Дидактические материалы к работе над текстом романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
тест по литературе (9 класс)

Дидактические материалы помогут учителю литературы проверить знания обучающихся по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ПО ГЛАВЕ «БЭЛА» РОМАНА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

1.Из какого города ехал на перекладных автор-рассказчик?

2. Узнайте героя по описанию:

«За моею тележкою четверка быков тащила другую ... За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет  и  черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его  показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем,  и  преждевременно  поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Я подошел к  нему и поклонился: он молча отвечал мне на поклон и пустил огромный клуб дыма»

3. В каком звании был Максим Максимыч?

4. Назовите полное имя сослуживца Максима Максимыча, о котором он рассказывал.

5. В чём заключалась «странность» Печорина, по словам М.М.

6. В каком звании был Печорин?

7. Узнайте героя по описанию:

«…мальчик лет пятнадцати… А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли  стрелять.  Одно  было  в  нем  нехорошо:

ужасно падок был на деньги…»

8. Узнайте героя по описанию:

«…высокая,  тоненькая,  глаза  черные,  как  у горной серны, так и заглядывали нам в душу …»

9. Узнайте героя по описанию:

«…рожа  у  него  была  самая  разбойничья:  маленький,  сухой, широкоплечий... А  уж  ловок-то,  ловок-то  был,  как  бес!  Бешмет  всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре …»

10. Чему «завидовали все наездники и не раз пытались …украсть»?

11. Как звали коня Казбича?

12. Что предлагал Азамат Казбичу, в обмен на его скакуна?

13. Какую сделку предложил Печорин Азамату?

14. Что произошло с Азаматом после совершённой сделки?

15. Какой аргумент привёл Печорин в разговоре с Максимом Максимычем, объясняя, почему её нельзя возвращать отцу?

16. Чего не делал Печорин, чтобы «приручить Бэлу»?

 - увёз её в другой край, далеко от родительского дома;

- выучил её язык;

- каждый день дарил ей подарки;

- пугал, что если она вздумает вернуться домой, отец её возненавидит и убьёт;

- убеждал, что мусульманский бог не может запретить ей любить христианина, так как этот христианин (Печорин) уже любит её;

- сказал, что уезжает, а Бэла свободна и, если хочет, может либо остаться в крепости, либо возвратиться к отцу.

17. Что произошло с отцом Бэлы?

18. Максим Максимыч вспоминает:

«Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери,  и она меня любила. Надо вам сказать, что у  меня  нет  семейства:  об  отце  и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не  догадался раньше, - так теперь уж, знаете, и не к лицу; я и рад был,  что  нашел  кого баловать. Она, бывало, нам поет  песни  иль  пляшет  лезгинку...  А  уж  как плясала! видал я наших губернских  барышень, я  раз  был-с  и  в  Москве  в благородном собрании, лет двадцать тому назад, - только куда им!  совсем  не то!.. Григорий Александрович наряжал ее, как куколку, холил и лелеял; и  она у нас так похорошела, что  чудо;  с  лица  и  с  рук  сошел  загар,  румянец разыгрался  на  щеках...  Уж  какая,  бывало,  веселая,  и  все  надо  мной, проказница, подшучивала...»

Как долго продолжалась такая жизнь в крепости?

19. Какая «чёрная кошка пробежала» между Печориным и Бэлой?

20. Кого Максим Максимыч и Бэла однажды увидели у стен крепости?

21. Какое определение дал своему характеру сам Печорин?

22. Печорин рассказал Максиму Максимычу о своей прошлой жизни, о том, что чувствует в данный момент, о своих планах на будущее. Изложите все основные пункты этого рассказа:

а) когда я вышел из опеки родных,…

б) пустился я в большой свет, …

в) влюблялся в светских красавиц и был любим, …

г) Я стал читать, учиться -

д) Вскоре перевели меня на  Кавказ… Я надеялся, что скука не живет  под  чеченскими  пулями  

е) Когда я увидел  Бэлу  в  своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны,  я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной  судьбою...  

ж) мне  осталось  одно средство: …

23. Что произошло с Бэлой в то время, когда Печорин и Максим Максимыч уезжали охотиться на кабана?

24. Что произошло с Печориным после того, как он потерял Бэлу?

25. После того, как Максим Максимыч закончил свой рассказ о Печорине и Бэле, они с автором-рассказчиком расстались, больше не надеясь никогда встретиться. Почему?



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ПО ГЛАВЕ «МАКСИМ МАКСИМЫЧ» РОМАНА

 М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

  1. Как назывался населённый пункт, где после недавнего расставания автор-рассказчик вновь встретился с Максимом Максимычем?

  1. Что такое «оказия», которую вынужден был ждать автор-рассказчик?

  1. Сколько автор-рассказчик должен был ждать оказию и почему это непременно было нужно делать?

  1. Где остановился автор-рассказчик в ожидании оказии, и чем это место было примечательно?

  1. Как получилось, что автор-рассказчик вновь встретился с Максимом Максимычем, и что он ему предложил?

  1. Как Максим Максимыч «спас» автора-рассказчика от «сухоядения»?

