Советы родителям пятиклассников
статья (5 класс) на тему

Кашкина Елена Николаевна

При переходе из начальной школы в старшую происходит адаптация ребенка к новым условиям обучения  и от того как она пройдет зависит его дальнейшая школьная жизнь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные причины трудностей в обучении пятиклассников

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, “не огорчались и не переживали”, “радовались”, “чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала” – достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, “разочарование” в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с проблемами, трудностями, непонимание может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это, столь важное желание.

Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении и помочь ему преодолеть их. Это прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания - с неумением правильно определять корни слов, а, значит, и подбирать проверочное слово. Проблема здесь в том, что эти пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже профессиональному педагогу, поскольку этот пробел нередко скрывается за другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно обратить внимание на то, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения “трудного” задания. Для того чтобы выяснить это, можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти.

Надо сказать, что пятый класс очень благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.

Поскольку в жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, развитие этих процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале и в ситуации, отличной от учебной, что успешно могут делать и родители.

Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества троллейбусов и предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.

Вместе с тем важно иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную задачу. Поэтому необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приблизить ситуации к учебной, поставив это как специальную задачу.

И наконец, причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.

Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему . Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания (а если вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением, то задача представляется еще более простой).

Но эта особенность может быть и причиной трудностей в учении. Общее положительное к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому “разонравилось, не хочется, не смогу” отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное – не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.

Кроме того, такое превалирование значения эмоционального фактора в самооценке способностей является выражением свойственного этому периоду доминирования эмоций, подчиняющего себе всю психическую жизнь ребенка, в том числе “работу” психических процессов.

Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как сильные и длительные отрицательные, способствовать возникновению своеобразной “эмоциональной усталости”, проявляющейся в раздражении, капризах, “скандалах”, плаче и т.п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника могут привести к обратному эффекту.

В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях.

Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме (“Биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”, “Медиана – это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну”, “Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь” (расположение цветов радуги). Можно научить детей самим создавать подобные фразы, используя юмор для лучшего запоминания.

Все указанные причины нередко выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации, и требуют обычно значительных усилий, как со стороны родителей, так и самого подростка. Сложности при ее осуществлении связаны с тем, что в подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.).

Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям пятиклассников по питанию детей.

Перед наступлениями холодов, медики решили напомнить родителям, каким должен быть рацион школьников. Так, в зимний период специалисты советуют дополнительно разнообразить меню учащихся животными белками и жирами. Такое питание поможет малышу восполнить затраты энергии для сохранения тепла.

Также необходимо включить в рацион ребенка растительное и сливочное масло, сыр, мясо, яйца, творог, морскую рыбу, фрукты, крупы, овощи, оливковое масло, зерновой хлеб, орехи, сухофрукты.

Кроме того, медики снова акцентируют внимание на важности завтрака. Если школьник отказывается кушать по утрам, врачи советуют пересмотреть режим его дня. Возможно, это связано с недостатком сна.

По словам специалистов, утром лучше всего кормить детей кашками из цельного зерна, творогом, сухофруктами и орехами.

Школьник должен получать полноценное питание, которое покрывает все его физиологические потребности в этом возрасте. У организма школьника много задач: нужно быть здоровым, активным, быстро схватывать информацию, не засыпать на уроках. Поэтому питание должно отвечать этим требованиям, а еще очень важно соблюдать режим приема пищи.

Нельзя отпускать ребенка в школу голодным - завтрак обязателен. Также важно давать ребенку с собой здоровые перекусы: сезонные фрукты, например, яблоки. Также подойдут сухофрукты, орехи. Полноценный обед должен состоять из первого блюда, салата, мясного или рыбного блюда. Ребенку необходим легкий полдник в виде кисломолочного продукта, а потом, в непозднее время - примерно в 19:00 - нужно поужинать. Можно дать ребенку на ужин рыбное блюдо, термически обработанные овощи и салат.

Детям, которые ходят в школу, важно ежедневно получать порцию фруктов, свежих овощей, обязательны цельнозлаковые каши, яйца, нежирное мясо, а также рыба, богатая полинасыщенными жирными кислотами, оптимизирующие мозговую деятельность.

В детском рационе желательны орехи, правильные хорошие масла. Важно исключить потребление тех продуктов, которые на первый взгляд поднимают настроение и тонус. Это продукты, насыщенные сахарами – конфеты, сладкие газированные напитки, батончики, вафли, сладкие хлопья, дрожжевые булки и т.д. После их приема нервная система сначала действительно стимулируется, но следом идет незамедлительная тормозящая реакция.

Как это происходит?

Ребенок съедает сахар, у него происходит прилив энергии, он активно включается в работу, бодр и весел. Но очень скоро уровень сахара в крови снижается, потому что избыточную порцию сахара организм пытается нейтрализовать. После снижения этого уровня резко падает работоспособность – и умственная, и физическая. У детей это проявляется в качестве периодов возбуждения-спада активности.

Кстати, специалисты связывают употребление большого количества сладкого с синдромом гиперактивности. Чтобы помочь такому ребенку, иногда достаточно убрать сахар из его рациона, и скорректировать таким образом его поведение.

Дети всегда хотят есть то, что едят их родители.

Как приучить ребенка к здоровому питанию?

