Указания к практическим занятиям по учебной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла «ЛИТЕРАТУРА» по специальностям 1 общеобразовательного курса технического профиля
методическая разработка по литературе

Данные методические указания предназначены обучающимся для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Литература» с целью закрепления знаний и овладения основными практическими навыками, полученными при изучении теоретического курса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по учебной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла «ЛИТЕРАТУРА»

по специальностям 1 общеобразовательного курса технического профиля

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка

3

2

Требования к выполнению практических работ по дисциплине «Литература»

4

3

Критерии оценки практических работ

5

4

Перечень практических занятий по дисциплине «Литература».

6

5

Практические работы по дисциплине «Литература»

9

6

Список литературы

29

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнению практических работ составлены на основании рабочей программы учебной дисциплины «Литература». По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение дисциплины «Литература» студентами очной формы обучения специальностям 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и  газонефтехранилищ, 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, 18.02.09 Переработка нефти и газа, Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Экономика и бухгалтерский учёт, Строительство и сооружение зданий и сооружений, Технология деревообработки, Технология лесозаготовок, Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования,  Документационное обеспечение управления и архивоведение  предусмотрено 117 часов, из них лекций  – 82 часов, практических занятий – 35 часов, самостоятельная работа – 58 часов.

Данные методические указания предназначены обучающимся для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Литература» с целью закрепления знаний и овладения основными практическими навыками, полученными при изучении теоретического курса.

В результате выполнения  практических работ обучающийся должен уметь:

   воспроизводить содержание литературного произведения;

 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

 определять род и жанр произведения;

 сопоставлять литературные произведения;

 выявлять авторскую позицию;

 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

На выполнение практических работ отводится 35 часов.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

Практическая работа  является обязательной для каждого обучающегося Индустриального института (СПО)  и определяется учебным планом. Перед выполнением практической работы обучающиеся должны изучить соответствующий теоретический материал и ответить на контрольные вопросы. Неподготовленные обучающиеся к выполнению работы не допускаются.

Практическая работа по дисциплине «Литература» оформляется в тетрадях в линейку.

После выполнения заданий обучающимся преподаватель проверяет правильность выполнения, указывает недостатки, ошибки, допущенные в работе, и выставляет оценку. Выполнение каждой работы оценивается по пятибалльной системе.

Показатели оценки практической работы  по  дисциплине «. Литература»:

- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень освоения обучающимися учебного материала;

- правильность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Обучающиеся, не выполнившие практические работы по уважительным и  неуважительным причинам, должен отчитаться по работе во внеурочное время, назначенное преподавателем.

Обязательное выполнение обучающимся всех практических работ, предусмотренных рабочей программой и календарным планом, является условием допуска к экзамену по дисциплине «Литература».


  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Критерии оценки практической работы № 1

Система  оценивания работы предполагает 2 оценки: за грамотность (по традиционным требованиям к проверке письменных работ) и за содержание по критериям:

№ вопроса

критерии

количество баллов

1

составлен подробный план ответа

3

план составлен схематично или есть отклонения от вопроса

2

план не составлен или не соответствует вопросу

0

2,3,4,5,6

дан развернутый ответ, фактических ошибок нет

3

ответ неполный или есть фактический недочет

2

ответа нет или ответ неверный

0

7,8

ответ верный

1

ответа нет

0

Максимальный балл – 20 (по 3 за вопросы 1-6, по 1 за вопросы 7-8).

Шкала перевода баллов в оценку:

«5» - 19 -20 баллов;

«4» - 15 -18 баллов;

«3» - 10 - 14 баллов;

«2» - 0-9 баллов.

Критерии оценки практических работ № 2-35

5 - «отлично» – выполнены все задания, даны полные, четкие ответы с разъяснениями; студент показывает знание теоретического материала.

4 - «хорошо» – выполнены все задания, даны достаточно четкие, но не полные ответы, не всегда дает разъяснения; студент демонстрирует хорошее знание теоретического материала.

3 - «удовлетворительно» – выполнена большая часть задания, но допущено большое количество ошибок, студент часто не может объяснить свой ответ; обнаруживаются значительные пробелы в теоретических знаниях.

2 - «неудовлетворительно» – задание выполнено частично, или не выполнено вообще, или большая часть задания выполнена с ошибками; студент практически не может объяснить свой ответ; отсутствуют теоретические знания.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

Тематика работы

Количество

Часов

Раздел № 2

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

9

Практическая работа № 1.

«Особенности  драмы А.Н. Островского «Гроза».

1

Практическая работа № 2.

«Сопоставительный анализ образов Штольца и Обломова».

1

Практическая работа № 3. 

«Евгений Базаров в оценке критиков»

1

Практическая работа № 4.

«Теория «разумного эгоизма».

1

Практическая работа № 5. «Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина».

1

Практическая работа № 6.

