Фрейм для прозы и лирики.
учебно-методический материал по литературе

Молодых Любовь Владимировна

Цитаты


Возраст князя Игоря составляет 34 года на момент событий, описанных в "Слове". Игорь Святославич - это еще довольно молодой князь. Автор не раз упоминает об этом в тексте:

"...Молодых настало время славить нам:Слава князю Игорю..."

"...Загубили юность вы свою..."

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл freym_dlya_prozy.docx21.37 КБ
Файл freym_lirika.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Слово о полку Игореве»

Произведение

Автор

Род литературы

Жанр

Темы, проблемы

Герои

Эпоха

Литературное

направление

«Слово о полку Игореве»

Не известен

Эпос

Однозначного определения нет (песня?, поэма? повесть? былина? летопись?).

Слово было откликом на события Игорева похода. Оно являлось призывом к прекращению княжеских усобиц, призывом к объединению.

Князь Игорь Святославич - главный герой произведения "Слово о полку Игореве". Игорь - древнерусский князь, сын Святослава Ольговича и внук Олега Святославича.

Игорь Святославич родился 2 апреля 1151 г. и умер в 1201 г. (по другой версии - в 1202 г.).

На момент похода в 1185 году Игорь являлся князем новгород-северским. Он правил небольшим городом Новгородом Северским в Черниговской земле.

Князь Всеволод Святославич (по прозвищу Буй-Тур) - это младший брат князя Игоря Святославича, главного героя "Слова о полку Игореве". Всеволод и Игорь являются сыновьями Святослава Ольговича Черниговского. 

Князь Святослав Всеволодович — сын великого князя киевского Всеволода Ольговича. 

Святослав — это двоюродный брат Игоря и Всеволода, главных героев "Слова о полку Игореве".

Ярославна - это один из самых поэтичных персонажей "Слова о полку Игореве". В лице Ярославны автор воплотил идеал русской женщины XII века.

Что нам известно о биографии Ярославны? Ярославна — это жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла).

Древнерусская литература

-

Сюжет

Конфликт

Авторская

позиция

Цитаты


Возраст князя Игоря составляет 34 года на момент событий, описанных в "Слове".
Игорь Святославич - это еще довольно молодой князь. Автор не раз упоминает об этом в тексте:

"...Молодых настало время славить нам:Слава князю Игорю..."

"...Загубили юность вы свою..."

В "Слове о полку Игореве" князь Игорь представлен храбрым, удалым воином:

"...Про деянья князя удалого?.." 

"...Удалого сына Святославича!.."

По мнению автора, князь Игорь Святославич - это мужественный человек:

"...Игоря, который, <...>Мужество избрал себе опорой..."

Князь Игорь Святославич - смелый воин:

"...Взял в награду Святославич смелый,.."

Игорь - сильный и стойкий воин. Будучи раненным, Игорь не бросает свое войско, а пытается подбодрить его и вернуть к бою:

"...Игорь, весь израненный, спешит
Беглецов вернуть обратно к бою..."

Зачем князь Игорь идет на половцев? Автор объясняет это тем, что Игорь хочет добыть себе славы:

"...Нашу славу силой мы возьмем,А за ней поделим и былую..."

Князь Игорь Святославич совершает безрассудный поступок, напав на половцев - так считает двоюродный брат Игоря, князь Святослав Киевский. Игорь бьет половцев "наудалую", безрассудно смело, и Святослав осуждает это:

"...Вы ж решили бить наудалую..."

"...Что ж вы, дети, натворили мнеИ моим серебряным сединам?.."

Святослав Киевский считает, что Игорь пошел на половцев не вовремя. Действительно, Игорь своим походом "будит зверя" (то есть половцев). И половцы тут же нападают на Русь:

"...Загубили юность вы свою,На врага не во-время напали..."

"...Вот ведь кто с дружиною бесстрашной
Разбудил поганых для войны!.."

Судя по всему, на момент событий в "Слове о полку Игореве" князь Всеволод является еще

молодым князем. Вероятно, ему около 30 лет (если предположить, что он родился в 1155 г.). Автор не раз упоминает о молодом, "юном" возрасте Всеволода и Игоря:

"...Загубили юность вы свою...""...Молодых настало время славить нам:Слава князю Игорю,Буй-тур Всеволоду..."