  1. Какую новость Максим Максимыч узнал от человека, описанного в романе следующим образом: «…человек с большими усами, в венгерке,  довольно  хорошо  одетый  для лакея; в его звании нельзя было ошибиться, видя ухарскую замашку, с  которой он вытряхивал золу из трубки и покрикивал на ямщика. Он был явно балованный слуга ленивого барина - нечто вроде русского Фигаро»?

  1. Почему Максим Максимыч очень долго не ложился спать в тот вечер и, вернувшись в гостиницу очень поздно, «…бросил трубку на стол, стал ходить по комнате, шевырять в печи, наконец лег, но долго кашлял, плевал, ворочался...»?
  2. Опираясь на текст романа, расскажите о том, как автор-рассказчик описывал Печорина:

а) его рост и телосложение

б) его одежду

в) его манеру ходить и сидеть

в) его внешность

  1. Перечислите три особенности глаз описываемого выше человека:

  1.  Куда ехал Печорин, которого Максим Максимыч с рассказчиком встретили в этой главе?

  1. Что Максим Максимыч собирался передать Печорину, и как тот отреагировал на это?

  1. Почему Максим Максимыч так себя повёл после отъезда Печорина: «…он отвернулся, чтоб скрыть свое волнение, пошел ходить  по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает  колеса,  тогда  как глаза его поминутно наполнялись слезами…»?

  1. Что Максим Максимыч сделал с бумагами Печорина?

  1. Как расстались рассказчик и Максим Максимыч?



Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ «КНЯЖНА МЕРИ»

 РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

  1. Где происходит действие главы «Княжна Мери»?

  1. Кто это? «…они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввел  их в заблуждение,  но,  скоро  узнав  армейские  эполеты,  они  с  негодованием отвернулись»

  1. Кто это? «…они  привыкли  на Кавказе встречать под нумерованной  пуговицей  пылкое  сердце  и  под  белой фуражкой образованный ум. Эти дамы очень милы; и долго милы! Всякий  год  их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть,  секрет  их  неутомимой любезности»

  1. Откуда Печорин знает Грушницкого?

  1. Чьи анекдоты и насмешки отвлекли внимание от княжны Лиговской?

  1. Кто это? «Я  думал  о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую  говорил  мне  доктор... Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? и  почему  я  даже так в этом уверен? Мало ли женщин с  родинками  на  щеках?  Размышляя  таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его  свода,  на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной  шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо».

  1. Кто это? «человек  замечательный  по  многим  причинам.  Он   скептик и Материалист,… а вместе с этим поэт, и не  на  шутку,  - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь  свою  не  написал  двух стихов... Он был беден, мечтал  о  миллионах,  а  для  денег  не сделал бы лишнего шагу: он мне раз говорил,  что  скорее  сделает  одолжение врагу,   чем   другу,   потому   что   это   значило   бы   продавать   свою благотворительность,  тогда  как  ненависть   только   усилится   соразмерно великодушию противника. У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы  не один добряк прослыл  пошлым  дураком…».

  1. Расскажите о происшествии со стаканом.

  1. Кто и про кого говорит: «У  нее  такие бархатные глаза - именно бархатные: я тебе советую присвоить это  выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не

отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они  так  мягки,  они будто  бы  тебя  гладят...  Впрочем,  кажется,  в  ее  лице  только  и  есть хорошего... А что, у нее зубы белы?  Это  очень  важно!..»

  1. О ком идет речь? «Цель его – сделаться героем романа».
  2. О ком идет речь?  «Последнюю половину жизни она провела в Москве и тут на покое растолстела….Она мне объявила, что дочь ее невинна как голубь»

  1. Кто это? «…Его  наружность  была  из  тех,  которые  с  первого  взгляда  поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз  выучится  читать  в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой…  (Он) был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок;  одна  нога  была  у него короче другой, как у  Байрона;  в  сравнении  с  туловищем  голова  его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку,  и  неровности  его  черепа, обнаруженные  таким  образом,  поразили  бы  френолога  странным  сплетением противоположных   наклонностей.   Его   маленькие   черные   глаза,   всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его  одежде  заметны  были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие  руки  красовались  в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно  черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем…»

  1. Кто это? «…ему на  вид  можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один  год.  Он  закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо  правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех  людей,  которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в  необыкновенные  чувства,  возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия…»

  1. Кто это? «…две дамы: одна  пожилая,  другая молоденькая, стройная. Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты  были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего! На второй  было  закрытое платье gris de perles1, легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки couleur puce2 стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не  посвященный  в  таинства  красоты  непременно  бы  ахнул,  хотя  от удивления.  Ее  легкая,  но  благородная  походка  имела   в   себе   что-то девственное, ускользающее от  определения,  но  понятное  взору.  Когда  она прошла мимо нас, от нее повеяло тем  неизъяснимым  ароматом,  которым  дышит иногда записка милой женщины»

  1. Расскажите о Грушницком: как давно он на службе, в каком он звании, во что одевается, какие имеет награды.

  1. Расскажите о происшествии со стаканом.

  1. Чьи анекдоты и насмешки отвлекли внимание от княжны Лиговской?



Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ «КНЯЖНА МЕРИ» (21,22,23,24 мая, 3 июня)

РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

  1. Что предложила Печорину Вера, для того чтобы видеться с ним?

  1. Как смотрели на княгиню и княжну Лиговских многие дамы водяного общества и почему?

  1. Что Печорин предпринял для сближения с княжной?

  1. Какое происшествие на балу в зале Благородного собрания заставило княжну Мери смутиться и испугаться?

  1. «Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их  слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает... То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков... Вот хоть княжна: вчера ее глаза пылали страстью, останавливаясь  на  мне, нынче они тусклы и холодны...» Чьи это слова? Объясните их значение.

  1. С кем встретился Печорин после бала?

  1. Чем развлекала княжна Мери гостей в своем доме?

  1. Что предложила Печорину Вера, для того чтобы видеться с ним?

  1. Как смотрели на княгиню и княжну Лиговских многие дамы водяного общества и почему?

  1. Что Печорин предпринял для сближения с княжной?

  1. Какое происшествие на балу в зале Благородного собрания заставило княжну Мери смутиться и испугаться?

  1. Кто подстроил это происшествие и почему?

  1. Как Печорин «спас» княжну Мери?

  1. «Я сделал три тура. Она запыхалась, глаза ее помутились, полураскрытые губки едва могли прошептать необходимое ». Назовите героиню?

  1. Что предложила Печорину Вера, для того чтобы видеться с ним?

  1. Как смотрели на княгиню и княжну Лиговских многие дамы водяного общества и почему?

  1. Какое происшествие на балу в зале Благородного собрания заставило княжну Мери смутиться и испугаться?

  1. «Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их  слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает... То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков... Вот хоть княжна: вчера ее глаза пылали страстью, останавливаясь  на  мне, нынче они тусклы и холодны...» Чьи это слова? Объясните их значение.

  1. Этот герой был довольно смешон в этом геройском облачении: сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов. Кто он? Напишите ФИО.

  1. «Я сделал три тура. Она запыхалась, глаза ее помутились, полураскрытые губки едва могли прошептать необходимое ». Назовите героиню?

  1. Чем развлекала княжна Мери гостей в своем доме?

  1. Какое происшествие на балу в зале Благородного собрания заставило княжну Мери смутиться и испугаться?

  1. Кто подстроил это происшествие и почему?

  1. «Она решительно не хочет, чтобы я познакомился с ее мужем…она вышла за него для сына». Кто и о ком говорит эти слова?

Чтобы она заскучала без общения с ним.

  1. Этот герой был довольно смешон в этом геройском облачении: сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов. Кто он? Напишите ФИО.

  1. «Я сделал три тура. Она запыхалась, глаза ее помутились, полураскрытые губки едва могли прошептать необходимое ». Назовите героиню?

  1. С кем встретился Печорин после бала?

  1. Чем развлекала княжна Мери гостей в своем доме?



Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ «КНЯЖНА МЕРИ» (4-14  июня)

РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

  1. «Вера все это заметила: на ее  болезненном  лице  изображалась  глубокая грусть; она сидела в тени у окна, погружаясь в широкие кресла...  Мне  стало жаль ее...» Как Печорин сумел заставить Веру «простить… кокетство с княжной»?

  1. Описывая Грушницкого в новеньком мундире, Печорин едва сдерживался, чтобы не расхохотаться. Что смешного было во внешнем виде Грушницкого?

  1. Как княжна Мери восприняла офицерский мундир Грушницкого?

  1. За что Грушницкий собирался отомстить княжне Мери?

  1. Как Печорин воспринимает своих врагов?

  1. Кто принёс Печорину слух, что он женится на княжне Мери?

  1. Про какой город эти слова и откуда строки, которые вспоминает Печорин? «Нигде так много не пьют  кахетинского  вина  и  минеральной  воды,  как здесь.

     Но смешивать два эти ремесла

     Есть тьма охотников - я не из их числа.»

  1. Как Печорин рассуждает о женщинах?

  1. Расскажите о происшествии на реке Подкумок?

  1. Что Печорин ответил княжне Мери на её вопрос: «…вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?..»

  1. Как Печорин узнал о готовящемся против него заговоре?

  1. В чём заключался первоначальный план заговорщиков?

  1. Перескажите сцену объяснения княжны Мери и Печорина?

.

  1. За что Печорин иногда презирает себя?

  1. Что имеет в виду Печорин, когда говорит: «…сердце превращается в камень, и ничто его  не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту..»?

  1. Какое воспоминание из детства вызывает у Печорина «непреодолимое отвращение»?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература.Самостоятельная работа по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)

Самостоятельная работа по главам "Максим Максимыч" и "Бела" состоит из 4 вариантов по 4 вопроса в каждом....

Итоговая проверочная работа по тексту романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

итоговая работа представляет собой вопросы с вариантами  ответов, с открытой формой ответа и с развернутым ответом по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

Вопросы для письменной работы по тексту романа "Преступление и наказание"

Сроки проведения работы - заключительные уроки изучения романа....

Конрольная работа по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Контрольная работа Герой нашего времени Лермонтов...

Проверочная работа по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе

Данная работа позволяет проверить усвоение материала....