Технологическая карта открытого урока по литературе
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Храмцова Ирина Ивановна

Урок литературы в 6 классе по теме "Дубровский-благородный разбойник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_dubrovskiy-blagorodnyy_razboynik.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Предмет: литература

Класс: 6

Учитель: Храмцова И.И.

Тема урока:        Дубровский-«благородный разбойник»(по  роману А.С Пушкина «Дубровский».

Тип урока:        урок решения проблемных задач с последующим обсуждением

Цель урока:  Проанализировать образ Владмира Дубровского, выявить в нём черты  “благородного разбойника”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.

Задачи урока:

- выявить черты «благородного разбойника» в образе Владимира Дубровского;

 - развивать умение выделять главную информацию, систематизировать еѐ, сравнивать, анализировать, обобщать, работать со словарём.

Техники и технологии: информационно - коммуникативные технологии; приѐмы: «совместный поиск»,дискуссия, составление синквейна, решение литературных задач.

Формы организации учебной деятельности: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

 Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки с заданиями, листы самооценки.

  Формировать УУД:

  • познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  
  • коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

  Планируемые результаты обучения:

Личностные: морально - этическая ориентация и нравственная оценка; формирование нравственной позиции обучающихся, способность к самооценке своих действий и поступков.

Предметные: уметь определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям, понимать основные мысли автора.

Метапредметные: овладение приѐмами отбора и систематизации материала по теме; восприятие текста художественного произведения; умение сопоставлять и сравнивать поступки героев произведения; умение создавать устный текст в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение структурировать текст в соответствии с учебной задачей; оценка речевого высказывания; целеполагание, планирование,

ХОД УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЮЩИХСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Орг. этап

   Психологический настрой детей на урок.

 - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на своих одноклассников и мысленно пожелайте им успеха на уроке.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте и их, пожалуйста!

Желаю вам хорошего настроения и надеюсь на активную работу на уроке.

Самоопределение, оценивание готовности к уроку.

Этап повторения изученного. Проверка д/з.

Словарная работа. Постановка проблемы

  - Ребята, мы продолжаем разговор о романе А.С. Пушкина «Дубровский». Дома вы должны были дочитать роман до конца. Все ли справились? Было ли интересно вам продолжение роман? Давайте проверим, как вы поработали дома и хорошо знаете содержание произведения и его героев. Я предлагаю вам поработать самостоятельно и разгадать кроссворд. Но в это не простой кроссворд, в нём есть небольшая загадка, а именно ключевое слово.

КАРТОЧКИ С КРОССВОРДАМИ(2 варианта). На это задание-3 минуты.

САМОПРОВЕРКА(выдаются ответы и критерии). Занесите свои результаты в оценочные листы.

-Итак, кто легко справился с кроссвордом? У кого возникли трудности? Кто сумел разгадать ключевое слово?

Я предлагаю вам сформулировать тему нашего урока, опираясь на эти слова. Кто догадался, какое отношение они имеют к роману?

- Итак, какова же тема нашего урока?

Запишем в тетрадь тему урока.

   Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Оноре де Бальзака: “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”, к которому мы возвратимся в ходе урока.

Какова же цель нашего урока?

Цель:

Определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.

2.Скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда мы слышим слова благородство (1ряд), разбойник (2 ряд).

А давайте найдем толкование этих слов в словаре. Какой словарь нам понадобится для этого? (толковый)

3. Посмотрим, какие определения дает С. Ожегов в своем толковом словаре.

Благородный –

  1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
  2. Исключительный по своим качествам, изяществу.
  3. Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.).

-Какое понятие нам больше подходит?

Разбойник 

  1. Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный негодяй (разг.).

Давайте запишем их в тетрадь.

  -Ребята, совместимы ли эти понятия? Может ли быть разбойник благородным человеком?

- Эти проблемные вопросы мы будем сегодня решать.

 

Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках.

Разгадывают кроссворд, находят ключевые слова.

Проверяют свои работы самостоятельно, оценивают себя по критериям.

Называют ключевые слова по вариантам(благородство, разбойник).

Формулируют тему урока.

Знакомство с эпиграфом, вывод.

 

Ставят цель.

Называют ассоциации.

Работа со словарем, высказывание личного мнения.

Находят в словаре толкование слов «благородство», «разбойник», записывают их в тетрадь.

Раздача карточек с ответами и критериями.

Запись этих слов на доске.

