Литературное путешествие
методическая разработка по математике (5 класс)

Зуева Елена Владиславовна
  • погружение в мир произведений литературы на основе доброжелательного сотрудничества и соревнования;
  • приобщение к культурному наследию и воспитание интереса к словесному искусству;
  • совершенствование читательских компетенций;
  • совершенствование учащимися устной и письменной речи, предметных и метапредметных умений в области гуманитарных наук;
  • создание условий для проявления учащимися творческих способностей, командного взаимодействия, в том числе, взаимодействия школьников разных возрастных категорий;
  • создание творческой, весёлой атмосферы соревнования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdatochnyy_material.docx182.49 КБ
Файл proekt.docx488.65 КБ

Предварительный просмотр:

           А не забыли ли вы?

ТРКМ. Примеры творческих форм исследования художественного образа.

C:\Users\teacher.SCHOOL76\Desktop\img26.jpgC:\Users\teacher.SCHOOL76\Desktop\0024-024-Priem-FISHBOUN.jpgC:\Users\teacher.SCHOOL76\Pictures\Литведческая пирамида.jpgC:\Users\teacher.SCHOOL76\Desktop\Ромашка.jpg

          Попытайтесь заполнить:

Средства создания художественного образа

Например:

Пейзаж

«Ася» И.С. Тургенев. Пейзаж – отражение душевного состояния героев.

1.

2.

3.

4.

5.

6

7.

8.

9.

10.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ЛИТЕРАТУРНОЙ ИГРЫ

для учащихся 5 - 11 классов

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ - 2019»

Цели и задачи командной игры:

  • погружение в мир произведений литературы на основе доброжелательного сотрудничества и соревнования;
  • приобщение к культурному наследию и воспитание интереса к словесному искусству;
  • совершенствование читательских компетенций;
  • совершенствование учащимися устной и письменной речи, предметных и метапредметных умений в области гуманитарных наук;
  • создание условий для проявления учащимися творческих способностей, командного взаимодействия, в том числе, взаимодействия школьников разных возрастных категорий;
  • создание творческой, весёлой атмосферы соревнования.

Этапы игры:

1. Командные игры среди параллелей 5 - 11 классов.

2. Итоговая литературная игра среди выигравших команд. C:\Users\Шидловская\Desktop\проект игры\проект игра\Слайд4.JPGC:\Users\Шидловская\Desktop\проект игры\проект игра\Слайд6.JPGC:\Users\Шидловская\Desktop\проект игра_046.jpgC:\Users\Шидловская\Desktop\проект игра_047.jpg

Примерный план проведения игр в классах: 

Деятельность ведущего учителя, жюри, их слова

Деятельность игроков

Приветствие ведущего учителя, членов жюри, объяснение цели и правил игры.

Приветствие капитанов команд, представление названия и девиза.

Задание 1:

– Выберите двух - трёх знатоков поэзии, пусть они «соберут» строки стихотворения в нужном порядке, и выразительно прочитайте его.

Выполняют задание: два - три человека «собирают» стихотворение из предложенных строк, а в это время команды по очереди выбирают портрет, называют поэта или писателя, выбирают портрет критика, называют его.

Задание 2:

– А пока они будут это делать, проведём разминку: перед вами портреты поэтов и писателей, назовите их, выберите лишний в этом ряду. Узнали ли вы, кто это?

Задание 3:

– Прочитайте отрывок из произведения (распределяются по жребию), которое вы изучали, определите автора, назовите жанр произведения, его название, героя, про которого идёт речь. Чем заканчивается произведение?

Отвечают по очереди по мере готовности.

А теперь очередь знатоков поэзии: прочитайте стихи, назовите поэта.

По очереди читают стихи, называют поэта.

Задание 4: конкурс капитанов – блиц - опрос.

– Нужно ответить быстро на поставленный вопрос. Продемонстрируйте свои знания литературоведения.

По очереди отвечают на вопросы, если не знают ответа, пропускают очередь.

Домашнее задание:

Задание предлагается в зависимости от возраста учащихся, уровня их литературных знаний.

Показывают домашнее задание: представление героя произведения. Остальные угадывают, кто это.

Последнее задание (если позволяет время):

– А теперь пришло время задать вопросы, подготовленные заранее, другим командам.

Команды по очереди задают вопросы, касающиеся изученных произведений.

Жюри подводит итоги, ведущий заканчивает игру.

Команды получают призы, лучшая команда будет готовиться к участию в финале.

Второй этап: итоговая игра команд 5 - 11 классов.

