Конспект урока по математике "Длина окружности"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Урок математики в 6 классе по теме «Длина окружности»

 

Урок построен на основе технологии критического мышления. Используются некоторые приёмы данной технологии. Основная идея урока – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания об окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект41.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложение 1780 КБ
Office presentation icon Презентация2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе по теме «Длина окружности».

Цели:

- ввести понятие длины окружности и формулу длины окружности;

- вооружить учащихся методами и способами самостоятельной работы;

- способствовать формированию приёмов критического мышления, анализа, синтеза;

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Оборудование: демонстрационный материал для опытов; предметы цилиндрической и конической формы; ниточки, линейки; презентация. (В презентации использовались некоторые слайды из работы Савченко Елены Михайловны http://le-savchen.ucoz.ru/load/6-1-0-86)

Ход урока:

I. Актуализация опорных знаний.

- Начнём урок с повторения. В прошлом году мы с вами познакомились с понятием окружности и

его элементов, учились строить окружности (Приложение 2; слайд 2).

- Возьмите ЛИСТ №1 (Приложение 1).

- Постарайтесь, изучив его, вспомнить определения геометрических понятий, используя рисунки и

ключевые слова.

- Обсудите с соседом по парте.

- А теперь сформулируйте определения окружности, радиуса, хорды, диаметра, дуги окружности

(Приложение 2; слайд 3).

- Разгадайте теперь кроссворд, в котором используются эти и другие понятия.

Подсказка будет на рисунке. Можно отвечать с места (Приложение 2; слайд 4).

II. Подготовка к изучению нового материала.

- Сейчас проведём игру «Верю - не верю».

- Возьмите ЛИСТ №2 (Приложение 1).

- В таблице рядом с каждым вопросом поставьте знак + или - . (Спросить несколько учеников:

На какие вопросы вы ответили: «не верю»?). Обсудить.

- Теперь возьмите ЛИСТ №3 (Приложение 1). Прочитайте.

- Выполните задание «Инсерт» (Приложение 2; слайд 5) и, может быть, вы измените свой ответ и

замените его на другой в таблице «Верю - не верю», + на – или – на + .

- На какие вопросы после прочтения вы изменили свой ответ?

- Как вы думаете, ребята, какая у нас сегодня тема урока?

- Правильно, «Длина окружности» (Приложение 2; слайд 6).

- Запишите в тетрадях тему урока «Длина окружности».

- Посмотрите несколько слайдов, на которых можно увидеть окружность  и вести речь о длине

окружности (Приложение 2; слайды 7, 8, 9).

- А теперь, ребята, составьте к прочитанному тексту толстые вопросы. Можете использовать

вопросы с экрана, можете другие (Приложение 2; слайд 10).

III. Практическая работа.

- На каждой парте находятся предметы цилиндрической и конической формы, которые вы принесли

на урок. Во всех этих предметах есть окружность или круг.

- Сейчас вы будете проводить практическую работу. Результаты будете записывать в таблицу.

Приготовьте ЛИСТ № 4 (Приложение 1).

- Итак, посмотрите на экран и вы увидите, что вам предстоит сделать (Приложение 2; слайд 11).

- Возьмите нитку и при помощи её оберните дно предмета ниткой (1 раз) так, чтобы конец нитки

совпал с началом в одной и той же точке окружности.

- Растяните эту нить до отрезка и по линейке измерьте её длину (Приложение 2; слайд 12). Это и

будет длина окружности. Зафиксируйте в таблице. Затем измерьте диаметр и тоже занесите в

таблицу. Далее выполните деление C : d, округлите до десятых.

- Сделайте эти измерения для любых трёх предметов.

- Прочитайте ответы, которые вы получили при делении C : d.

- Что можно сказать по ответам?

- У вас у всех получилось примерно 3.

- Случайно ли это? Наверное, нет.

2) -Возьмите теперь ЛИСТ №5 (Приложение 1). Прочитайте текст.