В тексте "Слова о полку Игореве" князь Всеволод представлен как храбрый и отважный воин:

"...Игорь-князь и Всеволод отважный —Святослава храбрые сыны..."

Всеволод - надежный, стойкий воин. Он крепко держит оборону, когда половцы внезапно нападают на русичей:

"...Славный яр-тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь..."

Автор "Слова" называет Всеволода Буй-Туром и Яр-Туром. Что означают эти эпитеты? В Древней Руси турами называли диких быков. Поэтому слово "тур" символизировало мужество и силу:

"...Молвит буй-тур Всеволод..." 

"...Славный яр-тур Всеволод!.." 

"...И тебе ли, тур, скорбеть о ранах..."

Князь Святослав Киевский является главным положительным персонажем "Слова о полку Игореве". Образ Святослава — это образ светлый и патриотичный. 


Известный исследователь Д. С. Лихачев подчеркивает эту особенность в образе Святослава:

"...главный положительный герой «Слова» — князь Святослав Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода Святославичей. Святослав Всеволодович провел бурную жизнь..." (Д. С. Лихачев "Комментарий исторический и географический [к "Слову о полку Игореве"])

Возраст Святослава на момента событий в "Слове" составляет около 60 лет. Действительно, в "Слове о полку Игореве" автор изображает Святослава как старого князя с "сединами":

"...И моим серебряным сединам?.." 

"...Диво ль старцу — мне помолодеть?.."

В тексте "Слова" автор называет Святослава отцом Игоря и Всеволода. На самом деле Святослав — это двоюродный брат Игоря и Всеволода. Отцом Святослав является не по крови, а по княжеской иерархии, так как он правит в старшем городе Руси - Киеве:

"...Это зло великою грозою
Усыпил отец их Святослав!.."

Князь Святослав относится к братьям Игорю и Всеволоду с отеческой нежностью. Он ласково называет их "сынами" и "детьми". Для Святослава Игорь и Всеволод — два "любимых чада":

"...О сыны, не ждал я зла такого!.." 

"...Что ж вы, дети, натворили мне..." 

Начало похода
Главный герой произведения - князь Игорь Святославич новгород-северский. В 1185 году князь Игорь отправляется в поход на половцев. Этим походом Игорь надеется добиться воинской славы. В пути Игорь видит солнечное затмение. На Руси затмение считалось дурным знаком и предвещало беду. Но Игорь все равно отправляется в поход.


Нападение на половцев

Вместе с Игорем против половцев идут: брат Игоря - Всеволод Святославич, племянник Игоря - Святослав Рыльский, а также сын Игоря - Владимир. Войско Игоря добирается до половцев и атакует их. Половцы бегут. Русские выигрывают сражение.

Поражение Игоря
Русское войско остается на ночлег. Тем временем за одну ночь половцы собирают войско. Утром половцы нападают на русских. Сражение длится более двух дней. В конце концов русские терпят поражение. Половцы берут Игоря в плен.

Сон Святослава

В это время в Киеве князь Святослав Киевский видит вещий сон (эпизод "Сон Святослава"). Он понимает, что Игорь и Всеволод, его двоюродные братья, проиграли сражение половцами.
Святослав недавно воевал с половцами и дал им отпор. Но теперь его труды сведены на нет. Игорь "разбудил зверя", и теперь половцы нападут на Русь. Тогда Святослав призывает других русских князей объединиться против половцев.

Возвращение Игоря
Супруга князя Игоря, 
Ярославна, ждет мужа в Путивле. Она плачет и страдает без любимого мужа (эпизод "Плач Ярославны").
Наконец князь Игорь бежит из половецкого плена. Он приезжает в Киев и идет в храм Пирогощей Богоматери, чтобы поблагодарить Всевышнего за спасение. Народ по всей Руси радуется возвращению Игоря.

Конфликт заключается в том, что князь пошел практически один на половцев - его с братом военных сил не было достаточно для победы, но Игорь не хотел делить свою победу с другими князьями и поэтому никому не сообщил о походе.

Автор не рассказывает подробно событиях 1185 года, он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне исторической перспективы, едва ли не на всей русской истории. Автор стремится дать им политическую оценку, в слове прославляются победы  Святослава Киевского. Автор осуждает Олега Гориславовича, «ковавшего крамолы». Он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича- времени единения Руси, тогда как сейчас порознь развеваются  «стязи Рюриковы,а друзии Давыдови»



Предварительный просмотр:

Автор стихотворения

Название

жанр

Тема

идея

размер

Литературное направление

Образы

Композиция

Тропы

Эпоха

А.С.Пушкин

Деревня

Послание с элементами элегии

 Красота деревенской природы, Тема крепостного права.

Шестистопный ямб

романтизм

Образы первой части – «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты» романтизированы.

«Барство дикое» и «рабство тощее» - основные образы 2 части. Прекрасная гармоничная природа противопоставлена миру жестокости и насилия.

Монолог лирического героя, который делится на 2 части,  1 часть до слов  («…но мысль ужасная…») контрастные по настроению: 1 часть идиллия, вторая – политическая  декларацию, воззвание к сильным мира сего. Состоит из 5 строф.

В первой части эпитеты передают красоту сельской природы. Они создают романтическую и умиротворённую атмосферу: «мельницы крилаты», метафоры : «озёр лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «мирный шум дубрав.  При помощи средств выразительности создает панорамную картину деревни, передаёт эмоции, переполняющие лирического героя

 Во второй части  интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты: «барство дикое», «измученные рабы», «на пагубу людей избранное судьбой», «неумолимый владелец».

Риторические вопросы и восклицания демонстрируют возмущение лирического героя.

Было написано в 1819 году в «петербургский»  период творчества. Поэт активно участвует в общественно- политической жизни страны, посещая тайный союз декабристов.

Автор стихотворения

Название

жанр

Тема

идея

размер

Л.направление

Образы

Композиция

Тропы

Эпоха

А.С.Пушкин

Узник

Лирическое стихотворение

 Тема свободы, ярко воплощённая в образе орла. Орёл – пленник, как и лирический герой. Он вскормлен и вырос в неволе, как и лирический герой, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. Свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти.

Тема свободы человеческой мысли.

В призыве орла: «Давай улетим!» реализуется идея: человек должен быть свободен, как птица.

Никто и ничто не может запретить человеку творить, так как он считает нужным.

Амфибрахий

романтизм

Стихотворение насыщено романтическими образами. Уход в параллельную реальность от действительности. И параллель и сравнение между лирическим героем и молодым орлом.

Образ свободы  передаётся через ассоциации со словами: гора, морские края, ветер.

Всё стихотворение построено на противопоставлении:

Заключённый- вольный орёл

Темница - небесные просторы.

Делится на несколько частей. Во второй строфе спокойный рассказ переходит в страстный призыв, в крик  о  свободе.

3 строфы (катрена).

 Первая строфа построена на противопоставлении (антитезе) запёртого в сырой темнице узника и молодого орла за решёткой на воле. Лирический герой видит в птице воплощение себя, своих свободолюбивых мыслей.

Вторая строфа сводит вместе героя и вольную птицу, которая заглядывает в окно и призывает с собой улететь.

Третья строфа – радость вольной жизни.

 Бессильная злоба бунтаря видна в первой строфе и выражается эпитетами: темница сырая, пища кровавая.

Эпитет орёл молодой подчёркивает безрадостную участь узников.  Через олицетворении мы видим угрюмую участь узника: взглядом зовёт, ветер гуляет, хочет вымолвить.

Стихотворение было написано в 1822 году во время «южной ссылки». ( 1820-1824) .Пребывание в пыльном и грязном Кишинёве поэт воспринимал как заточение. Также одним из разнообразных скучных будней для молодого Пушкина стало посещение тюрьмы и общение с арестантами, наблюдение за их переживаниями.

Во дворе темницы поэт увидел и двух прикованных орлов, что дало толчок к написанию стихотвореия.

Автор стихотворения

Название

жанр

Тема

идея

размер

Литературное направление

Образы

Композиция

Тропы

Эпоха

А.С.Пушкин

Пророк

Философская притча

 Божественное призвание поэта-пророка. Пушкин обращается к библейской теме, используя книгу пророка Исайи, в которой описывается отчаяние пророка при виде беззакония и пороков мира: «И тогда прилетел…один из серафимов, и в руке у него горящий уголь». Ангел «удалил беззаконие» и очистил грех» Исайи,  поручив ему мисси по исправлению людей.

Явление «шестикрылого серафима» помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.

Миссия пророка представлена так:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли

Исполнись волею моей-

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Четырехстопный и пятистопный ямб

Классицизм с элементами романтизма

Библейский образ шестикрылого серафима, образ поэта-пророка

Состоит из трех частей.

