Проектный метод на уроках математики как вид оценивания учебной деятельности обучающегося в реалиях ФГОС
статья по математике (9 класс)

Первушкина Ирина Михайловна

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. При этом следует отметить, что термин «оценивание» относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет  усовершенствовать процесс преподавания в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervushkina_i._proektnyy_metod_fgos.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод на уроках математики как вид оценивания учебной деятельности обучающегося в реалиях ФГОС

Первушкина Ирина Михайловна, учитель математики ГБОУ лицей №395 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. При этом следует отметить, что термин «оценивание» относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет  усовершенствовать процесс преподавания в школе.

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования  описываются новые учебные результаты, соответствующие новому видению учебного процесса, требующие новых подходов к оцениванию. В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» указывается, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать умения: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение и т.д.»  [1]

Такие образовательные результаты требуют построения новой системы оценивания. Действующий закон Российской Федерации «Об образовании» делает это возможным, делегируя школе ответственность за организацию и проведение текущего оценивания. Это значит, что школа несёт обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам.

 Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися. [2] Существенно расширяется перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и подлежат оценке. В их число входят: работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, а также разнообразные инициативные творческие работы, проекты как индивидуальные, так и коллективные).

Обновление школы в условиях перехода к обществу, использующему информационные технологии, включает в себя развитие у школьника таких качеств, как способность самостоятельно решать познавательные, гражданские, общественные и другие проблемы. Задачей школы является учебная, проектная и созидательная деятельность и достижение в ней успеха. Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Добывать и использовать новые знания. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий.  Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.  

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя, то есть деятельность учащихся от идеи до завершения проекта. Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам. Частично работа может выполняться дома с помощью родителей. Ученик, работая над проектом, учится приобретать знания самостоятельно, развивает коммуникативные навыки и умения. Работая в разнообразных группах и исполняя разные социальные роли (лидеры, исполнители), он овладевает умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения. Предлагаю схему и описание проекта по математике в 5 классе по теме «Диаграммы».

Тип проекта: Информационный, межпредметный, групповой; средняя продолжительность 1 – 2 недели.

Цель проекта: углубление и систематизация знаний по истории происхождения старинных и современных статистических форм представления информации.

Задачи проекта: Изучить исторические сведения о происхождении старинных и современных статистических форм представления информации; ознакомиться с видами диаграмм и графиков и применение их в практической деятельности. Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта, состава групп (четыре группы, собирающие информацию о выбранном объекте, проводящие анкетирование). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, ставят цели. Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

2. Планирование работы. Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, презентации, буклета, устный отчет с демонстрацией материалов и др.; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды. Учащиеся вырабатывают план действий. Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.

3. Исследовательская деятельность. Сбор информации. Изучение исторического материала. Учащиеся проводят исследование. Учитель наблюдает, советует, руководит работой, организует и координирует в случае необходимости деятельность учащихся.

4. Результаты. Формирование выводов; оформление результата. Учащиеся оформляют результаты. Учитель наблюдает, советует.

5. Представление готового продукта. Урок-конференция. Первый этап урока посвящен теме «Диаграммы и графики». От каждой группы выступает один представитель. Ребята рассказывают о проведенном исследовании. Рассказ учащихся сопровождается показом иллюстративного материала. По ходу выступления учащиеся заполняют листы блиц-опроса. По окончании выступления задаются вопросы группе, защищающей ответ; другие члены команды при необходимости могут дополнить ответ. После выступления всех групп проверяется выполнение  заданий блиц-опроса. Правильный ответ показывается на экране. Каждая группа заносит в оценочный лист набранное количество баллов по результатам блиц-опроса. Между этапами проводится «разминка». Группы получают задания по математике, представленные в виде ребусов, шарад, иллюстраций. В течение всего урока группа, составленная из представителей каждой команды, выполняет практическое задание.

6. Система оценки проектов. Итак, тема выбрана, состав группы определён, работа закипела: консультации, поиск информации, рождение идеи, разработка, завершение, оформление - а дальше? Здесь-то и встаёт вопрос об оценке проекта. Для нас представляет особую важность проблема оценивания результатов проектирования. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. В то же время мы хорошо понимаем, что оценивание результатов творческой деятельности всегда драматично и противоречиво. Многие проблемы снимает защита проектной работы. Это самый драматический и психологически напряжённый этап проектирования, подготовка и выход на публичную защиту творческой работы, где команда экспертов (6-8 учащихся), авторов таких же творческих проектов (хотя и различной тематики) и учитель будут оценивать выполненные проекты и защиту (доклад на 6-7 минут, ответы на вопросы, оценивание по экспертной анкете).

Учитель оценивает усилия учащихся, качество источников, качество отчета.

     Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Но эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности  для внутрипредметного  и для межпредметного обучения.

Можно выделить несколько видов проектов: 1) по доминирующему в проекте методу или виду деятельности (исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные); 2) по признаку предметно-содержательной области (межпредметные проекты); 3) по количеству участников проекта (личностные, парные, групповые); 4) по продолжительности проекта (краткосрочные, долгосрочные).[3]

           Можно выделить следующие типы проектов: проекты-сообщения, исследовательские проекты; проекты-интервью; проекты ролевые игры или представления и т.д.

     Выполнение проектной работы можно рассматривать как один из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности. В процессе выполнения проекта многие школьники впервые преодолевают также и привычную дидактическую среду, для которой характерна процедура объяснения-инструкции. Потом следует предъявление образца действия, затем - воспроизведение по образцу. Школьники впервые встречают задачи, у которых нет единственно правильного решения. В проектной деятельности учащиеся понимают необходимость нахождения решения, стремление к результату. Традиционные школьные курсы перегружены учебной информацией, что, в частности, приводит к заметному разрыву между теорией и практикой,  деятельностью и её информационным обеспечением. По моему мнению, знания приобретаются в процессе использования информации при решении практических задач и в процессе оценивания результативности этого использования. Это значит, что знания образов действий (то есть умения) необходимы не до решения практических задач, а во время решения. С другой стороны, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания знаний, познавательную деятельность. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.

             

Список литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2013. С. 6–7.

2. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»/ М.А. Пинская.– М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.

3. Эффективные образовательные технологии/Е.В. Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

Проектный метод на уроках математики

Проектная форма образования как пространство успешного развития и саморазвития учащихся....

Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Описание процесса использования игровых технологий на уроках математики в средней школе...

Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.

из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности  в условиях ФГОС"  представлены раз...

Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся по русскому языку и литературеКритерии оценивания практических работ...

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОРМАТЕ ФГОС

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературыОписание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС...