Заключительный урок по теме "Решение уравнений". ( 5 класс)
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Онопринко Елена Владимировна

Заключительный урок математики в 5 классе по теме "Решение уравнений" построен в виде математического поединка "Учитель - класс".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_5_klasse_uravneniya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заключительный  урок  по  теме  «Решение  уравнений»   в  5  классе.  

   Игровая  форма  урока:  математический  турнир   «Учитель – класс».

                                   Цели  урока:

  • воспитывать  интерес  к  математике,  активность,  чувство  взаимопомощи  и  товарищества,  умения  проверять  и  оценивать  работу;
  • развивать  математический  кругозор,  мышление,  речь,  внимание  и  память;
  • повторить,  обобщить  знания  по  теме,  подготовиться  к  контрольной  работе.

                                   

Ход  урока:

  1. Оргмомент.
  2. Определение  целей  учебпой  деятельеости  и  знакомство с правилами  игры.

-  Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? (На доске карточки с уравнениями, рисунки с равенствами)

- Правильно, сегодня  на  уроке  мы  повторим  материал  по  теме  «Уравнения»  и  подготовимся  к  предстоящей  контрольной  работе.  

– Вы любите играть?

- Предлагаю урок  провести  в  форме   «Математического  поединка  Учитель – класс».  

- За  правильный  ответ  ученика  класс  получает  1  балл.  За   неправильный  ответ  1  балл  получает  учитель.  За  подсказку  или  нарушение правил поведения на уроке у  у  класса  снимается  1  балл.  Если  класс  выиграет  с  разницей  не  меньше  10  баллов,  я  познакомлю  вас  с  секретом  из  математического  сундучка.

  1. Математический  турнир.

  1. раунд  «Волна»
  • Хорошо ли вы  помните  правила  по  теме?  Откройте  учебник  и  повторите  основные  понятия.  

В  это  же  время  несколько  учащихся  работают  у  доски  индивидуально:

1ученик:  «Найди  ошибку  в  решении  примера и исправь красным мелом»:

      34 – x = 17                 x – 18 = 25               x + 14 = 25

      x = 34 + 17 ( - )           x = 25 – 18 (+)         x = 25 – 14

       x = 51                         x = 7                         x = 11 (10)

2 и 3 ученики (работа в паре):    « Чистая  доска»:

 -   Для  работы  на  уроке  нам  нужна  доска,  а  эти  записи  можно  вытереть  только,   если  вы  правильно  решите  уравнения. (Решают  несколько  слабых  учеников.)

x + 36 =98     55 – y = 32      a – 78 = 90     100 – p = 24      m –15 = 75

( x = 62 )        ( y = 53 )         ( a = 168 )       ( p = 76 )           ( m = 90 )

- Итак, ребята, я думаю, что вы уже повторили материал и   проведению конкурса « Волна».  (устная  фронтальная  работа)

  (Для проведения конкурса  поднимается  один  вариант  в  ряд.  Ученики  отвечают  на  вопросы учителя друг  за  другом, не заканчивая фразу,  и по команде учителя присаживаются на место.  Учитель  руководит «волной», которая  может  начаться  с  берега,  с  моря,  с  середины  и  т. д.  За  получившуюся  волну  - 2  балла,  за  ответ  одного  ученика  -  1  балл.)  

  • Дайте  определение  уравнения.
  •   Что   называется  корнем  уравнения?
  •  Что  значит  решить  уравнение?
  •   Как  найти  неизвестное  слагаемое?
  •  Как  найти  неизвестное  уменьшаемое?
  • Как  найти  неизвестное  вычитаемое?

  1. раунд  « Математический  футбол»   - устная  дифференцированная  работа.

-  На  футбольном  поле  встречаются  две  команды  «Учитель»  и  « Класс».  Если  атаку  учителя  отражают  нападающие,  класс  получает  3  балла,   если  атаку  отражают  защитники – 2  балла,  если  капитан -  1  балл. ( Капитан – сильный  ученик,   защитники – среднеуспевающие,  нападающие – слабоуспевающие  ученики.)

  1. Найдите  уравнение    ( «Поймай  уравнение») :

А)     4 + 2 = 6;

Б)    4 – x = 2;

В)  41 + (5 – x).

