Урок литературы в 7 классе по рассказу В.М. Шукшина «Микроскоп»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Пушкарёва Татьяна Александровна

Ученик научится осознанному  и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.

Ученик получит возможность: конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе по рассказу В.М. Шукшина «Микроскоп»

Цели урока:

Деятельностная:  создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха

Содержательная: установить связь между произведениями Шукшина и его  писательской судьбой, развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Ученик научится осознанному  и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.

Ученик получит возможность: конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.

Планируемые результаты:

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению.

Методы работы:   учебно-исследовательский; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; метод критического мышления.

ХОД УРОКА

  1. Мотивация.

(слайд 1)

- Здравствуйте! Рада приветствовать вас в творческой лаборатории! Как ваше настроение?

- А как вы думаете, от чего зависит настроение?  

(от близких людей, от характера самого человека)  

- Согласитесь, на одну и ту же вещь можно смотреть по-разному. Например, пессимист говорит, что ветер завывает, а оптимист, что ветер поет.

Франсуа Гизо, французский историк сказал: «Мир принадлежит оптимистам и мечтателям, а остальные - всего лишь зрители».

- Сегодня мы постараемся посмотреть на мир глазами оптимистов и мечтателей, а для этого (слайд 2) проведём несколько творческих экспериментов, чтобы наш опыт удался.

В двух словах напоминаю о ходе литературного опыта (учитель рассказывает заранее):

После каждого эксперимента вы будете оценивать свою работу - слайд 3. У вас на столах лежат листы наблюдения за ходом лабораторного опыта, после каждого удачного эксперимента вы поставите 2 балла; если были очень близки, но неточны – 1 балл; если эксперимент не удАлся, то 0 баллов. В конце урока мы подсчитаем общее количество баллов, и вы получите соответствующую научную степень (слайд 4). Не забудьте подписать свой лист наблюдения.

- Что ж приступим к нашему творческому опыту, но для начала проведём небольшую словарную работу.

На доске лист со словом «оригинал».

- Как вы понимаете это слово? Что оно означает?

 

• подлинная, исходная вещь, произведение, запись

• странный человек, чудак

• тот, кто в чем-то непохож на других, чудак

• человек с причудами

• нетипичный человек

- Вот именно таких людей, которых называют оригиналами, чудаками, чудиками, мы и будем изучать сегодня – слайд 5.

  1. Портретная галерея «Великие чудики мира»

Слайд 6: Перед вами Альберт Эйнштейн, который в школе был замкнутым, ленивым, медлительным, все смеялись над ним. Учителя говорили, что из Альберта никогда и ничего путного не выйдет. А он в 1921 году получил Нобелевскую премию по физике.

Слайд 7: Сальвадор Дали, знаменитый художник, прославившийся  оригинальными картинами в стиле сюрреализма. Одну из них вы можете наблюдать.

Слайд 8: Эксцентричный миллиардер Илон Маск –герой интернет-мемов. Его младшего сына зовут X Æ A-12. X – неизвестная переменная, A-12 – любимый самолет Маска. Ну а сочетание «Эш» – это искусственный интеллект или любовь, правда, на выдуманном эльфийском языке.

Слайд 9: три фото (так и остаётся)

 - Что объединяет всех этих людей?

(Их многие считали чудаками. Они были оригинальны, тем и отличались от окружающих)

  1. Открытие новых знаний.

Гении, или как их еще называют «чудаки», наполняют наш мир оригинальными идеями, а своими проектами они вызывают восхищение и уважение.

Если бы когда-то какие-то «чудики» не мечтали попасть в космос, то человечество до сих пор бы там не побывало. Мечта подталкивает к действию.  

Василий Макарович Шукшин, замечательный русский писатель, актер и кинорежиссер 20 века, в одном из своих интервью сказал: 

«Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает только то, что они талантливы и красивы. Мне хочется рассказать об этих «странных» людях, пример которых учит тому, как жить интересно».  

- Ваше предположение, кто или что станет объектом наших сегодняшних экспериментов?

(некое произведение про какого-то чудика)

- Обратимся к объекту нашего исследования, к рассказу. Он поделён на части, просьба не забегать вперёд, чтобы опыт не сорвался. Что ж приступим к опыту.

Зачитываю:

На это надо было решиться. Он решился. Как-то пришел домой…

- Мы прочитали начало рассказа Василия Макаровича. Предлагаю провести 1 эксперимент и отгадать замысел автора: на что мог решиться герой?

- Поделитесь своими вариантами.  

- Прежде чем, узнать, кто преуспел в этом эксперименте, давайте определим цель нашего исследования. Ваши предположения.

Цель опыта:

- познакомиться с рассказом В.М. Шукшина;

- изучить его героев;

- понять задумку автора.

- Продолжим наш опыт.

Чтение первого отрывка - ученик.

1. 

На это  надо было решиться. Он решился. Как-то пришел  домой - сам  не свой - желтый; не глядя на жену, сказал:

-  Это... я деньги  потерял.  

При этом  ломаный его нос (кривой,  с горбатинкой) из желтого стал красным.

- Сто двадцать рублей…

- Удалось ли кому-нибудь из вас угадать сюжет? Оцените себя в своих листах наблюдения.

- Какое настроение создает писатель в первых предложениях рассказа?

(Тревога, волнение, сочувствие)

- Как догадались?

(По деталям. Желтый – цвет тревоги - прозвучал у Шукшина дважды, красный – цвет опасности и стыда; частые паузы, переданные через многоточия и тире, подчеркивают волнение героя)

- Посмотрим, поменяется ли ваше настроение. Прочитаем следующий отрывок.

Чтение второго отрывка – ученик.

2.   

У жены  отвалилась челюсть, на  лице появилось просительное выражение: может, это  шутка?  Да нет, этот кривоносик никогда не шутит,  не умеет. Она глупо спросила:

 - Где?

Тут он невольно хмыкнул.

- Дак если б я знал, я б пошел и...

- Ну,  не-ет!  -  взревела  она. -  Ухмыляться  ты теперь доолго  не будешь!

И побежала за сковородником.

- Месяцев девять, гад!

Он  схватил  с  кровати  подушку  - отражать  удары. (Древние  только форсили своими сверкающими щитами. Подушка!) Они закружились по комнате...

- Подушку-то, подушку-то мараешь! Самой стирать!..

- Выстираю! Выстираю, кривоносик! А два ребра мои будут! Мои!.. Дай  я натешусь!  Дай  мне  душеньку  отвести,  скважина  ты кривоносая! Дятел...

Тут она изловчилась и больно достала его по голове. Немножко сама испугалась...

Он бросил подушку,  схватился за голову, застонал. Она пытливо смотрела на  него:  притворяется или правда больно? Решила, что  - правда. Поставила сковородник, села на табуретку и завыла. Да с причетом, с причетом:

-  Ох,  да  за  что же  мне  долюшка  така-ая-а?.. Да копила-то  я  их, копила!..  Каждую-то  копеечку откладывала  да радовалась: будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные! И будут-то они  ходить в школу не рваные да не холодные!.. Будешь в  две смены работать, скважина! Ты у нас худой будешь... Ты у  нас  выпьешь  теперь  читушечку  после бани, выпьешь!  Сырой  водички  из колодца...

- Нужна она мне, читушечка. Без нее обойдусь. В две  не  в две,  а по  полторы   месячишко отломаю  -  ничего, - серьезно  сказал  он,  потирая   ушибленное  место.

 -  Я   уж  с  мастером договорился...

Он не  сообразил сперва, что проговорился. А  когда она недоуменно  глянула  на  него, поправился:  

- Я, как хватился денег-то,  на работу снова поехал и договорился.

- На что вы обратили внимание в этом отрывке.

(на поведение жены главного героя, она ругается, обзывается)

- Заметьте, мы прочитали уже две части рассказа, но до сих пор не знаем, как выглядят герои – нет внешнего описания. Но мы смогли их представить? Что нам в этом помогло?

Язык персонажей – главное средство создания характеров у Шукшина. В рассказе нет портретов ни главного героя, ни его жены, но из разговора очень быстро становится ясно, кто перед нами: самые простые люди.

