Дистанционная форма организации учебного процесса: опыт реализации
материал по математике

Прокофьева Наталья Викторовна

Дистанционная форма организации учебного процесса: опыт реализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad_2022.pptx68.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дистанционная форма организации учебного процесса: опыт реализации. МОУ гимназия №18 Прокофьева Наталья Викторовна, учитель математики

Слайд 2

Введение Использование информационных технологий позволяет формировать новые образовательные модели, которые предоставляют возможность оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, существенно обогащают и разнообразят преподавание различных дисциплин. В период информатизации обучения и вынужденного дистанта , для успешной и эффективной профессиональной деятельности, преподаватель обязан использовать все возможности дистанционного образования. В связи со стремительным развитием ИТ и активным их использованием в качестве дистанционных образовательных технологий, появилась возможность применения всего аппарата компьютерных технологий в обучении через конструирование индивидуальных траекторий освоения знаний, что обеспечивает индивидуализированный подход к обучению, расширяет дидактические возможности компьютерных средств обучения; позволяет соотносить содержание, формы, и методы обучения в соответствии с образовательными запросами. Это позволяет ориентировать учебный материал на различные типы и уровни усвоения; учитывать психологические, личностные качества и компетенции обучаемых

Слайд 3

Дистанционными образовательными технологиями считают образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации, при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, с целью обеспечения доступности качественного образования. Основными видами дистанционных образовательных технологий являются: 1. Кейсовая , основанная на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно - методических материалов для самостоятельного изучения обучающимися (предполагается консультация преподавателей). 2. Информационно-спутниковая — дает возможность передавать данные и взаимодействовать преподавателям и обучающимся в реальном времени (просмотр видео- и аудиотрансляций , участие в вебинарах и конференциях, общение по электронной почте, в социальных сетях и форумах). 3. Сетевые технологии, используемые для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и взаимодействия между преподавателем и обучающимся.

Слайд 4

В настоящее время выделяются следующие основные тенденции в развитии современного дистанционного образования: совершенствование существующих и разработка новых платформ дистанционного обучения; персонализация; сквозное обучение - организация обучения по комплексу связанных курсов; применение искусственного интеллекта ( нейросетевых технологий, машинного обучения, технологий больших данных и т.д.); геймификация - применение игровых подходов в образовательном процессе; применение технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR); микрообучение ; мобильное обучение с использованием мобильных устройств; разработка образовательного контента и методов обучения, ориентированных на дистанционное обучение.

Слайд 5

Основные особенности дистанцион-ного обучения Дистанционное обучение является формой получения образования, при которой основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося при помощи специальных средств обучения под руководством преподавателя. Это — интерактивный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и средствами обучения, причем процесс обучения не зависит от их месторасположения. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей, содержания, методов, средств, организационных форм обучения и т.д. Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, одна из перспективных форм получения образования.

Слайд 6

Среда дистанционного обучения характеризуется тем, что образование предоставляется обучающимся непосредственно по месту жительства или временного пребывания. Отличительными чертами системы дистанционного обучения являются: более высокая динамичность, связанная с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов; больший объем самообучения; использование всевозможных форм учебно-методического обеспечения; осознанная мотивация; наличие интерактивной коммуникации. Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты: гибкость, модульность, параллельность, экономичность, технологичность и т.д. Основными задачами дистанционных образовательных технологий являются доступность и открытость обучения независимо от географии, социального положения и состояния здоровья. Особенно актуально использование дистанционных технологий обучения для социальных групп, которые лишены возможности получать образование по классической модели, например, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Одной из задач открытого образования является интеграция различного рода информации, что придает процессу обучения целостность и самодостаточность. Использование современных технологий делает образовательный процесс непрерывным и максимально гибким, расширяя круг потребителей образовательных услуг и ориентируя на личностные факторы. Технологии дистанционного образования предполагают использование наглядности, ссылок на электронные источники с дополнительной информацией по данной тематике; программных средств, позволяющих моделировать различные схемы, механизмы и процессы; модулей тестирования, дающих объективную оценку знаний обучающихся. Использование современных технологий позволяет разнообразить процесс изучения нестандартными активностями и элементами игры, что увлекает обучающегося, концентрирует его внимание на обучении во время дистанта .

Слайд 7

Образовательные организации могут использовать различные механизмы для формирования образовательного контента: разработка методических материалов и электронных образовательных ресурсов преподавателями или использование существующих учебнометодических пособий, разработанных в рамках федеральных программ и проектов и размещенных в федеральной системе информационных образовательных ресурсов. Образовательный контент, применительно к технологии дистанционного обучения должен разрабатываться на основании требований рабочих программ, образовательных программ, других нормативных документов. Применение дистанционных образовательных технологий имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Положительными свойствами являются: возможность обучения в индивидуальном темпе, гибкость, формирование индивидуальной траектории обучения, доступность, мобильность и технологичность, социальное равноправие, комфортные условия для творческого самовыражения, объективность оценки знаний. Несмотря на многочисленные положительные моменты применения дистанционных образовательных технологий, имеется ряд отрицательных сторон: самообразование, сложность в организации учебной работы и распределении учебного времени, дорогостоящее оборудование и т.д.

