Натуральные числа. Ряд натуральных чисел.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Воробьева Александра Андреевна

Материал для проведения урока по математике. 5 класс Мерзляк. "Натуральные числа. Ряд натуральных чисел."

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Натуральные числа

ФИО (полностью): Воробьева Александра Андреевна

Место работы: МБОУ Шахунская СОШ №1 им. Д. Комарова

Должность: учитель информатики и математики

Предмет: математика

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Натуральные числа, 1 урок

 (Тема урока)

  1. Цель  урока: знакомство с понятием натуральные числа, совершенствование навыков в произношении чисел.

9. Задачи:

- обучающие: Учить применять знания полученные в начальной школе;

-развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание;

-воспитательные:  Воспитывать любовь к природе и бережливое отношение к окружающему миру.

10.  Планируемые результаты:

 Предметные: научится описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.  

Получит возможность анализировать и осмысливать текс задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию.

Личностные: Ответственно относиться к учению; грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Метапредметные: научится осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Получит возможность формулировать проблемы при решении учебных задач.

  1. Тип урока: урок «открытия»  нового знания
  2. Формы работы учащихся: работа в группах, фронтальная работа с классом
  3. Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, карточки с кораблями, награды- звездочки
  4. Структура и ход  урока

 

  1. Организационный момент.

Учитель здоровается с учениками, после чего они садятся.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня наш урок будет не простой, а урок-путешествие по морским просторам в поисках неоткрытых островов. Постараемся найти остров и дадим ему название.

Каждая команда может занять места в своем корабле, но сначала выберем капитана корабля. (ребята выбирают капитана и ему дается карточка с названием). Теперь можем приступить к спуску кораблей, насколько удачным будет это путешествие, мы узнаем в конце урока, ведь оно будет зависеть от слаженных действий всего экипажа.

Все задания должны быть записаны в ваших судовых журналах, т.е. тетрадях.

За каждое правильно выполненное задание на своем корабле команда получает звезду.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения.

А сейчас проверим готовность команд к отплытию, отгадаем загадки и тем самым ответим на вопрос: без чего нельзя представить мир математики? По первой букве отгаданного слова составим правильный ответ. (слайд 1)

а) Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (
Часы)

б) Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (
Игла)

в) Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет – 
Заплачет она и умрет. (
Сосулька)

г) В одежде летом,
А зимой – раздетый. (
Лес)

д) Без окон, без дверей
Полна горница людей. (
Огурец)

Получили слово ЧИСЛО.

Молодцы теперь можно отправляться в путешествие.

Мы видим с вами на пути преграду, доска с цифрами, но они спрятаны.(слайд 2) Напишите в своих судовых журналах какие числа вы видите. И для счета предметов применяют натуральные числа.

Какому натуральному числу соответствует количество животных? (слайд 3)

Количество ребят в вашем корабле?

Чего общего и в чем отличие? (слайд 4)

Любое натуральное число можно записать с помощью десяти цифр.( слайд 5, 6)

  1. Физкультминутка.

Наши команды устали немного, поэтому отдохнем.

Раз – поднялись потянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – три кивка,

Пять руками помахать,

Шесть – тихонько сесть.

Запишите в своих судовых журналах пять раз цифру 6 и прочитайте получившееся число.( ребята пробуют читать, но у них не получается)

  1. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: -Ребята что вызвало у вас затруднение?

Ученик: - Число большое, прочитать не получается.

Учитель: - Как вы думаете, что нужно знать, что бы прочитать это число?

Ученик: - Наверное, должно быть правило для чтения больших чисел.

VII.   Правильно ребята вы говорите, должно быть правило, но у нас его нет. Сейчас вы вместе напишите правило для чтения больших чисел, т.е. попытаетесь выделить алгоритм. (идет обсуждение и правильный алгоритм появляется на слайде 8)

VIII.   Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. Слайд 9-17

  1. Ребята видите в вдалеке показался остров, это наверное тот самый который мы искали. Путешествие подходит к концу. Нужно найти спокойную бухту, куда причалят корабли, а для этого нужно решить такую задачу.

  Найдите закономерность в изображении кораблей и добавьте еще один корабль.

                                             

  1. Рефлексия. Вот мы и причалили к берегу нашего острова. Кому понравилось и было

 легко преодолевать все трудности, возьмите с собой на остров желтые звездочки со своего корабля,

 кому было тяжело – синенькие. А кому не интересно было с нами путешествовать – красные.