«Раскольников в системе образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1

Практическая работа № 7. «Проблема воспитания в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

1

Практическая работа № 8.

Сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона.

1

Практическая работа № 9.

«Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

1

Раздел №3

Поэзия второй половины XIX века

2

Практическая работа № 10.

«Русская лирика второй половины XIX века. Поэзия как выражение идеала и красоты»

1

Практическая работа № 11.

«В поиске счастливого» (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

1

Раздел № 4

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

5

Практическая работа № 12.

«Краткий анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».

1

Практическая работа №13.

«Информационная переработка текста лекции (по творчеству А.И. Куприна)».

1

Практическая работа № 14.

«Литературные течения Серебряного века».

1

Практическая работа № 15.

«Типология персонажей М. Горького в пьесе «На дне».

1

Практическая работа № 16.

1

Раздел № 5

Особенности развития литературы 1920-х- начала 1940-х годов

7

Практическая работа № 17.

«Особенности поэтики В.В. Маяковского»

1

Практическая работа № 18.

«Трагизм поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек».

1

Практическая работа № 19.

«Поэтический мир Марины Цветаевой»

1

Практическая работа № 20.

«Пролетарские» черты творчества А.П. Платонова»

1

Практическая работа № 21.

«Антитеза как основной приём изображения народа и интеллигенции в романе А. Фадеева «Разгром»

1

Практическая работа № 22.

«Система образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

Практическая работа № 23. «Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова»

1

Раздел № 6

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

3

Практическая работа № 24. 

«Поэзия периода Великой Отечественной войны»

1

Практическая работа № 25.

«Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой»

1

Практическая работа № 26.

«Выразительное чтение и анализ стихотворений Б.Л. Пастернака».

1

Раздел № 7

Особенности развития литературы 1950–1980-х годов

8

Практическая работа № 27. «Проблема обретения нравственного самосознания в творчестве В.М. Шукшина»

1

Практическая работа № 28

«Проблема «отцов» и «детей» в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»

1

Практическая работа № 29.

«Арбатский мир Булата Окуджавы»

1

Практическая работа № 30.

 «Сопоставительный анализ стихотворений Николая Рубцова».

1

Практическая работа № 31.

«Отличительные черты драматургии А. Вампилова»

1

Практическая работа № 32.

«Обобщение сведений биографии А.Т. Твардовского»

1

Практическая работа № 33.

«Образ Матрёны в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

1

Практическая работа № 34.

«Отличительные черты драматургии А. Вампилова»

1

Раздел № 9

Особенности развития литературы конца 1980–2000-х годов

1

Практическая работа № 35.

«Новейшая русская поэзия»

1

Всего

35

  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Практическое занятие №1.

Название: «Особенности драмы А.Н. Островского «Гроза».

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии.  

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

Составьте план ответа на предложенный вопрос (задание №1). Сформулируйте развернутые ответы (3-5 предложений) на  вопросы №2-6 по драме А.Н. Островского «Гроза», краткие ответы – на вопросы №7-8.

1 Вариант

  1. Составьте план ответа на вопрос «Катерина в борьбе за свои человеческие права»
  2. Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы? Кто любуется природой? Случайно ли это?
  3. В чем проявляется самодурство Дикого?
  4. Катерина – по-гречески «чистая». Почему автор дал именно это имя героине?
  5. Почему Варвара не может понять страданий Катерины?
  6. Почему Островский назвал пьесу «Гроза»?
  7. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в редреформенные годы:

а) Тихон

б) Варвара

в) Феклуша

г) Кабанова

8. Кому из героев (Кабаниха, Феклуша, Катерина) принадлежат слова:

а) «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!»

б) «Бла-алепие, милая моя, бла-алепие!.. В обетованной земле живете!..»

в) «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слыхала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала»

  1. Вариант
  1. Составьте план ответа на вопрос «Темное царство» в драме «Гроза»
  2. Почему Борис чувствует себя в Калинове «белой вороной»? Докажите.
  3. Что дает основание, говоря о Диком, употребить пословицу «Молодец против овец, против молодца – сам овца»?
  4. Каковы нравы семьи Кабановых?
  5. Докажите правоту Варвары, утверждавшей, что «Тихона любить не за что»
  6. Почему погибла Катерина?
  7. Кого из героев пьесы нельзя считать ярким представителем «темного царства»?

а) Тихона

б) Дикого

в) Кабаниху

г) Кулигина

8. В чьей речи (Кулигин, Катерина, Дикой) присутствуют:

а) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоционально окрашенная лексика,

б) мещанско-купеческое просторечие, грубость,

в) литературная лексика 18 века с ломоносовско-державинскими тенденциями

Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Практическое занятие №2.

Название: «Сопоставительный анализ образов Штольца и Обломова».

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии.  