- О чём вы узнали из текста? (о числе π)      

- Посмотрите на экран (Приложение 2; слайды 13, 14, 15).

- Теперь составьте, используя ЛИСТ №6 (Приложение 1), тонкие вопросы (по вариантам)

(Приложение 2; слайд 16)

IV. Закрепление.

- Итак, у нас теперь есть формула для вычисления длины окружности: C = πd или C = 2πR,

где π ≈ 3,14 или π = 22/7.

- Запишите эти формулы  в тетради и запомните.

- Теперь рассмотрим задачи на применение этих формул.

1) (Приложение 2; слайд 17)

d = 12cм                                                  С = πd ≈12·3,1 = 37,2 (см)

π ≈3,14                                                    

Найти С (округлить до единиц).          Ответ: 37,2 см

2) (Приложение 2; слайд 18)

С = 40,8м                                                 С = π d

π ≈3,14·                                                    40,8 = 3,14·d;       d = 13 (м)

Найти d.                                                  Ответ: 13 м

3) (Приложение 2; слайд 19)

С = 3580 · 3,14 =

С = 5040 · 3,14 =

С - С = ?

Итог урока.

- Урок приближается к концу. На этапе рефлексии составим КЛАСТЕР. (Приложение 2; слайд 20)

- Возьмите ЛИСТ №7  (Приложение 1). В графе «личные ответы» запишите свои ответы.

- Обсудим и составим кластер.

Домашнее задание:

Прочитать §22

Просмотреть все ЛИСТЫ.

Составить по теме урока «Ромашку» Блума. (Приложение 2; слайд 21)

Закончить задачу.

Знать все формулы.

Спасибо за урок!  



Предварительный просмотр:

ЛИСТ №1

Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.

Рисунок

Определяемое понятие

Используемые ключевые понятия

1

Окружность

Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.

2

радиус

Точки окружности, центр окружности, отрезок.

3

Хорда

Отрезок, точки окружности.

4

Диаметр

Хорда окружности, центр окружности.

5

Дуга

Две точки, часть окружности.

ЛИСТ №2

Игра «Верю-не верю»

Вопрос

«+» верю,

«-» не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

 

2. Верите ли вы, что окружность и круг – это одно и то же?

 

3. Верите ли вы, что границу круга называют периметром круга?

 

4. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

 

5. Верите ли вы, что ещё в древности люди пытались измерить длину окружности?

 

6. Верите ли вы, что  длину окружности можно измерить?

 

7. Верите ли вы, что дрессированная обезьяна в любом цирке мира  пробегает вокруг арены цирка одно и тоже расстояние?

 

8. Верите ли вы, что планеты движутся  вокруг Солнца по окружности?

 

ЛИСТ №3

Исторические сведения об окружности

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности - радиус. Слово это латинское и означает « луч». В древности не было этого слова. Впервые термин «радиус» встречается в «Геометрии» французского учёного Рамса, изданной в 1569 году.

В Древней Греции круг и окружность считали венцом совершенства, т.к. окружность – единственная кривая, которая может «скользить сама по себе», вращаясь вокруг центра. Основное свойство окружности даёт ответ на вопросы, почему колёса делают круглыми, а не квадратными или треугольными.

Кстати, о колесе. Это – одно из самых великих изобретений человечества. Самые первые колеса были сделаны  в Месопотамии (ныне Ирак) в 3500-3000 гг. до н.э. И они представляли собой тележное колесо.

Но потом перед людьми встала необходимость определять длину окружности колеса. Например, для того, чтобы деревянное колесо дольше служило, его обивали металлическим ободом. Чтобы его изготовить, естественно, надо было знать длину этого обода, т. е. длину окружности колеса.

                               

 

Со временем изобретения гончарного круга люди научились делать круглую посуду – горшки, вазы, амфоры. Круглыми были и колонны, подпирающие здания.

Но не только в процессе работы люди знакомились с различными фигурами. Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище. И многие, созданные давным-давно украшения, имели округлую форму. Браслеты и кольца имели форму окружности. И здесь тоже надо было знать длину окружности браслета или кольца.  

Художники, расписывавшие дворцы, тоже использовали окружность. Торжественность и устремленность ввысь придают зданиям арки, полукруглые своды и окна. И сейчас нам часто приходится сталкиваться с окружностями и кругами вокруг нас.

Это и надувные бассейны, и различные здания.

Кстати все арены цирка имеют одинаковые размеры, а значит и одинаковые длины окружностей вокруг арены.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Согласно Аристотелю, небесная материя, из которой состоят планеты и звезды, как самая совершенная, должна двигаться по самой совершенной линии - окружности. Сотни лет астрономы считали, что планеты двигаются по окружностям. Это ошибочное мнение было опровергнуто лишь в XVII веке учением Коперника, Галилея, Кеплера и Ньютона.

ЛИСТ №4

Сравнительный анализ

Номер предмета

п/п

Диаметр окружности

(d)   

Длина окружности

(С)

C : d

1.

2.

3.

ЛИСТ №5

Число π ( это первая буква слова «периферия», в переводе с греческого «окружность»)

Археологические раскопки свидетельствуют, что окружность и круг были известны людям ещё в древности. Уже тогда в глубокой древности считалось, что окружность ровно в 3 раза длиннее диаметра. Эти сведения содержатся в клинописных табличках Древнего Междуречья.

Сейчас известно, что значением числа  π в разные времена считали различные числа.

В Древнем Египте (ок. 3500 лет назад) считали π=3,16, а древние римляне полагали, что π=3,12. Все эти величины были установлены опытным путём, а в 3 в. до н.э. великий учёный Древней Греции Архимед определил без измерений одними рассуждениями точное значение числа π (π = 22/7), которое в дальнейшем получило название числа  Архимеда. Многие математики занимались изучением числа π. Для обозначения частного от деления длины окружности на диаметр впервые букву π использовал английский математик Джонс в 1706 г., но общепринятым это обозначение стало благодаря работам великого математика Эйлера. Он вычислил для числа π 153 десятичных знака, но общепринятым это обозначение стало благодаря работам великого математика Эйлера. Он вычислил для числа π сто пятьдесят три десятичных знака. А вот в 1873 году англичанин В.Шенке определил с точностью до 707 действительных знаков, усердно проработав 15 лет. Сейчас с помощью компьютера число π можно вычислить с точностью до миллиона знаков, но для обычных вычислений с числом π вполне достаточно запомнить три первые цифры числа π≈3,14… А для запоминания большего числа знаков существуют забавные поговорки и стихи. Например, такие:


Нужно только постараться,
И запомнить все как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.                                      

 3,1415926…

Для закрепления в памяти рационального выражения  числа Архимеда π=22/7 может оказаться полезным шуточное стихотворение:


22 совы скучали,
На семи сухих ветвях.
22 совы мечтали,
О семи больших мышах.

ЛИСТ №6

Кластер.

Вопросы

Личные ответы

Коллективные ответы

1.Что такое окружность?

2. Что проще: измерить или вычислить длину окружности?

3. По какой формуле измеряется длина окружности?

4. Что означает число π?

5. Чему равно приближённое значение числа π?

«Ромашка» Блума


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель математики Камилова Раиса Шамилевна МОУ «СОШ №89», г. Казань

Слайд 3

Определение. Окружностью называется фигура, которая состоит из всех точек плоскости, равноудаленных от данной точки( центра ). Окружность B C D E A О Радиус - отрезок, соединяющий точку окружности с её центром. ( OA ) Хорда - отрезок, соединяющий две точки окружности. (BC) Диаметр - хорда, проходящая через центр окружности . ( DE ) Дуга - часть окружности, ограниченная двумя точками.( AD )

Слайд 5

Длина окружности

Слайд 6

Инсерт + – новое ν – уже знал ? – не понял, есть вопросы

Слайд 7

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Колесо обозрения ГЛАЗ ЛОНДОНА

Слайд 8

Сборные круглые бассейны

Слайд 10

Толстые вопросы Объясните, почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….?