- Продолжим наш опыт.

Чтение третьей части рассказа – ученик.

3.

С неделю Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской при "Заготзерне", что в девяти километрах от села, чувствовал себя скверно.  Жена все злилась; он то и дело получал "скважину", сам тоже злился, но обзываться вслух не смел.

Однако дни шли...  Жена успокаивалась. Андрей ждал. Наконец  решил, что можно.

- Как вы думаете, чего ждал Андрей, к чему он так готовится? Это и будет нашим 2 экспериментом: предлагаю вам высказать предположения.

Четвертая часть – просмотр фрагмента короткометражного фильма.

- Кто из вас был прав в своих прогнозах?

- Как вы думаете, если бы Андрей изначально попытался договориться с женой о приобретении микроскопа – мечты всей его жизни, она бы согласилась?

(нет, ей чужды мечты, она прагматична, ему пришлось лгать)

- Сбылась мечта Андрея, а изменится ли его жизнь, изменится ли сам герой? Это будет 3 эксперимент: ваши версии. Устно. Проверим ваши предположения.

Чтение 5 части рассказа - сама.

5.

Неделю,  наверно,  Андрей  Ерин  жил как во  сне.  Приходил  с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп.

-  Дело в том, -  рассказывал он, - что человеку положено жить  сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят – и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.

Вдвоем  с  сыном   часами   сидели  они   у  микроскопа,  исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра...

- Иди, проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.

- Давай, опробуем кровь? - предложил сын.

Отец уколол  себе  палец  иголкой,  выдавил ярко-красную ягодку  крови, стряхнул на зеркальце... Склонился к трубке и застонал.

- Хана,  сынок, - в  кровь пролезли!  -  Андрей  Ерин  распрямился, удивленно посмотрел вокруг. - Та-ак. А  ведь знают,  паразиты, лучше  меня знают - и молчат.

- Кто? - не понял сын.

- Ученые. У их микроскопы-то получше нашего - все видят. И молчат. Не хотят расстраивать  народ. А  чего бы не сказать?  Может,  все  вместе-то и придумали  бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат.  Волнение, мол, начнется.

Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.

- От какой мелкой твари гибнут люди!

- Эх вы! - Андрей встал, пнул со зла табуретку. - Вшей, клопов, личинок всяких - это научились выводить, а тут  каких-то...  меньше же гниды самой  маленькой - и  ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!

- Вшу видно, а этих... Как ты их?

Отец долго думал. Как-то принес с работы длинную тонкую  иглу... Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.

- Давай попробуем...  Наточил  проволочку -  может, сумеем  наколоть парочку.

Кончик  проволочки  был тонкий-тонкий  -  прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел... Вспотел даже.

- Разбегаются, заразы... Нет,  толстая, не  наколоть. Надо тоньше,  а тоньше уже  нельзя  - не  сделать.  Ладно,  счас  поужинаем,  попробуем  их током...  Я   батарейку  прихватил:  два  проводка  подведем  и  законтачим. Посмотрим, как тогда они будут...

И  тут-то  во время ужина  нанесло  неурочного:  зашел Сергей  Куликов, который работал  вместе  с  Андреем в "Заготзерне". По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею - просто так. В  последнее  время  Андрею  было  не  до  выпивок,  и он  с удивлением обнаружил, что  брезгует пьяными. Очень  уж  они глупо ведут  себя и говорят всякие несуразные слова.

- Что поменялось в жизни героя?

(нет больше крика жены, скандала, есть крепкая дружба отца и сына, скрепленная общим увлечением, оторвавшим героя от пьянства. Его душа в полете, он думает о благополучии всех людей, всего человечества, он вырвался из рутины жизни, забыл, хотя бы на время, о бытовых проблемах)

- А почему изменился сам Андрей  Ерин? (сбылась мечта, появилась цель)  

- Где он находил микробы? Как пытался их уничтожить?

- Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

- Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

 (здесь ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение)

- Но в рассказ «наносит» нового героя, заметьте выделенное слово «и тут-то…», мы понимаем, что нас ждет сюжетный поворот. Вновь предлагаю вам выдвинуть свою гипотезу - как повернется сюжет рассказа? Это ваш 4 эксперимент.