Слайд 8

2. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации дистанционного обучения В процессе быстрого перехода на дистанционные форматы большой проблемой стал дефицит интерактивных учебных материалов, интересных заданий с обратной связью и дефицит опыта и инструментов коллективной работы в цифровой среде. Проблемой стало и просто недостаточное знакомство учителей с такими инструментами. Поэтому в предлагаемом обзоре я попыталась представить цифровые ресурсы и сервисы для качественной организации образовательного процесса в режиме онлайн. Дневник.ру (https://dnevnik.ru ) — закрытая информационная система со строгим порядком регистрации образовательных учреждений и пользователей. Дневник.ру решает задачи бумажного дневника и даже больше: расписание, домашние задания, все выставленные оценки, материалы, используемые в ходе уроков, средний балл, темы пройденных и будущих уроков, комментарии преподавателя. Яндекс.Учебник (https://education.yandex.ru/main) представляет собой сборник интерактивных учебных заданий с автоматизированной проверкой и возможностью видеотрансляции и общения. Учи.ру (https://uchi.ru ) — сборник интерактивных задач по широкому спектру предметов и классов, набор интерактивных олимпиадных тестов с автоматическим подбором персональных заданий. Кроме того, на платформе созданы сервис «Виртуальный класс» - для проведения индивидуальных и групповых онлайн-уроков с играми, анимацией, презентацией и видео; виртуальная доска. Платформа также предоставляет вебинары для организации дистанционного обучения, а также серию видеоуроков. Расписание и ссылки на онлайн-уроки доступны на странице: https://lp.uchi.ru/distantlessons

Слайд 9

ЯКласс (https://www.yaklass.ru) является частично платной платформой и позиционируется как набор тематических заданий по различным предметам с возможностью анализа и закрепления наиболее сложных тем. Основными преимуществами платформы является 6 привязка к электронному журналу, возможность проверки знаний посредством интерактивных контрольных и проверочных работ с автоматическим оцениванием и интеграция с ресурсами сервиса «Интернет-урок», что позволяет обеспечить комплексное дистанционное обучение [2]. Фоксфорд (https://foxford.ru) — платформа с дистанционными (групповыми) курсами по большинству предметов школьной программы, привязан к электронному журналу и используется учениками в качестве дополнительного образования для подготовки по базовой программе, а также к олимпиадам, ГИА и ВПР. В состав курсов входят видеозаписи уроков, конспекты и задания. Edu.Skyeng (https://edu.skyeng.ru) — основным сервисом которой в контексте общего образования является предоставление индивидуальных, дистанционных, синхронных уроков с учителем по английскому языку и математике и некоторым другим предметам на базе собственной платформы « Vimbox » [3]. InternetUrok.ru (https://interneturok.ru) — домашняя онлайншкола предназначена для целевых групп, не имеющих возможности посещать традиционные занятия и предполагает полностью дистанционное обучение, но не рассчитан на интеграцию в традиционную школу.

Слайд 10

CERM.RU (https://cerm.ru) — образовательная онлайнплатформа для проведения мониторинговых исследований по учебным предметам, а также в качестве онлайн-тренажера. Интерактивные рабочие тетради “ Skysmart ” (https://skytea.ch/go/r5) позволяют составлять индивидуальные задания, оценивает и анализирует их выполнение, отсутствует возможность копирования и списывания. РЭШ (https://resh.edu.ru) — информационнообразовательная среда с полным курсом школьной программы от лучших учителей России; это информационно образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий. Moodle ( https://moodle.org/) — система управления знаниями, позволяющая организовать процесс электронного обучения от разработки онлайн курса до его реализации. Google Класс (https://classroom.google.com) — это бесплатный набор инструментов для работы с электронной почтой, документами и хранилищем. Сервис разработан для преподавателей с целью 7 организации занятий и эффективного учебного взаимодействия с учащимися.

Слайд 11

Мобильное электронное образование (МЭО) (https://mob-edu.ru) — платформа для индивидуального и группового обучения в дистанционном режиме, охватывает почти все предметные области и классы. 1С:Школа Онлайн (https://obr.1c.ru/pages/read/online/) обеспечивает онлайн-доступ к электронным образовательным ресурсам: тренажеры, лаборатории, игры практикумы, тесты и многое другое. Coursera (https://www.coursera.org) — один из крупнейших образовательных сервисов для школьников и студентов. «Просвещение» Группа компаний (ГК) (https://prosv.ru) — крупнейшее издательство учебной литературы и новых учебных материалов, предоставила свободный доступ к электронным формам учебников и образовательным сервисам. Lecta (https://lecta.rosuchebnik.ru) — предоставляет оцифрованные решения (учебники, задачники, УМК) компании «Российский Учебник» с доступом ко всем электронным версиям УМК издательств «ДРОФА» и « Вентана -Граф».

