Технологическая карта интегрированного урока по русскому языку и литературе в 5 классе
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Максимова Наталья Родионовна
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по русскому языку и

литературе в 5 классе

Тема: Обобщение «Имена существительные в художественных произведениях».    

Цели:   Повторить знания, приобретенные на уроках русского языка и литературы.

  • Развивать творческие способности, сообразительность, находчивость, логическое мышление;  развивать русскую речь.
  • Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

    Задачи урока:

  • Обучающая – показать роль имени существительного в художественном тексте, формировать навыки устной и письменной речи, формировать навыки анализа художественных текстов с точки зрения красоты.
  • Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, Рассмотреть нравственную категорию красоты как в природном так и в общественном значении (как средство воспитания доброты, благородных стремлений).
  • Воспитательная - воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем; воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе; умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников. 

Тип урока: урок обобщения  знаний

Форма урока: урок- путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проблемная ситуация.

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие-в княжество Морфология. С давних пор в Княжестве Морфология живут Части речи. Одни из них очень знаменательные: это глагол,  прилагательное,  наречие, числительное, местоимение и…. А какой же части речи не хватает? Давайте вспомним.

Собрать 2 слова из букв

(имя существительное).

- Как вы думаете,  чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Что мы знаем об имени существительном? (Слайды)

- А с каким предметом дружит имя существительное?

- А какая цель нашего урока? (повторить имя существительное в художественнх произведениях)

      3. Творческая работа.

Чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие.

А путешествовать будем на паровозике и останавливаться на разных станциях.

Ну что в путь?

1 станция. « Собственные и нарицательные».

Тут мы должны вспомнить, что такое имя собственное и нарицательное?

- Вспомните, мы читали рассказ Ивана Шмелёва «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Выпишите из отрывка  все имена собственные сущ-ные.

- Вот перед нами имена собственные, а вы можете найти хоть одно имя нарицательное.

(Обмен тетрадями- взаимопроверка). Жизненный опыт

Оценивание

2 станция. «Загадочная».

Перед нами загадки. Отгадайте их и определите признаки сущ-ного.  

 Сердитый недотрога живет в глуши лесной

    Иголок очень много, а нитки ни одной.

                                (Ёж)

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести

                              (Сорока)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,  

  И никуда я не иду, покуда он идет.

                                ( Дождь)              

Если я измажусь сажей,

Мне оно об этом скажет.

                                 (Зеркало)

3 станция. «Сказочная»

- Закинул старик удочку в море. (невод)

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

- У лукоморья клён зелёный. (дуб)

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

- Я ль на свете всех умнее, (милее)

      Всех румяней и белее?

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

- Ветер! Ветер! Ты могуч,

     Ты гоняешь стаи птиц. (туч)

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

- Избушка там, на тонких ножках. (курьих)

- Стал он кликать золотую щуку (рыбку)

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

- Найдите ошибку, исправьте её и вспомните название сказки, ее автора.

4 станция. « Путаница».

- Перед вами зашифрованные слова. Расшифруйте их и получите имена литературных героев.

5 станция. «Весёлая переменка».

6  станция «ПЕРЕВЁРТЫШИ»

В названии сказки все слова перевёрнуты.

 Нужно каждое слово заменить на противоположное по значению и назвать сказку.

7  станция. «Блиц – опросная»

 Сейчас проведем небольшой блиц-опрос. Перед вами ромашка. На каждом лепестке спрятан номер вопроса.  Желающий выходит и отвечает на вопрос.

1- Имеют ли единственное число сущ-ные оладьи, пельмени, гренки?(нет)

2-Можно ли писать с большой буквы сущ-ные серёжка, орёл, стрелка?(можно, если это имя, город, кличка )

3-Что мы слышим в начале урока?(у)

4-В каком слове буква «я» находится 7 раз?(семья)

Для того, чтобы проверить №5, №6, №7, №8 откройте учебник на стр. 307 – это орфоэпический словарик. Для чего нужен этот словарь? Что такое орфоэпия?

5-Как правильно сказать тОрты или тортЫ?

6- Как правильно сказать звОнят или звонЯт?

7. Как правильно сказать красИвее или красивЕе?

8. Как правильно сказать бАловать или баловАть?

8. Станция «Стихотворная»

9. Станция « Кроссвордная»      (работа в группе 4 человека)

  1. Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища. (РОсток)
  2. Огородное растение, растущее обычно кочаном. (КАпуста)
  3. Составьте словосочетание из слов лес и хозяйство. Какое слово изменилось? Объясните орфограмму в этом слове. (ЛЕсной)
  4. Низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (ВодорОсль)
  5. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (прилАгательное)
  6. Масло бывает животного происхождения и … (РАстительного)
  7. Скажите одним словом: «прибавить одно к другому» (СлОжить)
  8. Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. (ТЕлЕфон)
  9. Что значит «описывать, передавать устно или письменно, кратко пересказывать содержание чего-нибудь?» (ИзлАгать)
  10.  Какова задача того, кто обвиняет кого-нибудь. Скажите это одним словом. (ОбвИнить)
  11.  Как называется письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного? (ИзлОжение)
  12. Человек, знающий дело, толковый, дельный, серьёзный. (ДЕловой)
  1. Подведение итогов

Мы приблизились к концу маршрута и должны для себя определить, что мы повторили о существительном. (презентация)

  1.  Рефлексия

У меня получилось…

Было интересно…

Было трудно….

Теперь я знаю…

"Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить.

 

РЕФЛЕКСИЯ В КОНЦЕ УРОКА

у меня получилось …

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Методическая разработка интегрированного урока-конкурса русского языка и литературы 8 класс

Игра- конкурс  не только благотворно влияет на отношение школьников к русскому языку и литературе как к учебным предметам, но и способствует развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной ...

Технологическая карта интегрированного урока по русскому языку и литературе «Мелихово. Экскурсия в Дом - музей А.П.Чехова»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе « Экскурсия в Дом - музей А.П.Чехова».(Повторение по теме «Сложное предложение»).Виды сложных предложений. Сложносочиненное ...

Технологическая карта интегрированного урока по русскому языки и географии

Итегрированный урок, совмещающий русский язык и географию....

Технологическая карта интегрированного урока (музыка, английский язык), «История одной песни», 9 класс

Данная разработка урока создаёт условия для  формирования у обучающихся умения монологического высказывания (рассуждение) в форме  письма благодарности исполнителю песни / автору/ композитор...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...