Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс)

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). , устава МБОУ «Северомуйская СОШ», учебного плана МБОУ «Северомуйская СОШ» на 2023 – 2024 учебный год,

НПД  НОО:

Федеральный закон от 29.12. 2012 г. №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный  государственный  образовательный  стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286». 

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования".

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г.  № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 "Гигиенические нормативы и  требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г.  № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установление предельного срока использования исключенных учебников".

НПД  ООО:

Федеральный закон от 29.12. 2012 г. №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. № 568 «О внесении изменений в федеральный  государственный  образовательный  стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287». 

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного  общего образования".

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г.  № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 "Гигиенические нормативы и  требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г.  № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установление предельного срока использования исключенных учебников" устава МБОУ «Северомуйская СОШ», учебного плана МБОУ «Северомуйская СОШ» на 2023 – 2024 учебный год,

НПД  СОО:

Федеральный закон от 29.12. 2012 г. №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». 

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный  государственный  образовательный  стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413». 

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего  общего образования".

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г.  № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 "Гигиенические нормативы и  требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г.  № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установление предельного срока использования исключенных учебников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8_klass.docx58.59 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муйское районное управление образования

МБОУ "Северомуйская СОШ"

РАССМОТРЕНО

на заседании пед.совета 

приказ №1 от «30» августа   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директор 

Кузьмина Т.А.

 от «30» августа   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ "ССОШ"

Попондопуло Г.В.

от «31» августа   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 3761564)

учебного предмета «Литература»

для обучающихся 8 класса

п.Северомуйск 2023-2024 уч.год

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). , устава МБОУ «Северомуйская СОШ», учебного плана МБОУ «Северомуйская СОШ» на 2023 – 2024 учебный год,

НПД  НОО:

Федеральный закон от 29.12. 2012 г. №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный  государственный  образовательный  стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286». 

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования".

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г.  № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 "Гигиенические нормативы и  требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г.  № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установление предельного срока использования исключенных учебников".

НПД  ООО:

Федеральный закон от 29.12. 2012 г. №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. № 568 «О внесении изменений в федеральный  государственный  образовательный  стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287». 

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного  общего образования".

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г.  № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 "Гигиенические нормативы и  требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г.  № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установление предельного срока использования исключенных учебников" устава МБОУ «Северомуйская СОШ», учебного плана МБОУ «Северомуйская СОШ» на 2023 – 2024 учебный год,

НПД  СОО:

Федеральный закон от 29.12. 2012 г. №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». 

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный  государственный  образовательный  стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413». 

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего  общего образования".

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г.  № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 "Гигиенические нормативы и  требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г.  № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установление предельного срока использования исключенных учебников".

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 8 классе на изучение предмета отводится  68 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 КЛАСС

Древнерусская литература.

Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

Литература XVIII века.

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Литература первой половины XIX века.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и др. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору). Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман «Капитанская дочка».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и др. Поэма «Мцыри».

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».

Литература второй половины XIX века.

И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая любовь».

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору).

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы).

Литература первой половины XX века.

Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др.

Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернак и др.

М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др.

Литература второй половины XX века.

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.).

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер».

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX–XXI века(не менее двух произведений). Например, произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова и др.

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX–XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.).

Поэзия второй половины XX – начала XXI века (не менее трёх стихотворений). Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.

Зарубежная литература. У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
  • представление о способах противодействия коррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
  • активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
  • осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
  • уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
  • установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  • изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
  • потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
  • в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  • анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
  • оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
  • воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
  • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
  • устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
  • владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

  • использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
  • участниками взаимодействия на литературных занятиях;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
  • регулировать способ выражения своих эмоций.

4) Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
  • проявлять открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

8 КЛАСС

1) Понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

3) проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных произведениях:

  • анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом возраста и литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры и стиля писателя, определять их художественные функции;
  • овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, послание, поэма, песня, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт; система образов; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; звукопись (аллитерация, ассонанс); стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
  • рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного художественного произведения;
  • сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
  • сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);

4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);

5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;

8) интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;

11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты;

12) самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться электронными библиотеками и подбирать в Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Древнерусская литература

1.1

Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

 2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

Итого по разделу

 2

Раздел 2. Литература XVIII века

2.1

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

 3

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

Итого по разделу

 3

Раздел 3. Литература первой половины XIX века

3.1

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и др. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору). Например,«Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман «Капитанская дочка»

 8

1

7

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

3.2

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух).Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и др. Поэма «Мцыри»

 5

1

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

3.3

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель», Комедия «Ревизор»

 6

1

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

Итого по разделу

 19

Раздел 4. Литература второй половины XIX века

4.1

И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася»,«Первая любовь»

 2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

4.2

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору)

 2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

4.3

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы)

 2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

Итого по разделу

 6

Раздел 5. Литература первой половины XX века

5.1

Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору).Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др.

 2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

5.2

Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха».Например, стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др.

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

5.3

М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др.

 3

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

Итого по разделу

 6

Раздел 6. Литература второй половины XX века

6.1

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.)

 3

1

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

6.2

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер»

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

6.3

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

 2

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

6.4

А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

 2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

6.5

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух).Например, произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова и др.

 2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

6.6

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»).Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.)

 2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

6.7

Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений).Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М.В.Исаковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А.А.Вознесенского, Е.А.Евтушенко, Р.И.Рождественского, И. А. Бродского, А.С.Кушнера и др.

 1

1

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

Итого по разделу

 13

Раздел 7. Зарубежная литература

7.1

У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).

 3

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

7.2

Ж.Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору)

 2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

Итого по разделу

 5

Развитие речи

 5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

Внеклассное чтение

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

Итоговые контрольные работы

 2

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

Резервное время

 5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4196be

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

6

62

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Введение. Жанровые особенности житийной литератры. "Житие Сергия Радонежкского", "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" (одно произведение по выбору): особенности героя жития, исторические основы образа

 1

1

05.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc38c94

2

Житийная литература. (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Нравственные проблемы в житии, их историческая обусловленность и вневременной смысл. Особенности лексики и художественной образности жития

 1

1

07.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc38e06

3

Д.И. Фонвизин. Комедия "Недоросль" как произведение классицизма, её связь с просветительскими идеями. Особенности сюжета и конфликта

 1

1

12.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc38f78

4

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».Тематика и социально-нравственная проблематика комедии. Характеристика главных героев

 1

1

14.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3909a

5

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».Способы создания сатирических персонажей в комедии, их речевая характеристика. Смысл названия комедии

 1

1

19.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc391bc

6

Д.И. Фонвизин. Комедия "Недоросль" на театральной сцене

 1

1

21.09

7

А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и др. Гражданские мотивы в лирике поэта. Художественное мастерство и особенности лирического героя

 1

1

26.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc39b1c

8

А.С. Пушкин. "Маленькие трагедии" (одна пьеса по выбору). Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Особенности драматургии А.С. Пушкина. Тематика и проблематика, своеобразие конфликта. Характеристика главных героев. Нравственные проблемы в пьесе

 1

1

28.09

9

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка": история создания. Особенности жанра и композиции, сюжетная основа романа

 1

1

03.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc39c70

10

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка": тематика и проблематика, своеобразие конфликта и системы образов

 1

1

05.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3a210

11

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка": образ Пугачева, его историческая основа и особенности авторской интерпретации

 1

1

10.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc39fd6

12

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка": образ Петра Гринева. Способы создания характера героя, его место в системе персонажей

 1

1

12.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc39d9c

13

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка": тема семьи и женские образы. Роль любовной интриги в романе

 1

1

17.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc39eb4

14

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка": историческая правда и художественный вымысел. Смысл названия романа. Художественное своеобразие и способы выражения авторской идеи

 1

1

19.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3a3b4

15

Р/р. А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка": подготовка к сочинению

 1

1

 

26.10

16

Р/р. Сочинение по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

 1

1

07.11

17

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и др. Мотив одиночества в лирике поэта, характер лирического героя

 1

1

09.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3a5da

18

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и др. Художественное своеобразие лирики поэта

 1

1

14.11

19

М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": история создания. Поэма "Мцыри" как романтическое произведение. Особенности сюжета и композиции

 1

1

16.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3a6f2

20

М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": тематика, проблематика, идея, своеобразие конфликта.

 1

1

21.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3a7f6

21

М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": особенности характера героя, художественные средства его создания.

 1

1

23.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3a922

22

Р/р. М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": художественное своеобразие. Поэма "Мцыри" в изобразительном искусстве

 1

1

28.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3aa58

23

Н.В. Гоголь. Повесть "Шинель": тема, идея, особенности конфликта

 1

1

30.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3b6ba

24

Н.В. Гоголь. Повесть "Шинель": социально-нравственная проблематика. Образ маленького человека. Смысл финала

 1

1

05.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3b7dc

25

Н.В. Гоголь. Комедия "Резизор": история создания. Сюжет, композиция, особенности конфликта

 1

1

07.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3ace2

26

Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор" как сатира на чиновничью Россию. Система образов. Средства создания сатирических персонажей

 1

1

12.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3b2f0

27

Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор". Образ Хлестакова. Понятие "хлестаковщина"

 1

1

14.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3b19c

28

Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор". Смысл финала. Сценическая история комедии

 1

1

19.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3b53e

29

Р/р. Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор": подготовка к сочинению

 1

1

21.12

30

Р/р.Сочинение по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

 1

1

26.12

31

И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася»,«Первая любовь». Тема, идея, проблематика

 1

1

28.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3ba0c

32

И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая любовь». Система образов

 1

1

11.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3be9e

33

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору). Тема, идея, проблематика

 1

1

16.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3c57e

34

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору). Система образов.

 1

1

18.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3c7cc

35

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы). Тема, идея, проблематика

 1

1

23.01

36

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы). Система образов

 1

1

25.01

37

Итоговый контроль. Произведения русской литературы второй половины XIX века

 1

 1

30.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3c06a

38

Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В.В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др. Основные темы, идеи, проблемы, герои

 1

1

01.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3c984

39

Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н.Тэффи, А. Т. Аверченко и др. Система образов. Художественное мастерство писателя

 1

1

06.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3cc68

40

Внеклассное чтение. Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М.А. Осоргина, В.В. Набокова, Н.Тэффи, А.Т.Аверченко и др.

 1

1

08.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3cfa6

41

Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др. Основные темы, мотивы, образы

 1

13.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3d604

42

Р/р. Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой, О.Э.Мандельштама, Б.Л.Пастернака и др. Художественное мастерство поэтов

 1

1

15.02

43

М.А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др. Основные темы, идеи, проблемы

 1

1

20.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3d1cc

44

М.А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др. Главные герои и средства их изображения

 1

1

22.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3d32a

45

М.А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др. Фантастическое и реальное в повести. Смысл названия

 1

1

27.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3d44c

46

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др. ). История создания. Тема человека на войне. Нравственная проблематика, патриотический пафос поэмы

 1

1

29.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3d94c

47

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др. ). Образ главного 0героя, его народность

 1

1

05.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3db22

48

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др. ). Особенности композиции, образ автора. Своеобразие языка поэмы

 1

1

07.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3dcc6

49

А.Н. Толстой. Рассказ "Русский характер". Образ главного героя и проблема национального характера. Смысл финала

 1

1

12.03

50

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». История создания. Особенности жанра, сюжет и композиция рассказа

 1

1

14.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3de56

51

М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека". Тематика и проблематика. Образ главного героя

 1

1

19.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3df82

52

 Р/р. М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека". Автор и рассказчик. Сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа

 1

1

21.03

53

Итоговый контроль. Литературные произведения о Великой Отчественной войне

 1

 1

02.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3e356

54

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». История создания. Тематика и проблематика. Система образов.

 1

1

04.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3e450

55

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Образ Матрёны, способы создания характера героини. Образ рассказчика. Смысл финала.

