Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов
рабочая программа по литературе (5 класс)

Овчинникова Валентина Владимировна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов (по обновленным ФГОС) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_novaya_2022.docx477.21 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Сканы программ\img131.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОСООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языкаи литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №637-р).

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовногооблика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место вэмоциональном,интеллектуальномиэстетическомразвитииобучающихся,встановленииосновихмиропониманияи национального самосознания.

Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведенияявляются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство имногообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себепотенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, какнациональным,таки общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихсяхудожественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению такихнравственныхкатегорий,какдобро,справедливость,честь,патриотизм,гуманизм,дом,семья.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретациявозможнылишьприсоответствующейэмоционально-эстетическойреакциичитателя,котораязависитот возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного ичитательскогоопыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности скурсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка,истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления,художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и еговоплощениявтворческих работах различныхжанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (отфольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литературнародов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечисленыпри изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижениепланируемыхрезультатовобучения.

ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихсяпотребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературныхтекстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувствапричастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферыличности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной изарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач,которыепостепенно усложняютсяот5 к9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурныхценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурнойсамоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка наоснове изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежнойклассической литературы и лучшим образцам современной литературы;воспитании уважения котечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующейвоспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности кдиалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческихкультурныхтрадицийиценностей;формированиюгуманистическогомировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшегоразвития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средствепознания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированына воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых науроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опытаосвоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,посвящённыхлитературе, чтению, книжнойкультуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическимвкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать иинтерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний олитературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний,необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умениявоспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видовискусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачинаправлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественныеособенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение кпрочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания,реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы какмежду собой, так и с произведениями другихискусств;формироватьпредставления о спецификелитературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поисканеобходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками ихкритическойоценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языкана основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высокихобразцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменныхвысказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть,владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимаячужуюточку зренияи аргументированноотстаиваясвою.

МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРА»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и являетсяобязательнымдляизучения.Предмет«Литература»преемствененпоотношениюкпредмету«Литературноечтение».

В5классенаизучениепредметаотводится3часавнеделю,суммарноизучениелитературыв5классепопрограммеосновногообщегообразованиярассчитанона102часа.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

Мифология

МифынародовРоссииимира.

Фольклор

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менеетрёх).

ЛитературапервойполовиныXIXвека

И.А.Крылов.Басни(триповыбору).Например,«Волкнапсарне»,«ЛистыиКорни»,«СвиньяподДубом»,«Квартет»,

«ОсёлиСоловей»,«ВоронаиЛисица».

А.С.Пушкин.Стихотворения(неменеетрёх).«Зимнееутро»,

«Зимнийвечер»,«Няне»идр.«Сказкаомёртвойцаревнеиосемибогатырях».

М.Ю.Лермонтов.Стихотворение«Бородино».

Н.В.Гоголь.Повесть«НочьпередРождеством»изсборника

«ВечеранахутореблизДиканьки».

ЛитературавторойполовиныXIXвека

И.С.Тургенев.РассказМуму».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз,Красныйнос» (фрагмент).

Л.Н.Толстой.Рассказ«Кавказскийпленник».

ЛитератураXIX—ХХвеков

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека сРодиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И.Тютчева,А.А.Фета,И.А.Бунина,А.А.Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.ЮмористическиерассказыотечественныхписателейXIX— XXвеков

А.П.Чехов(дварассказаповыбору).Например,«Лошадинаяфамилия»,«Мальчики»,«Хирургия»идр.

М.М.Зощенко(дварассказаповыбору).Например,«Галоша»,«ЛёляиМинька»,«Ёлка»,

«Золотыеслова»,«Встреча»идр.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И.Куприна,М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.

А.П.Платонов.Рассказы(одинповыбору).Например,«Корова»,«Никита»идр.

В.П.Астафьев.Рассказ«Васюткиноозеро».

ЛитератураXX—XXIвеков

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки сВасильевскогоострова»; В. П.Катаев.«Сын полка» и др.

Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г.Алексина,В.П.Астафьева,В.К.Железникова,Ю.Я.Яковлева,Ю.И.Коваля,А.А.Гиваргизова,М.

С.Аромштам,Н.Ю.Абгарян.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей(одноповыбору).Например,К.Булычёв.«Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др.(главыпо выбору).

Литература народов Российской Федерации

Стихотворения(одноповыбору).Например,Р.Г.Гамзатов.«Песнясоловья»;М.Карим.«Этупеснюматьмнепела».

Зарубежнаялитература

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса вСтране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).

Зарубежнаяпрозаодетяхиподростках(двапроизведенияповыбору).Например,М.Твен.«ПриключенияТомаСойера»(главыповыбору);Дж.Лондон.«СказаниеоКише»;Р.Брэдбери.Рассказы.Например,«Каникулы»,«Звукбегущихног»,«Зелёноеутро»идр.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.

Зарубежнаяпрозаоживотных (одно-двапроизведенияповыбору).Э.Сетон-Томпсон.«Королевскаяаналостанка»;Дж.Даррелл.«Говорящийсвёрток»;Дж.Лондон.«Белыйклык»;Дж.Р.Киплинг.«Маугли»,«Рикки-Тикки-Тави»идр.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,метапредметныхипредметных результатовосвоенияучебногопредмета.

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общегообразования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии страдиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормамиповедения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формированиявнутреннейпозиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общегообразования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивныхценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализацииосновныхнаправленийвоспитательной деятельности,втом числевчасти:

Гражданскоговоспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,свободи законных интересовдругих людей;
  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературныхпроизведениях;
  • неприятиелюбыхформэкстремизма,дискриминации;
  • пониманиеролиразличныхсоциальныхинститутоввжизничеловека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальныхнормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональномобществе,втом числе сопорой на примеры излитературы;
  • представлениеоспособахпротиводействиякоррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию ивзаимопомощи,втом числе сопорой на примеры излитературы;
  • активноеучастиевшкольномсамоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,нуждающимсявней).

Патриотическоговоспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном имногоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изученияпроизведенийрусскойизарубежнойлитературы,атакжелитературнародовРФ;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым вхудожественныхпроизведениях;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природномунаследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращаявниманиена их воплощение влитературе.

