Конспект урока по литературе "Песнь про купца Калашникова..."
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Конспект урока по литературе "Песнь про купца Калашникова..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesnya_pro_kuptsa_kalashnikova.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

  1. Дата: 2.12
  2. Класс: 7
  3. Предмет: литература
  4. ФИО практиканта: Баранова Алёна Дмитриевна
  5. Тема урока: «Основные мотивы “Песни про … купца Калашникова”»

Этап урока/время

Содержание

Методы и приемы

Ожидаемый результат по каждому этапу

Учитель

Ученик

Организационный

2 мин

На доске записана тема урока: «Основные мотивы “Песни про … купца Калашникова”».

Приветствие  

Мы с вами начинаем изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Запишите в тетрадях тему урока.

Учитель просит поднять руку тех, кто прочитал произведение целиком. Учитель просит поднять руку тех, кто не начал читать произведение. Учеников, не дочитавших произведение, учитель просит назвать фрагмент, на котором они остановились.

 

Приветствие

Ученики записывают тему урока.

Ученики поднимают руку в нужный момент.

Ученики называют фрагмент текста.

Фронтальный опрос

Ученики настроились на работу. Учитель скорректировал запланированную на уроке работу в соответствии со знанием учениками текста.

Актуализации знаний

2 мин

Какой этап истории России разворачивается в «Песне про… купца Калашникова»? В каких годах правил этот царь? Итак, действие произведения относится к русскому Средневековью,  эпохе Ивана Грозного, неоднократно запечатлённой в памятниках народного творчества. В процессе создания поэмы Лермонтов ориентировался на некоторые исторические и фольклорные источники, а на какие именно вы сейчас узнаете.

Ответ: время царствования Ивана IV Грозного (правил: 1533-1584 гг).

Беседа

Ученики затронули исторический контекст, отражённый в поэме, определили одного из главных героев произведения.

Открытия нового знания

8 мин

Раздаёт ученикам карточки (см. Приложение1).

Прочитайте на стр.161 учебника статью «О творческой истории  “Песни… про купца Калашникова”» и заполните пропуски.

Проверка выполненной работы, комментарии учителя.

Итак, какой исторический источник использовал Лермонтов? Вероятно, сюжет «Песни» и был почерпнут из упоминания о чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, обесчещенной опричниками царя.

Как изображён Иван Грозный у Карамзина и у Лермонтова?

Давайте вспомним, что такое опричнина и кто такие опричники.

 

 

Ученики получают карточки и дополняют их материалом из учебника, чтобы получились конспекты.

Один из учеников читает получившийся конспект; ученики дополняют и/или исправляют ошибки, если требуется.

Ответ: «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина.

Карамзин утверждает, что тирания и деспотизм царя — следствие дурного характера; Лермонтов — в поступках Грозного отражается столкновение условий исторического развития России и нереализованных возможностей русского царя как исторического деятеля.

Ответ: часть государства (наиболее богатые земли), личный удел Ивана Грозного с войском и государственным аппаратом; политика Ивана Грозного с 1565 по 1572 гг, отличающая чрезвычайной жестокостью, приобретшая формы самодержавной деспотии. Опричники – особый отряд, сформированный из мужчин, живших на опричных землях, осуществлявший охранные и карательные функции.

Анализ литературоведческой статьи, конспект, беседа, фронтальный опрос

Ученики познакомились с творческой историей поэмы, начали составлять художественный портрет Ивана IV в произведении, отметили его особенности; вспомнили исторический контекст, в котором разворачивается действие поэмы.

Анализа художественного текста:

  1. чтение текста;
  2. первичного восприятия;
  3. подключения воображения;
  4. анализа художественных средств.

30 мин

Посмотрите на портрет Ивана Грозного на стр. 180 учебника. Каким художник изобразил царя? Какие детали символизируют царскую власть?

Давайте обратимся к образу Ивана Грозного, созданному Лермонтовым в поэме.

Как изображён Иван Грозный в начале поэмы?

В каких произведениях устного народного творчества князь сравнивается с красным солнышком? Почему?

Является ли Владимир в былинах главным героем? Какова роль Ивана Грозного в «Песне…»? Какая деталь позволяет установить связь между героем произведения М.Ю. Лермонтова и реальным историческим лицом?

Свой золочёный ковш царь повелевает поднести не князьям и боярам, а только опричникам. И стоит одному из них — Кирибеевичу — остаться равнодушным к царскому угощению, как мгновенно государь закипает неудержимым гневом. Своего верного опричника он подозревает в измене, в чёрной зависти и грозит ему жестокой карой. В лермонтовской поэме пиршество царя — это веселье для всех по указу, поэтому оно приобретает черты необходимой маски, отсутствие которой опасно. Несомненно, в этой атмосфере пира Грозного проступают реально-исторические черты жестокого быта московского царя, который, по воспоминаниям современников, в тёмном разгуле топил свои муки совести, свои тяжёлые думы и страшные воспоминания.

