Использование электронных образовательных платформ в работе с обучающимися ОВЗ в рамках дистанционного обучения на уроках математики
статья по математике

Ирина Николаевна Фомина

Внедрение современных образовательных платформ, таких в частности как Российская электронная школа в процесс обучения позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной, а учебное занятие более увлекательным и доступным

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1111.odt57.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование электронных образовательных платформ в  работе                          с обучающимися ОВЗ в рамках дистанционного обучения»

Слайд 1-2.

Дистанционное обучение выступает сегодня одним из перспективных направлений как совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования, так и один из факторов повышения качества образования учащихся.

Жизнь внесла  в образовательный процесс свои коррективы. Эпидемия короновируса вызвала необходимость организации образовательной деятельности и методической работы в условиях самоизоляции, что потребовало экстренного пересмотра форматов организации как образовательной деятельности, так и методического сопровождения.

Я работаю в специальной коррекционной школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями. Для создания равных возможностей доступа к образованию  в  нашем ОУ проводится ежегодный анализ контингента различных категорий обучающихся.

Мы работаем с детьми, имеющими задержку психического развития, у которых при потенциальных возможностях отсутствует мотивация к учебе, наблюдается  недоразвитие эмоционально-волевой сферы, рассеянное внимание, кратковременная  механическая память, медленный темп работы. К нам поступают школьники  по направлениям городской или территориальной медико-психолого-педагогической комиссий. Задача сохранения и укрепления здоровья является для нашего педагогического коллектива  приоритетной, именно потому, что у нас обучаются  школьники с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, используем в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаём индивидуальные программы развития. Обучение в дистанционном формате во время пандемии-  отличный выход для детей с ограниченными возможностями здоровья. Онлайн-учёба поможет соблюдать оптимальную нагрузку, заботиться о самочувствии и достигать результатов в комфортном темпе. Когда мы говорим о детях с ОВЗ и - особенно - о детях с интеллектуальными нарушениями, то переход в онлайн не должен снизить качества коррекционной работы, что требует более тонкого и тщательного индивидуального подхода. С такими детьми контактное обучение просто необходимо. Эта проблема может быть решена частично через интерактивные видеоуроки и занятия, но здоровье и безопасность детей должны находиться на первом месте.

Слайд 3

К плюсам дистанционного образования можно отнести следующее:

Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самими  обучающимися или их родителями (законными представителями) в зависимости от личных обстоятельств и потребностей.

Свобода и гибкость — обучающийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

Доступность - независимость от географического и временного положения обучающейся позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучающейся является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

Разработка программ - хорошо разработаны обучающие программы и курсы.

Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучающейся.

Но существуют и очевидные минусы:

Отсутствие очного общения между обучающейся и преподавателем. То есть, все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащейся.

Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.

Как правило, обучающаяся ощущает недостаток практических занятий.

Отсутствует постоянный контроль родителей над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.

Слайд 4

В нашей школе  мы используем следующие  платформы и программы.

Online Test Pad – это образовательный онлайн-сервис для создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий.

Слайд 5

Kahoot – приложение для образовательных проектов. С его помощью можно создать тест, опрос, учебную игру или устроить марафон знаний. Приложение работает как в настольной версии, так и на смартфонах.

Слайд 6

ЯКласс» — образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей.

Слайд 7

Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа

Слайд 8

Я  работаю с платформой  РЭШ. Это Российская электронная школа.

Изначально РЭШ создавалась для того, чтобы у любого школьника была возможность при пропуске занятий восполнить пробелы в знаниях. Учебная программа составлена лучшими специалистами. РЭШ представляет собой полный школьный курс уроков по 31 предмету с 1-го по 11-й класс. Всего это более 120 000 уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов.

Главная задача - обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) комфортным доступом к качественному образованию. Одно из условий эффективной удаленной работы с платформой Российской электронной школой – это частая смена заданий и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание.   В связи с этим я  создаю урок из нескольких видов заданий, например, 5–10 минут на просмотр видео, и прослушивание музыкальной композиции; 10 минут на выполнение заданий- практических упражнений по определению музыкальных инструментов, названию музыкального произведения, имени композитора, определение музыкальных жанров, выявление сравнительной характеристики музыкальных произведений; 5 минут- на выполнение теста.

Обязательно предусмотрите разбор домашнего задания (индивидуальные ошибки необходимо сообщать ученику лично, а о достижениях и интересных вариантах решения нужно сообщать всем; также желательно предусмотреть общий обзор успехов и неудач учеников при его выполнении, разъяснение сложных моментов и т. п.). Делать это можно в текстовом виде или с помощью короткого видео-обзора (который можно записать на телефон и разместить в месте Вашего общения с учениками. 

Задания с открытым ответом и присланные на проверку Вам материалы должны быть оценены не позднее, чем за 3 часа до начала нового занятия, иначе ученики потеряют мотивацию и ощущение серьезности дистанционного урока. Для оценивания Вы можете использовать возможности онлайн платформ, можно выставлять оценки по итогам опроса в режиме видеоконференций или выставлять оценки на основании заранее оговоренных критериях оценивания.

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Ошибочно полагать, что обучение в удаленном режиме полностью исключает интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. В некоторых случаях оно даже более эффективно, так как позволяет учесть возможности каждого без исключений. Вы свободно можете организовывать обсуждение в группах, общаться как на этапе изучения нового материала, так и на этапе выполнения заданий. Для этих целей необходимо правильно подобрать образовательный портал, либо создать качественную обратную связь с использованием мессенджера или чата. Постарайтесь создать некоторые задания для выполнения в группе – общий проект, комплексная задача с распределением ролей и т.д. Все это можно реализовать с помощью современных технологий открытых документов, вебинаров, сетевых ресурсов.        

ПОМНИТЕ О РОДИТЕЛЯХ

Переход на новую форму обучения неизбежно вызывает у родителей школьников много вопросов. Создайте подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет организовано обучение, в какие часы оно будет проходить, где искать домашнее задание, когда и как проходят консультации, где и каким образом можно будет увидеть результаты обучения их детей.

Откройте для родителей общий чат с использованием любого мессенджера (WhatsApp, Viber, электронный журнал).

Отправьте памятку в общий чат.

По возможности (в случае использования образовательных онлайн платформ) помогите родителям зарегистрироваться на них, чтобы они могли самостоятельно отслеживать процесс обучения своих детей.

Использование платформы Российской электронной школы органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Использование на платформе готовых курсов, состоящих из видеоуроков, презентаций, практических заданий, тестов представляется очень удобным.  Можно самим составить готовый урок и разместить его на платформе, пройдя одобрение у модераторов. Можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации урока. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные,  условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей с ОВЗ  формируются правильные речевые навыки, музыкальный и эстетический вкус. Мультимедийные презентации, компьютерные тренажеры привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Считаю, что внедрение современных  образовательных платформ, таких в частности как Российская электронная школа в процесс  обучения позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной, а учебное занятие более увлекательным и доступным.

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то объективным причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Методическая разработка по теме "Применение элементов дистанционного обучения на уроках математики в центре образования"

Данная работа может быть полезна не только для  учителей, работающих  в центрах образования, но и в обычных школах,  хотя  сама специфика работы центра образования  подразумев...

Организация работы на уроках французского языка в рамках дистанционного обучения с использованием электронных образовательных ресурсов

Рекомендации для организации работы на уроках французского языка в рамках дистанционного обучения с использованием электронных образовательных ресурсов....

Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О

Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ

Материал собержит перечень образовательных платформ, с помощью которых можно проводить дистанционные уроки....

Практика использования электронных ресурсов LearningApps и Quizlet в процессе очного и дистанционного обучения

Существует множество техник, помогающих запоминать новую лексику, однако способ учить слова с помощью карточек по-прежнему считается одним из самых эффективных. Формат онлайн является ключевым, ч...

Применение образовательной платформы «ЯКласс» для изучения химии в условиях дистанционного обучения

Опыт работы на платформе "Якласс" в условиях дистанционного обучения...