Духовно-нравственноговоспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкойповеденияи поступковперсонажей литературных произведений;
  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки другихлюдейспозициинравственныхиправовыхнормсучётомосознанияпоследствийпоступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условияхиндивидуальногои общественного пространства.

Эстетическоговоспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и другихнародов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемыхлитературныхпроизведений;
  • осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации исамовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурныхтрадицийи народного творчества;
  • стремлениексамовыражениювразныхвидахискусства.

Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:

  • осознаниеценностижизнисопоройнасобственныйжизненныйичитательскийопыт;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,регулярнаяфизическаяактивность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правилбезопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьноголитературногообразования;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраиваядальнейшиецели;
  • умениеприниматьсебяидругих,неосуждая;
  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры излитературныхпроизведений;
  • уметьуправлятьсобственнымэмоциональнымсостоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же правадругогочеловека с оценкойпоступковлитературных героев.

Трудовоговоспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,планироватьисамостоятельновыполнятьтакогородадеятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе наоснове применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев настраницахлитературных произведений;
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональнойдеятельностии развитие необходимыхумений дляэтого;
  • готовностьадаптироватьсявпрофессиональнойсреде;
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучениипроизведенийрусского фольклора илитературы;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненныхплановс учетомличных иобщественных интересови потребностей.

Экологическоговоспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач вобласти окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий дляокружающейсреды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологическихпроблеми путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числесформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающимиэкологическиепроблемы;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,технологическойи социальной сред;
  • готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.

Ценностинаучногопознания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основныхзакономерностяхразвитиячеловека,природыиобщества,взаимосвязяхчеловекасприроднойисоциальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературныепроизведения;
  • овладениеязыковойичитательскойкультуройкаксредствомпознаниямира;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом спецификишкольноголитературного образования;
  • установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствоватьпутидостиженияиндивидуальногои коллективногоблагополучия.

Личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптациюобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойи природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующихведущейдеятельностивозраста,нормиправилобщественногоповедения,формсоциальной

жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональнойдеятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурнойсреды;

  • изучениеиоценкасоциальныхролейперсонажейлитературныхпроизведений;
  • потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниямдругих;
  • в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности черезпрактическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать всовместнойдеятельностиновыезнания,навыкиикомпетенцииизопытадругих;
  • в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в томчисле формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранеенеизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своёразвитие;
  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в областиконцепцииустойчивого развития;
  • анализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики;
  • оцениватьсвоидействиясучётомвлияниянаокружающуюсреду,достиженийцелейипреодолениявызовов, возможныхглобальных последствий;
  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и ихпоследствия,опираясьнажизненный и читательскийопыт;
  • восприниматьстрессовуюситуациюкаквызов,требующийконтрмер;
  • оцениватьситуациюстресса,корректироватьпринимаемыерешенияидействия;
  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находитьпозитивноевпроизошедшей ситуации;
  • бытьготовымдействоватьвотсутствиигарантийуспеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Кконцуобученияуобучающегосяформируютсяследующиеуниверсальныеучебныедействия.

Универсальныеучебныепознавательныедействия:

  1. Базовыелогическиедействия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебныхтекстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературногопроцесса);
  • устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературныеобъекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,определятькритерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемыхлитературныхфактах и наблюденияхнадтекстом;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебнойзадачи;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебнойзадачи;
  • выявлятьпричинно-следственныесвязиприизучениилитературныхявленийипроцессов;
  • делатьвыводысиспользованиемдедуктивныхииндуктивныхумозаключений,умозаключенийпо аналогии;
  • формулироватьгипотезыобихвзаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типамитекстов(сравниватьнескольковариантоврешения,выбиратьнаиболееподходящийсучётомсамостоятельновыделенных критериев).
  1. Базовыеисследовательскиедействия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниемситуации,объекта,и самостоятельноустанавливатьискомое иданное;
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературномобразовании;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,аргументироватьсвоюпозицию, мнение
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование поустановлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей изависимостейобъектовмежду собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования(эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённогонаблюдения,опыта, исследования;
  • владетьинструментамиоценкидостоверностиполученныхвыводовиобобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичныхили сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях иконтекстах,втом числевлитературных произведениях.
  1. Работасинформацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной идругой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи изаданныхкритериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другуюинформациюразличных видови формпредставления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,версию)вразличных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другойинформации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,инойграфикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложеннымучителемили сформулированным самостоятельно;
  • эффективнозапоминатьисистематизироватьэтуинформацию.

Универсальныеучебныекоммуникативныедействия:

  1. Общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями ицелямиобщения;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать ираспознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературныхпроизведениях,и смягчатьконфликты,вести переговоры;
  • выражатьсебя(своюточкузрения)вустныхиписьменныхтекстах;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректноформулироватьсвои возражения;
  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы ивысказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательностиобщения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличиеи сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческогоэксперимента,исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностейаудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованиемиллюстративныхматериалов.
  1. Совместнаядеятельность:
  • использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) ииндивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решениипоставленнойзадачи;
  • принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по еёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;
  • уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планироватьорганизацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности,определятьсвоюроль(сучётомпредпочтенийивозможностейвсехучастниковвзаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы(обсуждения,обмен мнений, «мозговые штурмы»и иные);
  • выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлению,икоординироватьсвои действиясдругими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированнымпонимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректноформулироватьсвои возражения;
  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы ивысказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательностиобщения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличиеи сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческогоэксперимента,исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностейаудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованиемиллюстративныхматериалов;
  • участникамивзаимодействияналитературныхзанятиях;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижениерезультатов,разделятьсферуответственностиипроявлятьготовностькпредоставлениюотчётапередгруппой.