  1. Прочитайте  выражения:

А) (4+ x) - 5;    б)  (14 – x) + 8;   в)  31 – (14 + x).

  1. Назовите  неизвестный  компонент  в  уравнении:

А) (4 + x) – 5 = 3;        б)  (14 – x) + 8 = 12.

 

  1. Угадайте  корень  уравнения:

x + x + x + 20 = 20.

  1. У  Коли  5  марок,  что  на  а  марок  больше,  чем  у  Толи.  Сколько  марок  у  Толи?  (5  -  а)

  1. В  Древнем  Египте  вместо  знаков +  и  -  использовались  знаки               «идущие  ноги».  Определите,  какое  действие  обозначено каким  знаком.
  1. x = 25

x =  25           18

x = 7.     (               -это   +;        - это знак -)

 

  1. раунд  « Лабиринт» - самостоятельная  работа. 

(Ученики  решают  самостоятельно по вариантам,  два  человека  за  доской.)

 В  это  время  учитель  проверяет  задания  «Найди  ошибку»  и  «Чистая  доска»

   x – 1 2 = 16 (28)                                    x – 17 = 28 (45)

                           

                               45 – x = 19 (26)

15 + x = 17 (2)                                     28 – x = 13 (15)

                               

                               

                                   26 + x = 28 (2)

  • Кто  дошёл  до  конца  лабиринта?  Теперь  помогите   «заблудившимся».  Какие правила использовали? Сколько  у  вас  получилось?  Приготовьте  пальцы.  Покажите.  Проверим  работу  за  доской.  ( Сигнальные  карты)

4  раунд   «Оседлай  коня» - математический  диктант.

(Один  ученик  работает  у  доски,  остальные  садятся  верхом  на  «коня»  (стул),  поворачиваются  на  заднюю  парту  и  пишут  на  листе  через  копировальную  бумагу.  Если  ученик  затрудняется,  поднимает  красную сигнальную карту,  и   учитель  разрешает  посмотреть  на  доску.  Ученики  сдают  один  лист  работы,  по  другому  проверяют  себя  с  доски.)

а)  Найдите  значение  выражения  540 + p – 340,  если  p = 79.(279);

б)  Вычислите,  выбирая  удобный  способ:

     736 –(236 + 248)   (748)

     (987 + 341) – 787   (541);

в)  Решите  с  помощью  уравнения  задачу:  «На  автостоянке  стояло  несколько  машин.  Когда  с  неё  уехало  27  машин,  то  стало  63  машины.  Сколько  машин   было  на  автостоянке  первоначально?

5 раунд  «Собери  орехи» - эстафета  по  рядам. (По  два  уравнения  решает  у  доски каждый ряд,  выполняя  одну  строчку  решения.  На  месте  решают  наперегонки.)

-  На  «орехах»   указаны  номера  заданных  уравнений:

  1. (27 + x) – 12 = 18  (3);
  2. (28 – x) – 20 = 3  (5);
  3. 44 +( x –2) = 49  (7);
  4. (50 – x) –16 = 30  (4);
  5. (87 + x) +11= 100  (2);
  6. 83 – (x – 30) = 80  (6).

 - На  «корзинах»  записаны  корни  данных  уравнений.  Задние:  положите  «орехи»  в  соответствующие  «корзины»  (корни  уравнений).

  1. Подведение  итогов  игры  и  урока.

Если  класс  победил,  учитель  открывает  математический  сундучок,  достаёт  обещанный  секрет: «Если  вы  хотите  умножить  число  на  11,  можно  между  цифрами  умножаемого  числа  вписать  сумму  этих  цифр (если  сумма меньше  10),  например,

 

  1. *  11  =  3  9  6;
  1. *  11  =  2  7  5.

                                                                                                                     

Если  сумма  цифр  больше  или  равна  10,  то  первая  цифра  в  ответе  будет  на  1  больше.  Между  цифрами  пишем  число  единиц  суммы,  например,

  1. *  11  =  8  5  8;
  1. *  11  =  8  0  3.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"

Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....

Конспект урока: «Неполные квадратные уравнения» Класс: 8 класс

Тема урока: «Неполные квадратные уравнения»УМК: Ю.Н. Макарычев и др.Тип урока:  урок изучения нового материала.Технологии: технология сотрудничества, здоровьесберегающая , развив...

Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем.

Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем....