Технологическая карта урока "Единицы длины"
план-конспект урока по математике (5 класс)

микова людмила николаевна

Технологисеская карта урока "Единицы длины"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике в 5 классе

«Единицы длины»

Учитель математики: Микова Людмила Николаевна

Цель урока:

Повторить современные единицы длины, познакомиться со старинными единицами длины, применять разные единицы длины в решении задач.

Задачи:

Создать условия для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству, аккуратности, преодолению трудности, раскрытию способностей учащихся.

Воспитать целеустремленность при достижении поставленной цели, ответственность за результаты своего труда, уважать мнения товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.

Воспитать интерес к математическим занятиям.

Развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы.

Учебное оборудование: экран, компьютер, проектор, сантиметровые ленты, школьные принадлежности, рабочие листы, карточки с домашним заданием,  памятка.

Структура и ход урока. Этап урока

Задачи этапа

Содержание

учебного

материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

- Здравствуйте ребята! Повернулись назад! Поприветствуйте госте!

- Вы любите сказки?

Отрывок из сказки: видеоролик  

В те поры война была

Царь Салтан, с женой простяся

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем как он далеко

Бьется долго и жестоко

Наступает срок родин

Сына Бог им дал в аршин.

- Как вы думаете, каким ростом родился будущий князь Гвидон? (ответ ребят).

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

- А сейчас ребята помогите мне собрать слова, высыпанные из мешка.

(Метр, сантиметр, миллиметр, километр, дециметр, шаг, локоть, фут, пядь, верста, косая сажень, маховая сажень, аршин).

- Подумайте, по какому признаку мы их можем объединить?

- Назовите тему урока (Слайд 3)

- Правильно, тема урока: «Единицы длины» (Слайд 4)

- Ребята давайте положим в мешок, те единицы длины, которыми мы пользуемся в наше время.

- Что же мы положим в наш мешочек? Почему?

- Как вы думаете, о чѐм сегодня на уроке мы будем говорить?

- Какие слова остались? (шаг, локоть, фут, пядь, верста, косая сажень, маховая сажень, аршин)

- Знакомы ли вам эти слова?

- А они не случайно сегодня высыпались из мешка, они также относятся к единицам длины.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему и цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Помогают собрать слова, которые высыпались из мешочка по определѐнному признаку.

Определяют тему и цель урока.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Ребята давайте вспомним, о чѐм мы говорили на предыдущем уроке.

- Молодцы!

«Математическая разминка»

Организация устного счета и повторения пройденного материала.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

4. Этап повторения и закрепления пройденного материала

 - И так, ребята современные единицы длины мы повторили.

А теперь, мы будем знакомиться со старинными единицами длины работая в парах, правила работы вы уже знаете.

Выполним первое задание:  Соедините старинные меры длины с современными используя данные на слайде.

        

2. Выполним второе задание: Выполните замеры и запишите:

Единицы

измерения

Собственные значения измерений

Значения измерений из памятки

Аршин

Пядь

Локоть

Дюйм

Вершок

Дети выполняют измерения и заполняют таблицу.

- Какие измерения у вас получились?

- Одинаковые получились результаты? (нет)

- Какими мерами длины удобно измерять?

- Старинными или метрическими? Какие более точные?

- Удобно ли пользоваться старинными мерами длины?

- Ребята, какой вывод можно сделать?

(Что у всех разные показатели, поэтому существуют метрические единицы длины для более точного измерения.)

- А теперь давайте вернёмся к нашему отрывку из Сказки о царе Салтане.

- Каким  ростом родился будущий князь Гвидон? (1 аршин=71см)

Следующая задача от сказочного героя (прочитайте ее):

Что ж он видит? -- Прекрасивых
      Двух коней золотогривых 
      Да игрушечку-конька 
      Ростом только в три вершка, 
      На спине с двумя горбами 
      Да с аршинными ушами. 

Из какой сказки это четверостишие? Кто автор? (Петр Павлович Ершов, «Конек-Горбунок»)

- Какого роста был конёк?

 Решение:

 4 · 3=12 см

Ответ: 12 см рост конька

-Какой длины уши у конька? (длина ушей 71 см)

Решите задачу из 4 пункта рабочего листа.

Определите “рост” человека, о котором говорят “от горшка два вершка, а уже указчик” (высоту горшка считать 25 см).

РЕШЕНИЕ:

1) 2  4 = 8 (см)- 2 вершка

2)  8 + 25 = 33 (см) – рост человека

Ответ: 33 см

Организация и контроль за процессом решения задач.

отвечают на поставленные вопросы.

