Конспект урока открытия нового знания по теме: "Площадь арены цирка"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Арбатская Юлия Андреевна

Разработка урока отрытия нового знания  по теме: "Площадь арены цирка", 5 класс, учебник Бунимович Е.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ploshchad_areny_tsirka.doc720.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: «Площадь арены цирка»

УМК: «Сферы» 5 класс Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев.

Количество часов: 1

Тип урока:  урок «открытия» нового знания

Цель урока: 

  1. Деятельностная: формирование у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия (формирование  о нахождении площади произвольной фигуры).
  2. Образовательная: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее нового.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформировать представление о нахождении площади произвольной фигуры (на основе площади арены цирка), способность к практическому использованию соответствующего алгоритма (эталона); повторить и закрепить: понятие круга, радиуса и диаметра круга, прямоугольника, квадрата, формул нахождения площади прямоугольника квадрата..
  2. Развивающие: развивать  вычислительные навыки,  умения обобщать, анализировать, выявлять закономерности, сопоставлять, делать выводы, развивать устную речь, навык самостоятельной работы и работы в группах.
  3. Воспитательные: воспитывать умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству, воспитывать внимание, культуру математического мышления, развитие интереса к предмету, серьезное отношение к учебному труду, формирование информационной культуры учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: знания о нахождении площади произвольной фигуры на примере площади арены цирка.
  2. Метапредметные: умение учащимися самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие самостоятельности; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе
  3. Личностные: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Актуальность использования средств в ИКТ:

  • Развитие плодотворного сотрудничества с учащимися.
  • Возможность представления в мультимедийной форме информационных материалов.
  • Развитие познавательной активности, логического мышления учащихся, положительной мотивации к предмету с помощью ЦОР и ЭОР.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Презентация в программе Power point

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: ПК, проектор.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку.

Мотивация к деятельности девизом урока (слайд 1):

«Математика представляет собой собрание выводов, которые могут быть применены к чему угодно»

(Бертран Рассел )

Приветствие учителя.

Чтение девиза урока. Свое отношение к высказыванию.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Актуализация  учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала: площадь арены цирка, площадь произвольной фигуры; актуализация мыслительных операций, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, классификация.

Слайд 2-3/ Закончить предложение:

  1. Круг – это фигура, …
  2. Радиус окружности– это отрезок, …
  3. Диаметр окружности– это отрезок, …
  4. Прямоугольник – это четырехугольник,…
  5. Квадрат – это прямоугольник, …
  6. Квадрат – это четырехугольник, …
  7. Площадь прямоугольника равна
  8. Чтобы найти площадь квадрата, надо…

Слайд 4/ Вопросы.

  1. Сколько квадратных сантиметров в 1м2? в 4 м2?
  2. Сколько квадратных метров в 1 км2? в 3 км2?
  3. Найти площадь прямоугольника со сторонами 5 м и 12 м.
  4. Найти площадь квадрата со стороной 9 дм; 11 см.
  5. Чему равна сторона квадрата, если его площадь равна 49 м2? 64 см2?

Слайд 5-6/ Если фигуру можно разбить на единичные квадраты, то площадь фигуры равна

Ответы на вопросы учителя, запись важной информации в тетрадь.  Работа ученика (нескольких учеников) у доски. Работа в группах и в парах. Использование эталона.

3

Выявление места и причины затруднения.

После этого предлагается индивидуальное задание на затруднение (решение не более 3 мин).

Слайд 6/ За ограниченное время найти площадь фигуры.

АВ=13 м

Слайд 7/

– Какое задание вы должны были выполнить?

– Какой способ вы использовали при выполнении задания?

– Вы справились с заданием? Если нет, то почему?

 

– Какой объект окружающей действительности представляет круг диаметром 13 м?

Сюда всегда открыты двери,
Здесь выступают даже звери!

– Как вы думаете, какая цель сегодня стоит перед вами?

– Сформулируйте тему урока. (откорректировать): Слайд 8-9/ Тема: «Площадь арены цирка»

Можно найти только приближенное значение площади фигуры, которую нельзя разбить на квадраты.

4

Построение проекта выхода из затруднения.

- Для того, чтобы найти площадь прямоугольника, на зная длины сторон, что необходимо сделать? (Разбить на единичные квадраты и подсчитать их количество)

- А если фигура не является прямоугольником, мы можем е разбить на единичные квадраты? (Да, но значение не будет точным).

- Таким образом, можно ли таким же образом найти площадь произвольной фигуры?(Да)

Слайд 10/ Работа в группах. Наклеить шаги в нужном порядке. Площадь фигуры, изображенной на квадратной сетке.

5

Реализация построенного проекта.

Слайд 11/ Проговаривание алгоритма разложения числа на простые множители. Эталон
«Приближенное значение площади фигуры, изображенной на квадратной сетке»

Тетрадь-тренажер стр.66

Площадь арены цирка

  •  Как найти площадь арены цирка? Во всех цирках мира арена – это круг диаметром 13м.
  • Покрыть арену квадратной сеткой со  стороной квадрата, равной 1 м.
  • Следующий шаг: подсчитать количество квадратов внутри фигуры…их 112…Площадь одного квадрата равна…? Значит площадь арены  равна или больше 112м2 ?
  • Добавим квадраты, частично выходящие за арену (желтые квадраты), их 36…Тогда площадь арены будет меньше 148м2?
  • Чтобы вычислить площадь арены более точно, можно частично покрывающие арену квадраты, разбить на более мелкие, например, на квадратные дм.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Слайд 17/ Работа в парах. У: стр.131 №460

 

Выполнение заданий в парах с использованием эталона. Самопроверка. Проверка всем классом.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 18/ Самостоятельная работа

Вариант 1

  1. Начертить в тетради круг радиусом 4 см. Оценить площадь круга с помощью квадратной сетки.

Вариант 2

  1. Начертить в тетради круг радиусом 3см 5 мм. Оценить площадь круга с помощью квадратной сетки.

Слайд 19/

Выполнение заданий самостоятельно с использованием эталона. Самопроверка.

8

Включение в систему знаний и повторение.

Слайд 20/ Упражнения: Т: №158 (а) стр.66

Выполнение задания.

9

Рефлексия учебной деятельности.

Слайд 21/ Постановка домашнего задания (У: стр. 129 (чит.),№462,Т: №158 ).

Организация обсуждения: Какова была тема урока? Что нового узнали на уроке?

Слайд 22/ Использование раздаточного материала («Карточка рефлексии», Приложение2)

Ответы учащихся на поставленные учителем вопросы.

Запись домашнего задания.

Заполнение бланка «Карточка рефлексии».


Приложение 1

Эталон: Алгоритм разложения составных чисел на простые множители

  1. Отметить все квадраты, большая часть которых попала внутрь фигуры.
  2. Подсчитать  количество квадратов.
  3. Определить площадь одного квадрата.
  4.  Умножить число квадратов на площадь квадрата сетки.

Приложение 2

Карточка рефлексии

1. НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ
2. СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ Я
3. УРОК ДЛЯ МЕНЯ ПОКАЗАЛСЯ
4. ЗА УРОК Я
5. МОЕ НАСТРОЕНИЕ
6. МАТЕРИАЛ УРОКА МНЕ БЫЛ


7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ МНЕ КАЖЕТСЯ

АКТИВНО / ПАССИВНО
ДОВОЛЕН / НЕ ДОВОЛЕН
КОРОТКИМ / ДЛИННЫМ
НЕ УСТАЛ / УСТАЛ
СТАЛО ЛУЧШЕ / СТАЛО ХУЖЕ
ПОНЯТЕН / НЕ ПОНЯТЕН
ПОЛЕЗЕН / БЕСПОЛЕЗЕН
ИНТЕРЕСЕН / СКУЧЕН
ЛЕГКИМ / ТРУДНЫМ

ИНТЕРЕСНЫМ / НЕ ИНТЕРЕСНЫМ


Карточка рефлексии

1. НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ
2. СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ Я
3. УРОК ДЛЯ МЕНЯ ПОКАЗАЛСЯ
4. ЗА УРОК Я
5. МОЕ НАСТРОЕНИЕ
6. МАТЕРИАЛ УРОКА МНЕ БЫЛ


7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ МНЕ КАЖЕТСЯ

АКТИВНО / ПАССИВНО
ДОВОЛЕН / НЕ ДОВОЛЕН
КОРОТКИМ / ДЛИННЫМ
НЕ УСТАЛ / УСТАЛ
СТАЛО ЛУЧШЕ / СТАЛО ХУЖЕ
ПОНЯТЕН / НЕ ПОНЯТЕН
ПОЛЕЗЕН / БЕСПОЛЕЗЕН
ИНТЕРЕСЕН / СКУЧЕН
ЛЕГКИМ / ТРУДНЫМ

ИНТЕРЕСНЫМ / НЕ ИНТЕРЕСНЫМ

        

Карточка рефлексии

1. НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ
2. СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ Я
3. УРОК ДЛЯ МЕНЯ ПОКАЗАЛСЯ
4. ЗА УРОК Я
5. МОЕ НАСТРОЕНИЕ
6. МАТЕРИАЛ УРОКА МНЕ БЫЛ


7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ МНЕ КАЖЕТСЯ

АКТИВНО / ПАССИВНО
ДОВОЛЕН / НЕ ДОВОЛЕН
КОРОТКИМ / ДЛИННЫМ
НЕ УСТАЛ / УСТАЛ
СТАЛО ЛУЧШЕ / СТАЛО ХУЖЕ
ПОНЯТЕН / НЕ ПОНЯТЕН
ПОЛЕЗЕН / БЕСПОЛЕЗЕН
ИНТЕРЕСЕН / СКУЧЕН
ЛЕГКИМ / ТРУДНЫМ

ИНТЕРЕСНЫМ / НЕ ИНТЕРЕСНЫМ

Карточка рефлексии

1. НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ
2. СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ Я
3. УРОК ДЛЯ МЕНЯ ПОКАЗАЛСЯ
4. ЗА УРОК Я
5. МОЕ НАСТРОЕНИЕ
6. МАТЕРИАЛ УРОКА МНЕ БЫЛ


7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ МНЕ КАЖЕТСЯ

АКТИВНО / ПАССИВНО
ДОВОЛЕН / НЕ ДОВОЛЕН
КОРОТКИМ / ДЛИННЫМ
НЕ УСТАЛ / УСТАЛ
СТАЛО ЛУЧШЕ / СТАЛО ХУЖЕ
ПОНЯТЕН / НЕ ПОНЯТЕН
ПОЛЕЗЕН / БЕСПОЛЕЗЕН
ИНТЕРЕСЕН / СКУЧЕН
ЛЕГКИМ / ТРУДНЫМ

ИНТЕРЕСНЫМ / НЕ ИНТЕРЕСНЫМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «открытия» нового знания "Школьное образование" 6 класс.

Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС....

Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс

Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Бактерии" (5 класс,в соответствии с ФГОС)

технологическая карта к уроку биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Конспект урока открытия нового знания в 7 классах по теме "Умножение одночлена на многочлен"

Разработка урока по алгебре по теме "Умножение одночлена на многочлен" по  системно-деятельностной методике - урокоткрытия новых знаний....

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...