Чтение 6 части - ученик.

6.

- Дай микробов посмотреть?

Андрей встревожился.

-  Каких  микробов? Иди проспись,  Серега...  Никаких  у меня микробов нету.

- Чего  ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное  дело... Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя  Андрей всех микробов хочет уничтожить.

Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее, лестно было, что говорят про ее мужа - ученый. Скорей по привычке поворчать  при случае, чем из истинного чувства, она заметила:

-  Не могли  уж  чего-нибудь  другое  присудить? А  то  -  микроскоп. Свихнется  теперь мужик - ночи  не  спит.  Што  бы - пылесос  какой-нибудь присудить... А то пропылесосить - и нечем, не соберемся никак купить.

- Кого присудить? - не понял Сергей.

Андрей Ерин похолодел.

- Да премию-то вон выдали... Микроскоп-то этот...

Андрей хотел  было как-нибудь - глазами - дать понять Сергею,  что... но куда там! Тот уставился на Зою как баран.

- Какую премию?

- Ну, премию-то вам давали!

- Кому?

Зоя посмотрела на мужа, на Сергея...

- А  Андрею  вон микроскоп выдали... за ударную  работу...  

Голос супруги Ериной упал до жути - она все поняла.

Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.

- Кому удалось угадать замысел В.М. Шукшина? Оцените себя.

Слушаем финал рассказа – сама.

7.

Андрей встал... Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:

- У тебя три рубля есть? До получки...

- Есть... Ты за што меня ударил?

-  Пошли  в  лавку.  Кикимора  ты  болотная!..  Какого   хрена  пьяный болтаешься по дворам?.. Эхх... Чурка ты с глазами.

В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея.  Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки. Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой... Жены не было.

- Где она? - спросил сынишку.

- В город поехала, в эту... как ее... в комиссионку.

Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.

- Ругалась?

- Нет. Так, маленько. Сколько пропил?

-  Двенадцать рублей.  Ах,  Петька...  сынок...  -  Андрей  Ерин,  не поднимая головы, горько сморщился,  заскрипел зубами. -  Разве  же  в этом дело?! Не поймешь ты по малости своей... не поймешь...

- Понимаю: она продаст его.

- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо: зима скоро. Учись, Петька! - повысил голос Андрей. - На карачках, но ползи в науку - великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?

- Нету, - сказал Петька. Может, соврал.

- Ну и ладно,- согласился Андрей. – Учись, знай. И не пей никогда... Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.

Андрей посидел еще, покивал грустно головой... И пошел в горницу спать.

Последний 5 эксперимент: Озаглавьте рассказ. 

- Свой рассказ Василий Макарович назвал «Микроскоп». Кто угадал? Не забудьте поставить баллы.

- Почему автор выбрал такое название? Нет ли в нем скрытого, более глубокого смысла? Ведь заглавие – ключ к пониманию, в сжатой форме оно содержит основную идею произведения.

Микроскоп = мечта.

Обращаем внимание и на то, что писатель, словно в микроскоп, рассматривает своих героев, их характеры, их внутренний мир, который раскрывается только благодаря пристальному, внимательному взгляду художника слова.

То же самое сегодня делали и мы, в микроскоп разглядывали рассказ Шукшина и его героев.

Итак, мы выполнили всё, что запланировали. Давайте подведём итоги нашего литературного опыта.

  1. Рефлексия.

- Как вам показалось, на чьей стороне Шукшин? И почему?

(Зоя - приземленная, прагматичная, грубая, такие люди не совершают открытий. Шукшин назвал её имя только тогда, когда она приняла своего мужа  с его микроскопом, мечтой. Перестала ругаться. Стала даже гордиться им, уважать. Андрей - мечтатель, оптимист, такие люди украшают жизнь. Симпатии автора на его стороне)

- Почему, несмотря на грустный финал рассказа, в душе читателя не появляется чувство горечи, отчаяния?