  • Что вы узнали нового на уроке?
  • Что вам больше всего удалось и какие препятствия во время путешествия вы легко

преодолели?

  • Что вызвало затруднение, что нужно повторить и над чем поработать?

Вы сегодня открыли новый остров в мире математики, теперь нужно придумать

 ему название, основываясь на знания полученные на уроке. (Последний слайд)

Домашнее задание:

Составить задачу по теме «Путешествие»

 На данном уроке деятельность учащихся не оценивается, т.к. на этом уроке

ученики получают знания, а вот следующий урок уже можно оценивать.

МИРАЖ

ВИТЯЗЬ

БОГАТЫРЬ

 Капитан

 Капитан

 Капитан

Приложение к плану-конспекту урока

_______________Натуральные числа___________________________

(Тема урока)

Таблица 1.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Путешествие на остров «Натуральные числа»

презентация

Натуральные числа 5 класс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

загадки 1. Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. ( Ч асы) 2. Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою, Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет. ( С осулька) 3. Я одноухая старуха, Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутину, я тяну. ( И гла) 4. В одежде летом, А зимой – раздетый. ( Л ес) 5. Без окон, без дверей Полна горница людей. ( О гурец) ЧИСЛО

Слайд 2

Напишите в своих судовых журналах какие числа вы видите.

Слайд 3

Для счета предметов применяют натуральные числа Назови натуральное число, которое соответствует количеству животных на рисунке: 8

Слайд 4

Что общего и в чем отличие? 9 9 9 1 1 1

Слайд 5

Любое натуральное число можно записать с помощью десяти цифр : 0 2 4 6 8 1 3 5 7 9

Слайд 6

Запись натуральных чисел с помощью десяти цифр называют десятичной. 152 15 408 514 308 907

Слайд 7

Раз – поднялись потянулись, Два – согнулись, разогнулись, Три - в ладоши три хлопка, На четыре – три кивка, Пять - руками помахать, Шесть – тихонько сесть.

Слайд 8

Чтобы прочитать многозначное число, надо: Разбить его на группы по три цифры справа налево. Прочитать слева по очереди группы из трех цифр и добавить название класса. Если в группе цифр все нули, то название класса не произносят.

Слайд 9

1. Разбить число на группы по три цифры справа налево. 2. Прочитать слева по очереди группы из трех цифр и добавить название класса. 3. Если в группе цифр все нули, то название класса не произносят. Потренируемся?! 383 365 409 707 класс единиц класс тысяч класс миллионов класс миллиардов

Слайд 10

1. Разбить число на группы по три цифры справа налево. 2. Прочитать слева по очереди группы из трех цифр и добавить название класса. 3. Если в группе цифр все нули, то название класса не произносят. Еще!!! 383 365 409 707 класс единиц класс тысяч класс миллионов класс миллиардов

Слайд 11

1. Разбить число на группы по три цифры справа налево. 2. Прочитать слева по очереди группы из трех цифр и добавить название класса. 3. Если в группе цифр все нули, то название класса не произносят. Еще!!! 63 009 000 050 класс единиц класс тысяч класс миллионов класс миллиардов

Слайд 12

Напиши в тетради число, в котором: а) 9 сотен 0 десятков 3 единицы; 0 3 класс единиц класс тысяч класс миллионов класс миллиардов 9

Слайд 13

Напиши в тетради число, в котором: б) 5 сотен 8 десятков 0 единиц; класс единиц класс тысяч класс миллионов класс миллиардов 8 0 5

Слайд 14

Напиши в тетради число, в котором: в) 3 тысячи 2 сотни 4 десятка 1 единица; класс единиц класс тысяч класс миллионов класс миллиардов 4 1 2 3

Слайд 15

Напиши в тетради число, в котором: г) 3 единицы 4 десятка 5 сотен 6 тысяч; класс единиц класс тысяч класс миллионов класс миллиардов 4 3 5 6

Слайд 16

Напиши в тетради число, в котором: д) 9 сотен 5 десятков 0 единиц 3 тысячи; класс единиц класс тысяч класс миллионов класс миллиардов 5 0 9 3

