Урок творчества в 5 классе: "От прозы к лирике"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Михалченкова Надежда Николаевна

Особенности поэзии, пробуем себя в роли поэтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сочиняем стихи72 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Урок творчества

в 5 классе по теме:

«От прозы к лирике»

Учитель: Михалченкова Н.Н.

МБОУ Дубровская СОШ

                                      Цели:

  1. Познакомить учащихся с особенностями лирических произведений.

  1. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, активизации мышления.

  1. Развивать интерес к лирике как роду литературы.

  1. Воспитывать чувство прекрасного через внимание к слову.

                                        Тип урока: урок творчества.

 Оборудование: раздаточный             материал

                        План урока:

  1. Оргмомент – 1 мин.
  2. Постановка целей и задач урока – 1 мин.
  3. Вступительное слово учителя – 5 мин.
  4. Чтение наизусть стихотворений – 5 мин.
  5. Актуализация знаний – 5 мин.
  6. Особенности лирики, творческие задания – 15 мин.
  7. Анализ работ учащихся – 5 мин.
  8. Подведение итогов работы, домашнее задание –        3 мин.

Эпиграф: «Но рифма не должна со смыслом жить в разладе…»

                                                           Н.Буало «Поэтическое искусство»

                          Ход урока.

1. Оргмомент.

          2.Постановка целей и задач урока.

Ребята, со следующего урока вы начинаете знакомство с лирикой, поэтому тема нашего сегодняшнего урока, как вы уже, наверное, прочитали, звучит так: «От прозы к лирике». Наверное, немного скучновато, но мы вместе попробуем наполнить эти слова особым смыслом.

        А для этого нам необходимо:

  • Познакомиться с особенностями лирических произведений;
  • Почувствовать себя немного поэтами и приобщиться к творчеству;
  • А всё это для того, чтобы вы заинтересовались поэзией, захотели бы в ней разобраться. И кто знает, может быть кто-то из вас станет в будущем знаменитым поэтом.
  • А поскольку мы будем творить, то нам понадобятся карандаш или ручка. Итак, начинаем.

  1.  Вступительное слово учителя.

Лирика – это особый чувственный мир. В ней нет особых событий, интересного сюжета, но она способна увлечь за собой силой чувства. Она может заставить нас грустить и смеяться, печалиться и радоваться, плакать и веселиться.

    ?        -А как вы думаете, ребята, как появилось это слово?

        - От какого слова оно образовано? ( выслушать мнения ребят).

        Слово «ЛИРА» уносит нас в далёкую Грецию, когда поэтические произведения исполнялись под сопровождение музыкального инструмента, который по-гречески звучит «лира». Вот как это происходило:( знакомство с мифом «Аполлон и музы»)

        Весной и летом на склонах лесистого Геликона           Аполлон – Бог – покровитель искусств – водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы – дочери Зевса и Мнемосины (богини памяти) – постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре.

        Величаво идёт Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венцом, за ним следуют музы. И среди них муза лирики – Эвтерпа.

        Когда Аполлон в сопровождении муз появляется на Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает всё. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.

         Такова была чудодейственная сила искусства.

4. Чтение наизусть.

- У каждого из вас есть, наверное, любимые стихотворения или отдельные строчки, которые то и дело всплывают в вашей памяти. Давайте послушаем их. (чтение наизусть стих-ий).

5. Актуализация знаний.

- Искусство слова продолжает пленять нас и сегодня. И не последняя роль в этом отводится поэзии. В мире литературы лирика заметно выделяется среди других родов литературы, т.е. имеет свои отличительные признаки. И сегодня мы попробуем разобраться в них.

         - Подумайте и скажите, как вы отличаете поэзию от прозы, т.е. стихотворение от рассказа? (можно пропеть, читается «складно»).

 

6 – 7.Особенности лирики. Творческие работы.

        Такое «складное» звучание достигается не просто, а по определённым законам стихосложения. У каждого стихотворения есть соя мелодия, сой ритм. Даже не называя слов, мы можем узнать стихотворение по ритму. Вот послушайте и определите, ритм какого стихотворения я вам хочу передать:

                        Та-та-та-та-та та та-та-та

                        Та-та-та та та-та-та та

                     («У лукоморья дуб зелёный»)

        Ритм – это сердце лирики. Вы возбуждены, радостны – сердце бьётся чаще, грустны, задумчивы – медленнее. Поэтому важно слышать ритм, музыку стихотворения. Итак, одна из особенностей лирики – это ритм. (запись в тетрадь).

        Давайте вместе с вами попробуем угадать ритм стихотворения (записано на доске):

                Прокатилась весна тротуаром,

                                        1

                        Расколола ………… льды.

                        Скоро, скоро зелёным пожаром

                                                2

                        Запылают …………… сады.

        1 – суровые, наскучившие, поднявшиеся

        2 – от тепла, на солнце, радостные

ТВ. Р.№ 1.  А теперь сделайте то же самое, но самостоятельно (работа с  карточками).

        А ещё у стихотворения есть рифма. Давайте вспомним, что это такое? (выслушать ребят). Очень хорошо рифму можно услышать, разгадывая загадки-складки:

                        Я антоним к слову зной,

                        Я в реке, в тени густой

                        И в бутылке лимонада,

                        А зовут меня - ………..(прохлада).

                        Не бываю без начала,

                        Близкий родственник причала,

                        Делу всякому венец,

                        Называюсь я ……….(конец).

        Рифма – это одинаковое звучание последних звуков в словах в конце строки. Давайте попробуем угадать рифму в следующем отрывке, но при этом важно помнить, что слова должны не только рифмоваться, но и подходить по смыслу, а также совпадать с ритмом стихотворения. (обращение к эпиграфу урока)

                                                                1

                        Шумит как прежде ………..,

                        Вчерашний вздох тая,

                        Моя родная сторона,

                                                2

                        Смоленщина ……..