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

Карточка  №1

  1. Кто виноват в разрыве Ольги и Обломова? Почему?
  2. Обломов видит иногда в Захаре свое подобие. Чем они похожи?
  3. Как вы понимаете слово «обломовщина»? Что входит в это понятие? Подберите синонимы к этому слову.
  4. Нигде нет стольких мечтателей, как среди нас, русских. Это явление знаменательное. Мечта – это «поэзия жизни». Штольц говорит Обломову: «Илья, да ты поэт!» О чем мечтает Обломов? Что поэтичного (т.е. возвышенного) в его мечте?

Карточка  №2

  1. Гончаров в романе сказал, что ум Илюши Обломова складывался под воздействием русской сказки. Какие из сказок создают образ симпатичного лентяя?
  2. Кого из героев уже ранее изученных произведений вы могли бы тоже причислить к Обломову?
  3. Гончаров бесконечно любит своего Обломова, смеясь и плача над ним. Но Штольца он силится полюбить и никак не может. Почему? Что  отрицательного в этом герое?
  4. Есть ли вред от таких людей, как Обломов? Почему? Свою точку зрения докажите.

Сравнительная характеристика героев.

Критерии

Илья Обломов

Андрей Штольц

Описание внешности

Происхождение

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Практическое занятие №3.

Название: «Евгений Базаров в оценке критиков»

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии, познакомиться с высказываниями критиков о романе

Форма: письменная работа

Условия выполнения:  аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

Карточка № 1

«Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Всё в нём необыкновенно идёт к его сильной натуре…Холодным, отвлечённым человеком Базаров быть не мог: его сердце требовало полноты, требовало чувств, и вот он злится на других, но чувствует ещё больше, что ему следует злиться на себя…»   (Н. Страхов)

«Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует, безусловно,  надо всеми и нигде не встречает никакого дельного отпора…» (М. Катков)

«Ну и досталось же ему [Тургеневу] за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». (Ф. Достоевский)

- Какое из суждений критиков о тургеневском герое ближе вашему пониманию после прочтения романа «Отцы и дети»?

- С кем из критиков вы согласны? Почему? Какие из суждений оказались для вас неожиданными?

- Сформулируйте своё суждение о Базарове.

Карточка № 2

«…В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года). В этом замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое получило потом название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я, на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе отчёта – и напряжённо прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало…Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение; уж не за призраком ли я гонюсь?» (И.С. Тургенев)

-  Каким образом представлено «новое» в романе?

- Как вы считаете, отразилось ли в образе Базарова общее психологическое настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чём оно заключалось?

- Выпишите цитаты из романа, отражающие нигилистские взгляды Базарова.  

Карточка № 3

Критик 60-х годов ХIХ века М.А. Антонович в своей критической статье «Асмодей нашего времени» утверждает: «Базаров терпеть не может своих родителей… у него вообще холодное сердце»

- Согласны ли вы с точкой зрения критика? Обоснуйте свой ответ (прокомментируйте, используя цитирование художественного текста).

- Дайте краткий аргументированный ответ на вопрос «Что мне нравится,  и что я не принимаю в Евгении Базарове?»

(Справка: асмодей – злой дух, глава демонов.)

Карточка № 4

«Мы видим, что Базаров относится к простым людям небрежно – почему это? Не есть ли это нечто унаследованное им из недр прошлого? Прочитайте всю повесть,  и вы увидите, что это так». (М.Горький)

«В отношениях Базарова к простому народу надо заметить, прежде всего, тсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними не миндальничает и не задаривает ни деньгами, ни пряниками... У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нём простого и умного человека, но в то же время он для них чужой, потому что не знает их быта, их потребностей, надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». (Д. Писарев)

- Чем обусловлено отношение Базарова к народу? Свой или чужой Базаров для людей из народа?

- Чьё суждение об отношении к народу вам кажется убедительней? Аргументируйте свой ответ.

        

Карточка № 5

«…В основании сюжета лекарский сын-бедняк, плебей, нигилист – попадает в чуждую ему атмосферу дворянской культуры. Попадает и безнадёжно влюбляется в холодную аристократку, дерётся на дуэли, страдает от мировой скорби не хуже байроновских героев. А всех окружающих его появление сталкивает с проблемами, о самом существовании которых они не догадывались прежде». (В. Маркович)

«Роман «Отцы и дети» -  это классический образец стратегии либерализма». (В. Архипов)

- Какие события романа вы считаете основными? Почему?

- С какими «проблемами» сталкиваются окружающие Базарова люди?

- Как вы понимаете выражение «стратегия либерализма» применительно к роману?

Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Практическое занятие №4.

Название: «Теория «разумного эгоизма».

Цель: познакомить теорией разумного эгоизма в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?», проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение.

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

  1. Дайте развернутый ответ на вопрос:

Как вы понимаете суть «теории разумного эгоизма» (по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»).          

