Урок литературы в 8 классе по теме: А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Никулина Маргарита Вячеславовна

Урок  литературы в 8 классе по теме: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Урок 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_8_klass.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы в 8 классе по теме: А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок 1

Тип урока: Вводный.

  • заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;
  • проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;
  • раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки;
  • продолжить обучение написанию сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева и Швабрина;
  • раскрыть особенности композиции, языка, образной системы романа как литературного произведения.

Методы: Пересказ, работа со статьей учебника, анализ, чтение

Оборудование: тексты романа; раздаточный материал для уроков развития речи; карточки индивидуальных заданий с иллюстрациями к роману.

Ход урока

  1. Оргмомент.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением Пушкина, которое называется «Капитанская дочка». Но прежде, чем начнем новую тему, давайте вспомним все, что мы уже знаем об Александре Сергеевиче. Дома вам нужно было подготовить рассказ о Пушкине, прочитав статью в учебнике.

2. Проверка домашнего задания. (Один учащийся пересказывает статью о Пушкине)

- Что еще вы знаете о жизни писателя?

- Какие произведения Пушкина вы уже читали? Чем они вам запомнились?

3.Вступительное слово учителя.

     Интерес Пушкина к 18 веку был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке заковывалось все русское дворянство, а вместе с ним и все русское общество. Все, что дорого и ненавистно, страшно и смешно было поэту, корнями уходило именно в этот век. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. Замысел «Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин слал работать над «Историей Пугачева». Оказалось, что ник чему выдумывать небывалые сюжеты, наделять вымышленных героев раковыми страстями, когда реальная русская история – это живой кладезь сюжетов и героев. Пушкин открывает события шестидесятилетней давности. Перед ним представали события и люди, о которых  не прочитаешь и которых не выдумаешь.

    Давайте познакомимся с историей написания произведения «Капитанская дочка», прочитав в учебнике статью «А.С. Пушкин в работе над материалами о Пугачевском восстании» на странице 35. Прочитайте самостоятельно и подготовьте рассказ о том, как работал писатель с материалами о Пугачевском восстании.

4.Чтение учащимися статьи.    

- Что вы поняли, прочитав статью?  (Один из учащихся дает ответ)

- Запишите себе в тетрадь краткие выводы, 3-4 предложения.

5. Слово учителя.

Итак, в 1833 году Пушкин отправляется на Волгу и в Оренбургские степи собирать материалы для задуманного им исторического труда – «Истории Пугачева». Одновременно зреет замысел будущего романа. Сначала Пушкин хотел сделать главным героем офицера, перешедшего на сторону Пугачева. Но то, что он прочитал в архивах и услышал от очевидцев, укрепило у него мысль, что такой поступок был нетипичен для дворянина. Пугачевский бунт обозначил пропасть между двумя Россиями – дворянской и крестьянской. В записке, адресованной императору Николаю I, Пушкин писал: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему добродетельствовало… Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства». Но «Капитанская дочка» - роман, а не историческое исследование. История в произведении – это маленькие человеческие судьбы, переплетенные с историей народа, страны.

Дома вы также должны были прочитать 1ю главу произведения. Проверим вашу готовность.

5. Проверка знания текста.

- Кто такие Савельич, мосье Бопре, Андрей Петрович, Авдотья Васильевна?

- Что о детстве Петра Гринева мы узнаем из первой главы?

- Расскажите, пожалуйста, от лица Петра о жизни в родительском доме.

(Я… мосье Бопре… Савельич, змей из географической карты…  в16 лет жизнь моя переменилась… мечты о службе…)

- Оказал ли тот факт, что воспитанием Петра занимался мосье Бопре, какое-либо влияние на главного героя? Каким образом?

Пересказ эпизода «Проигрыш Зурину».

- Вспомните, что такое эпиграф. Прочитайте и объясните эпиграф к первой главе.

- Каким предстает перед читателями Петр Гринев в начале повести? (Если судить по первой главе произведения, то можно подумать, что Гринев не получил никакого образования, он лукавит, иронично отзываясь о своей образованности, поступает легкомысленно, проигрывает деньги.)

- Именно таким мы видим Петра Гринева в первой главе. Но прочитав произведение, мы поймем, что не всегда первое впечатление правильное. Давайте прочитаем следующую главу, откройте страницу 44.

6. Чтение 2-й главы.

- Прочитайте самостоятельно от начала до слов «Я приближался к месту…»

- Какие чувства переполняют героев? Найдите в тексте и прочитайте описание этих чувств.( Гринев: не мог не признаться, что поведение мое было глупо; чувствовал себя виноватым; все это меня мучило; хотел с ним помириться. Савельич: сержусь-то я на самого себя.)

- А теперь давайте вместе почитаем. (Чтение вслух до слов «Мне приснился сон».)

- Что вы можете сказать о человеке, который встретился Петру Гриневу? (Опытный, сметливый, с тонким чутьем, решительный, умеющий брать на себя ответственность.)

- В каких поступках проявляются названые вами качества?

      - Прочитаем сон. Слушайте внимательно, следите за моим чтением. К этому сну мы будем обращаться неоднократно. (Чтение учителем эпизода сна.)

      - Этот сон является пророческим. Как вы думаете, что он предсказывает Гриневу? (Чтение вслух учащимися)

7. Продолжение работы по теме урока.

    - Вот мы вновь встретили мужика с черной бородой. Или волк, или человек; добрый человек; мужичек; посаженный отец; бродяга; собака; разбойник – вот эти эпитеты звучат во второй главе и обращены они все к Емельяну Пугачеву. Его имя еще не названо, еще и представить невозможно роль этого человека в истории России и в судьбе Гринева, а Пушкин уже начинает очерчивать характер, не укладывающийся в обычные рамки. Глава за главой будет строится личность масштабная и противоречивая.

8.Итог урока

  - Какую информацию мы можем добавить к характеристике Гринева после прочтения второй главы? (Обсуждение)

9.Рефлексия

Домашнее задание. Читать главы 3, 4, 5. Подготовить подробный  пересказ эпизода с описанием бурана (для всех); индивидуальное задание: гл. 4, 5 – краткий пересказ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к зачету по билетам 8 класс, темы А.С.Пушкин "Капитанская дочка", "Метель", "Станционный смотритель"; Н.В.Гоголь "Ревизор", "Шинель"

Билеты для зачета по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, 8 класс, учебник под ред. В.Г.Маранцмана. Отдельные вопросы повторяются, их можно использовать для проверочных по каждому из произведений от...

Урок литературы в 8 классе на тему "А.С.Пушкин "Капитанская дочка"Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести"

Данная публикация представляет собой конспект итогового урока литературы по изучению повести Пушкина "Капитанская дочка"в 8 классе школы VII вида для детей с задержкой психического развития....

Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...

Контрольный тест по теме "А.С.Пушкин "Капитанская дочка"

Материал для контроля изучения романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Урок литературы в 8 классе на тему: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система образов. Композиция. Образ рассказчика

Урок литературы в 8а классе на тему «А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Система образов. Образ рассказчика. Композиция»  связан с уроком истории. Урок соответствует теме по программе под...