Обзор и анализ литературы казачьей тематики. Изучение казачьей литературы в кадетском корпусе.
статья по литературе

Сиатья посвящена теме казачества в русской и зарубежной литературе, а также изучению предмета "Казачество в литературе" в "Горожанском казачьем кадетском корпусе".  Поднимаются вопросы поэтапного изучения группы текстов, связанных с тематикой казачества: обзор и анализ фольклорных произведений, художественных текстов 18-20 веков, а также  определение  роли  произведений казачьей тематики в современном образовании и обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachestvo_dlya_biblioteki.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Обзор и анализ литературы казачьей тематики. Изучение казачьей литературы в кадетском корпусе.

Возрождение традиций и культуры казачества, а также военно-патриотической направленности воспитания подрастающего поколения является одним из основных ориентиров становления новой российской действительности. Ни для кого не секрет, что российское казачество всегда являлось мощной силой не только в военной сфере, но и в вопросах сохранения этнического и культурного наследия России, его аутентичности. Именно поэтому внедрение казачьего компонента в область образования вот уже несколько лет является актуальной темой для поиска различных способов решения задач, связанных с реализацией воспитания духовно развитой личности, гражданина своей страны.

 Кадетские учебные заведения, осуществляющие образовательный процесс на базе культурно-исторических ценностей казачества, помимо основной учебной деятельности и усиленной физической и военной подготовки, активно апробируют различные направления реализации казачьего компонента. Так, под комплексным казачьим образованием и воспитанием стоит понимать структурированное, поэтапное овладение знаниями, связанными с пониманием процессов формирования основ казачьей жизни и традиций, пониманием роли казачества в историко-культурных процессах становления российской действительности, овладение высокими духовными и нравственными, коммуникативными компетенциями, развитие физических навыков, которые впоследствии должны обеспечить готовность учащегося-кадета к государственной и иной службе на благо Отечества.

Содержание рабочих программ казачьего компонента в рамках среднего и общего образования в кадетском корпусе имеет несколько основных направлений, которые обычно представлены предметами дисциплин гуманитарного цикла и физической подготовки. В общеобразовательных казачьих учебных заведениях учащиеся изучают основы православной культуры, историю казачества, основы традиционной культуры казаков, военных знаний, занимаются физической подготовкой. Однако среди вышеперечисленных направлений учебной деятельности незаслуженно остается в стороне целый пласт художественной литературы о казаках и казачестве, который может одновременно решить сразу несколько задач. Во-первых, изучение литературы в рамках ФГОС уже само по себе способствует глубокому осмыслению как исторических процессов, так и мира человеческой души. Во-вторых, знакомство с произведениями литературы казачества, с персонажами-казаками помогает учащимся приобщиться к культуре казачества. Недаром литература погружает читателя в мир, созданный автором, а это и есть погружение в среду казачьего быта, традиций и жизненных устоев.

Исходя из вышеперечисленных преимуществ изучения ряда литературных произведений о казаках и казачестве, на базе «Горожанского казачьего кадетского корпуса» была введена новая учебная дисциплина – «Казачество в литературе». Согласно учебному плану КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус» изучение данного предмета рассчитано на аудиторию 7-х, 8-х и 9-х классов в количестве 35 часов в год (1 час в неделю). Это обусловлено тем, что именно в 7-м классе учащиеся осваивают навык комплексного анализа текста, который позволяет сформировать представление о казачьей культуре в целом.

Казачья литература как искусство словесного образа — особый способ познания быта казаков, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Казачья литература как компонент кадетского образования содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанной на основах принципов казачества, патриотизма. Приобщение к ценностям культуры казачества и развитие творческих способностей — необходимое условие становления личности в рамках казачьего воспитания, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к историческим процессам и отражении их в литературе.

Структура авторской рабочей программы учебной дисциплины «Казачество в литературе» поэтапно, в соответствии с возрастом, знакомит учащихся с произведениями и персоналиями, без которых сложно по-настоящему понять не только само казачество, но и то, как менялось отношение к нему в историко-культурном контексте.

Так, на начальном этапе изучения уместно знакомство с казачьим устным народным творчеством, отраженном в былинах, преданиях, сказках, с их красочными и героическими описаниями первых казаков, стоявших на защите нашего Отечества. Небольшой объем произведений и выборочное чтение позволяет охватить всё многообразие фольклора, сложенного нашими предками. Фольклорные единицы можно разделить по жанровой принадлежности. Проще всего начинать обучение со сказок, песен, летописей и преданий. Учащимся младшего возраста всегда интересно читать сказки. Например, сказка «Митяй – казак бесстрашный» содержит в себе сразу несколько элементов казачьего воспитания: казачьи обычаи и традиции начинают прививаться сразу после рождения; бесстрашие и отвага – главные качества казака. Сюжет сказки развивается на протяжении 20 лет. В произведении народного фольклора говорится о том, как маленький казачонок Митяй с самого рождения боролся с воплощенным буквально Страхом: то за бороду его схватит, то обругает на чем свет стоит, то саму смерть «нагаечкой поконифолит». Примечательно также и то, что казачьи сказки, в отличии от русских народных – адаптированных под современную речь, богаты самобытной речью, казачьи гутором («сурьезный такой», «убьется малец», «а вон-тамочки» и др.).