Универсальныеучебныерегулятивныедействия:

  1. Самоорганизация:
  • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,изображённыевхудожественной литературе;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятиерешениявгруппе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбиратьспособ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,аргументироватьпредлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) икорректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемомлитературномобъекте;
  • делатьвыборибратьответственностьзарешение.
  1. Самоконтроль:
  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературномобразовании;даватьадекватнуюоценкуучебнойситуацииипредлагатьпланеёизменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебнойзадачи,адаптироватьрешениекменяющимсяобстоятельствам;
  • объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкуприобретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихсяситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результатацелии условиям.
  1. Эмоциональныйинтеллект:
  • развиватьспособностьразличатьиназыватьсобственныеэмоции,управлятьимииэмоциямидругих;
  • выявлятьианализироватьпричиныэмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируяпримерыизхудожественной литературы;
  • регулироватьспособвыражениясвоихэмоций;

  1. Принятиесебяидругих:
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениямилитературныхгероев;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, неосуждая;
  • проявлятьоткрытостьсебеидругим;
  • осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли ввоспитаниилюбвикРодинеидружбымеждународамиРоссийскойФедерации;
  2. понимать,чтолитература—этовидискусстваичтохудожественныйтекстотличаетсяоттекстанаучного,делового, публицистического;
  3. владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оцениватьпрочитанныепроизведения:
  • определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах ижанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительныехарактеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения,поэтическойи прозаической речи;
  • понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать ихв процессеанализаиинтерпретациипроизведений: художественная литератураиустноенародное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народнаясказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика;сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей;портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория;ритм,рифма;
  • сопоставлятьтемыисюжетыпроизведений,образыперсонажей;
  • сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведенияфольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётомвозраста,литературного развитияобучающихся);
  1. выразительночитать,втомчисленаизусть(неменее5поэтическихпроизведений,невыученныхранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития ииндивидуальныхособенностей обучающихся);
  2. пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ,отвечатьнавопросыпопрочитанномупроизведениюиспомощьюучителяформулироватьвопросыктексту;
  3. участвоватьвбеседеидиалогеопрочитанномпроизведении,подбиратьаргументыдляоценки

прочитанного(сучётомлитературногоразвитияобучающихся);

  1. создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (сучётомлитературного развитияобучающихся);
  2. владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведенийфольклораи литературы;
  3. осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества ихудожественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетическихвпечатлений,а также длясобственного развития;
  4. планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, втомчислезасчётпроизведений современнойлитературыдлядетей иподростков;
  5. участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учитьсяпубличнопредставлятьихрезультаты(сучётомлитературногоразвитияобучающихся);
  6. владетьначальнымиумениямииспользоватьсловариисправочники,втомчислевэлектроннойформе; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами,соблюдаяправила информационнойбезопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименованиеразделовитемпрограммы

Количествочасов

Датаизучения

Видыдеятельности

Виды, формыконтроля

Электронные(цифровые)образовательныересурсы

всего

контрольныеработы

практическиеработы

Раздел1.Мифология

1.1.

МифынародовРоссииимира

4

Анализироватьсюжет,жанровые,композиционныеихудожественныеособенности;

Определятьиформулироватьтемуиосновнуюмысльпрочитанныхмифов;

Сопоставлятьмифыразныхнародов,сравниватьихсэпическимипроизведениями;

Характеризоватьглавныхгероев,сравниватьихпоступки;Высказывать своё отношение к событиям и эпическимгероям;

Устный опрос;тестирование;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

1.2.

Внеклассноечтение

1

Чтениевслух,размышлениеопрочитанном,беседа,методдискуссии,обсужденияпрочитанного,пересказ

Устный опрос;викторина;презентации;

https://educont.ru/

Итогопоразделу

5

Раздел2.Фольклор

2.1.

Малыежанры:пословицы,поговорки,загадки

1

Выразительночитатьфольклорныепроизведениямалыхжанров,отвечатьнавопросы;

Отличать пословицы от поговорок;Сопоставлятьрусскиепословицыипоговоркиспословицами и поговорками других народов;Уметьсочинятьиразгадыватьзагадки;

Устный опрос;творческаяработа;

https://educont.ru/

2.2.

Развитиеречи

1

Высказыватьсвоёотношениекпрочитанному

2.3.

СказкинародовРоссииинародовмира

6

Выразительночитать,пересказывать(кратко,подробно,выборочно)сказки,отвечатьнавопросы;

Определятьвидысказок(волшебные,бытовые,оживотных);

Определятьиформулироватьтемуиосновнуюмысльпрочитаннойсказки;

Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки;Определятьособенностиязыкаикомпозициинародныхсказок разных народов (зачин, концовка, постоянныеэпитеты,устойчивыевыраженияидр.);

Устный опрос;письменныйконтроль;

тест;

https://www.google.com/url?q=https://skazki.rustih.ru/vneklassnoe

2.4.

Внеклассноечтение

1

Чтение избранного художественного произведения,размышление, коллективное воссоздание прослушанного,беседа

Итогопоразделу

9

Раздел3.ЛитературапервойполовиныXIXвека

3.1.

И.А.Крылов.Басни(триповыбору).«Волкнапсарне»,

«ЛистыиКорни»,«СвиньяподДубом»,«Квартет»,«ОсёлиСоловей»,«ВоронаиЛисица»

4

Выразительно читать басню, в том числе по ролям;Определятьиформулироватьтемуиосновнуюмысльпрочитаннойбасни;

Находитьзначениенезнакомогословавсловаре;Инсценироватьбасню;

Определятьхудожественныеособенностибасенногожанра;Иметь первоначальное представление об аллегории иморали;

Читатьбаснюнаизусть(повыборуобучающегося);

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

3.2.

Развитиеречи

1

Высказыватьсвоёотношениекпрочитанному

Устный опрос;игра-викторина;

3.3.

А.С.Пушкин.Стихотворения(неменеетрёх).«Зимнееутро»,

«Зимнийвечер»,«Няне»идр.«Сказкаомёртвойцаревнеиосемибогатырях»

10

;

Выразительно читать стихотворения;Отличатьпоэтическийтекстотпрозаического,аргументироватьсвойответ;

Определять тематическое единство подобранныхпроизведений;

Выявлятьсредствахудожественнойизобразительностивлирических произведениях (эпитет, метафору,олицетворение,сравнение);

Выполнятьписьменныеработыпопервоначальномуанализустихотворения;

Заучиватьстихотворениянаизусть;

Выразительночитатьсказку,отвечатьнавопросыпосодержанию;

Определятьидейно-тематическоесодержаниесказкиА.С.Пушкина;

Выявлятьсвоеобразиеавторскойсказкииеёотличиеотнародной;

Выделятьключевыеэпизодывтекстепроизведения;

Устный опрос;практическаяработа;самооценка ивзаимооценка;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

3.4.