        

Раздел №2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Практическое занятие № 5.

Название: «Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии,

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

  1. Проанализируйте сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат» (на выбор).
  2. Найдите примеры гротеска и гиперболы в любых сказках Салтыкова-Щедрина.
  3. Выпишите афоризмы из 2-3-х сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Практическое занятие №6.

Название: «Раскольников в системе образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии,

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

1. Составьте планы  развёрнутых ответов:

- Раскольников и Свидригайлов

- Раскольников и Соня Мармеладова

- Раскольников и Лужин

- Раскольников и Порфирий Петрович.

2. Выпишите из 1 части романа «Преступление и наказание» «цитатные детали», позволяющие понять психоэмоциональное состояние Раскольникова-преступника.

3. Составьте сценарий (фрагмент) суда Родиона Раскольникова, опираясь на материал 1 главы эпилога романа «Преступление и наказание»

Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Практическое занятие №7.

Название: «Проблема воспитания в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии,

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

1. Составьте таблицу сравнительной характеристики:

Персонажи

Наташа Ростова

Андрей Болконский

Николай Ростов

Мария Болконская

1. Манера поведения

2. Черты характера

3. Отношение к окружающим

4. Жизненная цель

5. Пересечение жизненных целей и интересов

2. Ответьте на вопрос: каковы основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых. Болконских. Курагиных (1-й том романа), в семьях Безуховых Пьера и Натальи, Ростовых Николая и Марьи (эпилог).

3. На основе изученного романа «Война и мир» предложите свою концепцию (программу) воспитания детей в форме инструкции или правил.


Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Практическое занятие №8.

Название: Сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона.

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии,

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задание

1. Составьте таблицу сравнительной характеристики:

Кутузов

Наполеон

Идея

Отношение к людям

Внешность

Манера поведения

Отношение к битве

Руководство сражением

Мотив деятельности


Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Практическое занятие №9.

Название: «Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Цель:  проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии,

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

1. Чтобы зафиксировать время, А.П. Чехов использует ритмические повторы («когда в губернском городе С…», «Прошло больше года…в трудах и одиночестве…»). Продолжите этот ряд и объясните роль ритмических повторов в понимании событий рассказа.

2. Проследите историю превращения Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча. Автор даёт четыре характеристики героя: «интеллигентный человек» (1 глава); «необыкновенный, удивительный доктор» (2 глава); «поляк надутый» (4 глава); «не человек, а языческий бог» (5 глава). Какие художественные приёмы использует А.П. Чехов для передачи внутреннего состояния?

3. Прокомментируйте финал рассказа «Ионыч».

Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Практическое занятие №10.

Название: «Русская лирика второй половины XIX века. Поэзия как выражение идеала и красоты»

Цель:  уметь аргументировать свое мнение и оформлять его в письменной форме

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задание

Прочитайте высказывания о творчестве А.Фета и Ф.И.Тютчева. Напишите сочинение. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текса. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте.

Карточка №1.

Вожди революционно-демократической критики Чернышевский и Добролюбов высоко ценили талант Фета, но решительно осуждали узость содержания, идейную бедность его поэзии. Чернышевский в черновике «Повестей в повести» (1863) ставит Фета по талантливости на второе место среди современных лириков, т. е. сразу после Некрасова: «Могу сказать мое мнение: г. Фет — не Гете, даже не Лермонтов; но, после одного из нынешних наших поэтов, он даровитейший из нынешних наших лирических поэтов. У него много пьес, очень милых. Кто не любит его, тот не имеет поэтического чувства».1 Но вместе с  тем Чернышевский считал, что по своему содержанию поэзия Фета незначительна, что Фет пишет «пустяки»

  С отзывами Чернышевского по существу сходен отзыв Добролюбова в статье «Темное царство». Признавая талант Фета, Добролюбов указывает на бедность содержания его поэзии. «У г. Фета есть талант», но этот талант «способен во всей силе проявиться только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы, ... г. Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и однако ж отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе».

Эта оценка была развита М. Е. Салтыковым-Щедриным, который начинает свою рецензию на собрание стихотворений Фета 1863 года следующими словами: «В семье второстепенных русских поэтов г. Фету, бесспорно, принадлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия... Если при всей этой искренности, при всей легкости, с которою поэт покоряет себе сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться скромною долею второстепенного поэта, то причина этого, кажется нам, заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г. Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен».  ( Б. Бухштаб.)

Карточка №2.

Поэзия Тютчева — поэзия контрастов. Светлому миру гармонического наслаждения противопоставлен в ней мрачный мир холода, тьмы и мертвенной неподвижности. Противопоставлен не только в творчестве Тютчева в целом, но в большом ряде стихотворений, темой которых: является именно контраст между «светлым» и «мрачным» краем. Это противопоставление не только погоды и сезона, но именно края; это тема севера и юга. В то же время это и тема зимы и лета, ибо север в поэзии Тютчева обычно дается зимой или поздней осенью, юг — весной или летом.

     Зимний мир — оледенелый, оцепенелый, «околдованный». Отсюда — тема чародея («О Север, Север — чародей, Иль я тобою околдован?», «И холод, чародей всесильный, Один здесь царствует вполне», «Как околдованный зимой», «Чародейкою-зимою Околдован лес стоит»), тема жизни замороженной и таящейся лишь в глубине, тема весны, расколдовывающей природу от зимних чар. При этом часты прямые психологические аналогии: жизни ключа под леденеющим потоком и ключа жизни «подо льдистою корой» «в груди осиротелой, убитой хладом бытия», природы, пробуждающейся от зимнего сна, и пробуждения души и т. п.

Но хоть и резко противопоставлены в стихах Тютчева «дивный сон» и «сон полумогильный», «торжественный покой» и «мертвенный покой», это все же лишь два аспекта неподвижного, статического мира. Однако для творчества Тютчева более существен динамический аспект мира.

Отметим прежде всего, что в поэзии Тютчева показаны и переходные состояния между светом и тьмой, теплом и холодом — состояния, как бы совмещающие противоположности уходящего света и надвигающейся тьмы и т. п. Рядом со стойкими символами дня и ночи, лета и зимы у Тютчева часты переходные, так сказать, времена суток и года: утро и вечер, весна и осень. И в вечере показывается замирание шума, спад жары, сумеречный свет — полусвет-полутьма. В стихах об утре Тютчев настойчиво возвращается ко времени, когда первые лучи света разгоняют ночной мрак (например, «Альпы», «Декабрьское утро», «Молчит сомнительно Восток...», «Вчера, в мечтах обвороженных...»). Весну Тютчев любит показывать в ее первых днях, когда еще не ушла зима. Осень дается на фоне уходящего лета или наступающей зимы. Весна и осень воспринимаются в их движении, между летом и зимой и изображаются на разных фенологических этапах. Ранние приметы осени: «кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу». «Короткая, но дивная пора» «в осени первоначальной»: поле сжато, «птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь».

Наблюдения Тютчева довольно общи и обычны: все больше листьев падает с деревьев, поля сжаты, птицы улетают, погода портится, начинают дуть холодные ветры. Но существенно, что Тютчев дает эти наблюдения как примеры постепенного движения. Он рисует природу в процессе ее изменения. Это стремление улавливать процесс изменения в природе — новое и важное достижение русской лирики, которому у Тютчева будут учиться и поэты и прозаики. (Б.Бухштаб.)

Раздел № 3. Поэзия второй половины XIX века

Практическое занятие №11.

Название: «В поиске счастливого» (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

1. Начертите схему-карту пути странников в поисках счастливого человека в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

2. Проанализируйте песни Гриши Добросклонова. Какую роль играют эти песни в идейном содержании поэмы?

3. На основе изученного произведения дайте современный аргументированный ответ на вопрос: «кому живётся весело-вольготно на Руси»?  (при ответе не исключайте духовные ценности человека).

Раздел № 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Практическое занятие №12.

Название: «Краткий анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

1. Какие детали рассказа помогают понять характер героев? Приведите примеры.

И.А. Бунин считал. Что любовь – всегда «счастье в муках». Докажите это утверждение (или опровергните) на примере любовной истории героев рассказа.

2. Прокомментируйте название рассказа «Чистый понедельник». Чем ознаменовался в жизни героев чистый понедельник?

3. Отметьте в рассказе временные пласты – прошлое, настоящее, будущее (приведите примеры).

4. Как заканчивается рассказ? Проанализируйте финал произведения. Как вы его понимаете?

Раздел № 5. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Практическое занятие №13.

Название: «Информационная переработка текста лекции  (по творчеству А.И. Куприна)».

Цель: познакомить с основными этапами жизни и творчества А.И. Куприна,  проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

1. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А.И. Куприна».

2. Составьте план ответа на тему «Тема любви в повестях А.И. Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет».

3. Кому в своих произведениях сочувствует автор и кого осуждает? (на примере изученных произведений А.И. Куприна).

Раздел № 5.Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Практическое занятие №14.

Название: «Литературные течения Серебряного века».

Цель: знать особенности модернистских  направлений в русской поэзии на рубеже  XIX- XX веков

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

1. «…Символизм можно называть… «поэзией намёков», - писал В. Брюсов в предисловии ко второму выпуску «Русских символистов». Дайте своё объяснение этому определению.

2.  Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях:

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и чёткому пушкинскому стилю;

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределённость, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизацию вкусовых ощущений.

3. Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить цитаты из статей поэтов Серебряного века:

а) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание»;

б) «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намёки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Дайте определение этого литературного течения.