Слайд 17

Классы Миллиардов Миллионов Тысяч Единиц Разряды С О Т Н И Д Е С Я Т К И Е Д И Н И Ц Ы С О Т Н И Д Е С Я Т К И Е Д И Н И Ц Ы С О Т Н И Д Е С Я Т К И Е Д И Н И Ц Ы С О Т Н И Д Е С Я Т К И Е Д И Н И Ц Ы Число 5 8 0 0 4 3 0 0 3 7 0 0 Число 2 1 0 8 5 0 0 0 0 0 0 Число 1 0 0 0 1 0 0 9 9 9 Число 6 3 0 7 0 9 0 8 5 3 2 5

Слайд 20

Остров «Натуральные числа»



Предварительный просмотр:

Тест № 1. Многозначные числа (5 класс)

ВАРИАНТ 1

1. Запишите число, в котором 1 тысяча 5 сотен и 9 единиц.

А. 15 009. Б. 1509. В. 1059.

2. Запишите цифрами число двести три тысячи восемьдесят пять.

А. 20 085. Б. 203 805. В. 203 085.

  1. Запишите цифрами число 3 млн. 107 тыс.

А. 3 000 000 107. Б. 3 107 000. В. 3 000 107.

  1. Какое из чисел больше: 5 221 или 5 218?

А. 5 221. Б. 5 218. В. Числа равны.

  1. Какое из чисел меньше: 10 001 или 9 999?

А. 10 001. Б. Числа равны. В. 9 999.

  1. Сравните числа 6 975 и 10 005.

А. 6 975 = 10 005. Б. 6 975 < 10 005.

В. 6 975 > 10 005.

7. Разложением какого числа по разрядам является запись: 6000 + 700 + 50?

А. 6 750. Б. 600 070 050. В. 675.

  1. Какая из записей обозначает число 753?

А. 7000 + 70 + 3. Б. 700 + 50 + 3. В. 700 + 30 + 5.

  1. Числа расположены в порядке возрастания.

А. 897, 879, 1 002. Б. 879, 897, 1 002. В. 1 002, 897, 879.

10. С какого класса начинают чтение числа 7 231 240?

А. С тысяч. Б. С миллионов. В. С миллиардов.

ВАРИАНТ 2

1. Запишите число, в котором 7 тысяч 5 десятков и 2 единицы.

А. 7 052. Б. 70 052. В. 70 502.

2. Запишите цифрами число пятьсот одна тысяча триста пятьдесят_

А. 5 001 350. Б. 500 135. В. 501 350.

  1. Запишите цифрами число 5 млн. 2 тыс.

А. 50 002 000. Б. 5 000 002. В. 5 002 000.

  1. Какое из чисел больше: 6 332 или 6 329?

А. 6 332. Б. Числа равны. В. 6 329.

  1. Какое из чисел меньше: 9 998 или 10 000?

А. Числа равны. Б.9 998В. 10 000.

  1. Сравните числа 10 003 и 7 825.

А. 10 003 > 7 825. Б. 10 003 < 7 825. В. 10 003 = 7 825.

7. Разложением какого числа по разрядам является запись: 9000 + 300 + 20?

А. 900 030 020. Б. 932. В. 9 320.

  1. Какая из записей обозначает число 824?

А. 800 + 20 + 4. Б. 8000 + 20 + 4. В. 800 + 40 + 2.

  1. Числа расположены в порядке убывания.

А. 897, 879, 1 002. Б. 879, 897, 1 002. В. 1002, 897, 879.

10. С какого класса начинают чтение числа 9 267 890 021?

А. С тысяч. Б. С миллионов. В. С миллиардов.

Тест № 2. Сложение. Законы сложения (5 класс)

Тест № 2. Сложение. Законы сложения (5 класс)

ВАРИАНТ 1

  1. В равенстве 25 + 13 = 38 число 13 является ...

А. Слагаемым. Б. Суммой. В. Чем-то еще.

  1. Сумма чисел 75 и 38 равна ...

А. 103. Б. 113. В. 112.

3. Для того чтобы получилось число 70, к числу 26 надо прибавить ...

А.54. Б.44. В.43.

4. Свойство сложения, выраженное равенством

(3 + 4) + 5 = 3 + (4 + 5), является ...

А. Переместительным. Б. Сочетательным. В. Другим.

5. Значение выражения (54333 + 39999) + 10 001 равно ...

А. 104 333. Б. 94 333. В. 93 222.

6. Сумма 20 + 21 + 22 + 23 + 24 + 25 + 26 + 27 + 28 + 29 равна ...