М.Ю.Лермонтов.Стихотворение«Бородино»

3

Выразительночитатьстихотворение;

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, задаватьвопросы с целью понимания содержания стихотворения;Определятьегоисторическуюоснову,идейно-тематическоесодержание;

Определятьпозициюавтора;

Выявлять жанровые признаки и средства художественнойизобразительности в произведении (эпитет, олицетворение,сравнение,метафора);

Заучиватьстихотворениенаизусть;

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

3.5.

Н.В.Гоголь.Повесть«НочьпередРождеством»

3

Читатьвыразительнопрозаическийтекст,отвечатьнавопросы;

Учиться самостоятельно формулировать вопросы;Пересказывать(кратко,подробно,выборочно)текстповести;

Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения;Составлять устный отзыв о прочитанном произведении;Определять художественные средства, создающиефантастическийнастройповести,атакжекартинынароднойжизни;

Определятьблизостьповестикнароднымсказкамилегендам;

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

3.6.

Внеклассноечтение

1

Чтение избранного художественного произведения,размышление, коллективное воссоздание прослушанного,беседа

Устныйопрос;

Итогопоразделу

22

Раздел4.ЛитературавторойполовиныXIXвека

4.1.

И.С.Тургенев.Рассказ«Муму»

4

Выразительночитатьрассказ,отвечатьнавопросы,пересказывать(подробноисжато);

Выделятьнаиболееяркиеэпизодыпроизведения;Составлятьпростойпланрассказа;

Определять тему, идею произведения;Характеризовать главных героев рассказа;Составлять устный портрет Герасима;Определять роль пейзажных описаний;Писатьсочинениепосодержаниюрассказа;

Устный опрос;Письменныйконтроль

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

4.2.

Развитиеречи

1

Уметь сопоставлять главного героя с его окружением,даватьхарактеристикугерояпоегопоступкам,поведению,использоватьцитатыизтекставсвязномответе,составлятьпланхарактеристикигероя

Письменныйконтроль;сочинение;

4.3.

Н.А.Некрасов.Стихотворения(неменеедвух).«Крестьянскиедети».«Школьник».Поэма«Мороз,Красныйнос»(фрагмент)

3

Выразительночитатьпоэтическийтекст,втомчислепоролям;

Определять тематическое содержание стихотворения;Характеризовать главных героев, лирического героя(автора);

Определятьотношениеавторакдетям;

Выявлять средства художественной выразительности;Заучиватьстихотворениенаизусть;

Устный опрос;самостоятельнаяработа;самоконтроль;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

4.4.

Л.Н.Толстой.

Рассказ«Кавказскийпленник»

5

Выразительночитатьтекстрассказа,отвечатьнавопросы,пересказывать(подробноисжато);

Выявлятьосновнуюмысльрассказа,определятьегокомпозиционныеособенности;

Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения;Составлятьплансообщенияоглавныхгерояхпроизведения;Составлять сравнительную характеристику Жилина иКостылина;

Характеризоватьгорцев,ихобычаиинравы;

Давать собственную интерпретацию и оценку рассказа;Даватьразвёрнутыйответнавопрос,связанныйсознаниемипониманиемлитературногопроизведения;

Устный опрос;Письменныйконтроль;сравнительнаяхарактеристика;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

4.5.

Внеклассноечтение

1

Чтение избранного художественного произведения,размышление, коллективное воссоздание прослушанного,беседа

Устныйопрос;

Итогопоразделу

14

Раздел5.ЛитератураXIX—ХХвеков

5.1.

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о роднойприродеиосвязичеловекасРодиной(неменеепяти).Например,стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А.Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П.Кузнецова

4

Выразительно читать стихотворение, определять еготематическое содержание, средства художественнойвыразительности (эпитет, метафора, сравнение,олицетворение);

Выявлятьмузыкальностьпоэтическоготекста;

Выражатьличноечитательскоеотношениекпрочитанному;Заучиватьодноизстихотворенийнаизусть;

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

5.2.

Развитиеречи

1

Высказыватьсвоёотношениекпрочитанному

Устныйопрос;

5.3.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XXвеков.

А.П.Чехов(дварассказаповыбору).

Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия»идр.

2

Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы попрочитанному произведению, задавать вопросы с цельюпонимания содержания произведений, пересказывать близкоктексту;

Определятьрольназваниявлитературномпроизведении;Анализировать произведение с учётом его жанровыхособенностей, с использованием методов смысловогочтения и эстетического анализа, давать собственнуюинтерпретацию и оценку произведениям;Характеризоватьгероеврассказа;

Сопоставлятьпроизведенияавторовпозаданнымоснованиям;

Выявлять детали, создающие комический эффект;Инсценироватьодинизрассказовилиегофрагмент;

Устный опрос;тестирование;инсценировка;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

5.4.

М.М.Зощенко(дварассказаповыбору).Например,«Галоша»,

«ЛёляиМинька»,«Ёлка»,«Золотыеслова»,«Встреча»идр.

2

Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы попрочитанному произведению, задавать вопросы с цельюпонимания содержания произведений, пересказывать близкоктексту;

Определятьрольназваниявлитературномпроизведении;Анализировать произведение с учётом его жанровыхособенностей, с использованием методов смысловогочтения и эстетического анализа, давать собственнуюинтерпретацию и оценку произведениям;Характеризоватьгероеврассказа;

Сопоставлятьпроизведенияавторовпозаданнымоснованиям;

Выявлять детали, создающие комический эффект;Инсценировать один из рассказов или его фрагмент;Пользоватьсябиблиотечнымкаталогомдляпоискакниги;

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

5.5.

Произведенияотечественнойлитературыоприродеиживотных(неменеетрёх).

