Открытый урок. Правильные и неправильные дроби.
методическая разработка по математике (5 класс)

Курбатова Нина Сергеевна

Правильные и неправильные дроби. Конспект и Презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Правильные и неправильные дроби» Дроби всякие нужны, Дроби разные важны. Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача. Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет лёгкой даже трудная задача.

Слайд 2

1.Прочитайте следующие дроби. 2.Что показывает числитель и знаменатель выделенных дробей?

Слайд 3

Какая часть фигуры заштрихована? Сосчитайте, на сколько равных частей разделена фигура. (Это – знаменатель дроби). Сосчитайте, сколько равных частей заштриховано. (Это – числитель дроби).

Слайд 4

Какая часть фигуры заштрихована?

Слайд 5

Определите координаты точек

Слайд 6

Дан ряд дробей: Какая из дробей лишняя? Почему? Какая из дробей лишняя? Почему?

Слайд 7

-Распределите дроби на группы. -Сколько групп получилось? -По какому принципу выполнено распределение?

Слайд 8

ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ Числитель меньше знаменателя Числитель больше знаменателя Числитель равен знаменателю

Слайд 9

ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ Числитель меньше знаменателя Числитель больше знаменателя Числитель равен знаменателю

Слайд 10

3 4 числитель меньше знаменателя числитель равен знаменателю ДРОБЬ НЕПРАВИЛЬНАЯ числитель больше знаменателя 5 4 4 4 ДРОБЬ ПРАВИЛЬНАЯ

Слайд 11

Алгоритм действий 1.Назвать числитель и знаменатель дроби. 2.Сравните их. 3.Сделать вывод, используя определение правильной и неправильной дроби.

Слайд 12

Загрузим в грузовик правильные дроби ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;

Слайд 13

Загрузим в поезд неправильные дроби ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;

Слайд 14

Физминутка

Слайд 15

Выполните задания Учебник: стр. 152, №977, 980

Слайд 16

Выполните тест: 1) Если числитель больше знаменателя, то дробь - а) правильная; б) неправильная; в) обыкновенная . 2) Если числитель меньше знаменателя, то дробь- а ) правильная ; б) неправильная; в ) обыкновенная . 3) . Какая из дробей является правильной: 4) Дробь будет неправильной, если: а)с=6; б)с=3; в)с=5. 5) Сравните с единицей дроби:

Слайд 17

Выполните тест: 1) Если числитель больше знаменателя, то дробь - а) правильная; б) неправильная; в) обыкновенная . 2) Если числитель меньше знаменателя, то дробь- а ) правильная ; б) неправильная; в ) обыкновенная . 3) . Какая из дробей является правильной: 4) Дробь будет неправильной, если: а)с=6; б)с=3; в)с=5. 5) Сравните с единицей дроби:

Слайд 18

Достигли ли вы поставленной цели? Мне удалось: Научиться….. Составлять…. Понять……. Что не получилось сегодня и почему?

Слайд 19

Домашнее задание У: п.25 – прочитать текст; выучить определения. № 1000, 1002.

Слайд 20

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Урок математики 5 класс по теме «Правильные и неправильные дроби»

Учитель: Курбатова Нина Сергеевна

Предмет: математика. Класс:5 класс.

Тема: Правильные и неправильные дроби. Тип урока: урок закрепления материала.

Формы работы: в парах, индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные, наглядные. Относительно характера познавательной деятельности: практические.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Н.Я. Виленкин и др. 5 класс. М.: Просвещение, 2014 г.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.

Педагогические задачи:

Обучающая: научить распознавать дроби правильные и неправильные, читать и отмечать дроби на координатном луче, решать задачи.

Развивающая: развивать внимание; познавательную активность.

Воспитательная: воспитывать внимательность, аккуратность при работе с текстами и записями примеров с правильными и неправильными дробями.

Планируемые результаты: Знать какая дробь называется правильной, а какая неправильной; уметь распознавать правильные и неправильные дроби.

Формируемые УУД:

Познавательные: уметь делать выводы, формировать навык распознания правильных и неправильных дробей; применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные: уважать и уметь слушать друг друга, взаимодействовать в паре, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в паре и индивидуально, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать достижения свои и одноклассников.

