Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»
рабочая программа по математике (9 класс)

Кузнецова Елена Ивановна
Дополнительная общеобразовательная 
программа
естественнонаучной направленности
«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 
МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platnye_9_kl.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики

Протокол № ___ от

 «__»  _____________ 2019г.

Руководитель ШМО:        

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ СОШ №2

________________

 «__»________________2019___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ№2                _________________

Приказ № ___ от «__»_________________2019___г.

 Рабочая программа

по внеурочной деятельности            

 «За страницами учебника математики»

(общеинтеллектуальное направление)

8 класс    

на 2019 - 2020 учебный год

                               

                   

Составитель:  учитель математики

высшей  квалификационной категории        

Л.А.Колбасова

2019 год


Пояснительная записка

        Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

     Достижению данных целей способствует организация внеурочной занятости, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеурочная  работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

         Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

        Вид программы – общеинтеллектуальная.

Программа составлена на основе программы учителя математики М.И.Сингатулиной муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения «Средняя  общеобразовательная школа № 10» г. Ногинска Московской области

Цели и задачи программы.

Цели: 

  1. Повышение интереса к предмету
  2. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования
  3. Интеллектуальное  развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.

С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы, которые определяют.

Задачи:

  1. Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
  2. Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения
  3. Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения методами аналогии, анализа и синтеза

Особенности возрастной группы детей.

        Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 13 -14 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.

Особенности набора детей – свободный.

Режим занятий.

Занятия проводятся после уроков по основному расписанию два раза в неделю, программа рассчитана на 70 занятий.

Результаты освоения курса.

В основу изучения программы  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов  — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов  — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

 Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Формируемые УУД.

Изучение математики в 8 классе основной школы дает возможность, учащимся достичь следующих результатов развития:

В личностном направлении:

  • развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  • креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива,  находчивость, активность при решении математических задач;
  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
  • выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической  терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с  обыденного языка на математический и обратно;
  • стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
  • способность  к  эмоциональному  восприятию  математических  понятий,  логических  рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.

В метапредметном направлении:

  Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель  УД;
  • выдвигать  версии  решения  проблемы,  осознавать  (и  интерпретировать  в  случае необходимости)  конечный  результат,  выбирать средства достижения    цели  из  предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или  в группе)  план  решения  проблемы  (выполнения проекта);
  • разрабатывать  простейшие алгоритмы   на  материале выполнения действий с  натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными  и отрицательными числами;
  • сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять  ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • совершенствовать в диалоге  с учителем самостоятельно выбранные критерии  оценки.

       Познавательные УУД:

  • формировать  представление о математической  науке как сфере человеческой     деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять    расширенный поиск  информации  с  использованием ресурсов  библиотек и интернета;
  • определять возможные  источники  необходимы сведений, анализировать  найденную информацию и оценивать ее достоверность;
  • использовать компьютерные и  коммуникационные   технологии   для   достижения  своих целей;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости  от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления:
  • давать определения понятиям.

        Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное   взаимодействие   в   группе   (определять  общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться  критично относиться   к  своему   мнению,  с  достоинством  признавать      ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая    позицию  другого,  различать  в  его  речи: мнение (точку   зрения),  доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь  взглянуть  на  ситуацию  с  иной  позиции  и  договариваться  с  людьми  иных      позиций.

В предметном направлении:

  • осознание значения математики для повседневной жизни человека;
  • представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • систематические знания о функциях и их свойствах.

Система отслеживания и оценивания результатов.

        Результаты обучения детей могут быть представлены на выставках (в виде ребусов, шарад, кроссвордов) конкурсах и олимпиадах.

Содержание  курса.

Числа и операции над ними.

  1. Из истории чисел. Арифметика каменного века.
  2. Бесконечность натуральных чисел.
  3. Логические задания с числами.
  4. Математические ребусы, головоломки.

Действительные числа. 

  1. Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.
  2. Сравнение числовых выражений. Координатная прямая, сравнение и упорядочивание чисел.
  3. Пропорции. Решение задач на пропорции.
  4. Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применение процентов.

