Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочной деятельности
статья (5 класс)

Светлана Доржиевна Убанова

Приемы и методы работы с одаренными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

НА УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Убанова Светлана Доржиевна,

учитель математики

Проблема развития одарённости в школе актуальна. Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать их креативные качества.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми всегда интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

На протяжении всех лет своей педагогической деятельности я уделяю внимание воспитанию и развитию одаренных детей.

Начиная работать в 5 классе, в начале урока даю детям занимательные задачи повышенной сложности, которые требуют быстрого устного решения. Таким образом выявляю одарённых детей. Определив таких ребят, нужно научить их думать и предпринимать все возможное для развития их способностей.

 Чтобы заинтересовать учащихся к своему предмету, предлагаю  

а)  математические игры;

б) магический квадрат;

в) задачи-шутки;

г) геометрические задачи;

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся в 5-8 классах я использую творческие и занимательные задачи, развивающие задачи-минутки, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач  отвожу не более 2 минут и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.

  Как же  используется время, которое есть у одарённого ребенка? На уроках математики такому ребёнку для прохождения  учебной темы нужно немного времени, в конце урока 10-15 минут может решать задания из дополнительного материала.

Примерные темы для изучения:

5 и 6 классы:

      а) комбинаторика;

б) логические задачи;

в)  сказки, сочинения, стихи, рисунки на математические темы;

7 класс

а) решение задач несколькими способами;

б) задачи на построение;

в) логические задачи;

г) задачи из математических олимпиад;

8 класс

а) системы уравнений;

б) решение более сложных задач;

в) игры;

г) неравенства и уравнения с параметрами;  

е) геометрические задачи;

9 класс

а) задачи на составление систем уравнений и неравенств;

б) тождественные преобразования;

в) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;

г) планиметрия;

 10 - 11 класс

а) тождественные преобразования;

б) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;

в) задания из сборников по подготовке к ЕГЭ, олимпиадные задания.

   Нельзя привить интерес к математике ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому стараюсь работать над самообразованием.

 Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. В нашей школе проводится традиционно неделя математики, где учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, математическом бое, «КВН». Завершающим этапом недели математики является Праздник числа ПИ, в котором детям предлагаются задания, конкурсы, игры, связанные с числом ПИ.

Важной формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Учащиеся нашей школы постоянно участвуют в конкурсах «Кенгуру», различных дистанционных олимпиадах. С талантливыми детьми я занимаюсь решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, презентации. Мои ученики занимают призовые места в школьных и республиканских научно-практических конференциях.

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, нет сомнений. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике. С целью развития логического мышления, тренировки памяти я с детьми играю онлайн в шахматы в свободное от уроков время. Вела шахматный кружок, проводила шахматные турниры, в которых дети с большим интересом и удовольствием принимали участие.

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Список использованной литературы:

1. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961

2. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. - 2008. - Т. 9, вып. 1.

3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя/-2изд. М:Просвещение, 2005

4. О.Б. Епишева Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя/М.: Просвещение ,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...

Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности

Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарномыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе кри...

Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...

Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...

«Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»

«Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»...