 1

1

09.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3e55e

56

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века. (не менее двух). Например, произведения Е.И.Носова, А.Н. и Б.Н.Стругацких, В.Ф.Тендрякова, Б.П.Екимова и др. Темы, идеи, проблемы, сюжет. Основные герои

 1

1

11.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3f0f8

57

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века. (не менее двух). Например, произведения Е.И.Носова, А.Н. и Б.Н.Стругацких, В.Ф.Тендрякова, Б.П.Екимова и др. Система образов. Художественное мастерство писателя.

 1

1

16.04

58

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века. (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др. Проблематика, герои, сюжет

 1

1

18.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3f256

59

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века. (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др ). Своеобразие конфликта. Особенности авторской позиции

 1

1

23.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3f40e

60

Внеклассное чтение. Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В.П.Астафьева, Ю.В.Бондарева, Н.С.Дашевской, Дж.Сэлинджера, К.Патерсон, Б.Кауфман и др.

 1

1

25.04

61

Поэзия второй половины XX — начала XXI века. (не менее трёх стихотворений) Например, стихотворения Н.А.Заболоцкого, М.А. Светлова, М. В. Исаковского, К.М.Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др. Основные темы и мотивы, своеобразие лирического героя.

 1

1

30.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3d726

62

Р/р. Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений) Например, стихотворения Н.А.Заболоцкого, М.А.Светлова, М.В.Исаковского, К.М.Симонова, Р.Г.Гамзатова, Б.Ш.Окуджавы, В.С.Высоцкого, А.А.Вознесенского, Е.А.Евтушенко, Р.И.Рождественского, И.А.Бродского, А.С.Кушнера и др. Художественное мастерство поэта

 1

1

    07.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3d83e

63

У. Шекспир. Творчество драматурга, его значение в мировой литературе.

 1

1

14.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3eb80

64

У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Жанр сонета. Темы, мотивы, характер лирического героя. Художественное своеобразие

 1

1

16.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3ec8e

65

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору). Жанр трагедии. Тематика, проблематика, сюжет, особенности конфликта.

 1

1

21.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3ede2

66

У. Шекспир. Трагедия "Ромео и Джульетта" (фрагменты по выбору). Главные герои. Ромео и Джульетта как "вечные" образы. Смысл трагического финала

 1

1

67

Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. Комедия "Мещанин во дворянстве" как произведение классицизма

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc392ca

68

Ж.-Б. Мольер. Комедия "Мещанин во дворянстве". Система образов, основные герои. Произведения Ж.-Б. Мольера на современной сцене

 1

1

23.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc393d8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

6

62

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 8 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3).

2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 8 класс.

3. Н.В.Беляева. Уроки литературы в 8 классе. Пособие для учителей.

4. Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы

5. Литература. 9 класс. Хрестоматия художественных произведений.

Составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

6. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия.

7. В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 9 класс.

8. Н.В.Беляева, О.А.Ерёмина. Уроки литературы в 9 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

9. Н.В.Беляева. Литература. Проверочные работы. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. РЭШ https://resh.edu.ru/
  2. https://infourok.ru/ 

        3. https://videouroki.net/ 

  1. https://education.yandex.ru/ 

       5. http://ipkps.bsu.edu.ru/ 

  1. http://www.apkro.ru

7.  http://www.school.edu.ru

  1. http://www.edu.ru

9. http://writerstob.narod.ru/

10. http://www.ruscenter.ru/

11. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc392ca


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа по литературе для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)

Данная рабочая программа курса «Литература» составлена для изучения курса в течение 60 часов (из расчёта 2 часа в неделю). Программа состоит из ряда разделов, поэтому изучение любой...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа по литературе для обучающегося 6 класса

Рабочая программа разработана для обучающегося с ОВЗ...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса

Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса составлена на основе Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 5 – 9 классов (авторы: В.Я. ...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 7 классов.

Рабочая программа  с планируемыми предметными  результатами освоения учебного предмета «Литература»....

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5-9 классов

АННОТАЦИЯк рабочей программе учебного предмета ЛИТЕРАТУРА в 5-9 классах Рабочая программа по литературе предназначена для обучающихся 5-9 классов. Составлена в соответствии с основными положениям...