Запись слов-ассоциаций на доске учителем.

Запись слов-ассоциаций на доске.

Отрывок из художественного фильма «Дубровский» (1988)

Слайд

Слайд №

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Поиск решения проблемы. Анализ текста.

- Ребята, давайте выделим корни в слове «благородство».

- О чём они нам говорят(человек знатного рода). Какое происхождение имеет Владимир Дубровский?

-- Что мы знаем о герое ещё до приезда его в Кистенёвку?

- Каким мы видим Владимира Дубровского в Петербурге? Найдите в тексте и зачитайте выразительно. Что значит выразительно? (чтение  третьего абзаца 3 главы)

(Окончив Кадетский корпус, Владимир Дубровский поступает на службу в гвардейский полк (элитное подразделение армии) - недостойных, наверное, туда не возьмут. Как данный отрывок характеризует Владимира? (молодой повеса)

Привязан к отцу, любил семейственную жизнь, которой был лишён.

С другой стороны, живёт беспечно, беззаботно.)

1)  - Когда всё меняется в его жизни?(письмо из дома)

 - Что испытывает герой, когда получает  письмо из Кистенёвки ? Выберите предложения из текста, прочитайте.

- После смерти отца, после похорон мы видим Дубровского в Кистенёвской роще. Какой он представляет свою жизнь? Знает ли он, что ему делать дальше? Докажите текстом.

2) А.С. Пушкин всегда очень внимательно относился к словам. И нам сейчас предстоит решить литературную задачу, поработав с двумя словосочетаниями: «странные чувства» и «страшные мысли».

Перед вами два отрывка из текста. Прочитайте их, узнайте эпизод и поясните, где на месте пропуска нужно вставить словосочетание «странные чувства», а где  «страшные мысли».

Владимир потупил голову, люди его окружили несчастного своего господина. «Отец ты наш, — кричали они, целуя ему руки, — не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи, осударь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим». Владимир смотрел на них, и странные чувства волновали его. «Стойте смирно, — сказал он им, — а я с приказными переговорю». — «Переговори, батюшка, — закричали ему из толпы, — да усовести окаянных».

«И портрет этот достанется врагу моего семейства, — подумал Владимир, — он заброшен будет в кладовую …или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате... где умер отец, поселится его приказчик…. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир стиснул зубы, страшные мысли рождались в уме его. Голоса подьячих доходили до него, они хозяйничали, требовали то того, то другого и неприятно развлекали его среди печальных его размышлений. Наконец все утихло.

-Итак, какие словосочетания вы вставили и какие эпизоды описаны? Какие слова или факты помогли вам?

(Первый эпизод – когда судейские чиновники приехали отбирать имение и народ был готов к бунту. В Дубровском же только зарождается «странное чувство» - чувство протеста, он пока отдаёт себе отчёт в том, к каким последствиям может привести бунт, и приказывает дворовым разойтись.

Второй эпизод – последняя ночь в родном доме. Герой не может допустить , чтобы дорогие сердцу воспоминания о матери и отце были осквернены прикосновением чужих равнодушных рук. Поэтому рождаются «страшные чувства» - сжечь дом. То есть герой твёрдо решил не покоряться обстоятельствам.

Оцените свою работу, поставьте баллы в ОЛ.

3) Просмотр фрагмента фильма. (Эпизод пожара)

ФИЗМИНУТКА

  • - Какой приказ отдаёт Дубровский и как его выполняет Архип?
  • - Каким перед нами предстаёт здесь Дубровский? (Убивать приказных – бессмысленная жестокость, мы не можем сказать, что герой обладает таким качеством.)
  • Какое качество проявляется в Дубровском?(благородство)
  • - Почему Дубровский становится разбойником? Что им руководит? (Нежелание подчиняться несправедливым законам, форма замозащиты. )
  • - Обозначая тему, мы назвали его «благородным разбойником»? Почему? Найдите в 7 главе ответ на вопрос.  («Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». То есть даже сделавшись разбойником, Дубровский остаётся служителем справедливости.)
  • Как Дубровский появляется впервые в доме Троекурова?  Когда вы догадались, что француз-учитель, появившийся в доме Троекурова, это Дубровский? А как вы догадались? (По его необыкновенным поступкам, например поведению в медвежьей комнате, когда мы видим, как храбро и с каким достоинством он держит себя.) Это проявление благородства?
  • - А для чего Дубровский проникает в дом Троекурова? (Хочет отомстить ему.)
  • - Почему отказывается от мести? (Полюбил Марью Кириловну)
  • - А здесь чувства помогают или мешают герою? (Мешают свершиться его «кровавому подвигу, помогают остаться человечным, благородным).

