Использование приемов технологии развития креативного мышления на уроках математики и занятиях внеурочной деятельности в формировании познавательных УУД в 5-6 классах.
статья по математике на тему

Васильева Елена Степановна

Научная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx43.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов технологии развития креативного мышления на уроках математики и занятиях внеурочной деятельности в формировании познавательных УУД в 5-6 классах.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
                                                                                         Л.Толстой

Проработав несколько лет в школе, я пришла к выводу, что эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Я работаю третий год по новым стандартам второго поколения. Диагностика сформированности различных УУД, по итогам  прошлого учебного года показала, что одни УУД сформированны  лучше – другие -  хуже, в том числе есть проблемы в развитии познавательных учебных действий. Познавательные УУД помимо общеучебных включают в себя логические:  умение анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логический цепочки рассуждений. Когда я стала изучать различные технологии системно-деятельностного подхода, то меня заинтересовала технология развития креативного мышления, которая способствует развитию познавательных УУД. «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма.  Ведь именно креативность,  способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта.

Что же такое креативность?

Креативность (от англ.-  создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

 Концепция креативности как феномена творчества была введена в науку американским психологом Дж. Гилфордом. В конце 50-х годов прошлого века он сформулировал несколько критериев креативности:

1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей. 

2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.
3. Оригинальность  - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно (не путать оригинальность мышления с оригинальничанием);
4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям,  восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
5. Способность к разработке гипотезы -  смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

6. Удовлетворенность  -  итог проявления креативности .- логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.

Благодаря работам Гилфорда, а затем Торранса стало возможным оценивать креативность количественно и статистически. 

Американский психолог Поль   придумал первые тесты на определение креативности и разработал все основные составляющие креативности.

Его определение креативности: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»

Давайте проведем блиц-тест на креативность (точнее, на стандартность мышления). Быстро, не думая, назовите: плод, домашнюю птицу, великого русского поэта. Исследования показывают, что подавляющее большинство называет  яблоко, курицу, Пушкина. Соответственно, различия в ответах покажут  на нестандартность мышления.

  В начале прошлого учебного года и в начале этого учебного года я провела простой тест с учащимися 5-х классов на креативность (точнее, на стандартность мышления). Быстро, не думая, надо было назвать: плод, домашнюю птицу, великого русского поэта. Исследования показывают, что подавляющее большинство называет  яблоко, курицу, что говорит о стандартности их мышления

Поставив целью развитие креативных, творческих способностей детей, я выделяю ряд задач:

 - поддерживать и развивать интерес к предмету;

-  формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция,    дедукция и т.д.;

- прививать навыки исследовательской работы;  

- развивать логическое мышление, пространственное воображение;

 - учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);

- показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках математики;

-  учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

Для развития креативного мышления на своих уроках я использую следующие приемы анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация, обобщение, задачи-головоломки, ребусы, задачи на смекалку, задания олимпиадного уровня и т.д. .

Приведу примеры некоторых заданий, используемых мной на уроках математики в 5-6 классах и занятиях внеурочной деятельности:

Мыслительной операцией, способствующей развитию креативных способностей учащихся, и которой должны овладеть ученики, является сравнение.

Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия.

1. Что общего у этих фигур?    http://delicatestyle.com/wp-content/uploads/2009/06/1_pic-to-test.jpg

Изображают фигуру человека.

Фигура составлена из 10 элементов.

Среди элементов - треугольники, круги, квадраты. 

2. Укажите лишнюю фигуру? http://www.nlp.ru/pics/gif/article3.gif

Круг - единственная фигура, которая не имеет углов.

Квадрат- единственная фигура, имеющая четыре прямых угла.

Треугольник - это единственный несимметричный объект.

Сектор -  единственная из всех фигур, которая содержит и прямые линии, и кривые.

Полумесяц - единственная фигура, которая имеет выемку.

Каждая из фигур чем-то отличается от всех других, но в то же время все они в равной степени имеют признаки, которые их объединяют.

Развитию креативности способствует  и аналогия.  Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении текстовых задач. Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.

Например, по аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:

1) влево – вправо,  вверх - …

2) сумма – сложение, частное - …

3) квадрат – куб, круг - …

4)  уменьшаемое – вычитаемое, делимое …

Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсистемам.

Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся.

Например,  дайте общее название объектам, входящим в одну группу:

а)  разность, частное – это…(результаты действий)

б)  -8; 4; -2; 11; 16; -13 – это…(целые числа)

в)  прямая, треугольник – это…(геометрические фигуры)

Решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности.  При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание.

Применение различные средств и методов обучения для формирования креативности необходимо  как на уроках, так и во внеурочной  деятельности учащихся.  На своих занятиях во внеурочной деятельности я часто использую метод коллективных проектов. При выполнении коллективных заданий ребята могут проявить свою креативность, способность к творчеству и созиданию: где-то подсказать и помочь друг другу, где-то поспорить и отстоять свою точку зрения. Идеи одних находят поддержку и развитие в творчестве других. В результате получается работа, которой гордится каждый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Использование приемов технология развития критического мышления на уроках биологии, на примере урока в 8классе по теме6 "Кожа - наружный покров оганизма"

Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем.Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприяти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Статья посвящена вопросу использования приемов технологии критического мышления на уроках русского языка, приведены примеры использования данных средств на уроках в 6 классе...

Мастер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы"

Материал содержит описание приемов ТРКМ на примере урока современной литературы в 11 классе...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в 9-11 классах в образовательном контенте «Мобильное Электронное Образование»

Сборник методических рекомендаций «Использование приемов технологии развития         критического мышления на уроках русского языка и литературыв 9-11 классах в образова...