А. 225. Б. 245. В. 250.

7. 3 000 000 000 + 400 000 + 500 + 6 - это разложение по разрядам числа ...

А. 300 040 005 006. Б.3456. В.3 000 400 506.

8. Для того чтобы сумма 73598 +31937 = 10**3* была верной, вместо * надо поставить цифру ...

А. 4. Б. 5. В. 6.

9. Чтобы сумма увеличилась на 70, надо одно слагаемое увеличить на 30, а другое - на ...

А.70. Б.40. В.30.

10. Первое число 13, второе на 13 больше первого, а третье на 13 больше второго. Сумма этих трех чисел равна ...

А. 78. Б. 65. В. 52.

ВАРИАНТ 2

  1. В равенстве 31 + 12 = 43 число 43 является ...

А. Слагаемым. Б. Суммой. В. Чем-то еще.

  1. Сумма чисел 26 и 89 равна ...

А. 105. Б. 107. В. 115.

3. Для того, чтобы получилось число 90, к числу 36 надо прибавить ...

А.54. Б.64. В.44.

4. Свойство сложения, выраженное равенством

4 + 11 = 11 + 4, является ...

А. Переместительным. Б. Сочетательным. В. Другим.

5. Значение выражения (68 222 + 29 999) + 20 001 равно ...

А. 107 333. Б. 108 222. В. 118 222.

6. Сумма 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 + 16 + 17 + 18 + 19

равна ...

А. 145. Б. 150. В. 125.

  1. 5000000000 + 700 000 000 + 3000 + 20 - это разложение по разрядам числа ...

А. 5 700 003 020. Б. 50 007 003 020. В. 57 320.

8. Для того чтобы сумма 64 293 + 38 929 = 103*** была верной, вместо * надо поставить цифру ...

А. 2. Б. 3. В. 4.

9. Чтобы сумма увеличилась на 80, надо одно слагаемое увеличить на 20, а другое - на ...

А.20. Б.80. В.60.

10. Первое число 12, второе на 12 больше первого, а третье на 12 больше второго. Сумма этих трех чисел равна ...

А. 60. Б. 72. В. 48.

Тест № 3. Вычитание. Свойства вычитания (5 класс)

ВАРИАНТ 1

1. Разность двух чисел равна 13. Если вычитаемое - 19, то уменьшаемое равно ...

А. 6. Б. 22. В. 32.

2 . Разность (357 + 289) - 157 равна ...

А. 579. Б. 489. В. 132.

  1. Запишите вычитаемое: (299 + 17) - 74 : 2.

А.74. Б. 299 + 17. В. 74 : 2.

  1. Выполните действия: (20 780 + 976) - 780.

А. 20 976. Б. 19 024. В. 22 536.

5. Найдите значение выражения 547 - (47 + b) при b = 78.

А. 625. Б. 422. В. 578.

  1. Выражение 135 + х - 65 равно ...

А. х + 70. Б. 60 + х. В. 200 + х.

  1. Выражение 248 - (у + 122) равно ...

А. 126 - уБ. 370 - у. В. 370 + у.

  1. Выберите из предложенных равенств верные.

А. - 0 = 0 - а. Б. а - (+ с) = (а b) - с.

В. а + 0 = 0+ а = 0.

9. В одном стаде 27 овец, а в другом на 5 овец меньше. Сколько овец в двух стадах?

А. 22. Б. 49. В. 32.

10. Мама на 24 года старше сына, а папа на 3 года старше мамы. Сколько лет сыну, если папе 34 года?

А. 4. Б. 7. В. 10.

ВАРИАНТ 2

1. Разность двух чисел равна 31. Если вычитаемое - 60, то уменьшаемое равно ...

А. 19. Б. 29 . В. 91.

  1. Разность 643 - (243 + 398) равна ...

А.798. Б.698. В.2.

  1. Запишите вычитаемое: (531 + 13) - 84 : 4.

А. 84 : 4. Б. 531 + 13. В. 84.

  1. Выполните действия: (30 540 + 864) - 540.

А. 29 136. Б. 30 864. В. 31 944.

5. Найдите значение выражения 423 - (а + 23) при а = 64.

А. 464. Б.510. В. 336.

  1. Выражение 174 + у - 84 равно ...

А. у + 258. Б. 90 + уВ. у - 90.

  1. Выражение 346 - (х + 124) равно...

А. 222 + х. Б. 222 - хВ. 470 - х.

  1. Выберите из предложенных равенств верные.

А. а а. Б. (а b) - с = (а - с) + b.

В. а (b + с) = (а b) + с.

9. В двух стадах 60 овец, а в одном из них 15. На сколько

в первом стаде овец меньше, чем в другом?

А. 15. Б. 45. В. 30.

10. Сын на 23 года младше мамы, а папа на 4 года старше мамы. Сколько лет папе, если сыну 11 лет?

А.30. Б.38. В.27

Тест № 4. Умножение. Законы умножения (5 класс)

Тест № 4. Умножение. Законы умножения (5 класс)

ВАРИАНТ 1

  1. Равенство а · (b · с) = (а · b· с является ...

А. Переместительным законом умножения.

Б. Сочетательным законом умножения.

В. Другим свойством умножения.

  1. Равенство 0 • 34 = 0 в общем виде записывается ...

А. 0 · а = 0. Б. 0 · а = а. В. 34а = 34.

3. Множителями в произведении 5· k · (т а) являются ...

А. m, а. Б. 5, k. В. 5, k, (т а).

4. Значение выражения 3(а + 150) при а = 25 равно ...

А. 453. Б. 425. В. 525.

5. Произведение (т п - 2) · 3 в виде суммы представляется ...

А. 3 + 3 + 3. Б. т п - 2 + 3.

В. (т п - 2) + (т п - 2) + (т п - 2).

  1. Произведение 4 · 222 · 5 равно ...

А.8885. Б.4445. В.4440.

7. Сколько существует способов разложения числа 16 на два множителя?

А. 3. Б. 2. В. 4.

8. Один ящик фруктов весит а кг. Сколько весят 15 ящиков?

А. а + 15. Б. 15аВ. 15 - а.

9. Первый множитель 15 и он в 2 раза меньше второго. Найдите их произведение.

А. 30. Б. 450. В. 45.

10. Если первый множитель увеличить в 100 раз, а второй оставить неизменным, то их произведение ...

А. Не изменится. Б. Увеличится в 100 раз.

В. Уменьшится в 100 раз.

ВАРИАНТ 2

  1. Равенство а · b = b · а является ...

А. Переместительным законом умножения.

Б. Сочетательным законом умножения.

В. Другим свойством умножения.

2. Равенство 94 · 1 = 94 в общем виде записывается ...

А. 94а = 94. Б. а · 1 = аВ. а · 1 = 1.

3. Множителями в произведении b · (х у· 7 являются ...

А. b, (х у), 7. Б. b, (х у). В. b, 7.

4. Значение выражения 3(а + 150) при а = 15 равно ...

А. 395. Б. 495. В. 455.

5. Произведение (а - 2 + Ь) · 4 в виде суммы представляется ...

А. (а - 2 + Ь) (а - 2 + Ь) (а - 2 + Ь) (а - 2 + Ь).

Б. а - 2 + Ь + 4. В. 4 + 4 + 4 + 4.

  1. Произведение 4 · 333 · 5 равно ...

А.6665. Б. 12 225. В.6660.

7. Сколько существует способов разложения числа 18 на два множителя?

A. 3. Б. 2. В. 4.

  1. Сколько стоят 4 кг конфет, если 1 кг стоит р.?

А. 4 - x. Б. 4 + x. В. 4x.

9. Второй множитель 10 и он в 3 раза меньше первого. Найдите их произведение.

А.30. Б.40. В.300.

10. Если второй множитель увеличить в 200 раз, а первый оставить неизменным, то их произведение ...

А. Увеличится в 200 раз. Б. Уменьшится в 200 раз.

B. Не изменится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Правило умножения смешанного числа на натуральное число"

Данный ресурс содержит краткий конспект и презентацию к уроку математики в 6 классе. ...

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "

Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....

Презентация по теме "Натуральные числа. Десятичная запись натуральных чисел"

Презентация к уроку математики в 5 классе по  теме "Натуральные числа. Десятичная запись натуральных чисел"...

УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ И ДРОБЕЙ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ И ДРОБЯМИ

Данный урок разработан с целью повторить и систематизировать базовые знания, полученные за первое полугодие полученные на уроках математики в 5 классах....

Натуральные числа. Обозначение натуральных чисел

Презентация на тему "Натуральные числа" для учеников 5 класса. Содержит в себе определения, примеры и задания по данной теме....