       Казаки в фольклоре выступают, прежде всего, как герои в борьбе с турками и татарами, как свободолюбивые рыцари, сокрушающие путы неволи и освобождающие соотечественников из плена. Их образ бывает отчасти романтизирован, но встречается и другая крайность — описаны их неистовость, бесшабашность, грубость. Такие противоречивые черты присутствуют в описаниях и реальных лиц, и вымышленных персонажей.

          Особое отношение в казачестве к лирической теме, раздумью, мечтам о воле, родине, славных военных походах. Эта тема связана с образом Кобзаря — хранителя и певца самых заветных казачьих дум и мечтаний.

          В кобзаре и его неизменной подруге — кобзе — сосредоточено повествование о казачьей судьбе. В знаменитой украинской песне, рожденной в казачьей культуре «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю: чому я не сокил, чому не летаю...» — звучит пронзительная тоска и в то же время возвышенность духовно жаждущей и ввысь устремленной души казака. Противоречивость, антиномичность — гуманность, душевность, но одновременно и ничем не оправданная, порой, жестокость казачьей натуры — с очевидностью раскрываются в классических историко-литературных образах. Пожалуй, один из самых известных и широко представленных в искусстве персонажей казачьих героев — Степан Разин. 

         Одно из самых известных преданий – «О покорении Сибири Ермаком». Ермак Тимофеевич (мало кто знает, что настоящее имя покорителя Сибири Василий Тимофеевич Аленин, псевдоним «Ермак» означает «человек с Волги») – практически является лицом казачества 16 века. Именно ему историки отводят главную роль в присоединении Сибирского ханства к территории Руси. Однако его заслуги можно считать только славным началом расширения русских земель. Конечно же, народ не оставил без внимания такое важное событие, и с конца 16 века начинает бытовать предание о том, как славный вольный казак Ермак пришел к тому, чтобы стать завоевателем. Примечательно то, что в предании, сохранившемся до наших дней большое внимание уделено именно сказочным приключениям героя, а о самом факте завоевания говорится кратко в конце. Скорее всего это обусловлено тем, что малограмотный народ, не имеющий достоверной информации о геополитических процессах, просто унифицировал личность Ермака, показывая его как простого казака, сумевшего преодолеть все испытания. Перекликается с народной мыслью произведение другой эпохи. «Ревела буря, дождь шумел» на слова К. Ф. Рылеева из одной из его дум «Смерть Ермака» поют до сих пор казаки. Как известно, Ермак погиб в 1585 году в устье реки Вагай, притока Иртыша. В 19 веке это событие вдохновило декабриста Рылеева написать «думу», которая потом превратилась в народную песню.

Еще одним примечательным памятником письменной культуры, утраченным в годы революции, является так называемая "Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии". Именно в этом источнике, по мнению ученых, содержится первое упоминания о казаках. Связаны события летописи с победой Дмитрия Донского в Куликовской битве в 1380 году.   «И тогда князь Димитрий Иоаннович принял сей бесценный дар… и по Дону реки достигает еще казача городка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, свое жалование "за почесть их сильную храбрость противу супостат агарянска языка"». Таким образом в летописи упоминаются воины-казаки, повлиявшие на события битвы своей верой в Бога и князя.

В таком виде, в виде устного народного творчества литература, связанная с темой казачества, просуществовала до екатерининских времен. Следующий этап – устное творчество периода 18-19 века. Поэт  Н. М. Шатров, известный стихотворными переложениями псалмов, посвятил событиям   Отечественной войны 1812 года стихотворение «Пожар Москвы 1812 года» и «Грянул внезапно гром над Москвою». Народная переработка последнего полюбилась казакам и вошла в их песенный фольклор под названием «Марш донских казаков».

Особую роль в мировой литературе о казачестве конца ХVIII – начала XIX века сыграл донской казак, священник и дипломат Алексей Григорьевич Евстафьев. Основоположник казачьего эпоса, первый русский консул в Бостоне (США), Алексей Григорьевич является автором исторических драм: «Мазепа – гетман Украины», «Дмитрий Донской», «Казаки на пути в Париж», памфлета «Преимущества России в случае войны с Францией». Прекрасно владея иностранными языками, Алексей Григорьевич перевел на английский трагедию Сумарокова «Дмитрий Самозванец» и несколько произведений Ломоносова.