Слайд 12

Для индивидуальной и коллективной работы с документами, таблицами, презентациями, формами (опросами) созданы сервисы и инструменты, позволяющие реализовать эффективное взаимодействие и организацию деятельности преподавателей и обучающихся в цифровой среде: Документы Google (https://docs.google.com), Zoho Office Suite (zoho.com ), Microsoft Office ( https://www.office.com). Для организации индивидуальной и групповой работы с использованием инструментов трансляции и видеосвязи применяют: Skype (https://www.skype.com) — систему проведения очных и сетевых видеоконференций и вебинаров; Zoom ( https://zoom.us/)— облачная платформа для видеоконференций, веб-конференций, вебинаров; Google Hangouts (https://hangouts.google.com) — система проведения видеоконференций, предоставляющая возможность записи и публикации материалов вебинара на YouTube; Free Conference Call (https://www.freeconferencecall.com/ru ) — для организации бесплатных конференций с большим количеством участников; Discord ( https://www.discord.com), созданный специально для геймеров, чтобы обеспечить полноценное общение со своей игровой командой, может быть использован для проведения онлайн занятий или конференций и т.д.

Слайд 13

Для хранения и распространения материалов используют: конструктор тестов Quizizz (https://quizizz.com), поддерживающий ввод математических формул, интеграцию изображений и аудиофайлов, использование библиотеки уже созданных сообществом тестов; Google Drive (https://drive.google.com), Яндекс Диск ( https://disk.yandex.ru ), Microsoft OneDrive (https://onedrive.live.com/), которые предназначены для облачного хранения файлов любых типов с возможностью распространения, удаленного доступа и совместного использования; DropBox ( https://www.dropbox.com ), GlobalLab ( https://globallab.org) кроме хранения и совместного использования файлов используются при работе над проектами и в исследовательской деятельности и т.д. [4].

Слайд 14

Заключение Основная задача дистанционного образования — создание безопасной образовательной среды; обеспечение условий для организации персонифицированного обучения; обеспечение доступности качественного образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ, высокомотивированных и одаренных обучающихся. Сегодня в мире существует огромное разнообразие инструментов для использования в дистанционном обучении. Здесь систематизированы сервисы и представлен обзор различных цифровых образовательных ресурсов, которые могут быть востребованы при организации дистанционного образовательного процесса. Проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы:

Слайд 15

Система образования имеет доступ к огромному многообразию общепользовательских сервисов, ЦОР и т.д. Подготовка кадров, владеющих методиками дистанционного обучения, повышение квалификации преподавателей для использования этих инструментов, обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе дистанта , является первоочередной задачей современного образования. Недостаточным для активного распространения обучения в дистанционной форме является предложение интерактивных образовательных ресурсов, прежде всего, тренажеров — комплексов интерактивных заданий с обратной связью и аналитикой. При этом, большинство ресурсов платные. Ресурсная составляющая не всегда соответствует требованиям дистанционного обучения, так как необходимо дорогостоящее оборудование, наличие качественного соединения и т.д. Поэтому, формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения является основной задачей в современных условиях. Дистанционное образование предполагает самообразование и консультирование, что довольно сложно для обучающихся.

Слайд 16

Список литературы: 1. Палагутин А.В., Палагутина М. А., Серповская И.С., 2021 2. Акулич М. В. Дополненная, виртуальная, смешанная реальность и маркетинг / М. В. Акулич. – М.: Издательские решения, 2018. – 120 с. 3. Воробьева Т. Н. Электронный образовательный ресурс « ЯКласс » как инструмент повышения качества образования // Образование. Наука. Карьера: сб. науч. тр. Междунар . науч.-метод. конф .: в 2 т. – Курск, 2018. – С. 46-50. 4. Жданова Д.Е., Корнеева Л.И. Интерактивные модели обучения английскому языку (сравнение традиционной, реверсивной и онлайнмоделей ) // Innovative Approaches in Computer Science within Higher Education: материалы II Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2020. – С. 23. 5. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И. А. Карлов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин , И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт , Д. О. Шонов ; 6. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: Научно-методический электронный журнал «Концепт». —2020. —№ 08. — С. 87-99


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса в Ресурсном Центре

Организация предпрофильного и профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения в Ресурсном центре....

Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...

Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в п...

Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...

«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»

Выступление на школьном методическом объединении по теме: «Дистанционное обучение как одно из условий доступного современного образования для школьников»Современные информационные технолог...

Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в дополнительном образовании

Дистанционное обучение - это форма обучения, которая позволяет обучающимся получать знания через интернет под контролем педагога.В настоящее время дистанционное обучение может рассматриваться как...