1 часть- состояние «пророка» до того,  как «бога глас к нему воззвал.»

2 часть – его встреча с посланником Бога- шестикрылым серафимом, который преобразует сущность поэта – вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи».Обретение нового языка-обретение новой мудрости.

3 часть- описание перерождение поэта, появление новых свойств его сущности.

Его тело и дух великими мучениями перевоплотилось.

Он готов нести мученический крест.

Старославянизмы (перстами, зеницы, уста, виждь, внемли).

Архаичная лексика придает особую торжественность.Частые повторы (половина строк начинается с союза и ) также придают торжественное библейское звучание.

Одновременно этот прием нагнетает напряжение, связанное с муками перерождения человека в пророка

Пушкин использует метафоры

Духовная жажда, пустыня мрачная

Сравнения

«…Перстами, лёгкими, как сон…»

«Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…»

«…Как труп в пустыне я лежал…»

Особую роль играют эпитеты: перстами легкими, вещие зеницы, язык празднословный и лукавый, сердце трепетное, уста замерзшие и др.

1826 год. Это время расправы властей над участниками декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями.

Стихотворение было отчасти ответом на эти события.

Автор стихотворения

Название

жанр

Тема

Идея

размер

Л.направление

Образы

Композиция

Тропы

Эпоха

А.С.Пушкин

Во глубине сибирских руд …

Дружеское послание декабристам

 

Тема свободы

доминирует гражданская тема, тема верности идеалам юности. Цель, которую ставил перед собой поэт: укрепить и поднять дух не только двух бывших выпускников Царскосельского лицея – Пущина и Кюхельбекера, а весь состав декабристов, обречённых на тяжёлый труд «в каторжных норах» забайкальских Нерчиских рудников, вселить в них надежду на лучшее. Вера в то, что всё плохое скоро закончится – именно этим обуславливается эмоционально насыщенный тон произведения.

Четырехстопный ямб

романтизм

 Условно можно разделить на 2 части: рассказ о терпенье и надеждах людей, которые пребывают в Сибири и предсказание освобождения из «темницы»

4 катрена.

  Используемые средства поэтической выразительности
«Оковы, темницы, подземелье, затворы, каторжные норы» – терминология, связанная с восстанием и его последствиями.

Эпитеты, используемые в работе — «скорбный труд», «гордое терпенье», «затворы мрачные», «свободный глас».

Сравнение, имеющее место в стихотворении «Во глубине сибирских руд»:

«Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас».

Для придания стихотворению большей насыщенности, твердости и решительности, Пушкин применяет метод аллитерации (аллитерации на «Р»).

«Во глубине сибирских руд,
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье».

Стихотворение «Во глубине сибирских руд» А.С.Пушкина увидело свет в 1827 году.

После подавления декабрьского восстания, Пушкин был возвращён Николаем I из ссылки. Они имели долгую и продолжительную беседу с глазу на глаз. Николай уверил поэта в том, что он искренне желает использовать свою власть во благо и процветание народа и просил Александра Сергеевича помочь ему своим творчеством в этом. Пушкин, безусловно, прислушался к мнению царя, но от своих прежних убеждений не отказался. Как не отрёкся и от своих друзей-декабристов. После разговора, ещё более подвергая себя опасности, он посылал им в Сибирь проникновенные, полные надежд, стихи. Поэт надеялся на то, что его личные старания в содействии скорому освобождению томящихся в ссылке людей, будут иметь успех.

Автор стихотворения

Название

жанр

Тема

Идея

размер

Л.направление

Образы

Композиция

Тропы

Эпоха

А.С.Пушкин

Поэт

Философская лирика

 

Тема божественного призвания поэта пророка. Тема поэта и поэзии. Проблема взаимоотношений певца  чувств и общества очень важна. Он поэт, который хочет донести людям прекрасное, сделать их серую жизнь цветной. Но он понимает, что в суете его талант может погибнуть как сорванный цветок.

Четырёхстопный ямб

 

2 части: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.

Первая часть- это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе проблем:

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может всех ничтожней он.

Вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. Он как бы становится выше всех людей, для него всё исчезает вокруг , и он остаётся один на один со своим творчеством. Это и есть истинное счастье поэта.

  Эпитеты:

«священная жертва»,  «суетный свет», «святая лира», «божественный глагол», «людская молва», «народный кумир», «гордая голова».