В произведениях писателей 19 века еще более широко представлена тема казачества. Многие произведения русской классической литературы, такие, как повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, сказ «Левша» Н.С. Лескова, рассказы А.П. Чехова, стихи Пушкина, Лермонтова, Рылеева и другие повествуют о славном прошлом и настоящем казачества. Всплеск интереса связан с тем, что 19 век очень богат на важные исторические события: это и восстание декабристов, и отмена крепостного права, и многочисленные войны – все это требовало искать почву для растущего патриотизма.

Так, всем известная повесть Н. В. Гоголя отлично описывает события 16 века, разворачивающиеся на территории Запорожской Сечи, расформированной впоследствии Екатериной Второй. Казаки в ней описаны как вольные, свободные и аутентичные персонажи. Гоголь попытался проникнуть вглубь этого явления. Он не стал останавливаться исключительно на батальных сценах, а украсил свое произведение целой галереей казачьих образов. Отсюда мы можем узнать, как строились взаимоотношения в семье, между товарищами, как избирали кошевого, какую военную стратегию чаще всего применяли запорожцы. Это произведение поистине одно из самых любимым у школьников среднего звена. Даже неоднозначный, по современным меркам, поступок главного героя также заставляет читателя углубиться в смысл понятия «товарищества» для казаков. Недаром тезисом ко всей повести является фраза «Нет уз святее товарищества».

Параллельную картину можно наблюдать в произведениях зарубежных писателей. В романе Генрика Сенкевича «Огнем и мечом» также описаны события 16 века, но уже глазами польской шляхты. Естественно, что единственным положительным героем является представитель шляхтичей Ян Кшетусский, ведь Сенкевич был ярым польским националистом. Действие разворачивается на территории Запорожья и Речи Посполитой, которые издавна делили территорию в Диком поле. События романа охватывают время накануне восстания Богдана Хмельницкого. Хотя казаки и выступают в романе в качестве оппозиционеров (даже один из главных злодеев Богун является казачьим полковником), автор показывает казаков как умелых, рукодельных людей, сильных и практически непобедимых воинов, хотя и зачастую необоснованно жестоких. Сам же Хмельницкий, реальный исторический персонаж, глазами главного героя – зачинщик кровопролитной войны из-за личной мести. Казаки же читателю кажутся необузданной сворой, необоснованно изображенной в ярко-негативных чертах. Писатель во многом умалчивает об исторических фактах, когда шляхта совершает набеги на Сечь, разворовывает хозяйство, убивает как казаков, так и мирных жителей. В этом плане правда Гоголя в «Тарасе Бульбе» имеет больше исторической точности.

Нельзя обойти стороной и повесть Пушкина «Капитанская дочка». Так, Пушкин предрекает целую череду произведений о Емельяне Пугачеве, зачинщике крестьянской войны. Интерес Пушкина вызван тем, что, с точки зрения, государственности, Пугачев – злодей, однако глазами простого народа – спаситель. В этом непростом вопросе и попытался разобраться писатель, изображая своего героя и душегубцем, и простым казаком. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, смысл которых может понять лишь человек его социального круга — с теми же заботами и переживаниями. Порывы гнева и проявления жестокости контрастируют с добротой, благородством, собственными понятиями о чести и справедливости. Наиболее полно и точно сущность казачьей натуры Емельяна Пугачева отражает сказка об орле и вороне, рассказанная Петру Гриневу, с ее главной идеей: лучше один раз живой крови напиться, чем триста лет мертвечину клевать. В этом пафосе — и трагизм, и безоглядная лихость ради мгновения «свободного полета», суетной славы. Пугачев прибегает к столь распространенному на Руси приему (и недостаточно еще исследованному социокультурному феномену) — самозванству. Приказывает называть себя царем-батюшкой, понимая, насколько сильна в народе вера в «доброго» и всесильного царя. В его отношениях с подчиненными наблюдается полная демократия, которая (как один из факторов) и приведет его к пленению своими же «соратниками». В армии отсутствует чинопочитание, каждый может свободно оспорить мнение своего «государя», что так характерно для казачьей вольницы. Впоследствии к теме неоднозначности личности будут обращаться и другие авторы, такие, как Шукшин, Есенин, Гиляровский.

Но не одним Пугачевым ограничился интерес А. С. Пушкина к казакам. «Песни о Стеньке Разине» еще одна попытка обработки народного предания. Песня «Из-за острова на стрежень» стала для поэта источником вдохновения, и он по-своему интерпретировал народный образ. В нем поэт нивелирует жестокость разбойника, а наоборот, романтизирует образ.

Н. С. Лесков в своем сказе «Левша» также касается темы казачества. Так, атаман Матвей Платов – герой Отечественной войны 1812 года предстает в образе правой руки государя-императора. Но суть его образа такова, что, будучи рядом с властью, Платов продолжает оставаться народным образом. Именно ему император Александр делегирует полномочия найти умельца для того, чтобы усовершенствовать «англицкую нимфазорию». Платов – некий мостик между властью и народом.