Раздел № 5. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Практическое занятие №15.

Название: «Типология персонажей М. Горького в пьесе «На дне».

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст,  делать выводы о системе образов произведения

Форма: письменная работа

Условия выполнения:

аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

1. Выпишите типы персонажей из пьесы М. Горького «На дне» и из рассказа «Старуха Изергиль» по характеристике: «строптивцы», «грешники», «весёлые»,  «гордые духом».

2. Дайте психологический портрет Луки и Сатина (пьеса М. Горького «На дне»).

Раздел № 5. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Практическое занятие №15.

Название: «Периодизация творчества  А. А. Блока» 

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать поэтический текст,  видеть связь между фактами биографии  и творчеством А.А. Блока

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

  1. Известно, что периодизация творчества Блока, по распределению самого поэта, заключает в себе «Книгу первую», «Книгу вторую» и «Книгу третью», которые соответственно являют собой отражение мироощущения и эволюцию Блока-поэта и Блока-человека. Эти периоды А. Блок называет «тезой», «антитезой», «синтезом».

Сравните стихотворения «Вхожу я в храмы тёмные» и «Незнакомка» по лексическому составу и цветописи и определите, к какому периоду и почему относятся оба стихотворения.

  1. В дневниковых записях А.Блока найдена анкета, которую поэт  составил в 27 лет и назвал «Признаниями». Вот несколько цитат из анкеты:

- Главная черта моего характера – нерешительность;

- Качество, какое я предпочитаю в мужчине – ум;

- Качество, какое я предпочитаю в женщине – красота;

- Мой идеал счастья – непостоянство;

- Что я больше всего ненавижу – цинизм;

- Каким образом я желал бы умереть – на сцене от  разрыва сердца.

        Как эти «признания» отразились на личной и творческой жизни поэта? (правильный ответ на вопрос 2 оценивается на «отлично»).

Раздел № 5.  Особенности развития литературы 1920-х- начала 1940-х годов

Практическое занятие №17.

Название: «Особенности поэтики В.В. Маяковского».

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать поэтический текст, видеть связь между фактами биографии  и творчеством В.В. Маяковского

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задание

  1. Выпишите 5-6 названий стихотворений поэта. Почему Маяковский так определяет тему своих творений? С чем это связано? Как в буржуазном обществе, с точки зрения автора, связаны два начала: материальное и духовное? Докажите на основе стихотворных текстов, что лирический герой Маяковского часто оказывается в изоляции, в одиночестве, не находит понимания.

Раздел № 5.  Особенности развития литературы 1920-х- начала 1940-х годов

Практическое занятие №18.

Название: «Трагизм поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек»

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушением надежд и по отношению к России, и по отношению к собственной судьбе. Из этих настроений рождается «Чёрный человек», «трагический феномен раздвоенного сознания», «двойник-самозванец».

1. Опишите, как создаётся трагический пафос поэмы, определяя речевые повторы и их роль, учитывая смену «светлых» и «тёмных» слов. Выпишите «страшные» эпитеты. Зачем они используются автором?

2. Какие наблюдаются отличия в первой и второй частях поэмы?

3. Какой  смысл, по-вашему,  заключается в метафоре «…Месяц умер»? Как символически это выражение соотносится с судьбой  Сергея Есенина?  

Раздел № 5.  Особенности развития литературы 1920-х- начала 1940-х годов

Практическое занятие №19.

Название: «Поэтический мир Марины Цветаевой»

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать поэтический текст, видеть связь между фактами биографии  и творчеством М.И. Цветаевой

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

  1. Однажды муж М. Цветаевой, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Одна голая душа! Даже страшно». Невероятная открытость, откровенность – неповторимые черты лирики Цветаевой.

На основе анализа 2-3 стихотворений опишите, какой представлена любовь в лирике поэта («Разлука», «Рас – стояние: вёрсты, мили…».

  1. Докажите стихотворными цитатами, что тема души – главный герой цветаевского творчества. Какова поэтическая душа Цветаевой?

Раздел №5. Особенности развития литературы 1920-х- начала 1940-х годов  

Практическое занятие №20.

Название: «Пролетарские черты творчества А.П.  Платонова»

Цель: познакомить с основными этапами жизни и творчества А. Платонова,  проверить степень сформированности у обучающихся умения писать и защищать реферат, аргументировать собственное мнение.

Форма: письменная работа

Условия выполнения:

аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

  1. Подготовьте сообщение на тему «Особенности творчества Андрея Платонова» на основе статьи учебника под редакцией Г. Обернихиной «Литература» (стр.578 – 583).
  2. А. Платонов  говорил о себе: «Я человек технический, пролетариат – моя родина». Как это сказалось на его биографии? Дайте аргументированный ответ.        