(герой признает свою неправоту и поэтому симпатичен и автору, и читателям. Петька, старший сын Андрея, за ним будущее, может быть,  у него все сложится по-другому. Став взрослым, получив образование, он воплотит мечту своего чудаковатого отца в жизнь, и люди на всей земле будут жить долго и счастливо!)

- Давайте подсчитаем ваши баллы и посмотрим, какой же научной степени вы сегодня достигли. Запишите в свои листы.

 

  1. Этап оценивания.

- А сейчас обратимся к микроскопам, которые лежат на ваших рабочих местах. На обратной стороне всего три вопроса, кратко ответьте на них.

  1. Домашнее задание: 

Два варианта: будет д.з. или нет (вытягивает один ученик)

Если «да», то два варианта д.з. – вытягивают:

- Чудики в моей жизни.

- Почему важно мечтать?



Предварительный просмотр:

Лист наблюдения за ходом литературного опыта

ФИ лаборанта:  ________________________________________________

Гипотеза

Результат (баллы)

Эксперимент № 1

 

Эксперимент № 2

Эксперимент № 3

Эксперимент № 4

Эксперимент № 5

Общая сумма баллов за опыт:

Верная гипотеза – 2 балла. Неточная гипотеза – 1 балл. Неверная гипотеза – 0 баллов.

Достигнутая научная степень: _________________________________________________

Лист наблюдения за ходом литературного опыта

ФИ лаборанта:  ________________________________________________

Гипотеза

Результат (баллы)

Эксперимент № 1

Эксперимент № 2

Эксперимент № 3

Эксперимент № 4

Эксперимент № 5

Общая сумма баллов за опыт:

Верная гипотеза – 2 балла. Неточная гипотеза – 1 балл. Неверная гипотеза – 0 баллов.

Достигнутая научная степень: _________________________________________________



Предварительный просмотр:

1. 

На это  надо было решиться. Он решился. Как-то пришел  домой - сам  не свой - жёлтый; не глядя на жену, сказал:

-  Это... я деньги  потерял.  

При этом  ломаный его нос (кривой,  с горбатинкой) из жёлтого стал красным.

- Сто двадцать рублей…

 2.   

У жены  отвалилась челюсть, на  лице появилось просительное выражение: может, это  шутка?  Да нет, этот кривоносик никогда не шутит,  не умеет. Она глупо спросила:

 - Где?

Тут он невольно хмыкнул.

- Дак если б я знал, я б пошёл и...

- Ну,  не-ет!  -  взревела  она. -  Ухмыляться  ты теперь доолго  не будешь!

И побежала за сковородником.

- Месяцев девять, гад!

Он  схватил  с  кровати  подушку  - отражать  удары. Они закружились по комнате...

- Подушку-то, подушку-то мараешь! Самой стирать!..

- Выстираю! Выстираю, кривоносик! А два ребра мои будут! Мои!.. Дай  я натешусь!  Дай  мне  душеньку  отвести,  скважина  ты кривоносая! Дятел...

Тут она изловчилась и больно достала его по голове. Немножко сама испугалась...

Он бросил подушку,  схватился за голову, застонал. Она пытливо смотрела на  него:  притворяется или правда больно? Решила, что  - правда. Поставила сковородник, села на табуретку и завыла. Да с причетом, с причетом:

-  Ох,  да  за  что же  мне  долюшка  така-ая-а?.. Да копила-то  я  их, копила!..  Каждую-то  копеечку откладывала  да радовалась: будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные! Будешь в  две смены работать, скважина! Ты у нас худой будешь... Ты у  нас  выпьешь  теперь  читушечку  после бани, выпьешь!  Сырой  водички  из колодца...

- Нужна она мне, читушечка. Без нее обойдусь. В две  не  в две,  а по  полторы   месячишко отломаю  -  ничего, - серьезно  сказал  он,  потирая   ушибленное  место.

 -  Я   уж  с  мастером договорился...

Он не  сообразил сперва, что проговорился. А  когда она недоуменно  глянула  на  него, поправился:  

- Я, как хватился денег-то,  на работу снова поехал и договорился.

3.

С неделю Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской при "Заготзерне", что в девяти километрах от села, чувствовал себя скверно.  Жена все злилась; он то и дело получал "скважину", сам тоже злился, но обзываться вслух не смел.