Личностные УУД: формировать навыки самоорганизации, учебную мотивацию, оценивать результат и рефлектировать его в отношении личностной значимости.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-повторяют правило для распознавания правильных и неправильных дробей; -отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи; -оценивают себя; -выполняют рефлексию.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Проверяет подготовленность обучающихся к учебному занятию, организует внимание детей. Приветствует их. Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, я вижу, что все вы готовы к уроку, пожалуйста, присаживайтесь. Откройте тетради и подготовьте их к работе на уроке.

Проверяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока. Приветствуют учителя.

Актуализация и мотивация деятельности

Осуществляет вводную беседу. Скажите ребята, как называется общая тема, которую мы изучаем? Что мы знаем о дробях? Какие открытия были сделаны на предыдущем уроке?

Тема урока:

Правильные и неправильные дроби

Дроби всякие нужны, Дроби разные важны.

Повторим что знаем, выполняя устную разминку.

Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы (узнали: что такое дробь; что такое числители и знаменатели и что они показывались; научились записывать и читать дроби; находить часть от целого; отмечать дроби на координатном луче, на предыдущем уроке познакомились с правильными и неправильными дробями.).

  1. Прочитайте дроби, которые вы видите на слайде. Назовите числители и знаменатели.

        

                        

  1. Что показывает числитель и знаменатель дробей, которые выделены цветом?

Читают дроби.

Какая часть фигуры заштрихована? Как определили?

  • Сосчитайте, на сколько равных частей разделена фигура. (Это – знаменатель дроби).5
  • Сосчитайте, сколько равных частей заштриховано. (Это – числитель дроби).3

 и

Какая часть фигуры №2 заштрихована? №3, № 4?

; ,

Определяют, какая часть фигуры заштрихована.

Определите координаты точек на координатном луче.

На сколько отрезков разделили наш луч.10

А=; В=; С=1; Д=

Определяют координаты точек и поясняют, как они это делают.

Дан ряд дробей. Прочитайте дроби.

— Какая из дробей лишняя? Почему?

 Числитель больше знаменателя.

 Числитель равен знаменателю.

Что можете сказать про остальные дроби? Правильные

Обучающиеся читают дроби. Объясняют, какая лишняя. Обучающиеся второго варианта читают дроби. Объясняют, какая лишняя.

Выполняют задание, готовят ответы на вопросы.

Определение целей и темы урока.

На столах у вас имеются карточки, на которых записаны разные дроби. Работая в паре, распределите дроби на группы. И подготовьте ответы на вопросы, которые вы видите на слайде. Приступаем к работе. Время работы 3 минуты.

                        

Закончили работу.

Отвечаем на вопросы. Сколько групп у вас получилось?3 Сравните, используя информацию на слайде, содержимое полученных групп дробей.

По какому принципу выполнено распределение? И так в 1 группе оказались дроби, у которых числитель меньше знаменателя. Дроби первой группы называют правильными. Как бы вы назвали дроби второй группы? И как бы вы назвали дроби третьей группы?

Тема сегодняшнего урока была записана на первом слайде. Кто мне назовёт тему урока? Определите цели урока.

— закрепить какие дроби называются правильными, а какие неправильными

— научиться распознавать правильные и неправильные дроби.

Отвечают, выполняют сравнение.

 

Отвечают: неправильными.

Формулируют тему урока.

Определяют цели урока.

Осмысливают информацию.

Итак, мы распределили дроби на группы и дали им названия. Дайте определения правильным и неправильным дробям. Где же мы можем узнать, правы ли мы? Откройте учебник на стр. 151. Сравните свои определения с определениями в учебнике. Идём дальше.

Формулируют определения.

В учебнике. Выполняют сравнение.

Закрепление знаний

Составьте алгоритм действий, выполняя который вы сможете распознать какая перед вами дробь: правильная или неправильная

1. Назвать числитель и знаменатель дроби

2. Сравните их

3.Сделать вывод, используя определения правильной и неправильной дробей.

<1 – правильная; >1;=1 - неправильные.

Выучили определения правильной и неправильной дроби.

