержат важную информацию по теории литературы. Что собой представляет художественный образ, что такое система образов-персонажей, позиция автора и способы ее выражения...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_k_ege_liter.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по литературе.                 Организация художественного произведения.

     Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

•   Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

•  Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. 

•   Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

•   Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

•   Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

•   Наличие или отсутствие прототипа.

2.     Основные приемы создания образа-персонажа:

•     Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

•    Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

•     Прямая авторская характеристика;

•  Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

•     Характеристика героя другими действующими лицами;

•   Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3.     Виды образов-персонажей:        

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

4.     Система образов-персонажей.

Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным.

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным,  в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным,  конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета,  вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

5.     Позиция автора и способы ее выражения:

·     Авторские оценки: прямые и косвенные.

· Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

· Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя - оценка событий и их участников.

Своеобразие словопользования общенародного языка(активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ

В этой папке я собираю все найденные мной материалы для подготоки учащихся к выпускным экзаменам. Это огромный банк аргументов, примеров, схем, сайтов для успешной сдачи экзаменов....

Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по Русскому языку

В папке собраны материалы из разных источников: интернет, сборники по подготовке к ЕГЭ, учебные пособия....

Материалы для подготовки учащихся к ГИА в части, касающейся написания сочинения-рассуждения.

Представленные материалы помогут ученику  8-9 классов и учителю в   подготовке к ГИА по русскому языку в части, касающейся написания соч...

материалы по подготовке учащихся к сдаче ГИА , устная часть

SKILLS TO BE TESTEDThe student is expected to demonstrate her/his ability to:- elicit the needed information by asking questions- maintain and conclude the conversations- be active and polite...

Материалы для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ.

Эти материалы помогут преподавателям, работающим в  9-х  классах  в подборе различных заданий по геометрии. Они распределены по темам....

Тренировочно-диагностические материалы для подготовки учащихся к обязательному государственному экзамену по русскому языку в 7 классе

В данной  работе  приводятся примеры тренировочно-диагностических материалов, содержащих комплексный анализ текста, для 7 класса.  Задания носят разноуровневый характер и содержат все р...