Однако дни шли...  Жена успокаивалась. Андрей ждал. Наконец  решил, что можно.      

4.

И вот поздно вечером (он  действительно  "вламывал" по  полторы  смены) пришел  он домой, а  в  руках держал  коробку, а в коробке, заметно,  что-то тяжеленькое. Андрей тихо сиял. Стоял у порога, ждал, когда на него обратят внимание... На него обратили внимание.

- Чего это ты, как... голый зад при луне, светисся?

- Вот...  дали за ударную  работу.  

Андрей  прошел к  столу, долго распаковывал коробку. И наконец, открыл.  И  выставил на стол... микроскоп.

5.

Неделю,  наверно,  Андрей  Ерин  жил как во  сне.  Приходил  с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп.

-  Дело в том, -  рассказывал он, - что человеку положено жить  сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят – и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.

Вдвоем  с  сыном   часами   сидели  они   у  микроскопа,  исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра...

- Иди, проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.

- Давай, опробуем кровь? - предложил сын.

Отец уколол  себе  палец  иголкой,  выдавил ярко-красную ягодку  крови, стряхнул на зеркальце... Склонился к трубке и застонал.

- Хана,  сынок, - в  кровь пролезли!  -  Андрей  Ерин  распрямился, удивленно посмотрел вокруг. - Та-ак. А  ведь знают,  паразиты, лучше  меня знают - и молчат.

- Кто? - не понял сын.

- Ученые. У их микроскопы-то получше нашего - все видят. И молчат. Не хотят расстраивать  народ. А  чего бы не сказать?  Может,  все  вместе-то и придумали  бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат.  Волнение, мол, начнется.

Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.

- От какой мелкой твари гибнут люди!

- Эх вы! - Андрей встал, пнул со зла табуретку. - Вшей, клопов, личинок всяких - это научились выводить, а тут  каких-то...  меньше же гниды самой  маленькой - и  ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!

- Вшу видно, а этих... Как ты их?

Отец долго думал. Как-то принес с работы длинную тонкую  иглу... Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.

- Давай попробуем...  Наточил  проволочку -  может, сумеем  наколоть парочку.

Кончик  проволочки  был тонкий-тонкий  -  прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел... Вспотел даже.

- Разбегаются, заразы... Нет,  толстая, не  наколоть. Надо тоньше,  а тоньше уже  нельзя  - не  сделать.  Ладно,  счас  поужинаем,  попробуем  их током...  Я   батарейку  прихватил:  два  проводка  подведем  и  законтачим. Посмотрим, как тогда они будут...

И  тут-то  во время ужина  нанесло  неурочного:  зашел Сергей  Куликов, который работал  вместе  с  Андреем в "Заготзерне". По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею - просто так. В  последнее  время  Андрею  было  не  до  выпивок,  и он  с удивлением обнаружил, что  брезгует пьяными. Очень  уж  они глупо ведут  себя и говорят всякие несуразные слова.

6.

- Дай микробов посмотреть?

Андрей встревожился.

-  Каких  микробов? Иди проспись,  Серега...  Никаких  у меня микробов нету.

- Чего  ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное  дело... Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя  Андрей всех микробов хочет уничтожить.

Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее, лестно было, что говорят про ее мужа - ученый. Скорей по привычке поворчать  при случае, чем из истинного чувства, она заметила:

-  Не могли  уж  чего-нибудь  другое  присудить? А  то  -  микроскоп. Свихнется  теперь мужик - ночи  не  спит.  Што  бы - пылесос  какой-нибудь присудить... А то пропылесосить - и нечем, не соберемся никак купить.

- Кого присудить? - не понял Сергей.

Андрей Ерин похолодел.

- Да премию-то вон выдали... Микроскоп-то этот...

Андрей хотел  было как-нибудь - глазами - дать понять Сергею,  что... но куда там! Тот уставился на Зою как баран.

- Какую премию?

- Ну, премию-то вам давали!

- Кому?

Зоя посмотрела на мужа, на Сергея...

- А  Андрею  вон микроскоп выдали... за ударную  работу...  