Раздел № 5. Особенности развития литературы 1920-х- начала 1940-х годов  

Практическое занятие №21

Название: «Антитеза как основной приём изображения народа и интеллигенции в романе А. Фадеева «Разгром»

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения работать с текстом, анализировать текст, делать выводы, аргументировать собственное мнение; проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, делать из него выписки в виде цитат, делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

  1. Сделайте сравнительную характеристику, отражающую разные уровни противопоставления: внешний («красные» и «белые») и внутренний (инстинкт – сознание, добро – зло; любовь – ненависть; анархия – дисциплина).  Оформите в виде цитатного плана или таблицы.
  2. Сделайте сравнительный анализ центральных образов романа: Морозки и Мечика. Запишите в форме тезисов путь становления каждого героя. Сделайте вывод.

Раздел № 5. Особенности развития литературы 1920-х- начала 1940-х годов  

Практическое занятие №22.

Название: «Система образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии, проводить сравнения с ранее изученными произведениями

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

1. Выпишите художественную характеристику незнакомца (Воланда) на Патриарших прудах из 1 главы романа и сравните её с художественным портретом Свидригайлова («Преступление и наказание». Ф. Достоевский):

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

В чём вы видите сходство этих героев? Почему они похожи?

2. Докажите цитированием текста из 2 главы, что Иешуа Га-Ноцри (Иисус) у Булгакова «очеловечен». При анализе обратите внимание на поведение,  диалоги и психологические детали в изображении  Иешуа.

Раздел № 5. Особенности развития литературы 1920-х- начала 1940-х годов  

Практическое занятие №23.

Название: «Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова»

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения составлять тезисный план, анализировать текст, видеть его художественное своеобразие.

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

  1. Составьте тезисный план рассказов «Родинка» и  «Продкомиссар».
  2. Сделайте вывод о реалистическом изображении войны. Какие  проблемы подняты автором в рассказах?

Раздел № 6.  Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Практическое занятие №24.

Название: «Анализ стихотворений периода Великой Отечественной войны»

Цель: понять замысел, идею авторов, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении, понять роль, которую сыграло каждое из стихотворений в период Великой Отечественной войны.

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задание

Проанализируйте стихотворения К. Симонова «Жди меня» и  В. Лебедева-Кумача «Священная война»  по плану:

  • тема и идея стихотворения;
  • какими чувствами проникнуто стихотворение;
  • какие выразительные средства (тропы) использует автор и с какой целью они использованы автором;
  • какое значение имеют речевые повторы;
  • какую роль сыграло каждое из стихотворений в жизни советского народа.

Раздел № 6.  Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Практическое занятие №25.

Название: «Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой»

Цель: понять замысел, идею автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении.

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задание

  1. Проанализируйте стихотворение А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…» по следующему плану:
  • тема и идея стихотворения;
  • нравственная позиция автора;
  • художественные средства, которыми создана тональность стихотворения;
  • как представлена в произведении революционная Россия?
  • какие глаголы и почему использует автор?

Раздел № 6.  Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Практическое занятие №26.

Название: Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака.

Цель:  понять замысел, идею автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении.

Форма: устная и письменная работа, закрепить умение выступать перед аудиторией

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задание

1. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка) (на выбор).

Стихотворения.

«Февраль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь»,  «Девятьсот пятый год» или «Лейтенант Шмидт».

Раздел № 7. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

Практическое занятие №27.

Название: «Проблема обретения нравственного самосознания в творчестве  В.М. Шукшина»

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, писать отзыв на рассказ В.М. Шукшина, делать выводы о его идейном и художественном своеобразии

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

Прочитайте рассказ  В. Шукшина «Верую!» и напишите отзыв на прочитанное произведение с элементами анализа рассказа. В чём, по-вашему, заключается смысл названия?

Раздел № 7. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

Практическое занятие №28.

Название: «Проблема «отцов» и «детей» в повести В. Распутина «Прощание  с Матёрой»

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, делать из него выписки в виде цитат, делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

  1. Составьте цитатную характеристику Дарьи Пинягиной и её внука Андрея, заполнив таблицу:

Дарья Пинягина

Андрей

Художественный

портрет

Взгляд на строительство

ГЭС на Ангаре

Взгляд на будущее

Мнение о человеке

2. Чья точка зрения Вам ближе и почему?

Раздел № 7. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

Практическое занятие №29.

Название: «Арбатский мир Булата Окуджавы»

Цель: понять, как раскрывается образ лирического героя в стихотворениях Б. Окуджавы, понять замысел и  идею автора.

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

Проанализируйте стихотворения «Песенка об Арбате», «Полночный троллейбус», «Живописцы, окуните ваши кисти…» и составьте письменную характеристику Арбата через лирического героя в произведениях Булата Окуджавы (каким видит свой Арбат поэт?).

Раздел №  7. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов  

Практическое занятие №30.