Слайд 11

Длина окружности

Слайд 12

Сравнительный анализ Номер предмета п/п Диаметр ( d ) Длина окружности ( С ) С : d 1. 2. 3.

Слайд 13

Великий древнегреческий математик Архимед ( III в. до н.э.), выполнив множество измерений, установил, что длина окружности примерно в раза больше её диаметра.

Слайд 14

Длина окружности примерно в раза больше её диаметра. Диаметр Показать Число называют Архимедово число. 22 7

Слайд 15

C = П d Это число обозначают греческой буквой (читается «пи»). Обозначим длину окружности буквой С, а длину диаметра буквой d , тогда С : d = . C = 2 П r Число называют Архимедово число. 22 7 Работы участников конкурса "Олимпиада по математике". Школа 89, г. Казань 3035 Афзалова Роберта 6 класс 3036 Рязанова Оксана 6 класс 3037 Валеева Аделя 6 класс 3038 Богданова Анастасия 6 класс 3039 Трескова Анастасия 6 класс 3040 Абзалов Эмиль 6 класс 5009 Гилазиев Искандер_11 класс 5010 Клюев Сергей_11 класс

Слайд 16

Тонкие вопросы 1. Что? 2. Кто? 3. Где? 4. Когда? 5. Можно ли? 6. Согласны ли вы?

Слайд 17

Диаметр компакт диска равен 12 см. Найдите длину окружности этого диска. Число округлите до десятых. 12 см Колесо на расстоянии 360 м сделало 150 оборотов. Найдите диаметр колеса. Результат округлите до метра. 360 м 150 оборотов

Слайд 18

? С = 40,8 м Окружность арены во всех цирках мира имеет длину 40,8 м. Найдите диаметр арены.

Слайд 19

5040 км 3580 км Показать Радиусы географических параллелей земной поверхности, на которых расположены города Афины и Москва, соответственно равны 5040 км и 3580 км. На сколько параллель Москвы короче параллели Афин?

Слайд 20

Кластер Вопросы Личные ответы Коллективные ответы 1. Что такое окружность? 2. Что проще: измерить или вычислить длину окружности? Почему? 3. По какой формуле измеряется длина окружности? 4. Что означает число π ? 5. Чему равно приближённое значение числа π ? По-разному, в зависимости от ситуации. C = πd или C = 2πr π = C : d π = 22/7 ≈3,14 Окружность – это фигура, составленная из всех точек плоскости, равноудалённых от одной точки ( центра )

Слайд 21

“ Ромашка” Блума


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Длина окружности и площадь круга"

Материал содержит конспект урока по математике для 6 класса по теме "Длина окружности и площадь круга". Автор: Гончарова Татьяна Ивановна, учитель математики МОУ Лицей №10 имени Д.И. Менделеева....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПАРАЛЛЕЛОГРАММ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, РОМБ, КВАДРАТ и ОКРУЖНОСТЬ.

В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими пр...

Презентация и конспект урока по математике в 6 классе "Окружность. Длина окружности"

Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выведении формул длины окружности и их применении при решении задач. Проблемная ситуация создает ...

Конспект урока по геометрии "Окружность"

Конспект урока по геометрии "Окружность" 7 класс....

Конспект урока "Касательная к окружности"

Конспект урока для 8 класса. Урок изучения нового материала....

План-конспект урока "Окружность. Длина окружности" (урок решения задач, 6 класс)

Урок решения задач краеведческого содержания (с использованием некоторых сведений из истории города Калуги)...

Конспект урока "Аксонометрические проекции окружности"

Цели: - познакомить учащихся со способами получения окружностей в аксонометрических проекциях;- формировать умения строить оси;- научить построению аксонометрических проекций предметов, имеющих круглы...