оценивают себя и ставят себе баллы

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка  

Смена деятельности.

- А теперь ребята, на зарядку становись!

Сменить деятельность,

обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

 - Итак, мы сегодня с вами познакомились со старорусскими мерами длины. Ими пользовались наши прабабушки, прадедушки… Однако, мы отказались от них. Давайте еще раз вспомним, почему?  

- Верно, все старорусские меры были относительными. Ведь, все люди разные: одни высокие, другие низкие… Именно поэтому у нас получились разные измерения. В итоге пришли к новой  системе измерений.              

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Работают в рабочих листах.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррект

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

- Что вам на уроке больше всего запомнилось?  

- Ребята вы на уроке работали активно, дружно. Молодцы!

- А сейчас я предлагаю вам оценить урок.

На слайде выберите одно предложение и закончите его.

Подводит итоги работы пар и класса в целом.

Учащиеся сдают рабочие листы (самооценивание, подсчет баллов)

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Карточки:

Обязательно выполнить №1, 2.

1. Найдите названия старинных мер длины и их значения, которые не рассматривали на уроке.

2. В каком году появилась метрическая система измерения, с чем это связано и что это такое?

№3, 4 для желающих.

3. Найдите в литературе пословицы, поговорки, крылатые выражения, высказывания из сказок, где упоминаются старинные русские меры.

4. Где в наше время встречаются и используются старинные меры. Какие это меры?- Спасибо вам, ребята, за активное участие на уроке.

Урок окончен. До свидания!

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.



Рабочий лист

Ф.И.___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Тема урока _______________________________________________________________

Работа на уроке

Балл

1.

Разминка. 

1. Выбери и подчеркни правильный вариант ответа.

10 км 15 м = 10015 м           10 км 15 м = 1015 м          10 км 15 м = 10150 м

2. Выразите в сантиметрах:

8 дм 6 см = _______ см;    40 мм = _________ см;   3 м 5 см = ________ см.          

3. Выразите в метрах:

3 км 300м = _______ м;   7 км 90 м = _________ м.

Выразите: 80 дм = ______ мм; 80 дм =_______ м; 80 дм = _______ см;

         

____

____

____

2.

Работа в парах:

1. Соедините старинные меры длины с современными.

        

2. Выполните замеры и запишите:

Единицы

измерения

Собственные значения измерений

Значения измерений из памятки

Аршин

Пядь

Локоть

Дюйм

Вершок

3.

Задача от сказочного героя:

Что ж он видит? -- Прекрасивых
      Двух коней золотогривых 
      Да игрушечку-конька 
      Ростом только в три вершка, 
      На спине с двумя горбами 
      Да с аршинными ушами. 

Какого роста был конёк?

Какой длины уши у конька?

Решение:

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Ответ: __________________

_____________________________

_____________________________

____

4.

Определите “рост” человека, о котором говорят “от горшка два вершка, а уже указчик” (высоту горшка считать 25 см).

Решение:

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Ответ: __________________

____

                                                                                                                         Итого баллов:

____

Памятка «Меры длины на Руси»

Аршин - это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. (1 аршин = 71 см)

Пядь – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев.

( 1 пядь = 17см 8мм)

Локоть – это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба. (1локоть = 44 см)

Дюйм - палец (от голландского - большой). Он равен длине фаланги большого пальца.

( 1 дюйм = 25 мм)

Вершок – это длина основной фаланги указательного пальца.

(1 вершок = 4 см)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Длина окружности» (учебник «Математика 6» Н.Я.Виленкин и др.).

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.Унифицированной, устоявшейся формы такой карты пока не существует.В ходе введения ФГОС...

Технологическая карта урока математики "Круг и окружность. Длина окружности" 8 класс 8 вид программы обучения

 Данная технологическая карта посвященаформированию представлений обучающихся с нарушением интеллекта о нахождении длины окружности. Урок первый в разделе изучаемой темы. Уровень сложности...

технологическая карта урока математики по теме "Длина окружности. Площадь круга"

Урок объяснения нового материала по теме "Длина окружности. Площадь круга" - математика, 6 класс. Урок с применением ЭОР....

Конспект урока с технологической картой по теме:"Длина окружности". ФГОС

Урок разработан в соответствии с  требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Отрезок. Длина отрезка». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока.    Тема урока: Отрезок. Длина Отрезка.   Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.   Оборудование: д...

ФГОС.Технологическая карта урока по математике в 6 классе по теме: «Окружность. Длина окружности».

Открытый урок по теме: «Окружность. Длина окружности». дан в рамках годового проекта гимназии "Непобедимая Победа", посвященного 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941/1945 г...