 

Составляют алгоритм действий

Предлагаю выполнить следующие задания (задания на слайде). Загрузите правильные дроби в грузовик. Вы называете дробь. Если ответ верный, то дробь отправляется в грузовик.

                                

Выполняют задания на распознавание дробей.

А в поезд загрузим все неправильные дроби.

        

                                                

Итак, дроби отправились в путешествие, а мы с вами продолжаем.

Физкультминутка

Предлагает сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Тихо встали и немного отдохнём.

Я буду называть дроби: если дробь правильная хлопаем, неправильная топаем.

Молодцы. Тихо сели.

Выполняют физ. минутку.

Решение тренировочных упражнений

Предлагает выполнить задания из учебника с комментированием у доски: стр. 152)№ 977 дополнительно изобразить дроби в задании а) на координатном луче.

С 1/10 до 9/10

Б)С 16/1 до 16/16

2)№979. За 6 минут – 1 м. за 1 мин. – 1/6 м. за 5 мин. – 5/6 м. за 7 мин. – 7/6. За 11 мин. – 11/6 м.

Решают задания.

А сейчас, ребята, предлагаю вам небольшой тест, для проверки того, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Прочитайте задания. Задайте вопросы, если они возникли. Вопросов нет, приступили к заданию. Время выполнения 5 мин. Закончили работу. Взяли карандаш и выполним самопроверку правильности решения по образцу. (Ответы на слайде). Оцените свою работу:

Решают тест. 

Осуществляют самопроверку.

Решение теста

Если вы получили 6-7 «+», то вы получаете за это задание отметку «5». Если вы получили 4-5 «+», то вы получаете за это задание отметку «4».

Те, у кого менее 4 «+», сегодня отметки не получает. У вас есть возможность повысить свою отметку на следующем уроке.

Критерии оценивания: отметка выставляется в зависимости от числа правильно выполненных заданий.

Итог урока. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Вернёмся к целям, которые ставили в начале урока. Как вы, считаете, достигли ли мы цели? Почему так считаете?

— закрепить какие дроби называются правильными, а какие неправильными

— научиться распознавать правильные и неправильные дроби.

На столах  лежат листочки с изображением лица человека  (довольного,  равнодушного, грустного). Отметьте,  с каким лицом вы уходите с урока.

Мне было трудно ….

3/5. Грустный

Мне было интересно …

5/5. Равнодушный

Могу себя похвалить …

6/5. Довольный

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\1 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\2 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\3 смайл.jpg

Выполняют рефлексию: учащихся отвечают на вопросы и высказывают свои мнения.

Информация о домашнем задании.

Сообщает домашнее задание.П.25.№1000, 1002.

Спасибо за урок!

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по математике 5 класс по теме «Правильные и неправильные дроби»

Учитель: Курбатова Нина Сергеевна

Класс: 5  класс

Предмет: математика

Тема: «Правильные и неправильные дроби»

Данная тема входит в раздел «Обыкновенные дроби». Тема «Обыкновенные дроби»  одна из ключевых тем в курсе математики. Любой ребенок должен научиться оперировать ними для дальнейшего успешного обучения в старших классах.

При планировании данного урока, старалась применить такие  учебные возможности  как эмоциональность, любознательность, игровые моменты. Через эти возможности  повторить изученный материал.

Цели урока:

- закрепить какие дроби называются правильными, а какие неправильными

— научиться распознавать правильные и неправильные дроби

Задачи урока:

Обучающая: научить распознавать  дроби правильные и неправильные, читать  дроби на координатном луче, решать задачи..

Развивающая:  развивать внимание;  познавательную активность.

Воспитательная: воспитывать внимательность, аккуратность при работе с текстами и записями примеров с правильными и неправильными дробями.

Тип урока: урок закрепления материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе MS PowerPoint, доска, мел.

Структура урока спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствует познавательной активности учащихся. Материал излагался научно, доступно. Все задания соответствовали программным требованиям.

Основной упор на уроке делался на подготовку к восприятию нового материала и его изучению.

