Рабочая программа факультативного курса по математике для 6 класса "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (6 класс)

Воробьева Оксана Юрьевна

Рабочая программа   факультативного курса «Занимательная математика» составлена  с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования   и предназначена для работы в  6-х классах общеобразовательной школы на  1 год  обучения  (1 час в неделю, 34 ч).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ._6_klass.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

приказом директора

Протокол № 1

МБОУ «СШ  №32 им. С.А. Лавочкина»

от «30» августа 2022 г.

Приказ от «30» августа 2022 г. №      -од

Факультативный курс по математике

«Занимательная математика»

Наименование учебного предмета:  МАТЕМАТИКА                                        

Класс: 6

Уровень общего образования: основное общее образование

Учитель: Воробьева Оксана Юрьевна

Срок реализации программы, учебный год: 2022-2023

Количество часов по учебному плану: 34 ч; I полугодие – 16 ч, II полугодие – 18 ч, всего за год – 34 ч.

Составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и примерной программы по математике.

Рабочую программу составила:     ___________________         ________Воробьева О.Ю._______

                                         подпись                                        расшифровка  подписи

Пояснительная записка

   Рабочая программа   факультативного курса «Занимательная математика» составлена  с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования   и предназначена для работы в  6-х классах общеобразовательной школы на  1 год  обучения  (1 час в неделю, 34 ч).

Цели факультатива:

- ознакомление с простейшими принципами и методами математики;

- формирование представления о математике, как общекультурной ценности и возможности использования математических знаний в различных сферах деятельности человека;

- создание среды, способствующей раскрытию способностей и побуждение школьников к самостоятельным занятиям;

- развитие математического образа мышления;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

- определение группы учащихся, способных в дальнейшем серьезно заниматься математикой.

Задачи факультатива:

•        расширить кругозор учащихся;

•        убедить в необходимости владения законами, алгоритмами и правилами математики;

•        расширить область математических знаний учащихся.

Основным результатом освоения содержания данного факультатива  учащимися, станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация школьников для дальнейшего изучения математики.

Предполагаемые результаты реализации программы

         В результате изучения факультативных занятий «Математика: новые понятия»  у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.

Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.

Личностным результатом изучения курса является    

  • формирование независимости  и  критичности  мышления;
  • формирование  настойчивости  в достижении цели;
  • приобретение опыта публичного выступления по проблемным вопросам;
  • приобретение опыта организации совместной деятельности;
  • формирование ценностного отношения школьника к знаниям, науке и исследовательской деятельности.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

 Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Содержание учебного материала

1. Как люди научились считать

– арифметика каменного века;
– числа начинают получать имена;
– великолепная семёрка;
– живая счётная машина;
– операции над числами;
– системы счисления;
– первые цифры;
– древнегреческая, древнеримская и другие нумерации;
– как в древности выполняли арифметические действия;
– как решали задачи в древности.

2. Развитие арифметики и алгебры

– наука уходит на Восток;
– открытие нуля;
– что такое квадриллион?
– о бесконечности ряда натуральных чисел;
– Мухаммед из Хорезма диктует правила;
– пропорции;
– кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны?
– зарождение алгебры.

3. Из науки о числах

– как математика стала настоящей наукой?
– числа правят миром;
– проблема Гольдбаха;
– решето Эратосфена;
– признаки делимости;
– НОД;
– любопытные свойства натуральных чисел;
– некоторые приёмы быстрого счёта.
– юные математики.

4. Математические игры. Математика и шифры

– “ Битва чисел” и “Ним”;
– игра в 15;
– каким должен быть шифр;
– шифры и арифметика остатков;
– шифрование решёткой.

5. Рассказы о геометрии

– как возникла геометрия;
– натягиватели верёвок;
– как Фалес посрамил гарпедонаптов;
– сотни фигур из семи частей;
– Эратосфен измеряет Землю;
– Архимед применяет геометрию для обороны;
– геометрические узоры; правильные фигуры;
– из Вавилона в Грецию;
– геометрия вокруг нас;
– геометрические проблемы.

6. Комбинации и расположения

– катание на карусели;
– футбольное первенство;
– комбинаторика на шахматной доске;
– дерево выбора; Кенигсбергские мосты;
– блуждание по лабиринтам;
– магические квадраты.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Дата

1

Как люди научились считать

5

1.1

Великолепная семёрка. Живая счётная машина. Операции над числами. Системы счисления

1

1.2

Государству нужны писцы. Египет. Вавилон. Как в древности выполняли арифметические действия

1

1.3

Как решали задачи в древности?

1

1.4

Решение задач. Урок-аукцион

2

2

Развитие арифметики и алгебры

5

2.1

Всегда ли дважды два – четыре? Удивительные разновески

1

2.2.

Пропорции

1

2.3

Кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны? Зарождение алгебры

1

2.4

Решение задач. Урок -  викторина

2

3

Математические игры. Математика и шифры

6

3.2

«Битва чисел» и «Ним». Игра в 15.

1

3.2

Решение задач

1

3.3

Тарабарская грамота

1

3.4

Шифры и арифметика остатков. Подсчёт частот.

1

3.5

Шифрование решёткой. Урок - практикум

2

4

Рассказы о геометрии

8

4.1

Как возникла геометрия. Натягиватели верёвок

1

4.2

Как Фалес посрамил гарпедонаптов. Сотни фигур из семи частей

1

4.3

Эратосфен измеряет Землю. Архимед применяет геометрию для обороны

1

4.4

О названиях геометрических фигур. Геометрические узоры. Правильные фигуры

1

4.5

Из Вавилона в Грецию. Удивительные луночки

1

4.6

Геометрия вокруг нас. Геометрические проблемы

1

4.7

Решение задач. Урок «Защита рефератов»

2

5

Комбинации и расположения

7

5.1

Сколькими способами?  Катание на карусели

1

5.2

Футбольное первенство. Комбинаторика на шахматной доске

2

5.3

Дерево выбора. Кенигсбергские мосты

1

5.4

Кругосветное путешествие. Блуждания по лабиринтам

1

5.5

Магические квадраты. Решение задач

2

5.7

Итоговое занятие. Защита проектов.

2

5.8

Итоговое занятие. Защита проектов.

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс

Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс...

Рабочая программа факультативного курса по математике "По ступенькам математики" для 6 класса

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю в общеобразовательных классах. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса, содержание программы, тематическое пла...

Рабочая программа факультативного курса по математике 5 класс "Математика для любознательных"

Данный факультативный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Математика для любознательных» включает в себя  задания, как углубляющего, так и...

Рабочая программа факультативного курса "Изучение избранных вопросов математики" 8 класс

Материал представляет собой рабочую программу факультативного курса по математике 8 класса...

Рабочая программа Факультативный курс по математике для 6 класса «Занимательные задачи по математике »

Факультативный курс предназначен тем, кто интересуется математикой и хочет узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услышать на уроке, Он окажется полезным и тем, кто безразличен к мате...

рабочая программа факультативного курса "За страницами учебника математики"

Рабочая программа по факультативному курсу по математике "За страницами учебника математики". Позволяет расширить знания обучающихся по данному предмету во внеурочное время...

Рабочая программа факультативного курса ,, За страницами учебника математики\'\' для 6 класса

Данная программа содержит разделы: Планируемые результаты освоения курса. Содержание курса. Тематическое планирование. Календарно- тематическое плпнирование курса....