) – А кто очень сильно боится Дубровского и почему? (Антон Пафнутьич Спицын, который лжесвидетельствовал против отца Дубровского и теперь боится  мести сына).

- Почему Дубровский разоблачает себя перед Спицыным? (Чувство вновь одерживает верх. Теперь оно лишает героя безопасности. Владимир не может простить подлость и стремится наказать Спицына за ложь и предательство.) Кем предстает он в этом эпизоде? (разбойником)

Один ученик выделяет корни в слове «благородство».

(Читают текст  третьего абзаца 3 главы, следят за выразительнотью)

Дети внимательно слушают, следят по тексту.

Высказывают свое мнение.

Читают отрывки из текста. Отвечают на вопросы.

Решают литературную задачу, восстанавливают текст, определят эпизод.

Смотрят фрагмент х/ф.

Самостоятельно проводит физминутку один обучающийся.

Продолжают анализировать образ Дубровского.

Слайд №

Обобщение полученных знаний.

-Давайте подведём итог. Выделим и запишем + и – в характере и поступках Дубровского.

-Какие + и – можно выделить?

- Возвратимся к эпиграфу “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа высказывание Оноре де Бальзака?

 -Пушкин следует литературной традиции, изображая образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в романтической литературе. Это человек благородного происхождения(дворянин), который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило, мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по-настоящему благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества справедливости.

- Кого вы можете вспомнить из мировой литературы? (Робин Гуд)

7. И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника благородным?”

- Рассуждения ребят.

- Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора. По мнению многих литературоведов, А.С. Пушкин не смог ответить на этот вопрос. Известно, что существуют варианты продолжения романа:

  1. Смерть князя Верейского;
  2. Жизнь Марьи Кириловны;
  3. Вдова;
  4. Англичанин;
  5. Свидание.

Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Главный герой, Дубровский, терпит поражение.

- Итак, к какому выводу мы приходим? 
- Пушкин показал благородного разбойника, но в то же время подталкивает к мысли, что понятия “благородный” и “разбойник” трудно совместимы.
- Согласны ли вы с этим?

Оцените свою работу, активность в ОЛ.

8. А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

В качестве примера предлагаю синквейн о Золушке из общеизвестной сказки.

  • Золушка;
  • Бедная, работящая;
  • Страдает, мечтает, любит;
  • Верит в счастье, и оно приходит;
  • Счастливая.

Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.

  • Дубровский;
  • Храбрый, честный;
  • Защищает, мстит, любит;
  • Стремится быть справедливым;
  • Благородство.

 -Зачитайте  свои работы.

-Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались определили основные черты главного героя; рассуждали о литературном типе “благородный разбойник” и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения, потому что он борется за справедливость, честь и достоинство.

Составляют схему совместно с учителем и приходят к выводу, что Дубровский-«благородный» человек, но «разбойник поневоле».

Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста.

Записать основную мысль в тетрадь, зачитать.

Составляют синквейн. Зачитывают их. Оценивают себя.

Этап информации о домашнем задании

Творческое задание:

Предположите свой вариант развития дальнейших событий (т.к. роман остался незавершенным)

Записывают домашнее задание

Слайд №

Этап рефлексии

- Ребята, кому понравился сегодняшний урок?

– Чью бы роль хотел исполнить в фильме?

- Я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке. Выставить себе оценки.

Отвечают на вопросы, оценивая себя.

Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами.

Самоанализ. Оценочный лист.

Озвучивание результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по литературе в 5 классе

В технологической карте отражены все этапы урока в условиях ФГОС...

Технологическая карта открытого урока "Мир древнерусской литературы" для 6 класса

В технологической карте урока отображены цели и задачи урока, формируемые УУД, планируемые результаты, используемые технологии, формы, методы и приемы работы...

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...

Технологическая карта открытого урока литературы по рассказу Л.Н.Толстого "Детство"

ТЕМА «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых». Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: помочь обучающимся понять сложный мир вз...

Технологическая карта открытого урока литературы в 7 классе по теме: «Повесть о Петре и Февронии, как гимн любви и верности»

Познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере образов святых значимость ценности любви как великой силы, возвыш...