Мы с вами уже отметили некоторую связь поэмы Лермонтова с народным творчеством. Стоит добавить, что поступки лермонтовских героев оцениваются с точки зрения народной традиции, то есть христианской морали.

Давайте посмотрим, каким изображён Кирибеевич в первой главе поэмы.

Какие слова и словосочетания воссоздают портрет героя? Каким представлен Кирибеевич?

Почему Кирибеевич выбрал Алёну Дмитриевну?

Почему Кирибеевич обманул царя, не рассказал ему о том, что его возлюбленная — жена Калашникова? Действительно, в патриархальной Руси царь является защитником христианских законов и семейных устоев. Любовь к Алёне Дмитриевне — нарушение христианских заповедей.

Какой конфликт лежит в основе лермонтовского сюжета?

Каково чувство Кирибеевича? Слово учителя Христианский закон — основа народной морали, его никто не может безнаказанно нарушить. Однако Кирибеевич слепо следует своей страсти и добивается встречи с Алёной Дмитриевной. В момент встречи героев разыгралась сильная метель. Какой мотив появляется в описании: «…валит снег, расстилается, заметает след человеческий»? Как вы думаете, символом чего является метель? Вы правы, в народных представлениях белый цвет издавна связан с трауром. Образ вечерней метели, разыгравшейся в момент встречи Кирибеевича с Алёной Дмитриевной, рождает мотив тревожного предчувствия.

Как купец Калашников решает восстановить справедливость и отмстить за поруганную честь своей супруги? Кто одерживает победу в этом поединке? Как вы думаете, почему Лермонтов создаёт именно такой исход?

Давайте сейчас вернёмся к вашим конспектам, сделанным в начале урока, чтобы лучше понять замысел автора. Какой сюжет из книги Кирши Данилова заинтересовал М.Ю. Лермонтова?

 Действительно, в русском фольклоре существует былина о Мастрюке (Кострюке).  В этой былине царь  Иван Васильевич женится на дочери хана Золотой Орды Марии Темрюковне. Во время свадебного пира в Москве её брат Мастрюк говорит царю о том, что желал бы потешить царя с царицею и побороться с московскими удальцами, однако те оказались сильнее кабардинца. Возможно, сцену кулачного боя Лермонтов заимствовал именно из этой былины. Кулачный бой был очень распространённым развлечением на Руси, однако Лермонтов вводит в это событие дополнительный глубокий смысл. Разделите, пожалуйста половину тетрадного листа на 3 части и озаглавьте их «Кулачный бой». В первый столбик мы запишем характеристики, относящиеся к традиционному кулачному в бою, во второй – усложнение этого понятия в былине о Мастрюке, в третий – усложнение этого понятия в поэме Лермонтова.

Прочитайте статью «Для вас, любознательные» в учебнике на стр.181.

Что следует выписать из этого фрагмента?

Что следует выписать из этого фрагмента?

Что следует выписать из этого фрагмента?

Так мог ли Калашников проиграть в этом поединке, если следовать народной традиции?

Итак, Калашников должен был одержать победу над Кирибеевичем. По существу, это поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием.

Как Лермонтов разрешает конфликт поэмы? Давайте запишем следующее: Лермонтов разрешает любовный конфликт в соответствии с народной христианской моралью.

Давайте обратимся к финалу произведения.

Как отреагировал Иван IV на то, что его любимый опричник оказался поверженным? Какую оценку исходу событий даёт народ?

Ответ: корона, скипетр, мантия.

Один из учеников  читает от слов «Не сияет на небе солнце красное…» до слов «И семьёй ты вскормлен Малютиной», остальные следят по тексту.

Ответы учеников.

Ответ: Князь Владимир в былинах постоянно называется Красное Солнышко. В этом сравнении проявляются представления об идеальном князе.

Ответ: В былине Владимир никогда не был предметом непосредственного изображения и повествования.

Ответ: роль Ивана Грозного в поэме более значительна. В его описание введена одна реально-историческая деталь — знаменитый царский посох с железным наконечником.

Один из учеников читает вслух, остальные следят по тексту (фрагмент от слов «Государь ты наш, Иван Васильевич!..» до слов «На четыре стороны развеется»).

Ответ: герой храбр и отважен: он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову.

Ответ: герой выбирает её за красоту и за то, что она безразлична к нему.

