Урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Часовня».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Разработка урока для обучающихся 6 класса по произведению И.Бунина "Часовня" предназначена для проведения в качестве урока внеклассного чтения после изучения авторов 20 века. Урок построен на основе проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_po_rasskazu_i.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Часовня».

Тема: «Стоит часовня памятью небес».

Ход урока.

  1. Организационный момент. – 3 минуты

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей новой встрече, нашему новому уроку.

А для того, чтобы этот урок был сегодня более плодотворным,  нам необходимо разделиться на группы, но не просто сесть за разные парты, а сделать это, используя имеющиеся у вас знания. Итак,  у каждого из вас есть в руках карточки. Среди них – карточки другого цвета – это «главные» карточки. Ребята, у  которых они в руках, поднимают их повыше, задача остальных – найти свою тематическую группу. На это я вам даю 2 минуты. Пожалуйста.

(Ребята находят свои группы и рассаживаются за парты)

                                         - Всем комфортно?

  1. Создание проблемной ситуации. – 3 минуты

Учитель: Ребята,  я сейчас прочту вам одно-единственное предложение из небольшого художественного произведения – рассказа-миниатюры, а вы, прослушав его, попробуйте догадаться, о чём может быть это произведение, как оно может называться?

Учитель: В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи.

Итак,  какие есть предположения?

Ученики высказывают свои предположения.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель: Замечательно, ребята. А сейчас переверните лежащие  перед вами листы с текстом,  предложение из которого я вам зачитала, и прочитайте название рассказа и автора текста. Вас ничего не смущает?

Ученики: Название рассказа.

Учитель: Оно вам кажется немного странным? Возможно. Но прежде чем мы порассуждаем над этим, давайте попробуем определить предмет нашей с вами совместной деятельности. Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

Ученики: Знакомиться с новым текстом, анализировать его.

Учитель: Скажу вам больше, мы будем его исследовать.

Итак, тема нашего урока звучит так «Стоит часовня памятью небес». Мы к ней ещё обязательно вернёмся. А пока я хотела бы обратить ваше внимание на автора. Вам знакомо имя этого писателя? Замечательно. Я думаю, что сегодняшнее знакомство с ним пробудит в вас интерес к его творчеству.

  1. Осмысление. Чтение и анализ текста. 25 минут

Учитель: Ну,  что ж, приступаем к исследованию текста? Ребята, наши исследования мы будем фиксировать в рабочей тетради, лежащей перед вами. Работаем в группах, не забывайте правило – слушаем всех, приходим к общему мнению. (Знакомство с тетрадями)

Слушаем аудиозапись текста. Ребята следят по тексту.

________________________________________________________________

Учитель: Ребята, какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

Ученики: Грустное, печальное.

Учитель: Почему?

Учитель: Подчеркните, пожалуйста, ключевые слова в этом рассказе. По какому принципу можно их разделить?

Ученики: По принципу противопоставления.

Учитель: Давайте подтвердим это утверждение  примерами из текста.

3.1. Работа в группах (тетради):- 5 минут

1 группа – противопоставления- существительные

2 группа – противопоставления – прилагательные

3 группа – противопоставления – глаголы

4 группа – противопоставления – наречия

5 группа – противопоставления со значением времени и пространства.

Вывод: основной художественный приём рассказа – антитеза.

------------------------------------------------------------------------------------------------

3.2.

Учитель: Поскольку мы с вами определили основной художественный принцип построения текста, давайте посмотрим на композицию рассказа в целом.

-Ребята. Кто напомнит нам элементы композиции текста –повествования?

Работа в группах (в тетради): - 5 минут

- Что представляет собой начало текста (экспозиция)? – Пейзажная зарисовка, картина старой часовни.

- Завязка рассказа? – Дети из усадьбы сидят перед часовней и заглядывают в окно.

- Кульминация рассказа? – Рассказ про дядю.

- Развязка текста? – Пейзажная зарисовка.

Вывод: композиция рассказа закольцована – круг – символ вечности- смены веков.

_______________________________________________________________

3.3.

Учитель: Для того, чтобы понять замысел писателя, давайте попробуем выстроить свой ассоциативный ряд из тех слов, которые вы подчеркнули в тексте.

Работа в группах (тетрадь): - 5 минут

1 группа – солнце,  жара, играть, бегать

2 группа – темно, холодно, железные ящики

3 группа – одинокая, заросшая, старая

4 группа – травы, мухи, шмели, бабочки

5 группа – окно, дует, ночь

Какая доминирующая антитеза здесь напрашивается? Жизнь - смерть

Мы здесь – они там   Прошлое – настоящее

Вывод: Настоящее – это связь между прошлым и будущим.

______________________________________________________________

3.4.

Учитель: А теперь давайте поговорим о героях рассказа. Кто это? Как меняется повествование, когда появляются дети?

- Детский взгляд на мир.

- Зачем это автору?

- Он вспоминает своё детство, хотя этот рассказ был написан им в 74 года.

Вывод: дети – это связь времён и поколений.

Учитель: Давайте вернёмся здесь к названию темы и рассказа. Почему же «Часовня»?

Символом чего здесь она является?

- Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых, мир прошлого и настоящего. Это место покаяния человека, памяти. И всё же это путь в будущее. От часовни, от храма

- А как вы понимаете слова «памятью небес»?

___________________________________________________________

3.5.

- Ребята, возьмите карандаши жёлтый и тёмный и раскрасьте этот текст.

Что у вас получилось?

- А теперь давайте попробуем переложить этот рассказ на музыку. Какую музыку вы слышите?

(Минорная музыка, мажорная музыка).

  • На какой ноте заканчивается рассказ? На мажорной.
  • Действительно, автор действительно говорит нам о том,  что в этой жизни всё бренно, и этот холод об этом нас предупреждает. НО всё же жизнь побеждает, и нам нужно жить и радоваться солнечному свету, пению птиц, цветению зелени. Именно поэтому я предлагаю закончить наш урок на мажорной ноте. Я предлагаю вам сложить оду жизни.

        Работа в группах. – 5 минут

      Чтение творческих работ.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ну что ж ребята на этом наше увлекательное исследование закончено. Как вы думаете, оно нам удалось?

- Достигли мы своей цели?

- Ребята, вы сделали на сегодняшнем уроке какие-то открытия?

- А что для вас сегодня было самым неожиданным?

- Оцените работу вашей группы.

- Поставьте оценку педагогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...