Метафоры: «не требует поэта к священной жертве Аполлон», «молчит лира», «душа вкушает хладный сон», «душа встрепенётся», «забавы мира», «берега пустынных волн».

Сравнение: «как пробудившийся орёл»

 1827 г.

Автор стихотворения

Название

жанр

Тема

Идея

размер

Л.направление

Образы

Композиция

Тропы

Эпоха

А.С.Пушкин

К Чаадаеву

Дружеское послание

Тема вольности и борьбы с самодержавием.

Идея звучит в строках

…Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!..

Поэт говорит о необходимости соединения «души прекрасных порывов» со служением отечеству, его благу, с деятельностью во имя славы родины.

Ямб

романтизм

…Россия вспрянет ото сна..

Образ получается романтический и возвышенный.

Родина представляется поэту находящейся под властью оцепенения, сна, как сказочная спящая красавица, которая ждет часа пробуждения, освобождения от чар.

…И на обломках самовластья

напишут наши имена!...

 ( такой тип поведения , демонстрирующий  личную независимость и сочетающийся с вольнолюбивыми мыслями, показывал, что самовластье не вечно.

Стихотворение распадается на 3 части:

Первая часть вы держана в стиле печальной элегии.

Лирический герой –

Печальный, разочарованный человек, утративший веру в счастье и людей.

Вторая часть начинается с резкого смыслового и интонационного контраста. Открывается противительным союзом но.

В центре стоит образ человека, полного страстей, с кипучей энергией и силой чувств .Элегия превращается в мажорное лирическое стихотворение.

Вторая часть – развёрнутая метафора- сопоставление жажды свободы и страстной любви.

Третья часть- взгляд в будущее.

Яркие эпитеты:

Тихая слава (оксюморон),

Утренний туман, юные забавы, роковая власть, нетерпеливая душа.

Метафоры  яркие и сильные

…взойдет она,

Звезда пленительного счастья..

Сравнения – одно из самых замечательных мест в стихотворении:

..Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты верного свидания…

Пушкин сравнивает высокие гражданские чувства с нетерпением влюблённого человека, с его надеждами и ожиданиями счастья.

Петербургский период творчества. 1818 год. Пушкин находился под сильным  воздействием личности П.Я. Чаадаева, одного из самых замечательных умов пушкинской современности.

Чаадаев был членом «Союза благоденствия» - тайное декабристское общество. За публикацию своих взглядов в «Философском письме», он был объявлен правительством сумасшедшим.

Автор стихотворения

Название

жанр

Тема

Идея

размер

Л.направление

Образы

Композиция

Тропы

Эпоха

А.С.Пушкин

Зимняя дорога

Элегическая пейзажная зарисовка

 

Поэт передаёт состояние лирического героя: грусть и скуку, которые сопровождают путника на  зимней дороге.

Картины «скучной» зимней дороги созвучны с душевным состоянием лирического героя, мечтающего  о покое и уюте.

Четырехстопный хорей

реализм

Образ дороги – изображение жизненного пути .Жизнь длится на черные и белые полосы, как верстовые столбы.

Поэтический образ  «полосатых вёрст» - это поэтический символ. олицетворяющий собою «полосатую» жизнь человека, природа соотносится с переживаниями человека.

 

Кольцевая

  Олицетворенные эпитеты «печальный» создает ощущение бесконечной грусти и монотонности картины.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

«Луна очеловечена», используется олицетвореие, метафора: пробирается. льет свет. Как однородные определения читаются эпитеты:

«По дороге зимней, скучной» .Это также одушевляет картину, так как «зимняя» - это не просто относящаяся к зиме, а холодная, застывшая, лишающая надежды.

Чувство пустоты, неуюта нарастает:

Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег…

Скучно, грустно..

Но в следующей строфе звучит мечта о камине, доме, ласке, любви:

Завтра, к милой возвратясь,

Я забуду у камина,

Загляжусь не наглядясь

Заканчивается стихотворение мерным позвякиванием колокольчика, утомляющим лирического героя своим однообразием.

Декабрь 1826 год, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов – были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском.

Автор стихотворения

Название

жанр

Тема

Идея

размер

Л.направление

Образы

Композиция

Тропы

Эпоха

А.С.Пушкин

Анчар

По жанровой направленности данное произведение является лирико-эпическим сюжетным стихотворением.