Например,произведенияА.И.Куприна,М.М.Пришвина,К.Г.Паустовского

5

Выразительночитатьпрозаическийтекст,отвечатьнавопросы, владеть разными видами пересказа;Составлятьплан;

Определять сюжет и тематическое своеобразиепроизведения;

Находитьихарактеризоватьобразрассказчика,егорольвповествовании;

Определять средства художественной выразительностипрозаическоготекста;

Писать отзыв на прочитанное произведение;Пользоватьсябиблиотечнымкаталогомдляпоискакниги;

Устный опрос;Созданиекомпьютернойпрезентации;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

5.6.

А.П.Платонов.Рассказы(одинповыбору).Например,«Корова»,«Никита»идр.

2

Выразительно читать прозаический текст, отвечать навопросыпопрочитанномупроизведению,задаватьвопросыс целью понимания содержания произведения, владетьразнымивидамипересказа;

Составлять план;Определятьтемурассказа;

Определять средства выразительности прозаическоготекста;

Даватьразвёрнутыйответнавопрос,связанныйсознаниемипониманиемлитературногопроизведения;

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

5.7.

Развитиеречи

1

Высказыватьсвоёотношениекпрочитанному

Устныйопрос;

5.8.

В.П.Астафьев.Рассказ«Васюткиноозеро»

4

Читать прозаический текст, отвечать на вопросы,пересказывать, участвовать в беседе о произведении;Находить детали, языковые средства художественнойвыразительности, определять их роль в произведении;Находить значение незнакомого слова в словаре;Определятьхарактерглавногогероя,еговзаимоотношениесприродой;

Выявлять роль пейзажа в рассказе;Высказыватьсвоёотношениекгероюрассказа;

Писатьсочинениепосамостоятельносоставленномуплану;

Устный опрос;кроссворд;тест;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

5.9.

Развитиеречи

1

Высказыватьсвоёотношениекпрочитанному

Письменныйконтроль;сочинение;

Итогопоразделу

22

Раздел6.ЛитератураXX—XXIвеков

6.1.

Произведенияотечественнойпрозынатему«Человекнавойне»(неменеедвух).

Например,Л.А.Кассиль.«Дорогиемоимальчишки»;Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»;В.П.Катаев.«Сынполка»идр.

3

Восприниматьивыразительночитатьлитературноепроизведение;

Отвечатьнавопросы(сиспользованиемцитирования)исамостоятельно формулировать вопросы к тексту;Участвоватьвколлективномдиалоге;

Анализироватьсюжет,темупроизведения,определятьегокомпозиционныеособенности;

Характеризовать и сопоставлять героев произведения,выявлять художественные средства их создания;Выявлятьсредствахудожественнойизобразительностивпроизведении;

Использовать различные виды пересказа произведения;Письменноотвечатьнавопрос;

Выражатьличноечитательскоеотношениекпрочитанному;Работать со словарями, определять значение незнакомыхслов;

Писатьотзывнаодноизпроизведений;

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

6.2.

Внеклассноечтение

1

Чтение избранного художественного произведения,размышление, коллективное воссоздание прослушанного,беседа,ответынавопросы,дискуссия

Устныйопрос;

6.3.

ПроизведенияотечественныхписателейXIX–XXIвековнатемудетства(неменеедвух).

Например,произведенияВ.Г.Короленко,В.П.Катаева,В.П.Крапивина,Ю.П.Казакова,А.Г.Алексина,

В.П.Астафьева,В.К.Железникова,Ю.Я.Яковлева,Ю.И.Коваля,А.А.Гиваргизова,М.С.Аромштам,

Н.Ю.Абгарян,А.В.ЖвалевскогоиЕ.Б.Пастернакидр.

3

Восприниматьивыразительночитатьлитературноепроизведение;

Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельновопросы к тексту, пересказывать прозаическиепроизведения;

Определятьтему,идеюпроизведения;

Характеризоватьглавныхгероев,составлятьихсловесныйпортрет;

Сопоставлятьгероевиихпоступкисдругимиперсонажамипрочитанного произведения и персонажами другихпроизведений;

Выявлятьавторскуюпозицию;

Высказыватьсвоёотношениексобытиям,изображённымвпроизведении;

Писать отзыв на прочитанную книгу;Выстраиватьспомощьюучителятраекториюсамостоятельногочтения;

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

6.4.

Развитиеречи

1

Высказыватьсвоёотношениекпрочитанному

Письменныйконтроль;сочинение;

6.5.

Произведения приключенческого жанра отечественныхписателей(одноповыбору).

Например, К. Булычёв «Девочка, с которойничегонеслучится»,«Миллионприключений»(главыповыбору)идр.

2

Восприниматьивыразительночитатьпрозаическийтекст,отвечать на вопросы, пересказывать текст, используяавторские средства художественной выразительности;Определятьтему,идеюпроизведения;

Характеризоватьглавныхгероев,основныесобытия;Писать отзыв на прочитанное произведение,аргументироватьсвоёмнение;

Выстраиватьспомощьюучителятраекториюсамостоятельногочтения;

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

6.6.

Внеклассноечтение

1

Чтение избранного художественного произведения,размышление, коллективное воссоздание прослушанного,беседа

Устный опрос;презентации;

Итогопоразделу

11

Раздел7.ЛитературанародовРоссийскойФедерации

7.1.

Стихотворения(одноповыбору).Например,Р.Г.Гамзатов.

«Песнясоловья»;М.Карим.«Этупеснюматьмнепела»

1

Выразительночитатьианализироватьпоэтическийтекст;Характеризоватьлирическогогероя;

Определять общность темы и её художественноевоплощениевстихотворенияхрусскойпоэзииивпроизведенияхпоэтовнародовРоссии;

Выявлятьхудожественныесредствавыразительности;

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

7.2.

Развитиеречи

1

Высказыватьсвоёотношениекпрочитанному

Устныйопрос;

Итогопоразделу

2

Раздел8.Зарубежнаялитература

8.1.

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору).Например,«Снежнаякоролева»,«Соловей»

3

Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать;Определятьсюжет,композиционныеихудожественныеособенностипроизведения;

Формулировать вопросы к отдельным фрагментам сказки;Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки;Высказыватьсвоёотношениексобытиямигероямсказки;ОпределятьсвязьсказкиХ.К.Андерсенасфольклорнымипроизведениями;

Пользоватьсябиблиотечнымкаталогомдляпоискакниги;

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

8.2.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору).Например,Л.Кэрролл.«АлисавСтранеЧудес»(главы);Дж.Р.Р.Толкин.«Хоббит,илиТудаиобратно»(главы)идр.

