Открытый урок. Правильные и неправильные дроби.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Колганова Полина Александровна

Технологическая карта урока для 5 класса к учебнику Н.Я.Виленкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._pravilnye_i_nepravilnye_drobi.docx158.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Колганова Полина Александровна

Тема: Правильные и неправильные дроби.

 Класс: 5

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

содержательная: формирование понятий правильных  и неправильных дробей, умения различать и сравнивать правильные и неправильные дроби.

деятельностная: формирование  и развитие УУД

познавательных:

–уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя);

– добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке);

–уметь использовать знаково - символические средства;

–преобразовывать информацию из одной формы в другую

регулятивных:

–обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

– выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

коммуникативных:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

личностных:

– независимость и критичность мышления;

– воля и настойчивость в достижении цели.

Оборудование: компьютер с проектором, презентация MicrosoftOfficePowerPoint

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд – М.:Мнемозина, 2013. – 264 с.: ил.

Образовательные технологии: Технология  проблемного обучения.

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

ЭОР

1. Мотивация к учебной деятельности

Самоопределение к учебной деятельности

Визуальный контроль готовности кабинета и учащихся к уроку.

Создание положительного настроя на продуктивную работу.

 «Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок».

Выполняют самооценку готовности к уроку: наличие тетрадей, учебника, инструментов.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

-Ребята, с какими числами мы работали на прошлом уроке?

- Как называется число над дробной чертой?

 – под дробной чертой?

- что показывает знаменатель дроби?

– числитель дроби?

Что вы уже знаете и умеете делать, используя обыкновенные дроби?

- Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель каждой дроби. Что они показывают?1/5; 5/7; 12/13; 8/8;

- Сравните дроби 5/7 и 2/7, 3/5 и 5/5, 12/13 и 4/3?

- Все ли дроби вы смогли сравнить?

- Где появилось затруднение?

- Давайте поработаем и в конце урока попытаемся решить эту проблему.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Обыкновенные дроби

Числитель

Знаменатель

На сколько частей разделили целое

Сколько частей выбрали.

Сравнивать, находить часть от целого и целое по его части.

Учащиеся читают дроби и объясняют, что означают их знаменатели и числители.

Сравнивают  пары дробей: 5/7 и 2/7;  /5 и 5/5, 12/13 и 4/3

Учащиеся испытывают затруднение при сравнении третьей пары

Записывают число

Слайд 1

3. Выявление места и причины затруднения

-Перед вами задание №1. Прочитайте его.

1. Длина дорожки от ворот школы до крыльца равна 80 метрам. Рабочим нужно уложить ее плиткой. Рабочие выполнили 3/4 всей работы. Сколько метров дорожки им осталось уложить плиткой?

2. Сделаем иллюстрацию к этой задаче. Какой длины прямоугольник удобнее нарисовать для иллюстрации?

-Закрасьте  одним цветом ту часть дорожки, которую уже уложили плиткой.

3. А если рабочие уложили не 3/4, а 1/4 дорожки?

2/4 ?

4/4 ?

5/4 ? Это возможно?

-Вернемся к началу нашей задачи.

-Что означает обыкновенная дробь 1/4?

2/4 ?

3/4 ?

4/4 ?

5/4 ?

-Разделили на 4, а взяли 5, это правильно?

-Итак, дробь 5/4 получила название НЕПРАВИЛЬНАЯ ДРОБЬ.

У каждой пары задача

Решение задачи

1) 80:4=20 (м)- 1/4

2) 20*3=60 (м)- заложили

3) 80-60=20 (м)- осталось

Рисуют прямоугольник, делят его на 4 части и закрашивают 3 части

Уложили 20, ост. 60

Уложили 40, ост. 40

Уложили 80, ост. 0

Получился лишний кусок.(или 100м)

Разделили на 4 части- взяли 1 часть

: на 4, взяли 2

: на 4, взяли 3

: на 4, взяли 4

: на 4, взяли 5

Нет, НЕПРАВИЛЬНО

Слайд 2

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Разбейте данные  дроби на две группы и запишите в тетрадь.

1/5; 5/7; 12/13; 13/13; 15/10; 8/8; 8/7.

-  На какие две группы можно разделить эти дроби?

-Сформулируйте тему нашего урока.

- Как вы думаете,  чему мы должны сегодня научиться?

- Чем отличаются правильные дроби от неправильных? Дайте определения этих дробей.

-Где можно найти подтверждение  ваших определений?

Учащиеся  разбивают на две группы, записывают в тетрадь (работа в группе)

Один ученик работает на доске

Дети замечают, что в  1 группу подходят дроби -1/5; 5/7; 12/13;

2 группу – 13/13; 8/8;15/10 , 8/7.

Дети говорят, что дроби тоже могут быть правильные и неправильные.