Баллада.

 

Тема неограниченной власти. Пушкин  сопоставляет природное «зло», ядовитое дерево , и зло человеческое в образе владыки, который отправляет раба к дереву, несущему смерть.

Главной темой данного произведения является изображение образа мирового зла, рассматриваемого как с философской, так и с социальной позиции. Образ всемирного зла, который воплощен в ядовитом дереве анчар, по мнению Пушкина, является наравне с вопросом жизни и смерти, одной из главных проблем человечества на протяжении всего его существования. Также в стихотворении «Анчар» затронуты такие важные для поэта темы, волнующие его на протяжение всей его деятельности как поэта и гражданина своей Родины, как свобода и тирания. Только в данном случае эти темы раскрыты в общефилософском смысле, характерном для позднего этапа его творчества.

Губительность неограниченной власти.

Четырехстопный ямб

Реализм с использованием иносказания

Образ зла как вечная проблема человеческого существования на земле.

Образ раба, страдающего человека, жертвы деспотической воли власти, вызывает сочувствие.Но именно послушание раба, его покорность, готовность , жертвуя жизнью, выполнить волю деспота – условие безнаказанности тирана. Раб в стихотворении – не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увядшими листами»

 

Композиционно стихотворение «Анчар» состоит из двух противопоставляемых структурных частей, основанных на принципах антитезы. В первых пяти строфах, представляющих собой зачин произведения и относящихся к первой части, автор дает нам описание легендарного дерева анчар, произрастающего в бесплодной пустыне и имеющего ядовитую смолу. Гениальный поэт создает образ дерева, воплощения абсолютного зла, который отличается яркостью и выразительностью: «к нему и птица не летит, и тигр не йдет», а все что к нему приближается, пропитывается смрадом смерти и разложения. Следующие три строфы, являющиеся основным развитием сюжета и относящиеся ко второй части, показывают нам образ неумолимого и жестокого владыки, который посылает раба «одним лишь властным взглядом» за ядовитой смолой, прекрасно зная, что тот обречен на мучительную смерть. Последняя строфа рассказывает для чего владыке нужен яд, чтобы пропитать им стрелы и принести смерть и разрушение соседним государствам.

  

Для образного раскрытия идейного содержания в произведении автором использованы яркие эпитеты (пустыня чахлая и скупая, песок горючий, черный вихрь), метафоры (природа напоила, вихрь набежит), антитеза (раб - владыка). Особенную торжественность и величавость произведению придает использование автором древнеславянских архаизмов (древо, хладное чело, вихорь, послушливый). Большое количество в первой части таких согласных букв как «п» и «ч» на звуковом уровне создает мрачное и гнетущее впечатление, которым автор и хотел подчеркнуть унылую и печальную атмосферу, царящую в «пустыне чахлой и скупой».

  Одной из ярких и бесценных жемчужин в творчестве гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина является стихотворение «Анчар», которое он создал в 1828 году. В 1832 году оно было опубликовано в литературном альманахе «Северные цветы». В период написания данного произведения поэт уже несколько лет живет в Москве после длительной четырехлетней кишиневской ссылки и находится под негласным наблюдением царской цензуры. Наученный горьким опытом Пушкин остерегается открыто выступать против царского самодержавия, и использует в данном произведении тонко завуалированную аллегорию, сделав центральным персонажем своей псевдо средневековой баллады с уклоном восточной притчи, ядовитое дерево упас-анчар, произрастающее на острове Ява, расположенном в далеком Индийском океане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок творчества в 5 классе: "От прозы к лирике"

Особенности поэзии, пробуем себя в роли поэтов...

Фрейм-технологии в организации учебной деятельности

Применение фрейм-технологии на уроках химии....

Урок – фрейм

Сложноподчиненное предложение в библейском окружении...

Тема Рождества в лирике и прозе 20-го века

Работа посвящена изучению и анализу лирических и прозаических произведений 20- го века, посвященных теме Рождества. Итогом работы стала книга "Праздник Рождества", в которой напечатаны стихотворения у...

«Тема Рождества в лирике и прозе ХХ века» (проект)

1.      Изучение библейского понятия Рождества, отражение его в литературном жанре святочного рассказа.2.      Чтение произведений русских поэтов и пи...

Анализ литературного произведения (лирика и проза)

Образец анализа литературного произведения...