Делимость натуральных чисел.

  1. Свойства делимости натуральных чисел.
  2. Признаки делимости натуральных чисел.

Уравнения с одной переменной.

  1. Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.
  2. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений,  содержащих неизвестное под знаком модуля.
  3. Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.          

Текстовые и логические задачи.

  1. Задачи на составление уравнений.
  2. Задачи на движение, на работу.
  3. Решение логических задач, задач на проценты.

Комбинаторика. Описательная статистика.

  1. Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
  2. Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.
  3. Комбинаторное правило умножения
  4. Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.
  5. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.

Буквенные выражения. Многочлены.

  1. Преобразование буквенных выражений.  
  2. Деление многочлена на многочлен «уголком».
  3. Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

Уравнения с двумя переменными.

  1. Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение  диофантовых уравнений к практическим задачам.
  2. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем  уравнений различными способами.

Итоговое занятие

Освоение    курса внеурочной деятельности  завершается защитой проектов по пройденному материалу.

 В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.


Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

Из истории чисел. Арифметика каменного века. Лабиринты

1

Бесконечность натуральных чисел. Кроссворды.

1

Логические задания с числами. Магические квадраты

1

Математические ребусы, головоломки, цепочки закономерностей.

1

Математический  КВН «Удивительный мир чисел»

1

Числовые выражения

1

Свойства делимости натуральных чисел

1

Решение конкурсных задач

1

9-10

Признаки делимости на 2,3,4,5, 9,10,25

2

11-12

Признаки делимости на 7,11.

2

13

Математическая игра. Блиц турнир

1

14

Сравнение числовых выражений

1

15-16

Пропорции

2

17-19

Проценты

3

20

Уравнения с одной переменной

1

21-22

Решение линейных уравнений с модулем

2

23-26

Решение линейных уравнений с параметрами

4

27

Задачи, решаемые по действия.

1

28-30

Задачи на составление уравнений.

3

31-33

Задачи на движение.  

3

34-35

Задачи на работу.

2

36

Решение логических задач Графическое моделирование

1

37

Решение логических задач с помощью таблицы и дерева возможностей

1

38-40

Решение задач на проценты.

2

41-42

Решение задач на процентный состав.

2

43-44

Решение олимпиадных задач

2

45-46

Решение комбинированных задач перебором вариантов

1

47-48

Решение комбинированных задач перебором вариантов

1

49-50

Решение комбинаторных задач с помощью графов

2

51-52

Комбинаторное правило умножения

2

53-54

Перестановки. Факториал

2

55-56

Статистические характеристики набора данных

2

57-58

Преобразование буквенных выражений

2

59-60

Деление многочлена на многочлен

2

61-62

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля

2

63-64

Линейные диофантовы уравнения

2

65-66

Системы линейных уравнений с двумя переменными

2

67-68

Итоговое занятие

2

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс,  М., Просвещение, 2016 г.
  2. А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс,  2010 г
  3. А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М.,  «Экзамен», 2012.
  4. В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 8 класс, учебно-методическое  пособие, Цивильск, 2015 г.
  5. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
  6. Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса
  7. https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-za-stranicami-uchebnika-matematiki-obscheintellektualnoe-napravlenie-klassa-3233688.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Презентация "Перспективы развития естественнонаучной направленности дополнительного образования детей как компонент внеурочной деятельности"

Естественнонаучная направленность способствует формированию экологического сознания как новой востребованной системы взаимоотношений человека с природой. Создаются возможности для эколого-ценностного ...

Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности

Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать с...

Персонально ориентированная воспитательная деятельность в условиях учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности

Актуальность организации персонально ориентированной деятельности обучающихся в условиях дополнительного образования обусловлена спецификой самого дополнительного образования, которая создает благопри...

Мастер - класс «Формирование функциональной грамотности при реализации дополнительной программы естественнонаучной направленности «Экспериментариум»

Мастер - класс по формированию естественнонаучной грамотности.Задачи:ØСпособствовать формированию практико-ориентированных знаний и умений, осуществлять деятельность обучающихся по развитию качеств, о...