2

Выразительно читать произведение, задавать вопросы котдельнымфрагментам,формулироватьтемуиосновнуюидеюпрочитанныхглав;

Рассуждать о героях и проблематике произведения,обосновывать свои суждения с опорой на текст;Выявлятьсвоеобразиеавторскойсказочнойпрозыиеёотличиеотнароднойсказки;

Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения;Писать отзыв на прочитанное произведение;Пользоватьсябиблиотечнымкаталогомдляпоискакниги;

Устный опрос;викторина;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

8.3.

Зарубежнаяпрозаодетях

иподростках(двапроизведенияповыбору).Например,М.Твен.«ПриключенияТомаСойера»(главы);Дж.Лондон.

«СказаниеоКише»;

Р.Брэдбери.Рассказы.

Например,«Каникулы»,«Звукбегущихног»,«Зелёноеутро»идр.

4

Восприниматьивыразительночитатьлитературноепроизведение;

Отвечать на вопросы, самостоятельно формулироватьвопросы, пересказывать содержание отдельных глав;Определятьтему,идеюпроизведения;

Характеризоватьглавныхгероев,составлятьихсловесныепортреты;

Сопоставлятьгероевиихпоступкисдругимиперсонажамипрочитанногопроизведения;

Писатьотзывнапрочитаннуюкнигу;

Устный опрос;тестирование;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

8.4.

Зарубежнаяприключенческаяпроза(двапроизведенияповыбору).Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела»(главыповыбору)идр.

2

;

Читать литературное произведение, отвечать на вопросы;Самостоятельноформулироватьвопросыкпроизведениювпроцессеегоанализа;

Сопоставлять произведения по жанровым особенностям;Выстраивать с помощью учителя траекториюсамостоятельногочтения;

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

8.5.

Зарубежнаяпрозаоживотных(одно-двапроизведенияповыбору).Например,Э.Сетон-Томпсон.«Королевскаяаналостанка»;Дж.

Даррелл.«Говорящийсвёрток»;Дж.Лондон.«БелыйКлык»;Дж.Р.Киплинг.«Маугли»,«Рикки-Тикки-Тави»

2

Восприниматьивыразительночитатьлитературноепроизведение;

Отвечать на вопросы, самостоятельно формулироватьвопросы,пересказыватьсодержаниепроизведенияилиотдельныхглав;

Сопоставлять произведения по жанровым особенностям;Выстраивать с помощью учителя траекториюсамостоятельногочтения;

Устныйопрос;

https://educont.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-

collection.edu.ru/catalog/teacher

8.6.

Внеклассноечтение

1

Чтение избранного художественного произведения,размышление, коллективное воссоздание прослушанного,беседа

Устныйопрос;

Итогопоразделу

14

Раздел9.Итоговыйконтроль

9.1.

Итоговыеконтрольныеработы

1

Знать содержание изученных произведений, их авторов,определения теоретико-литературных понятий; уметьопределять в тексте изобразительно-выразительныесредства, отличать речь прозаическую и стихотворную,использовать первоначальные представления остихосложении(ритм,рифма,строфа)привыбореответа.

Контрольнаяработа;

Итогопоразделу

1

Резервноевремя

2

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

102

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Темаурока

Количествочасов

Датаизучения

Виды, формыконтроля

всего

контрольныеработы

практическиеработы

1.

Книга в жизни человека.Урокразвитияречи

1

0

0

Устныйопрос;

2.

Мифы народов России имира. Легенды и мифыДревней Греции. Понятиеомифе

1

0

0

Устныйопрос;

3.

ПодвигиГеракла:

«Скотный двор царяАвгия»

1

0

0

Устныйопрос;

тестирование

4.

«Яблоки Гесперид» идругиеподвигиГеракла

1

0

0

Устный опрос;викторина;

5.

Мифы народов России имира. Переложение мифовразнымиавторами.

Геродот. «Легенда обАрионе». Уроквнеклассногочтения

1

0

0

Устныйопрос;

6.

Фольклор. Малые жанры:пословицы, поговорки,загадки. Устное народноетворчество.Коллективноеи индивидуальное вфольклоре. Исполнителифольклорныхпроизведений

1

0

0

Устный опрос;тестирование;

7.

Русские народные сказки.Нравственное иэстетическое содержаниесказок. Сказка как виднародной прозы. Сказки оживотных, волшебные,бытовые

1

0

0

Устныйопрос;

8.

«Царевна-лягушка» какволшебнаясказка.

Животные-помощники.Чудесныепротивники

1

0

0

Устныйопрос;

9.

«Царевна-лягушка».Василиса Премудрая иИван-царевич. Поэтикаволшебнойсказки

1

0

0

Устныйопрос;

10.

«Иван – крестьянский сыни чудо-юдо». Волшебнаябогатырская сказкагероическогосодержания..

1

0

0

Устныйопрос;

11.

Особенности сюжетасказки. Герои сказки воценке народа. Поэтикасказки.

1

0

0

Устныйопрос;

12.

Сказкиоживотных.

«Журавль и цапля».Бытовыесказки.

«Солдатскаяшинель»

1

0

0

Устныйопрос;

13.

Сказки народов России инародов мира. Светлый итёмныймирысказки.

Внеклассноечтение

1

0

0

Устный опрос;игра-викторина;

14.

Роды и жанры литературыиихосновныепризнаки.

1

0

0

Устный опрос;Опорныйконспект;

15.

Жанр басни в мировойлитературе. Эзоп,Лафонтен. Уроквнеклассногочтения

1

0

0

Устныйопрос;

16.

Русские баснописцы XVIIIвекаА.П. Сумароков

«Кокушка». И. И.Дмитриев «Муха». Уроквнеклассногочтения

1

0

0

Устныйопрос;

17.

И.А.Крылов. Слово обаснописце. Басня «Волкнапсарне»

1

0

0

Устный опрос;созданиепрезентаций;

18.

И.А.Крылов.Басни

«ВоронаиЛисица»,

«Свинья под дубом»,"Листыикорни"

1

0

0

Устныйопрос;

19.