Ну, и конечно же, еще одним интересным произведением является повесть Толстого «Казаки». В ней маститый писатель выступает в качестве бытописателя терского казачества (кавказское войско). С любовью и трепетом автор подробно расписывает повседневную жизнь казака. В «Казаках» Толстой говорит о том, как «очень, очень давно предки их староверы бежали из России и поселились за Тереком между чеченцами на Гребне».  Коснулся здесь Толстой одним из первых и типажа терской казачки – такой же вольной и строптивой, как и сами казаки. Картина представлена глазами Оленина – главного героя повести – чуткого и романтичного юноши, стремящегося на Кавказ к новой «чистой» жизни. В целом, произведение имеет перекличку с очерком В.И. Даля «Уральский казак», где автор выступает бытописателем казачьей жизни, бережно отбирает типичные черты, заставляет полюбить читателя этот хаотичный для обывателя, но такой самобытный мир.

Литература 20 столетия неразрывно связана с творчеством одного из главных казачьих писателей – М.А. Шолохова. Так, «Донские рассказы» - это летопись гражданской войны. Рассказ «Нахаленок», например, показывает не только ужасы голодных лет безотцовщины, но и систему воспитания казаков. За проделки главного героя может наказать только дедушка, женщине – матери строго-настрого запрещалось пороть и наказывать сына, ведь он мужчина, будущий воин. «Донские рассказы» в целом предопределили появление другого немало значимого произведения – романа «Тихий Дон». Произведение по сути стало одним из главных в ряду казачьей литературы. Несмотря на то, что «Тихий Дон» - произведение для изучения в 11 классе школы, начальные главы могут быть интересны и для обучающихся среднего звена. Первые главы романа лишены батальных сцен, однако могут много рассказать о нравах казачества, о том, как жили донские казаки на рубеже 20 века. Так, например, очень показательной является сцена рыбалки. Здесь читатель видит тихую и размеренную жизнь, отношения казаков друг другу, не лишенное самоиронии. Сильные, самостоятельные, работящие и горячие казаки ведут свое мирное хозяйство, любят, женятся. Вся эта идиллическая картина не придумана Шолоховым, ведь он сам выходец с Дона, сам рос в этих условиях. Это своего рода тоска по навсегда ушедшим временам. Далее в романе мы видим пути самоопределения Григория Мелехова. Он сам искал свой путь, выбирал и нес ответственность. Например, в романе Пастернака «Доктор Живаго» главный герой тоже вынужден прибиваться то к одному, то к другому берегу, но ключевым словом в понимании этой параллели является слово «вынужден». Григорий Мелехов же не «скитается», а выбирает, что подчёркивает казачью натуру героя. Ведь издавна казаки были более свободными, чем русский народ и даже интеллигенция.

Таким образом, в народном представлении образ казака позитивен, он наделен чертами былинного героя – лихостью, удалью, сноровкой, смекалкой. В XVIII веке после пугачевского восстания слово «казак» стало синонимом слов «разбойник», «каторжанин», «убийца». В начале XIX века меняется отношение к казакам: в литературе преобладает изображение казаков в романтическом ореоле, как славных воинов-героев.

Пласт литературы, связанной с казачеством, весьма обширен и многогранен. Действительно, литература и искусство в целом дает некое понимание о том, какими принципами жили и живут казаки, уникальный и богатый язык способен передать полутона и оттенки значение, а главное – понимание того, что казачество – это огромная часть нашей славной истории.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса....

Воспитательная работа в ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"

Воспитательная работа в ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"...

ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"-неизменные участники Слета провославной молодежи Кубани

ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"-неизменные участники Слета провославной молодежи Кубани...

Положение Спартакиады казачьих кадетских корпусов Краснодарского края 2014 года

Популяризация гиревого спорта, привлечение кадетов к занятиям физической культурой и спортом, подготовка юношей к службе в армии, укрепление здоровья, повышение уровня спортивного мастерства, выявлени...

Положение Спартакиады казачьих кадетских корпусов Краснодарского края 2015 года (двоеборье)

Популяризация гиревого спорта, привлечение кадетов к занятиям физической культурой и спортом, подготовка юношей к службе в армии, укрепление здоровья, повышение уровня спортивного мастерства, выполнен...

Положение о проведении соревнования по гиревому спорту в зачёт Спартакиады казачьих кадетских корпусов Краснодарского края, 2016 год (Длинный цикл)

Популяризация гиревого спорта, привлечение кадетов к занятиям физической культурой и спортом, подготовка юношей к службе в армии, укрепление здоровья, повышение уровня спортивного мастерства, выполнен...