Голос супруги Ериной упал до жути - она все поняла.

Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.

   

7.

Андрей встал... Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:

- У тебя три рубля есть? До получки...

- Есть... Ты за што меня ударил?

-  Пошли  в  лавку.  Кикимора  ты  болотная!..  Какого   хрена  пьяный болтаешься по дворам?.. Эхх... Чурка ты с глазами.

В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея.  Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки. Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой... Жены не было.

- Где она? - спросил сынишку.

- В город поехала, в эту... как ее... в комиссионку.

Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.

- Ругалась?

- Нет. Так, маленько. Сколько пропил?

-  Двенадцать рублей.  Ах,  Петька...  сынок...  -  Андрей  Ерин,  не поднимая головы, горько сморщился,  заскрипел зубами. -  Разве  же  в этом дело?! Не поймешь ты по малости своей... не поймешь...

- Понимаю: она продаст его.

- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо: зима скоро. Учись, Петька! - повысил голос Андрей. - На карачках, но ползи в науку - великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?

- Нету, - сказал Петька. Может, соврал.

- Ну и ладно,- согласился Андрей. – Учись, знай. И не пей никогда... Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.

Андрей посидел еще, покивал грустно головой... И пошел в горницу спать.



Предварительный просмотр:

Захотите ли вы прочитать

другие рассказы В.М. Шукшина?

Пригодятся ли вам знания, приобретённые на уроке, в дальнейшей жизни?

В чём смысл рассказа В.М. Шукшина «Микроскоп»?

Захотите ли вы прочитать

другие рассказы В.М. Шукшина?

Пригодятся ли вам знания, приобретённые на уроке, в дальнейшей жизни?

В чём смысл рассказа В.М. Шукшина «Микроскоп»?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

Тема: «Рассказ «Микроскоп» В.М. Шукшина»

Вызов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.

Совместно с обучающимися формулирует цель работы.

Участвует в учебной ситуации, осознаёт мотив и цель предстоящей деятельности, отвечает на вопросы учителя, выполняет предложенное задание.

Приём: прогнозирование сюжета по ключевым словам, беседа.

Личностные: понимание учебной цели и задачи.

Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить.

Познавательные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других, умение создавать устные и письменные высказывания.

Осмысление

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует деятельность учащихся.

Способствует активности работы.

Служит источником информации.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

Осуществляет контакт с новой информацией.

Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом.

Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы.

Отслеживает процесс знакомства с новой информацией.

Анализирует и обсуждает прочитанное и услышанное.

Выделение художественных средств языка писателя с помощью подчеркивания.

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Чтение текста с остановками.

Прогнозирование текста по ключевым словам.

Лингвистический эксперимент.

Личностные: установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей;

умение вносить коррективы к ходе работы;

умение прогнозировать результат;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

смысловое чтение;

синтез — составление целого из частей;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;  принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует рефлексивную деятельность учащихся.

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями.

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля.

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

Обменивается мнениями.

Отвечает на вопросы.

Систематизирует новую информацию.

Высказывает оценочные суждения.

Самостоятельно выстраивает причинно-следственные связи.

Ставит новые цели.

Формулирование проблем текста, определение позиции автора; возвращение к ключевым словам;

ответы на вопросы;

прогнозирование.

Личностные: 

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

 нравственно - этическая ориентация;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: 

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

синтез — составление целого из частей;

выбор оснований и критериев для сравнения;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Предварительный просмотр:

Звёзды говорят: «ДА!».

Звёзды говорят: «НЕТ!».

«Чудики в моей жизни».

«Почему важно мечтать?».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Великие чудики мира Портретная галерея

Слайд 3

Альберт ЭЙНШТЕЙН

Слайд 4

Сальвадор ДАЛИ

Слайд 5

Илон МАСК

Слайд 6

Мир принадлежит оптимистам и мечтателям, а остальные - всего лишь зрители.

Слайд 7

Научные степени ПРОФЕССОР: 9-10 баллов ДОЦЕНТ: 6-8 баллов СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК: 4-5 баллов АССИСТЕНТ: 0-3 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...