Название: «Тихая лирика»  Николая Рубцова»

Цель: понять замысел, идею авторов, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретных стихотворениях, закрепить умение выступать перед аудиторией

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

  1. Прочитайте два-три стихотворения поэта и сделайте сопоставительный анализ по плану:

а) ведущие мотивы лирики;

б) жанровое своеобразие;

в) ведущая тема и основные образы;

г) основные изобразительные средства;

д) особенности ритмики и рифмы.

Стихотворения

«Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?…», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани».

Раздел № 7. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

Практическая работа № 31.

Название: «Обобщение сведений по биографии А.Т. Твардовского»

Цель: познакомить с основными этапами жизни и творчества А. Платонова,  проверить степень сформированности у обучающихся умения составлять конспект, закрепить умение выступать перед аудиторией

Форма: письменная работа

Условия выполнения: аудиторная работа

Время: 1 час

Задание

  1. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А. Твардовского» на основе лекционного и раздаточного материала.

Раздел № 7. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

Практическое занятие №32.

Название: «Образ Матрёны в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  делать выводы о системе образов произведения, его идейном и художественном своеобразии, проводить сравнения с ранее изученными произведениями

Форма: письменная работа

Условия выполнения:

аудиторная работа

Время: 1 час

Задания

  1. Выпишите из рассказа «Матрёнин двор» цитатные характеристики соседей, односельчан о Матрёне. Какие черты выделяют её из круга односельчан как праведницу?
  2. Определите и запишите схожие черты характера героев произведений Солженицына: Матрёны и Ивана Денисовича. Какова ваша оценка этих персонажей.

Раздел № 7. Особенности развития литературы 1950–1980-х годов

Практическое занятие № 33

Название: «Отличительные черты драматургии А. Вампилова»

Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение,  умения составлять тезисы, выступать публично

Форма: письменная работа

Условия выполнения:

аудиторная работа

Время: 1 час

Задание

В групповой работе тезисно определите отличительные черты  творчества А. Вампилова (работа в 5-6 группах с публичным выступлением).

Раздел № 8. Русское литературное зарубежье 1920 - 1990-х годов (три волны эмиграции)

Практическое занятие №34.

Название: «Художественный мир С. Довлатова»

Цель: познакомить обучающихся с прозой  русского зарубежья на примере творчества С. Довлатова, проверить степень сформированности у обучающихся умения делать выводы о  художественном своеобразии произведения

Форма: письменная работа

Условия выполнения:

аудиторная работа

Время: 1 час

Задание

  1. На основе лекции преподавателя подготовить материал в форме таблицы на тему «Художественный метод  и литературный мир Сергея Довлатова».

Раздел № 9. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов  

Практическое занятие №35.

Название: «Новейшая русская поэзия»

Цель: познакомить с основными направлениями русской поэзии на современном этапе, уметь анализировать поэтические тексты

Форма: письменная работа

Условия выполнения:

аудиторная работа

Время: 1 час

Задание

В пёстрой поэтической картине русской поэзии 90-х годов ХХ века достаточно чётко выделяются четыре основных направления, по которым движется новейшая русская поэзия: ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое. Прочитайте стихотворение Нины Искренко «Зевая, мы проветриваем дом…» и выпишите слова и выражения, обозначающие духовную спячку. Определите ироническое в данном стихотворении. Какой философский смысл раскрывается через ироническое повествование?

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники и учебные пособия

 Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс. – М., 2014.

Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 10 класс. – М., 2014.

Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. – М., 2014.

Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.

Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. – М., 2014.

Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. – М., 2014.

Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М., 2014.

 Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М., 2014.

Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 10–11 класс / под ред. Б. А. Ланина – М., 2014.

Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. – М., 2014.

Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. – М., 2014.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. – М., 2015.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. – М., 2014.

Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. – М., 2014. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. – М., 2014.

Интернет-ресурсы

www.gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).

www.krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).

www. school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).

www. spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине «ЕН.01 Элементы высшей математики» Специальность 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование»

Методические указания к практическим работам по дисциплине «ЕН.01 Элементы высшей математики» предназначены для студентов специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрировани...

Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА»

Методические указания к практическим работам по дисциплине «ЕН.02   ИНФОРМАТИКА»  предназначены для студентов  по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремо...

Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....

Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов

Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....

Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине ОУД. 04. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис базовой подготовки

Методические указанияк практическим занятиям по учебной дисциплине ОУД. 04.  Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия для специальности  43.02.11 Гостиничный...

Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине "Литература" по специальностям 1 курса технического профиля

Данная разработка содержит методические указания по самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине "Литература" по специальностям 1 курса технического профиля.  Цель мето...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕГО ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности СПО: 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа учебной дисциплины (далее: Программа) «Иностранный язык (Английский язык)» предназначена для изучения английского языка в профессиональных образовательных организациях среднего проф...