Басенный мир ИванаАндреевичаКрылова.Урок развитияречи

1

0

0

Устный опрос;игра-викторина;

20.

А. С. Пушкин.Стихотворения «Зимнееутро»,«Зимнийвечер»

1

0

0

Устныйопрос;

21.

А. С. Пушкин.Стихотворения.«Няне»,

«У лукоморья дубзелёный…»

1

0

0

Устныйопрос;

22.

А. С. Пушкин. «Сказка омёртвой царевне и о семибогатырях». Сюжетсказки. Главные ивторостепенныегерои.

1

0

0

Устныйопрос;

23.

А. С. Пушкин. «Сказка омёртвой царевне и о семибогатырях».Победадобранадзлом.

Стихотворная ипрозаическая речь. Рифма,ритм,способырифмовки

2

0

0

Устный опрос;конспект;

24.

Антоний Погорельский.Страницыбиографии.

Сказка «Черная курица,илиПодземныежители»

4

0

0

Устный опрос;созданиепрезентации;

25.

Фантастическое идостоверно-реальное всказке. Причудливыйсюжет

1

0

0

Устныйопрос;

26.

М. Ю. Лермонтов. Словоо поэте. «Бородино»:история создания, тема,идея, композициястихотворения, образрассказчика

2

0

0

Устный опрос;Созданиепрезентации;

27.

Образ простого солдата –защитника Родины встихотворении

1

0

0

Устныйопрос;

28.

Н. В. Гоголь: страницыбиографии.«Ночь передРождеством»:фантастические события вповести.

2

0

0

Устный опрос;конспект;презентация;

29.

Н.В.Гоголь.Повесть

«Ночь передРождеством». Сочетаниекомического илирического

1

0

0

Устныйопрос;

30.

Н.В.Гоголь.

«Заколдованное место».Реальность и фантастика.Уроквнеклассногочтения

1

0

0

Устный опрос;кроссворд;

31.

Лирика Н. А. Некрасова:детские образы."Школьник

1

0

0

Устныйопрос;

32.

Анализ произведений Н.А. Некрасова:"Крестьянскиедети"

1

0

0

Устныйопрос;

33.

Анализ произведений Н.А. Некрасова: "Мороз,Красныйнос"

1

0

0

Устныйопрос;

34.

И.С.Тургенев. Слово описателе. Историясозданиярассказа

«Муму». Быт и нравыкрепостной России врассказе.

1

0

0

Устный опрос;конспект;

35.

И.С. Тургенев «Муму»:сюжетикомпозиция

1

0

0

Устныйопрос;

36.

И. С. Тургенев. «Муму»:система образов. Портретипейзаж

1

0

0

Устныйопрос;

37.

И. С. Тургенев. «Муму»:символический образнемого

1

0

0

Устный опрос;самостоятельнаяработа;

38.

Подготовка к сочинениюпорассказуИ.С.Тургенева

«Муму". Урок развитияречи

1

0

0

Письменныйконтроль;сочинение;

39.

Л.Н.Толстой.Рассказ

«Кавказский пленник»:историческая основа,рассказ-быль;тема,идея

1

0

0

Устный опрос;конспект;

40.

Л.Н.Толстой.Рассказ

«Кавказский пленник»Жилин и татары. Жилин иДина. Мысль писателя одружбе разных народовкак о естественном законечеловеческойжизни.

Картины природы врассказе

1

0

0

Устныйопрос;

41.

Л.Н.Толстой.Рассказ

«Кавказский пленник».Жилин и Костылин;сюжет и композициярассказа

1

0

0

Устный опрос;сравнительнаятаблица;

42.

Краткость ивыразительность языкарассказа. Рассказ, сюжет,композиция, идеяпроизведения

1

0

0

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;самостоятельнаяработа;

43.

Как работать надсочинением «Жилин иКостылин: разныесудьбы»

1

0

0

Письменныйконтроль;сочинение;

44.

Литература второйполовины19в.

Внеклассноечтение

1

0

0

Письменныйконтроль;отзыв;

45.

Ф. И. Тютчев. «Как веселгрохотлетнихбурь…»,

«Есть в осенипервоначальной…»

«Весенняягроза»,

«Чародейкою-зимою...»

1

0

0

Устныйопрос;

46.

А. А. Фет. «Чуднаякартина…», «Весеннийдождь», «Вечер», «Ещёвесныдушистойнега…»

1

0

0

Устныйопрос;

47.

А. А. Блок. «Погружался яв море клевера…», «Белойночьюмесяцкрасный…»,

«Летнийвечер»

1

0

0

Устныйопрос;

48.

С.А.Есенин.«Берёза»,

«Пороша», «Там, гдекапустныегрядки...»,

«Поётзима-аукает...»,

«Сыплет черёмухаснегом...», «Крайлюбимый! Сердцуснятся...».

1

0

0

Устныйопрос;

49.

Н.М.Рубцов.«Тихаямояродина», «Роднаядеревня». Урок развитияречи

1

0

0

Устныйопрос;

50.

ЮмористическиерассказыА.П.Чехова.

«Хирургия».«Лошадинаяфамилия»

1

0

0

Устный опрос;викторина;

51.

Юмористическиерассказы А. П. Чехова:способы созданиякомического

1

0

0

Устный опрос;инсценировка;

52.

Смешное в рассказахМ.Зощенко«Галоша»,

«Встреча»

1

0

0

Устныйопрос;

53.

М.М.Зощенко.Рассказ

«Ёлка".

1

0

0

Устныйопрос;

54.

К.Г.Паустовский.

«Тёплый хлеб»: герои иихпоступки

2

0

0

Устныйопрос;

55.

К.Г.Паустовский.Рассказ

«Заячьилапы»

1

0

0

Устныйопрос;

56.

А. И. Куприн. «Белыйпудель». Сюжет иконфликтрассказа.

Характерыперсонажей.

1

0

0

Устныйопрос;

57.

«Белый пудель». Пейзаж врассказе.Смыслназвания.

1

0

0

Устный опрос;иллюстрация;

58.

А.П.Платонов. Слово описателе. Маленькиймечтатель АндреяПлатоноваврассказе

«Никита»

2

0

0

Устныйопрос;

59.

