Урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей".
план-конспект урока по математике (5 класс)

Дементьева Надежда Викторовна

Урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей". Урок разработан в соответствии с ФГОС по учебнику Виленкин Н.Я. и др.  Технологическая карта урока  и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Технологическая карта открытого  урока
математики в 5 «А» классе
по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Учитель математики
Дементьева Надежда Викторовна

2022 г.
г. Велиж


Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей» 5 класс

Цели урока:

  • Образовательная: 
    научиться складывать и вычитать десятичные дроби;
    создать условия для применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Развивающие:
    создать условия для развития мыслительных операций: наблюдения, сравнения, обобщения, конкретизации;
    способствовать развитию математической речи; создать условия для развития познавательного интереса.
  • Воспитательные:
    воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища;
    воспитывать у обучающихся такие нравственные качества, как настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

- обучающиеся должны уметь применять правило сложения и вычитания десятичных дробей;

- анализировать и осмысливать текст задачи, составлять план решения задачи (арифметическим способом).

Регулятивные
- учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свое предположение;
- уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить коррективы в действие после учета сделанных ошибок;
- уметь проводить самопроверку и взаимопроверку

Познавательные
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- анализировать задание с помощью учителя и использовать ранее полученные знания при изучении нового материала

Коммуникативные
- уметь оформлять свои мысли в устой форме; слушать и понимать речь учителя;
- следовать правилам поведения и общения на уроке

- уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Тип урока: изучение нового материала.

№ п\п

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Математика,  друзья,

Абсолютно всем нужна.

На уроке работай старательно

И успех тебя ждёт обязательно!

Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готово к уроку.

2

Актуализация знаний, устная работа, индивидуальная работа по карточкам у доски (3 учащихся)

Организовать познавательную деятельность учащихся, проверить усвоение предыдущего материала

Организует познавательную деятельность: показывает слайды с задачами:
1.

2.

3.

 

Читают задачу и решают её устно.

 Проверяют задания, выполненные на доске, оценивают работу товарищей.

Задаёт вопросы, предлагает выполнить задания:

- Какие действия с десятичными дробями вы уже умеете выполнять?  

- Сравнить десятичные дроби: 5,1 и 3,56 (слайд)

- Какие ещё задания можно придумать с этими числами?

- Придумайте с этими числами такую задачу, чтобы она решалась сложением или вычитанием.

- Каких умений вам не хватает, чтобы решить эту задачу?

Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания:

- Сравнивать дроби

- 5,1 > 3,56

- Перевести в смешанные числа, составлять задачи.

Составляют задачу.

- Не умеем складывать и вычитать десятичные дроби.

3

Изучение нового материала

Изучение нового материала. Постановка проблемы.

Предлагает учащимся сформулировать тему урока и обозначить основную его цель.

Напоминает, что за помощью в изучении нового материала можно обратиться к учебнику.

Предлагает рассказать правило соседу по парте.

Обращает внимание на правило записи при сложении и вычитании десятичных дробей
(показывает слайд)

Предлагает задание: найди ошибки в записи.

Формулируют тему урока, цель урока.

Изучают новый материал на страницах 191 – 192 учебника.

Работают в парах: рассказывают правило.

Рассматривают примеры, анализируют, запоминают.

Отыскивают  примеры с ошибками, выявляют ошибку.

4

Первичное закрепление

Разобрать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, научиться его применять, отрабатывать навыки.

Предлагает выполнить задания по теме урока: стр. 192,  № 1213   а – в – д,  № 1214   а – в – д (примеры д –на доске)

Предлагает выполнить самостоятельно:

№ 1213 (б  – г – е) и  № 1214  (б – г – е), а ответы проверить по таблице (слайд).

Поздравляет с «победой « по решению примеров на уроке математики.
- А вы знаете какой праздник будет скоро отмечать наша страна? Когда его отмечают? С каким словом обычно употребляют слово ПОБЕДА?

Записывают в тетрадях число, классная работа.

Решают по учебнику  с комментированием.

Работают самостоятельно, проводят самопроверку, составляют слово ПОБЕДА.

Отвечают на вопросы учителя:

- День Победы, 9 мая. Великая Победа.

5

Физкультминутка

снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности

Говорит и показывает движения:
Шли по крыше три кота,
                                      три кота Василия. (ходьба на месте)
Поднимали три хвоста
                                 прямо в небо синее. (поднимаем руки вверх)
Посмотрели вверх и  вниз, (поднимаем-опускаем голову)
                             сели тихо на карниз, (садимся за парты)
И сказали три кота:
                         «Красота, красота!»