Формируемые УУД:

Познавательные: уметь делать выводы, формировать навык распознания правильных и неправильных дробей; применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные: уважать и уметь слушать друг друга, взаимодействовать в паре, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные УУД:  понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в паре, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать достижения свои и одноклассников.

Личностные УУД: формировать навыки самоорганизации, учебную мотивацию, оценивать результат и рефлектировать его в отношении личностной значимости.

 

Методические приемы: выбрала сочетание следующих средств и методов: иллюстративный (восприятие информации, для лучшего понимания и запоминания материала). Познавательный (выполнение творческих задач). Эмоциональный (создание ситуации успеха), частично – поисковый (тест).

Формы обучения: самостоятельная работа, работа с самопроверкой, работа с наглядным материалом, устная работа с классом.

Такое сочетание форм делает урок интереснее, не дает накапливаться усталости, однообразию.

Контроль усвоений знаний умений и навыков (вторичный).

Использовала презентацию, компьютер, проектор.

Разнообразие заданий повышают работоспособность детей, улучшается психологический климат на уроке.

Для снятия напряжения и эмоциональной разгрузки, предлагается физминутка, которая связана с темой урока.

Работа с учебником проводилась, была работа в тетрадях.

Рефлексия в конце урока помогает определить уровень усвоения материала и поставить цели для дальнейшей работы. Результаты рефлексии: на начало урока в классе были учащиеся с настроением всех трех случаев, а на конец урока, все показали – отличное настроение. Думаю, что урок удался, поставленные цели достигнуты.

Тон ведения урока доброжелательный. Стараюсь корректно и объективно подходить к оценке деятельности учащихся, тактично отмечая слабые места.

С моей точки зрения урок был построен методически верно. Были учтены объём и сложность информации, возрастные особенности и учебные возможности учащихся.

На каждом уроке, в том числе и на данном уроке, побуждаю учащихся к самопроверке, самоанализу и само коррекции (задание на развитие внимания, памяти, через самостоятельное решение задач).

Задачи:

  • используя презентации, создать разнообразные по типу и формам задания;
  • расширение видов деятельности на уроке;
  • формирование у учащихся мотивации к изучению математики;
  • усиление наглядности и «яркости» обучения.

Развивающие:

Цель: показать учащимся возможности компьютерной техники.

Задачи:

  • развивать пространственное мышление;
  • развивать логическое мышление.

Метапредметные   результаты:

  • Умеют определять цели и составлять планы, самостоятельно выполнять задания по составленному плану, составлять алгоритм.
  • Умеют продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами, работая в парах.
  • Владеют навыками познавательной учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем, способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения задач.
  • Умеют самостоятельно оценивать свою деятельность (самопроверка теста и выставление оценок).
  • Владение математическим языком (при ответах на вопросы, при формулировке правил, определений, решении задач).
  • Умеют работать с учебником и материалами презентации.

Проблемы

Нужно работать над навыками владения познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\2 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\1 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\3 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\2 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\1 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\3 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\2 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\1 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\3 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\2 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\1 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\3 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\2 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\1 смайл.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\3 смайл.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК «ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ» 5 КЛАСС

Цель урока:Дать понятие правильной и неправильной дроби;Научить отличать правильные и неправильные дроби ; Формировать вычислительные навыки, логическое мышлениеХод урока.Организационный...

презентация к уроку "Правильные и неправильные дроби"

Презентация  имеет интерактивный храктер, предусматривает возможность проверки и самооценки каждого задания......

Конспект урока "Правильные и неправильные дроби"

Урок - путешествие в сказку "Колобок". Конспект урока и презентация....

Презентация к уроку "Правильные и неправильные дроби". 5 класс.

Урок соответствует требоваеиям ФГОС ООО. Автор учебника Е.А. Бунимович...

Урок_Правильные и неправильные дроби, 5 класс (ФГОС)

Урок разработан в соответствие с ФГОС....

Технологическая карта к уроку "Правильные и неправильные дроби"

Задачи урока:             Образовательные:    - ввести понятие правильных  и неправильных дробей...

Открытый урок. Правильные и неправильные дроби.

Технологическая карта урока для 5 класса к учебнику Н.Я.Виленкина...