Обучающиеся формулируют тему урока («Правильные и неправильные дроби»)и его цель (научиться сравнивать правильные и неправильные дроби»)

Записывают тему урока в тетради.

Учащиеся выдвигают гипотезы формулировок.

В учебнике

Слайд 3

5. Первичное закрепление во внешней речи

Откройте учебник на странице 151, прочитайте приведенные там определения.

-Совпадают ли определения, напечатанные в учебнике с тем, что дали вы?

-Давайте все наши выводы оформим в схему

-Какие числа мы изучаем?

-Из чего состоит дробь?

-На какие виды подразделяются дроби?

-Если ……,то ……

Проговорить про себя по схеме определения правильных и неправильных дробей

-Расскажите определения друг другу.

Работа по учебнику:

1). Работа в паре. № 975 стр.152

Отметьте на луче точки с координатами ¼; 2/4; ¾; 4/4; 5/4; 6/4; 7/4; 8/4. За единичный отрезок примите 12 клеток.

Посмотрите на чертеж и ответьте на вопросы:

- какие дроби расположены левее 1?

- какие дроби расположены правее 1?

- Сравните правильные дроби с 1.

- Сравните неправильные дроби с 1.

- Сравните правильные и неправильные дроби?

Дополните схему.

2)Длина отрезка АВ=8см. Начертите отрезок, длина которого равна: а) ¾ длины отрезка АВ; б) 5/4 длины отрезка АВ.

-Какой из отрезков будет длиннее? Почему?

-Начертите отрезки.

- Давайте вернемся к проблеме, которая возникла в начале урока, и попробуем её решить

Сравните дроби 12/13 и 4/3.

- Как сравнить правильную дробь с неправильной?

3) № 976 стр. 152

Напишите: а) все правильные дроби со знаменателем 6; б) все неправильные дроби с числителем 5.

4) Работа над задачей.

№ 980 стр. 152.

Бригада строителей построила ферму за 48 дней. По плану требовалось 5/4 этого времени. Сколько дней отводилось на постройку фермы по плану?

-Прочитайте задачу.

-За сколько дней бригада построила ферму?

-Сколько потребовалось по плану?

-Как вы это понимаете?

Работают с учебником

Работа в парах

Выполняют задание, работая в группе. Оказывают консультацию и помощь друг другу.

Выполняют задание в тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя.

Дополняют схему

Выполняют задание в тетрадях и на доске.

Учащиеся  сравнивают дроби, объясняя выбор знака.

Читают задачу учебника. Отвечая на вопросы учителя, анализируют информацию условия задачи. Решают задачу.

Слайд 5

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

На экране  дроби

1.Разделите дроби на 2 группы

2.Сравнить дроби

Выполняют самостоятельную работу

Проверяют по образцу

Слайд 6

  1. Разделите дроби на две группы.

2/7,  5\9,  3\7, 4\7,  9\9, 7/9,7\7, 9\7, 11/7,12\9

  1. Сравните 2/7 и 3/3, 8/4 и 10/10, 15/21 и 9/2

Проверьте себя.

Слайд 7

7. Рефлексия деятельности на уроке

-Назовите тему урока.

-Расскажите, чему вы научились на уроке?

-Ответьте на вопросы на стр. 152

- Оцените свою деятельность на уроке.

  • У меня получилось…
  • Я понял…
  • Мне понравилось…
  • Мне не понравилось…
  • Мое настроение

Отвечают на вопросы.

Формулируют правила.

Рассказывают, что узнали.

Осуществляют самооценку.

Слайд 8

  • У меня получилось…
  • Я понял…
  • Мне понравилось…
  • Мне не понравилось…
  • Мое настроение

8.  Информация о домашнем задании

Домашнее задание: стр. 154, № 999, 1001, 1004, прочитать текст параграфа и ответить на контрольные вопросы.

Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания.

Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания.

Слайд 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК «ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ» 5 КЛАСС

Цель урока:Дать понятие правильной и неправильной дроби;Научить отличать правильные и неправильные дроби ; Формировать вычислительные навыки, логическое мышлениеХод урока.Организационный...

презентация к уроку "Правильные и неправильные дроби"

Презентация  имеет интерактивный храктер, предусматривает возможность проверки и самооценки каждого задания......

Конспект урока "Правильные и неправильные дроби"

Урок - путешествие в сказку "Колобок". Конспект урока и презентация....

Презентация к уроку "Правильные и неправильные дроби". 5 класс.

Урок соответствует требоваеиям ФГОС ООО. Автор учебника Е.А. Бунимович...

Урок_Правильные и неправильные дроби, 5 класс (ФГОС)

Урок разработан в соответствие с ФГОС....

Технологическая карта к уроку "Правильные и неправильные дроби"

Задачи урока:             Образовательные:    - ввести понятие правильных  и неправильных дробей...

Открытый урок. Правильные и неправильные дроби.

Правильные и неправильные дроби. Конспект и Презентация....