А.П.Платонов. Мир ифантастика. Душевныймиргерояврассказе

«Никита». Язык рассказаА.П.Платонова. Урокразвитияречи

1

0

0

Устныйопрос;

60.

В. П. Астафьев. Жизнь итворчество.«Васюткиноозеро»:автобиографичностьрассказа

2

0

0

Устный опрос;конспект;

61.

В.П.Астафьев.

«Васюткино

озеро»: Человек и природаврассказе

1

0

0

Устныйопрос;

62.

В.П.Астафьев.

«Васюткино озеро»: юныйгерой в экстремальнойситуации

1

0

0

Устный опрос;тест;

63.

Сочинение « Тайга, нашакормилица, хлипких нелюбит». Становлениехарактера Васютки (порассказуВ.П.Астафьева

«Васюткино озеро»)».Урокразвитияречи

1

0

0

Письменныйконтроль;сочинение;

64.

Урок памяти (по рассказуЮ. Яковлева “Девочки сВасильевскогоострова”)

2

0

0

Устныйопрос;

65.

Поэтическая летописьВеликой Отечественнойвойны.А.Т.Твардовский.

«Рассказтанкиста»

1

0

0

Устныйопрос;

66.

Поэма-баллада К. М.Симонова«Сынартиллериста».

Внеклассноечтение

1

0

0

Устныйопрос;

67.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привезмальчишкуналафете…».

1

0

0

Устныйопрос;

68.

Повесть В.Г. Короленко"Вдурномобществе".

Сюжет и композицияповести

1

0

0

Устный опрос;конспект;

69.

Путь Васи к правде идобру

1

0

0

Устныйопрос;

70.

Глава «Кукла» -кульминация повести.Простота ивыразительность языкаповести. Урок развитияречи

1

0

0

Устныйопрос;

71.

П. П. Бажов. «Меднойгоры Хозяйка». Сказ какжанрлитературы.

1

0

0

Устный опрос;конспект;

72.

Реальность и фантастика всказе. Честность,добросовестность,трудолюбие и талантглавногогероя

1

0

0

Тестирование;

73.

Внеклассное чтение:чтение произведений КираБулычёва, презентацияглав и отрывков изпроизведений

1

0

0

Устный опрос;презентации;

74.

Литература народовРоссийской Федерации. Р.Гамзатов«Песнясоловья»

1

0

0

Устныйопрос;

75.

Выразительное чтениенаизусть. Урок развитияречи

1

0

0

Устныйопрос;

76.

Х. К. Андерсен. «Снежнаякоролева»: сказка о победелюбвии добра

1

0

0

Устныйопрос;

77.

Х. К. Андерсен. «Снежнаякоролева»: красотавнутренняя и внешняя(образы Герды и Снежнойкоролевы).

2

0

0

Устный опрос;кроссворд;

78.

Л. Кэррол. «Алиса встране чудес». Стиль иязык; художественныеприёмы (неологизмы,перевертыши, каламбур,оксюморон, пародия,эпитетыисравнения)

2

0

0

Устный опрос;викторина;

79.

Научно-фантастическийрассказ Р. Брэдбери «Вселетоводиндень».

2

0

0

Устныйопрос;

80.

Джек Лондон. Трудная, ноинтересная жизнь (слово описателе). «Сказание оКише»

2

0

0

Устный опрос;тестирование;

81.

Р. Л. Стивенсон. «Островсокровищ»(главы повыбору)

1

0

0

Устныйопрос;

82.

Р. Л. Стивенсон. «Чернаястрела»(главыповыбору)

1

0

0

Устныйопрос;

83.

Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевскаяаналостанка».

2

0

0

Устный опрос;иллюстрация;

84.

Внеклассноечтение

1

0

0

Устныйопрос;

85.

Итоговая контрольнаяработа.Анализработы

2

1

0

Контрольнаяработа;

86.

Резервныйурок

1

1

0

Устныйопрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

102

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА

Литература(в2частях),5класс/КоровинаВ.Я.,ЖуравлевВ.П.,КоровинВ.И.,АО«Издательство

«Просвещение»;

Литература (в 2 частях), 5 класс /Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. и другие; под редакциейЧертоваВ.Ф., АО«Издательство«Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ

О. А. ЕРЁМИНА. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя Литературные викторины. Л.Л. Бельская

Беляева Н. В.

Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки : учеб.пособие для общеобразоват. организаций

/ Н. В. Беляева. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 252 с. - https://catalog.prosv.ru/attachment/696b2a23-d2d3-11e0-acba-001018890642.pdf

В. Я. Коровина, И. С. Збарский .Литература. 5 класс. Методические советы. Под редакцией В. И. Коровина https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/21/v-ya-korovina-i-s-zbarskiy-literatura-5- klass-metodicheskie

Методические пособия УМК А. Н. Архангельского, Т. Ю. Смирновой. Литература (5-9) Источник: https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmet-literatura_umk-liniya-umk- arhangelskogo-literatura-5-9_type-metodicheskoe-posobie/https://rosuchebnik.ru/material/literatura-5-klass- metodicheskoe-posobie0611/

Беляева Н. В.Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 252 с. -
https://catalog.prosv.ru/attachment/696b2a23-d2d3-11e0-acba-001018890642.pdf

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.edu.ru/modules.php? / Каталог образовательных ресурсов по литературе 

http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы 

http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература».

Сайт для учителей «Я иду на урок литературы» http://olympiads.mccme.ru/turlom/ 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher 

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/

http://www.1september.ru/ru/ http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер

Мультимедийный проектор

Портреты, дидактический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа по литературе для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)

Данная рабочая программа курса «Литература» составлена для изучения курса в течение 60 часов (из расчёта 2 часа в неделю). Программа состоит из ряда разделов, поэтому изучение любой...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа по литературе для обучающегося 6 класса

Рабочая программа разработана для обучающегося с ОВЗ...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса

Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса составлена на основе Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 5 – 9 классов (авторы: В.Я. ...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 7 классов.

Рабочая программа  с планируемыми предметными  результатами освоения учебного предмета «Литература»....

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5-9 классов

АННОТАЦИЯк рабочей программе учебного предмета ЛИТЕРАТУРА в 5-9 классах Рабочая программа по литературе предназначена для обучающихся 5-9 классов. Составлена в соответствии с основными положениям...