                   

1- весела, зелена, скромна

2 - моя, родная, дорогая

ТВ. Р. № 2. «Угадай рифму».

Пр. итог: рифма – это созвучие на концах стихотворных строк. Это вторая особенность стихотворения. (запись в тетрадь)

        А вот теперь мы подошли к самому главному. Послушайте отрывок из рассказа И.А.Бунина «Весёлый двор» и попробуйте рассказать, что вы увидели.

        Весь май, весь июнь перепадали дожди. Хлеба и травы в нынешнем году чудесные. День был облачный, ветер дул мягкий, но сильный,- усыплял пчёл, мешал им, путал их, сонно жужжавших в её кустистой заросли, обдавал порою запахом гретого мёда.(рассказ детей о том, что они увидели)

        А теперь давайте прочитаем отрывок из стихотворения И.А.Бунина(записано на доске).

                        Шире, грудь распахнись для приятия

                        Чувств весенних – минутных гостей!

                        Ты раскрой мне, природа, объятия,

                           Чтоб я слился с красою твоей!

        - Что вы представляете?

        Стихотворение ничего не изображает, а выражает мысли и чувства автора. Их увидеть нельзя. Здесь надо уметь слушать слово. Услышишь слово – поймёшь душу автора. Лирика не изображает, а выражает чувства –это ещё одна отличительная особенность лирики. (запись в тетрадь).

        ? –Какие чувства выражает это стихотворение? Как вы это почувствовали? Что вам в этом помогло? (наличие восклиц. предложений, обращения и т. д.)

        Именно поэтому в стихотворении велика роль художественных средств, одним из которых является эпитет. Давайте вспомним, что это такое? Приведите примеры. Давайте посмотрим, какую роль играют эпитеты в отрывке из стихотворения «Листопад» И.А.Бунина:

                Лес, точно терем расписной,

                Лиловый, золотой, багряный,

                Весёлой, пёстрою стеной

                Стоит над светлою поляной.

? – Назовите мне эпитеты. Как значение их связано с настроением стихотворения? Назовите эпитеты, создающее это настроение (весёлой, пёстрою, светлою). Именно наличие эпитетов создаёт настроение, и они же помогают нарисовать картину. Поэтому правильный выбор эпитета – дело ответственное и трудоёмкое.

Давайте попробуем приобщиться к творчеству, почувствуем себя немного поэтами.

   Попробуем подобрать эпитеты, соответствующие содержанию стихотворного отрывка .

                                      1

                        О …………….  ветры,

                        Скорее, скорей!

                        Скорей нас сорвите

                                      2

                        С ………….   ветвей.

        1 – страшные, буйные, славные

        2 – корявых, докучных, весёлых

? – Все ли слова вам понятны? Что значит докучных?

        При выполнении следующего задания прислушайтесь к совету Н. Буало:

Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,

Придётся одолеть преграды на пути,

Намеченной тропы придерживаться строго:

Порой у разума всего одна дорога.

        Т. е. не забывайте о ритме и рифме стихотворений.

               

ТВ. Р. № 3. «Угадай эпитет».

                        

7.Анализ работ учащихся.

8.Подведение итогов урока.

     Давайте, ребята, вспомним, с какими особенностями лирики мы сегодня познакомились? Продолжите предложение: «Чтобы понять стихотворение, уловить его чувства – нужно …(уметь слышать каждое слово).

9. Д.з.  Сочинить стихотворение по заданной рифме.

                           …………        земля

                        …………        свободы

                        …………        поля

                        …………        природы         

        

              Раздаточный материал к уроку по теме: « От прозы к лирике».

        

                                I задание.

                            «Попади в ритм»

                                      1

Есть в светлости   …………..    вечеров

                          2

Умильная, ……………  прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

                                                3

Багряных листьев тёмный, …………..  шелест.

1 – ярких, осенних, задумчивых

2 – таинственная, нежная, прекрасная

3 – небрежный, лёгкий, божественный

 

                                    II задание

                           «Угадай рифму»

Ты, высокое, небо далёкое,

Беспредельный простор голубой!

                                   1

Ты, зелёное поле …………….!

                                                2

Только к вам я стремлюся …………...!

1 – придумайте рифму сами

2 – с тоской, душой, весной

                                III задание

                        «Угадай эпитет»

Прости же, лес! Прости, прощай,

                              1

День будет ……………, хороший.

                        2

И скоро …………… порошей

                                3

Засеребрится  ……………….   край.

1 – солнечный, сказочный, ласковый

2 – зимнею, мягкою, лёгкою

3 – милый, мёртвый, грустный

                                IV задание

                      «Рассыпанные строки»

Пролежал, я, до, ночь, утра, бы, всю,

_______________________________

Запрокинув, небосвод, в, лицо,

_______________________________

В, края, государстве, ромашек, у

_______________________________                 

Где, поёт, задыхаясь, ручей.

_____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок творчества 5 класс "Космос"

Занятие курса "Учимся учиться", посвященное Дню космонавтики...

Урок-исследование на тему "Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс).

Урок с применением групповой технологии. Исследование философской, пейзажной лирики Ф.И.Тютчева...

Открытый урок в 9 классе по теме: "Любовная лирика А.С.Пушкина

Этот материал поможет в формировании эстетического восприятия  лирики А.С.Пушкина  посредством различных видов искусства: литературы, музыки, живописи. Презентация к уроку разделена на две ч...

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....

Фрейм для прозы и лирики.

ЦитатыВозраст князя Игоря составляет 34 года на момент событий, описанных в "Слове". Игорь Святославич - это еще довольно молодой князь. Автор не раз упоминает об этом в тексте:".....