Командам предложено подготовить домашнее задание, а именно:

– представить героя произведения;

– написать «счастливый» финал предложенных произведений (примерный список):

  • И.С.Тургенев «Муму», Герасим, Татьяна;
  • Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», Жилин, Дина;
  • В.Г.Короленко «В дурном обществе», Вася, Валёк и Маруся.
  • А.С.Пушкин, «Дубровский», Владимир, Маша;
  • Н.С.Лесков «Левша», Левша;
  • А.П.Платонов, «Юшка», Юшка;
  • Л.Н.Андреев «Кусака», Кусака;
  • И.А.Бунин, «Лапти», Нефёд и другие.

Примерный план проведения второго этапа игры:

Деятельность ведущего учителя, жюри, их слова

Деятельность игроков

Приветствие ведущего учителя, членов жюри, объяснение цели и правил игры.

Приветствие капитанов команд, представление названия и девиза.

Разминка:

– Назовите средство выразительности с его объяснением, приведите пример, повторяться нельзя.

Команде 5 - 6 классов за ответ - 5 баллов, командам 7 - 8 классов - 3 балла, командам 9 – 10 - 11 классов по одному баллу.

Команды, не готовясь, отвечают по очереди, постепенно выбывая из соревнования. Устанавливается очередь показа домашних заданий.

Домашнее задание:

– Представьте героя, другие команды должны отгадать его, назвать произведение и автора.

Команды представляют героев, по очереди отгадывают их.

Домашнее задание:

– Теперь прочитайте ваши варианты финалов предложенных произведений и объясните, почему же автор выбирает «несчастливый финал».

Оценивается и качество написанного текста, и ответ об авторском финале.

Команды читают свои тексты, остальные по очереди объясняют, почему автор написал другой финал, в чём его замысел.

C:\Users\Шидловская\Desktop\проект игра_051.jpg

Главной особенностью игры является довольно редко используемая в современной практике форма взаимодействия учащихся разных возрастов. При этом на протяжении игр первого круга старшие школьники помогают младшим: участвуют в жюри, отчасти отвечают за организационные вопросы, и у каждой команды помимо учителя может быть наставник из старшеклассников. Таким образом, к финалу младшие школьники чувствуют себя уверенными и готовыми к соревнованию и публичному выступлению, старшие же приобретают положительный  коммуникативный  опыт.

Первый слайд:

Здравствуйте, коллеги!

Мы предлагаем вашему вниманию проект литературной игры «Литературное путешествие - 2019», в которой  принимают участие команды учащихся всех классов средней школы. Игра имеет следующие цели и задачи:

Второй слайд:

  • погружение в мир произведений литературы на основе доброжелательного сотрудничества и соревнования;
  • приобщение к культурному наследию и воспитание интереса к словесному искусству;
  • совершенствование читательских компетенций;
  • совершенствование учащимися устной и письменной речи, предметных и метапредметных умений в области гуманитарных наук;
  • создание условий для проявления учащимися творческих способностей, командного взаимодействия, в том числе, взаимодействия школьников разных возрастных категорий;
  • создание условий для творческой, весёлой атмосферы соревнования.

Третий слайд:

Команды 5 - 6 классов соревнуются между собой на материале изученных произведений в пятом классе, что позволит шестиклассникам вспомнить произведения классиков: М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого и других. Также во время игры учащиеся актуализируют свои предметные знания в литературоведении.

Четвёртый слайд:

Вы видите примерный план игры. Интересное задание для любителей поэзии, и мы предлагаем вам «собрать стихотворение», назвать автора. Пока 2 - 3 члена команды выполняют задание, проводится разминка: ребятам предлагается узнать, кто изображён на портрете, назвать одно - два произведения этого автора. Один из портретов - лишний, например, это критик В.Г.Белинский. Задания выполняются по очереди. Вы видите задания, когда учащиеся, прочитав отрывок из знакомого произведения, определяют автора, главного героя… Домашнее задание также связано с героями произведений: ребята должны показать героя, а команды по очереди угадывают его. О конкурсе капитанов расскажет моя коллега.

Пятый слайд:

Игра для команд 7 - 8 классов строится по такому же плану, только задания усложняются: изученных произведений уже больше, компетеций как предметных, так и метапредметных. Хочется остановиться на задании для знатоков поэзии: в стихотворение можно включить строку другого автора, а ребят предупредить об этом. Таким образом, учащиеся «собирают стихотворение», читают его, называют авторов, в том числе, и лишней строки (конечно, она должна быть узнаваемой).

Шестой слайд:

Если говорить о конкурсе капитанов, то это блиц - опрос, когда ребята отвечают на вопросы, связанные с теорией литературы, например, вопрос: «Три рода литературы» - ответ: «Лирика, проза, драма»; вопрос: «Герой стихотворения» - ответ: «Лирический герой» и т.д. Чтобы конкурс проходил веселее, в быструю череду вопросов - ответов включаются неожиданные, например: «Сколько С в имени Ассоль?», «Каков жанр «Алых парусов»?»…

Домашнее задание тоже можно усложнить: показать героя классики (изученной, конечно) в современности.

Седьмой слайд:

Для 9 - х классов, игра может заканчиваться кратким сочинением или выступлением на заданную тему, например, ответ на вопрос: «Почему в поэме «Мцыри» такой финал?» или «Имеет ли Герасим из повести А.И.Тургенева черты символические?» и т.д.

Восьмой слайд:

Игра для команд 10 - 11 классов предполагает такие обязательные цели и задачи, как подготовка к итоговому литературному сочинению, сочинению по русскому языку, обязательный элемент которого - аргументация примерами из литературы. На базе нашей школы мы проводили в прошлом учебном году районную игру для десятиклассников. 

Девятый слайд:

Вот некоторые задания, которые помогут старшеклассникам систематизировать знания по теории литературы. Они выбирают по очереди одно из понятий, комментируют его (показываем на слайде) и для следующих команд выбор сужается. Например, слова униженные и оскорблённые (по одноименному роману Ф.М.Достоевского) называют маленьких людей, угнетаемых и бедностью, и сильными мира сего. Пример ребята приводят из романа: это герои романа Достоевского Родион Раскольников, Сонечка Мармеладова и другие.

Десятый слайд:

Вот ещё одно задание, позволяющее учащимся повторить теорию и применить её на практике: нужно назвать одно средство создания художественного образа, иллюстрируя примером из произведения, а следующие команды повторяться уже не имеют право. Мы предлагаем и вам поучаствовать в этом соревновании. Вот небольшая разработка, посвящённая исследованию художественного образа в игровой форме, в которой мы напоминаем вам о технологии развития критического мышления или стратегиях чтения и понимания текста: ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ,  РОМАШКА БЛУМА, РЫБА - «ФИШБОУН», ПИРАМИДА - «К ВЕРШИНЕ МАСТЕРСТВА».

 Одиннадцатый слайд:

Таким образом, достоинством проекта, на наш взгляд, является взаимодействие и учителей, и школьников разных возрастов, их сотрудничество: семиклассники могут быть в жюри на играх у пятиклассников, девятиклассники - у семиклассников и так далее. К тому же, на втором этапе, когда соревнуются все победившие команды, у младших могут быть кураторы из старших классов.

Двенадцатый слайд:

Какая же деятельность в области литературы может объединить и пятиклассников, и старших школьников? Мы предлагаем вашему вниманию такие задания, как «выдумать счастливый финал программного произведения» и представить героя, которые, конечно, готовятся заранее, как домашнее задание, а на самой игре попытаться ответить на вопрос, почему автор написал другой финал, какую идею вложил в образ главного героя или героини. Вспомним рассказ Тэффи, которая надеялась уговорить Л.Н.Толстого переписать роман и сохранить жизнь князю Андрею.

Тринадцатый слайд:

Мы надеемся, что наш проект будет полезен, так как он учитывает на наш взгляд требования образовательных стандартов второго поколения, ведь личность школьника в такой деятельности может реализовать свой творческий потенциал, получить бесценный опыт взаимодействия не только в команде, но и на уровне коллектива школы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В литературном путешествии»

«В литературном путешествии» 8 класс  Цель: развивать мышление учащихся,   воспитывать любовь к литературе.Описание игры: команды путешествуют по литературным станциям. Капитан команд...

Игровая технология на уроках литературы. Литературное путешествие по произведениям 19 века (вторая половина).

Данный материал представляет собой урок-игру на основе игровой и информационной технологий обучения.Цели урока:1.     Обучающая: ввести в мир литературы второй половины 19 века.2....

Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".

Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе. Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".(Царевой дорогой по земле Брасов...

“Да любите друг друга”. Литературное путешествие в город Муром

Методическая разработка внеурочного занятия «“Да любите друг друга”. Литературное путешествие в город Муром» (представленного на профессиональный конкурс педагогов Московского ...

Литературное путешествие

Материал для литературного путешествия по Саранску, мероприятия в рамках школьной  недели гуманитарных дисциплин...

УРОК - ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» ДЛЯ 7 КЛАССА.

Урок-викторина "Литературное путешествие " - это урок повторения, обобщения и систематизации знаний по пройденному на уроках литературы материалу за курс 7 класса. Элемент соревновательности...