Урок литературы в 8 классе на тему: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система образов. Композиция. Образ рассказчика
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Тюдина Людмила Валерьевна

Урок литературы в 8а классе на тему «А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Система образов. Образ рассказчика. Композиция»  связан с уроком истории. Урок соответствует теме по программе под редакцией Г.С. Меркина.

Тип урока –  урок-открытие новых знаний. Это второй урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель урока с точки  зрения духовно – нравственной – воспитывать любовь к Родине, внимание к слову, духовному миру героев литературы, духовной красоте и внутреннему богатстве личности; интерес к истории своей страны

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система образов. Композиция. Образ рассказчика

Цель: выявить в произведении образ рассказчика.

Задачи:

  • учить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке
  •  помочь учащимся увидеть незаурядность характеров героев;
  • развивать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку
  • воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, о духовной красоте и внутреннем богатстве личности;
  • способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству А.С.Пушкина;
  • воспитывать активную жизненную позицию учащихся

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Введение в тему

- Внимание на экран. «Название – это ключ к пониманию произведения»

Юрий Михайлович Лотман - русский литературовед, культуролог.

Как вы понимаете эти слова??

А.С. Пушкин. Капитанская дочка.

- Какое слово ключевое?

Дочка – Мария Ивановна

- какова же главная тема художественного произведения?

Любовь

                   

 

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 

(вопросы к ученику): 

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

II. Работа с эпиграфом

Но капитанская дочка – историческая повесть

-Прочитайте эпиграф…

III.Формулирование темы и цели урока

Система образов:

Екатерина Великая – Пугачёв

Гринёв – Маша

Человеческие отношения строятся на любви и милосердии

Социальные отношения –на подчинении

Цель урока -  познакомиться с рассказчиком

IV.Ассоциативная карта

- На столе лежат картинки -ассоциации

На уровне ассоциации с литературными  персонажами произведения А.С. Пушкина сделайте свой выбор и прокомментируйте его

(учащиеся подходят к столу – выбирают картинки – ассоциации, объясняют свой выбор)

V.Работа с текстом

2. Анализ текста. Диалог с автором.

3. Работа в парах

1. Перечитаем последние строки повести: «Рукопись П.А. Гринева была доставлена нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе  переменить некоторые собственные имена.»  Издатель 

1.Какую роль отводит себе Пушкин в повести?(издателя)

 2.Какова форма повествования  повести? (записки, мемуары)

3.Зачем к каждой главе издатель подбирал эпиграф?(Здесь автор смог выразить свои мысли)

4.Какой эпиграф Пушкин подобрал к 1 главе? Почему? (Нам важно познакомиться с рассказчиком!)

Семейная честь – это общественная оценка семьи, это фамильная святыня

 «По отцу и сыну честь»

Цель записок Петра Андреевича Гринёва – дать своим потомкам представление о чести семьи, рассказать о трудностях, которые пришлось преодолеть, чтобы сохранить честь в жестокие эпохи, и призыв беречь её в новом, 19 веке.

2. Какую память сохранил Гринёв о родителях? Можно ли утверждать, что он любил и почитал их? О чём, например, говорит тот факт, что спустя годы он дословно помнит наказ отца? Перечитайте отцовское наставление и объясните заключённый в нём смысл.

3.Пытался ли Пётр спорить с отцом, когда тот решил вместо Петербурга, где сыну его было приготовлено место в гвардейском Семёновском полку, послать юношу в Оренбург? Чем было вызвано такое решение отца?

4.Как вы думаете, с каким чувством принял это решение молодой Гринёв и с каким чувством вспоминает об этом Гринёв – автор мемуаров?

5. Свойственна ли Гринёву-мемуаристу правдивость в обрисовке своих первых самостоятельных шагов? Хотелось ли ему вырваться  из-под опеки взрослых? Мог ли он попасть под чужое влияние? (Имеется в виду история с Зуриным)

6.- Способен ли он был испытать стыд, раскаянье, честно признаться в своих ошибках, извиниться, в том числе перед своим слугой?

7.-Умел ли Гринёв держать данное слово? (Нужно заметить, что, дав после проигрыша Зурину обещание Савельичу не брать денег без его разрешения, Гринёв держит слово и не смеет настаивать на том, чтобы Савельич дал вожатому «полтину на водку».)

8.- Какой смысл приобретает эпиграф к главе «Вожатый»? (указывает на вину героя (предался греху. обидел Савельича, легкомысленно поехал в буран, подвергая опасности жизни других людей.)

(выразительное чтение от слов «Я приближался… до слов «Волк или Человек»?)

9. Какое символическое значение имеет буран, разыгравшийся в степи? (Симвл разгула страстей в душе Петруши)

– Можем ли мы назвать Гринёва-рассказчика человеком суеверным, верящим в предчувствия, предзнаменования? Изложите содержание его вещего сна, который он помнит так же ясно, как и наставление отца.

Предположите продолжение произведения.

– Отвечаем на главный вопрос урока.

Почему нам было важно познакомиться с рассказчиком?

( Потому что из его уст  мы будем узнавать о замечательных событиях, свидетелем которых он был..) 

VI. Анализ композиции (работа в группах).

Выступление литературоведов

Особенности композиции в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Употребление деталей в произведени

  А.С.Пушкин избегает лишних деталей.

Роль эпиграфов

Важно знать, что эпиграфы (об этом сообщается на последней странице романа) приисканы издателем (издателем А. П.) То есть если записки написаны Петром Андреевичем Гринёвым, то эпиграфы принадлежат издателю. Тут есть ещё спор: а вот эпиграф ко всему роману принадлежит издателю или всё-таки Гринёву? Но для нас это не принципиально.

Важно, что в эпиграфах, во-первых, есть отрывки из произведений XVIII века (дворянской русской литературы) и есть фольклор. Само их сочетание означает и противопоставление, и стремление к тому, чтобы народная культура и культура дворянская (культура высокого представления о чести и долге) соединились.

Во-вторых, важно то, что Пушкин сочинил некоторые эпиграфы. Или, по крайней мере, мы не знаем источников некоторых из них. Например, эпиграф, который предпослан главе XI «Мятежная слобода», под которым стоит подпись Сумарокова, но у Сумарокова таких строчек нет:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. 
"За чем пожаловать изволил в мой вертеп?" - 
Спросил он ласково». 

Очень важно, что слово вертеп встречается в романе именно в значении «разбойничий вертеп».

Пророческие сны в повести

Пророческий сон есть и в «Капитанской дочке». Там появляется мужик с чёрной бородой (пугачёвской бородой). Матушка говорит: «Иди получи благословление у своего отца». Но это не отец, это мужик с чёрной бородой. И Гринёв должен во сне поцеловать ему руку. Это повторится потом: он должен будет поцеловать руку Пугачёву (как Петру III), чего он сделать, конечно, не может. Во сне мужик достаёт топор из-за спины, комната наполняется мёртвыми телами. Можно вспомнить воровской разговор на постоялом дворе, который не может понять Гринёв, там есть такая фраза: «Заткни топор за спину, лесничий ходит».

Время в «Капитанской дочке»

Понятно, что время, которое изображается в «Капитанской дочке», очень неравномерно. Месяцы, проведённые Гринёвым в крепости или в отряде Зурина, занимают несколько строк. А взятие Белогорской крепости (это всего один день) растянуто на две с лишним главы. Роман начинается в 1772 году. Осень. Отъезд. Снег, но река ещё не замёрзла. Пушкин, когда был в Оренбургской губернии, писал жене, что он часть пути проделал по снегу на санях (в сентябре).От поздней осени 1772 года до лета 1773 года Гринёв получает офицерский чин, занимается литературой. Также в этот период он ссорится со Швабриным. А Иван Игнатьевич нанизывает грибы на нитку.

Начало октября 1773 года – известие о бунте, взятие крепости. Гринёв уезжает в Оренбург.

С начала октября 1773 года до 24 февраля 1774 года Гринёв находится в Оренбурге. Об этих датах можно говорить точно, потому что есть показания генерала следственной комиссии, которые приводятся в тексте романа.

Вечером 24 февраля Пётр попадает к Пугачёву, на следующее утро – в Белогорскую крепость, выручает Машу.

Вечером 25 февраля встречается с Зуриным. На следующий день Маша и Савельич отправляются к родителям Гринёва, а сам Гринёв остаётся в отряде.

После 15 сентября 1774 года (день, когда был пойман Пугачёв) Гринёва арестовали.

Осенью 1774 года Маша встречается с императрицей.

10 января 1775 года Гринёв видит казнь Пугачёва в Москве.

В романе время расчислено по календарю, никаких анахронизмов (ошибочных событий) нет. Очень важно, как личная судьба героя переплетается с историческими событиями. Единство частной жизни и исторической является важным смыслом во времени «Капитанской дочки».

Сюжетная симметрия в «Капитанской дочке»

Давно замечено, что в «Капитанской дочке» есть некая сюжетная симметрия: Маша в беде, она пишет Гринёву, Гринёв едет её выручать – обращается к Пугачёву и спасает её. Потом Гринёв оказывается в трудном положении, он осуждён. Маша едет к императрице, попадает к властительнице и спасает Гринёва

Роль случая  в «Капитанской дочке»

Если и встречается что-то в этом романе, то явно не случайно: Казалось бы, совершенно проходной вещью является то, что Гринёв встречает Ивана Ивановича Зурина и проигрывает ему сто рублей. Но в предпоследней главе именно майор Зурин командует отрядом, задержавшим Марью Ивановну и Петра Гринёва. В отряде Зурина Гринёв и остаётся. А что было бы с ним и с Машей, если бы отрядом командовал другой человек, ведь ямщик провозгласил, что едет государев кум с хозяюшкой? То есть Гринёва и Машу Миронову схватили правительственные войска как пугачёвцев. Это счастливая случайность.

Совершенно случайно тот бродяга, который получил от Гринёва заячий тулупчик и стакан вина, оказывается предводителем мятежников. И когда Савельич бросается к ногам самозванца с просьбой пощадить господина, Пугачёв говорит, что он «старого хрыча» признал сразу, и прощает Гринёва.

Совершенно случайно, когда Гринёв вместе с Савельичем отправляется в крепость из Оренбурга, чтобы спасти Машу, их перехватывает пугачёвский отряд, приводит к Пугачёву. И Пугачёв соглашается вместе с Гринёвым продолжить путь («…кто смеет обижать сироту…»). Хотя сам Пугачёв, исторический Пугачёв, Пугачёв «Истории Пугачёвского бунта», обижал сирот более чем достаточно. Но здесь герой другой, способный к великодушию и милосердию

Совершено случайно та дама, которую встречает в саду Маша Миронова и которой она рассказывает свою историю, оказывается императрицей

Почему так много счастливых случайностей?

А.С. Пушкин пишет: «Ум человеческий – не пророк, а угадчик. Он не может предвидеть случая мощного орудия провидения».А.С. Пушкин Имеет в виду, что провидение – благой промысел. Добро должно быть защищено. Зло должно быть наказано. Мир устроен правильно. Что бы сейчас ни происходило, какие бы жестокости мы с вами ни видели вокруг, какие бы несправедливости ни совершались, мир устроен правильно. И, очевидно, есть какой-то высший смысл, нам недоступный, в том, чтобы мы оказались свидетелями этих событий, чтобы мы убедились в правоте и в благе того, кто руководит всем.

Автобиографические моменты в «Капитанской дочке»

Родной отец, служивший при графе Минихе, и сын, которого зовут Пётр, постоянно сталкиваются с Лжепетром, с самозванцем, с Петром III, коим является Пугачёв. В одном исследовании есть любопытно сопоставление: в сентябре 1826 года Николай I требует, чтобы Пушкина привезли к нему в Москву на коронацию. Между Пушкиным и царём происходит довольно долгий разговор, подробности которого нам не очень известны. В этом разговоре царь спрашивает:

– Если бы ты был в Петербурге, Пушкин, на чьей бы стороне ты был?

– Я был бы на Сенатской площади. Там были бы все мои друзья, невозможно было бы отказаться.

Заметьте, что это – разговор на фоне виселиц. Только что повешены пятеро участников заговора.

Сцена разговора Пугачёва и Гринёва на фоне виселиц (это подчёркивается несколько раз). Пугачёв спрашивает у Гринёва:

– Признаёшь ли меня царём?

– Нет, - отвечает Гринёв.

– Но, по крайней мере, обещаешься против меня не воевать?

– Не могу обещать.

Вот этот разговор с властителем на фоне виселицы соотносится любопытно с автобиографическим моментом у Пушкина.

 

VII. Рефлексия.

Приём

«Дерево предсказаний»

1.Что же представляет собой Гринев, человек уже пожилого возраста, рассказывающий о своем детстве и юности?  

  (Он правдив и честен, говорит не искажая своего прошлого, не выставляя своих добродетелей и не скрывая недостатков. Он  иронизирует над своими барскими привычками, над своей невежественность в юности, над наивными мечтами о легкой веселой военной службе, над своим легкомыслием. Рассказчик-человек, лишенный самодовольства, человек с чутким сердцем. Он не будет кривить душой в своем повествовании.)

2)Почему нам было важно познакомиться с рассказчиком?

( Потому что из его уст  мы будем узнавать о замечательных событиях, свидетелем которых он был..) 

2. перед вами древот предсказаний. если вы выбираете красный лист – значит, вы считаете, что главная тема в почести – тема любви, если жёлтый – истории, если зелёный – воспитание человека в семье – любовь к своей Родине

VIII. Итог урока.

Мы имеем дело с воспоминаниями немолодого человека и можем утверждать, что если он помнит о словах, сказанных отцом в качестве напутствия, то, скорее всего, он не разочаровался в них и старался им следовать. Вероятно, в глазах Пушкина образование молодого человека имеет хоть и важное, но не первостепенное значение, если сравнивать с работой и ростом души, которая, судя по всему, у Гринёва добрая. Мы можем предположить, что сохранённый в памяти наказ был выполнен, несмотря на те трудности, которые, судя по всему, автору пришлось пройти.

IX. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают к уроку III–V главы повести «Капитанская дочка»;

цитатный план главы «Поединок»; художественный пересказ одной главы по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе на тему "А.С.Пушкин "Капитанская дочка"Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести"

Данная публикация представляет собой конспект итогового урока литературы по изучению повести Пушкина "Капитанская дочка"в 8 классе школы VII вида для детей с задержкой психического развития....

Презентация интегрированного урока литературы и истории по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация содержит цели и задачи интегрированного урока, иллюстративный материал...

Урок литературы в 8 классе по теме: А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Урок  литературы в 8 классе по теме: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Урок 1...

Урок литературы «Е. Пугачев в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде «История Пугачёвского бунта».

(4 урок из 5 запланированных по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Темы предыдущих  уроков: «История создания произведения «Капитанская дочка. Герои и их...