Ответ: опричник боялся осуждения царя.

Ответ: любовный треугольник.

Ответы учеников: страстно, эгоистично, слепо.

Ответ: метель – символ смерти; человек «стирается» , «заметается» метелью.

Ответ: Калашников решает выйти на кулачный бой против Кирибеевича и биться на смерть. Калашников побеждает Кирибеевича.

Ответы учеников.

Ответ: Сюжет песни о Мастрюке Темрюковиче.

Ученики записывают в тетради подзаголовок «Кулачный бой», делят тетрадный лист на 3 части: «На Руси», «В былине», «В “Песне”».

Один из учеников читает с начала до слов «В фольклорной песне…», остальные следят по тексту.

Ответ: спортивное состязание, испытание силы и удали богатырей. Ученики записывают это в тетради.

Один из учеников читает от слов «В фольклорной песне…» до слов «В “Песне про…”», остальные следят по тексту.

Ответ: «свой» отстаивает честь Руси от «чужого».

Ученики записывают это в тетради.

Один из учеников читает статью до конца, остальные следят по тексту.

Ответ: становится судным поединком.

Ученики записывают это в тетради.

Ответ: нет.

Ответы учеников

Ученики записывают под диктовку.

Один из учеников читает от слов «И казнили Степана Калашникова» до конца III песни.

Ответ: приказал казнить Калашникова.

Ответ: народ сохранил в памяти образ купца Калашникова как заступника человеческого достонства.

Чтение и анализ художественного текста, беседа, словесное рисование, чтение литературоведческой статьи, поиск ключевых слов, установление причинно-следственных связей, сопоставление, установление соответствий

Ученики определили основные мотивы поэмы; установили причины поступков героев; узнали, как Лермонтов осложнил распространённый сюжетообразующий конфликт поэмы; проанализировали образ Кирибеевича; установили авторскую  позицию по отношению к героям; определили художественную идею произведения; лучше познакомились с одним из источников текста.

Рефлексии

3 мин

Учитель раздаёт ученикам стикеры

Напишите, пожалуйста, кого из героев поэмы вы больше всего осуждаете и почему.

Домашнее задание: посмотреть на персональном сайте учителя видеолекцию о поэмах Лермонтова и выписать названные фольклорные элементы «Песни про … купца Калашникова».

Ученики записывают ответ на вопрос и сдают стикеры учителю.

Фронтальный опрос, письменное размышление на заданную тему

Ученики самостоятельно обобщили материал урока и высказали личное отношение к конфликту поэмы.

Методическая саморефлексия (самоанализ проведенного урока):


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Песня про… купца Калашникова» была написана в _________ году в период ________________________________________.

Источники произведения:

  1. _____________________________________ (исторический);
  2. _____________________________________ (фольклорный).

Действие песни относится к периоду царствования ______________________. В отличие от Н.М. Карамзина М.Ю. Лермонтов изображает Ивана Грозного не _______________ _____________________, а таким, как ____________________ ____________________________________________________.

«Песня про… купца Калашникова» была написана в _________ году в период ________________________________________.

Источники произведения:

  1. _____________________________________ (исторический);
  2. _____________________________________ (фольклорный).

Действие песни относится к периоду царствования ______________________. В отличие от Н.М. Карамзина М.Ю. Лермонтов изображает Ивана Грозного не _______________ _____________________, а таким, как ____________________ ____________________________________________________.

«Песня про… купца Калашникова» была написана в _________ году в период ________________________________________.

Источники произведения:

  1. _____________________________________ (исторический);
  2. _____________________________________ (фольклорный).

Действие песни относится к периоду царствования ______________________. В отличие от Н.М. Карамзина М.Ю. Лермонтов изображает Ивана Грозного не _______________ _____________________, а таким, как ____________________ ____________________________________________________.

«Песня про… купца Калашникова» была написана в _________ году в период ________________________________________.

Источники произведения:

  1. _____________________________________ (исторический);
  2. _____________________________________ (фольклорный).

Действие песни относится к периоду царствования ______________________. В отличие от Н.М. Карамзина М.Ю. Лермонтов изображает Ивана Грозного не _______________ _____________________, а таким, как ____________________ ____________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока по "Песне про купца Калашникова.." М.Ю.Лермонтова

Это второй урок в системе уроков по "Песне..." Тема урока: "Бой на Москва-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Оценка персонажей с позиций народа"...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Конспект урока Лермонтов "Песня про купца Калашникова"

Конспект урока с приложениями на тему "Песня про купца Калашникова"...

Конспект урока по ОБЖ тема: "Автомат Калашникова"

Конспект урока по ОБЖ тема: "Автомат Калашникова"...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....