Выполняют движения вместе с учителем.

6

Закрепление

Отработать  навыки сложения и вычитания десятичных дробей

Организует работу в группах  по решению

№ 1211 тремя способами:
1 группа – путём перехода к сантиметрам;
2 группа – путём перехода к обыкновенным дробям;
3 группа  – с помощью десятичных дробей;

Работают в группах, каждая группа записывает своё решение на доске.
Сравнивают три способа решения одной задачи, делают вывод:
- проще и быстрее решить задачу с помощью десятичных дробей.

7

Историческая справка

Расширить кругозор, заинтересовать

Показывает слайд:

  • Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый учёный математик и астроном аль-Каши в своей книге «Ключ к арифметике» в 1427г.
  • В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики.

Читают, анализируют, запоминают.

8

Первичный контроль

Первичный контроль усвоения материала

Даёт задания, рассказывает об оценке заданий:
«
5» - за 4 задания
«
4» - за 3 задания
«
3» - за 2 задания

Контролирует самостоятельность выполнения.

Самостоятельно выполняют задания на листочках, затем сдают их на проверку учителю.

9

Итог урока

Подвести итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?
Чем отличается правило сложения  десятичных дробей от сложения натуральных чисел? Что у них общего?
Повторим правило.

Отвечают на вопросы, формулируют правило.

10

Домашнее задание

Провести инструктаж по выполнению домашней работы

Стр. 190 – 191 (Правило сложения и вычитания десятичных дробей)

№  
1255,         №  1256

Записывают домашнее  задание

11

Рефлексия

Выявить эмоциональное состояние

Предлагает посадить на полянке цветок в зависимости от эмоционального состояния:

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\цц.jpg Всё понравилось! Легко преодолел все трудности!

 Было трудно!

 Было скучно, не интересно.


Учитель заканчивает урок:
Молодцы ребята!

Вы справились с заданьями

И блеснули знаньями

А волшебный ключ к ученью:

Упорство и терпенье!

Поднимают  цветок нужного цвета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 5 классе Учитель Дементьева Н.В. МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа 2022 г.

Слайд 2

Математика, друзья, Абсолютно всем нужна. На уроке работай старательно И успех тебя ждёт обязательно!

Слайд 3

Задача

Слайд 4

Задача

Слайд 5

Задача

Слайд 6

Сложение и вычитание десятичных дробей 5,1 3,56 Страницы 190 - 191

Слайд 7

Найди ошибки в записи десятичных дробей

Слайд 8

Стр. 192 № 1213 а – в – д № 1214 а – в – д Самостоятельно № 1213 б – г – е № 1214 б – г – е 11,3 9,5821 0,61 27,991 8,3 22,065 Е О А П Д Б ПОБЕДА

Слайд 9

Физкультминутка

Слайд 10

1 способ – путём перехода к сантиметрам; 2 способ – путём перехода к обыкновенным дробям; 3 способ – с помощью десятичных дробей;

Слайд 11

№ 1212

Слайд 12

Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый учёный математик и астроном аль-Каши в своей книге «Ключ к арифметике» в 1427г. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики.

Слайд 13

Самостоятельная работа « 5 » - за 5 заданий « 4 » - за 4 задания « 3 » - за 3 задания

Слайд 14

Домашнее задание… Стр. 190 – 191 (Правило сложения и вычитания десятичных дробей) № 1255 , № 1256

Слайд 15

Всё понравилось! Легко преодолел все трудности! Было трудно! Было скучно, не интересно .

Слайд 16

Молодцы ребята! Вы справились с заданьями И блеснули знаньями А волшебный ключ к ученью: Упорство и терпенье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...

Урок математики - 5 класс "Сложение, вычитание десятичных дробей"

Разработка урока (технологическая карта, презентация) "Сложение, вычитание десятичных дробей" - урок закрепления знаний.Математика 5 класс: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И....

Открытый урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5 класс. Математика

Открытый урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5 класс. Математика...

Математика 5. Сложение и вычитание десятичных дробей.

Правила сложения и вычитания десятичных дробей. Законы сложения и вычитания. Задачи на движение....

Открытый урок по математике обобщающий урок по теме : «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Открытый урок  по математике 5 класс по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».Это обобщающий урок. К уроку составлена презентация...

Математика., 7 класс ( для обучающихся с ОВЗ). Методическая разработка к уроку по теме " Сложение и вычитание десятичных дробей"

Интегрированный урок математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» .  Математика., 7 класс ( для  обучающихся с ОВЗ)...