Конспект урока в 6 классе «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тема: «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Класс: 6.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Класс: 6.

Цель: 1) изучить реплики главных героев рассказа; определить роль речевых характеристик в создании образов героев; охарактеризовать героев на основе анализа особенностей их речи. 

2) развивать навыки анализа текста; 

3) воспитывать любовь к природе, чувства милосердия. сострадания.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация ранее полученных знаний

    Главные герои рассказа – простые люди: бабушка Катерина Петровна, её внук – в будущем автор рассказа, дядя Левонтий и его дети. В изображении их характеров В.П. Астафьев использует многочисленные приёмы создания литературного образа: описание природы; портрет героя; изображение окружающего быта; описание отношений героев друг к другу; речь героев.

3. Сообщение темы и целей урока

4. Работа по теме урока

Работа с текстом    

Речь героев рассказа. Из неё складывается речевая характеристика, в которой «писатель обобщает такие особенности речи людей, которые говорят читателю об уровне культуры и принадлежности к определённой речевой среде, исторической эпохе, раскрывают его духовный мир, его психологию.

рупь, восподь, каторжанец, ихняя, чё, трескать, потакал, потатчик, чумовая, пролетарьи, горемычный, дитятко, батюшко, в кармане –вошь на аркане, возьму в оборот, не вглыбь, лешак, побёг, тама, ништяк, залимонил, слопает, угнетат, жисть, бадога, выдь, отсюдова

 Вывод:      

       Таким образом, больше всего в речи героев диалектизмов, их используют все герои рассказа, так как с рождения живут в одной местности. Автор тем самым показывает самобытную жизнь сибирской деревни, особенность речи людей.

Составление речевых характеристик героев рассказа

       Основными составляющими языка бабушки являются  просторечные и диалектные слова. Она, как представитель отживающего свой век поколения, употребляет устаревшие слова: дитятко, батюшко.  В речи её много обращений: чумовая, чучело безглазое, дитятко, сиротинка. Употребление большого количества обращений характеризует бабушку как  общительного, разговорчивого человека. Все эти слова имеют эмоциональную окраску. Так, обнаружив, что «заполошная» тётка Васеня возвращает ей денег больше, чем нужно, бабушка  справедливо возмущается: «Как ты с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое!» Обращаясь к своему внуку Вите, Катерина Петровна употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дитятко, сиротинка, батюшко. Она  любит своего внука, но, воспитывая его, вынуждена быть  строгой, требовательной, беспокойной.  Эти свойства её характера отражены и в речи, почти  все  предложения сопровождаются  восклицательной интонацией  («Сосчитать ведь надо! Мне рупь! Другому рупь!  Нечего куски выглядывать! Не спишь ведь, не спишь! Я всё вижу!»)  Бабушка – главная в доме,   она привыкла командовать, поэтому в её репликах много глаголов в повелительном наклонении («Да постой ты, чумовая! Бери, бери, чего смотришь! Спи, не бойся!») Однако, разговаривая с покупательницей  земляники в городе, бабушка показывает  умение говорить правильно, деликатно, как и полагается культурному человеку: «Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горемычный собирал…»

         Особую выразительность речи бабушки придаёт употребление фразеологизма. Возмущаясь обманом внука, она грозится«взять в оборот» левонтьевских детей, которые научили Витю обманывать её. Катерина Петровна прекрасно знает ещё один пласт народной речи – поговорки.  «У них самих в кармане – вошь на аркане», -  так подчёркивает она бедность и неустроенность  семьи Левонтьевых. И лишь один раз в речи бабушки встречается слово жаргонной лексики: «Ладно уж, умойся да садись трескать!» Употребление этого слова оправдано. Оно  произнесено  в кульминационный момент, когда  Витя признавался в своём поступке и просил прощения.  Чувства переполнили бабушку.

       В   речи  Саньки звучат жаргонизмы.  Он  предлагает Вите съесть ягоды, упрекает  его в жадности. «Слабо!» - говорит он. Утешая Витю  после   совершённого проступка, он употребляет  жаргонное слово  ништяк. Этим он желает подчеркнуть свою взрослость, самостоятельность.  Санька – смелый и безрассудный. «А домовниха  худая, глядит жалобливо и стонет. Да меня не подманишь, подойди только – схватит и слопает. Я ей камнем в глаз залимонил!..» - рассказывает он о посещении  тёмной пещеры.  Употребление слова домовниха в этом предложении подчёркивает его суеверность,  показывает  хорошее знание фольклора данной местности и богатое воображение. Всю жизнь он провёл в деревне, о чём свидетельствует большое количество диалектных слов в его речи. Она не содержит сложных синтаксических конструкций, но яркая, выразительная.  Особый колорит ей придают междометия  («Ха-ха! А тебе-то хо-хо!») и фразеологизм  («В мохе весь, серый,  дрожмя-дрожит – студёно ему.»)  Употребление междометий в указанном предложении демонстрирует его злорадный смех над Витей, поэтому можно сделать вывод, что Санька обладает вредным характером.

       Образ дяди Левонтия автор рисует только в начале рассказа.  Из первой реплики дяди Левонтия, произнесённой им в рассказе, мы узнаём, что это добродушный человек, любящий свободу и море: «Я, Петровна, слободу люблю! Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетат!»  Он жалеет Витю, по-доброму относится к нему («Он сирота, а вы всё ж при родителях!») Но у него есть отрицательная черта – пьянство: «Когда ни придёшь… ночь, полночь… «Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!» - скажет  и… опохмели-и-ит…» Отрывистость фраз, паузы свидетельствуют о том, что он говорит это в нетрезвом состоянии. Лексический состав его языка беден, не отличается выразительностью.   Являясь представителем данной местности, дядя Левонтий в своей речи использует диалектные слова.

4.Подведение итогов. Рефлексия

   Наблюдения  над особенностями речи героев помогают понять индивидуальные особенности их характеров, отношение к окружающим, уровень культуры, раскрывают их духовный мир. Так, бабушка Катерина Петровна представляется нам справедливым, честным человеком. Она любит внука, ответственно относится к его воспитанию.  Её речь выразительна, богата, эмоциональна, что свидетельствует о её высоком культурном уровне.  

    Речевая характеристика Саньки особенно удачно раскрывает образ озорного деревенского  мальчишки, безрассудного, грубоватого, немного вредного. Он старается казаться взрослым, самостоятельным. Санька обладает богатым воображением.  

       Его отец, дядя Левонтий, изображается добрым, но пьющим человеком. Об этом свидетельствуют особенности его речи.

       Таким образом, В.П. Астафьев, настоящий мастер речевой характеристики, прекрасно знал все пласты лексики русского языка. Это позволило ему создать незабываемые образы героев в рассказе «Конь с розовой гривой

5. Домашнее задание.

Написать сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведениюЗадачи: 1.     отметить своеобразие языка рассказа,2....

Конспект урока: "Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Планируемые результаты обучения:Предметные:· познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского п...

Яркие и самобытные герои рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Яркие и самобытные герои рассказа В.П. Астафьева«Конь с розовой гривой».                                ...

конспект урока "Уроки доброты" по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" с презентацией

Конспект урока литературы для учащихся 6 класса по теме "Уроки доброты"  на основе анализа произведения В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой". К конспекту прилагается презента...

"Роль "сибирских" диалектизмов и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Технологическая карта урока литературы, разработанная с применением технологии проектов...