Анализ пробного итогового сочинения
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Данный материал может быть использован в качестве образца при составлении анализа работ учащихся в формате итогового сочинения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_probnogo_is_11.11.22.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ проведения пробного  итогового сочинения в 11Б классе (от 11.11.2022 г.)

В пробном итоговом сочинении приняло участие  21  выпускников  11 Б класса.

  Экзаменационный комплект  включал 6  тем сочинений из закрытого банка ФИПИ (по две темы от каждого блока):

112. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?

132. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

 211. Чему нужно учиться у современной молодёжи?

224. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?

301. Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»?

 344. Чтение  какой книги потребовало от Вас душевной работы?

Выбор тем участниками сочинения:

№ темы

Тема

Кол-во выбравших

112.

Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?

3

132.

Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

-

211.

Чему нужно учиться у современной молодёжи?

-

224.

В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?

4

301.

Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»?

-

344.

Чтение  какой книги потребовало от Вас душевной работы?

14

Опора на литературные произведения

Из использованных выпускниками произведений  большая часть относится к школьной программе, учащиеся использовали произведения, прочитанные самостоятельно из перечня произведений, рекомендованных по различным тематическим блокам.

 Результаты проверки по критериям

К проверке по критериям оценивания допускались итоговые сочинения, соответствовавшие установленным требованиям и  критериям.

Требование № 1 «Объем итогового сочинения» с рекомендуемым количеством слов от 250 было соблюдено всеми  учащимися, поэтому все  получили «зачет»  по данному пункту.

Требование № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения», предполагающее отсутствие списывания из какого-либо источника или воспроизведения по памяти чужого текста, не было соблюдено тремя учащимися. Поэтому им было выставлено «незачет» за всю работу.

Критерий №1 «Соответствие теме»: учащиеся продемонстрировали умение рассуждать на выбранные темы, выбрав путь ее раскрытия: ответ на вопрос, поставленный в теме; размышление над предложенной проблемой. Учащиеся опирались на ключевые слова темы, раскрывая её содержание.

Критерий №2 «Аргументация с привлечением литературного материала»: выпускники строили свои рассуждения, привлекая для аргументации произведения отечественной или мировой литературы, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Критерий №3 «Композиция. Логика рассуждения»: обучающиеся продемонстрировали умение логично строить свое высказывание, выдерживая композиционное единство сочинения-рассуждения: вступление (тезис), тезисно-доказательная часть, заключение (вывод). Но не всегда  выпускники выдерживали соотношение между тезисом и доказательством. В работах есть логические нарушения.

Критерий №4 «Качество письменной речи»: обучающиеся показали навыки речевого оформления сочинений. Но есть работы, в которых выпускники не совсем точно выражали мысли, используя однообразную лексику и однообразные грамматические конструкции, обращались к речевым штампам.

Критерий №5 «Грамотность»: 4 выпускника  получили «незачет» по данному критерию. В работах  обучающихся допущены разные виды ошибок.

 Орфографические ошибки:

- слитное, раздельное и дефисное написание слов;

- не-ни с разными частями речи;

- написание предлогов и союзов;

- правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Пунктуационные ошибки:

- знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями;

- знаки препинания в предложениях с однородными членами;

- знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

- пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи;

Грамматические ошибки:

 - нарушение согласования и управления в словосочетании;

 - построение предложения с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами;

- нарушение границ предложений;

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

 - нарушение построения сложного предложения;

Введение итогового сочинения связано с выявлением уровня сформированности метапредметной коммуникативной компетенции обучающихся. Учащиеся в работах определяли свою жизненную позицию, отношение к морально-этическим проблемам, умение рефлектировать на основе прочитанного текста.

Выпускное сочинение – это проверка умение письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на уроках по всем предметам учебного плана.

Выводы:

 Анализ пробных сочинений показал, что у учащихся 11 Б класса сформированы умения:

- рассуждать на выбранные темы;

- размышлять над предложенной проблемой;

- строить высказывания на основе связанных с темой тезисов;

- аргументировать, избирая свой путь использования литературного материала;

- логично строить свое высказывание.

Результаты пробного итогового сочинения указывают на необходимость дальнейшего совершенствования умений обучающихся точно выражать свои мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции. Недостаточно развитыми остаются навыки грамотного письма. В работах допущены разные виды ошибок: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические.

Рекомендации: 

  1. При дальнейшей подготовке к итоговому сочинению необходимо работать над композицией сочинения, обучать приемам работы над вступительной и заключительной частями сочинения, способами  аргументации. Нацеливать учащихся на осмысленную формулировку тезиса, логичность доказательств и связанный с тезисом вывод. Совершенствовать речевое оформление сочинения.
  2. На уроке русского языка и литературы учить учащихся редактировать собственный текст; работать с наиболее распространёнными речевыми ошибками:

-употребление слова в несвойственном ему значении;

-употребление иностилевых слов, канцеляризмов, речевых штампов;

-смешение лексики разных исторических эпох;

-употребление лишних слов (плеоназм);

-речевые повторы (тавтология);

-порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения;

-необоснованный пропуск слова.

  1. С будущими выпускниками проводить  апробацию итогового сочинения в 10 классе по завершении учебного года.

Справку составила учитель русского языка и литератуы  Курмашева Н.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательный анализ по результатам проверки итогового сочинения 2018 г.

Осуществлен содержательный анализ 53 (цифра, сколько) итоговых сочинений 2018-2019 учебного года. Подготовлен статистический отчет по результатам проверки итогового сочинения разного уровня и на разны...

Анализ итогового сочинения

Анализ итогового сочинения 5 декабря 2018 года...

Анализ итоговых сочинений.

Содержательный анализ итоговых сочинений по литературе....

Анализ пробного декабрьского сочинения

Общеизвестно, что человек совершенствуется в тех видах деятельности, в которых он чаще всего упражняется. Анализ проводимых  в школе тренировочных пробных испытаний  по написанию итогового с...

Содержательный анализ по результатам проверки итогового сочинения (изложения)

Анализ результатов проверки сочинений позволяет выявить положительные тенденции в умении учащихся правильно интерпретировать отвлеченные понятия, находить в тексте аргументы в соответствии с выбранной...

АНАЛИЗ ПРОБНОГО ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Пробная  работа по  литературе  в формате ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ -продолжительность 4 урока....