Самое главное - не заставлять. Нужно для начала самим научиться питаться полезной едой, и показывать ребенку на собственном примере. Ведь дети всегда хотят есть то, что едят их родители. Научить ребенка есть шпинат можно до 5 лет, а после – это будет уже восприниматься как нечто несъедобное.

Чем отличается рацион младшего и старшего школьника? Ведь у детей в каждом возрасте разные потребности.

Ребенку, который вошел в период полового созревания, нужна уже совсем другая еда: возрастает необходимость в большем количестве насыщенных жиров, потому что все половые гормоны - стероидные, а это значит что для их синтеза необходим холестерин. Поэтому очень важно чтобы в рационе было сливочное масло, рыба, яйца, мясо - без этих продуктов невозможно гармоничное развитие подростка.

К сожалению, именно в этот важный для развития период многие девочки начинают заботиться о своей фигуре, исключая как раз все перечисленные продукты из своего меню, отдавая предпочтение низкохолестериновым продуктам. В итоге они получают ухудшение умственного труда, страдает настроение, а также - гормональный фон. И в результате они получают еще большие проблемы с весом.  

Можно ли кормить ребенка готовыми сухими завтраками?

Это крайне не рекомендуется. Все продукты, которые проходят глубокую промышленную переработку - только "прикидываются" полезными, а на самом деле никакой пользы и биологической ценности не несут. Если из продукта изъяли что-то на заводе, потом что-то химическое-синтетическое добавили - ничего хорошего в итоге не получается.

Наибольшей пользой обладают те продукты, которые дала нам природа. Поэтому цельная каша всегда лучше, она имеет массу преимуществ перед теми злаковыми блюдами, которые тщательно обработали при производстве, добавили сахар и другие вредные компоненты.

Какие напитки наиболее полезны детям?

Самым главным напитком для детей является вода! Соки - это еда, их нужно переваривать, а кофе в детском меню вообще не допустимо. Можно давать ребенку немного какао, но не каждый день и не очень насыщенное.  

Можно ли с помощью питания улучшить умственные способности ребенка?

Да, в США даже разработана программа питания для умников, где в игровой форме детям показано, какие продукты улучшают мозговую деятельность. К ним относятся морская рыба, брокколи, умеренное количество молочных продуктов, цельные злаки, зелень, фрукты, при обязательном полном исключении сахара. Также показаны фрукты: яблоки, сливы, цитрусовые и зелень. Очень полезны яйца, в них содержатся лецитин и особые липиды, которые великолепно влияют на головной мозг, ведь он на 60% состоит из жира. Кстати, в японских школах перед сложными уроками детям дают перепелиные яйца, которые эффективно стимулируют умственную деятельность.



Предварительный просмотр:

САДИМСЯ ЗА УРОКИ (советы родителям по выполнению домашнего задания)

- выполнение домашних заданий - серьезный труд. Бывает так, что ученик занят не меньше взрослого.

- наша задача – приучить ребенка трудится правильно, не нанося вред здоровью, т.к. учеба – это главный труд школьника.

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача имеет две цели:

1.С одной стороны нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок выполнения уроков.

2.С другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь, и в хорошем темпе.

Правильно ли использует время ребенок при подготовке домашних заданий?

Этим вопросом должен задаться каждый родитель и помочь организовать труд ребенка при подготовке домашних заданий.

Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашнее задание.

- духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны.

- мнение о том, что усвоение идет легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности.

- на концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при 18-22.

- многие дети любят учить уроки на кухне, пока матери готовят ужин: попутно помогая и регулируя процесс.

- а мама вздыхает: и в кого у неё такой ребенок? А он просто устал и не может сконцентрироваться над задачей.

Как организовать труд ребенка при подготовке домашних заданий.

Во-первых: большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм и уже не хочется гулять.

И напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного времени занятий. Это не случайно.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Во-вторых: ребенок должен садиться за уроки не только в определенное время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Советы для родителей:

- полезно вместе с ребенком составить памятку  «Садимся за уроки»;

- школьник через некоторое время достигнет того, что все пункты памятки станут для него привычными.

- приступать к выполнению домашнего задания лучше через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

- если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать  с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

- для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. 25 минут занятий затем перерыв 5-10 минут, во время которого надо выполнить несколько физических упражнений.

и главное – сохраняйте такт и не переставайте хвалить вашего ребенка;

- не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии ребенка;

- в случае конфликтной ситуации постарайтесь устранить её, не обсуждая подробностей с ребенком;

- следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать;

- ребенок должен видеть, что вы не интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы;

- читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами;

- учите ребенка выражать мысли письменно;

- принимайте участие в жизни класса и школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям пятиклассников

Советы по адаптации ребенка в школе...

Буклет "Советы родителям пятиклассника"

Буклет содержит материалы для родителей учащихся, перешедших в 5-й класс....

советы родителям пятиклассников

своими советами и словами родители могут вселить надежду в своего ребенка, и могут причинить вред его психике....  будьте предельно внимательны, разговаривая с детьми...

Советы родителям пятиклассников

Эти рекомендации помогут легче пройти период адаптации к этому непростому периоду школьной жизни....

Советы родителям пятиклассников

Советы психологов в помощь родителям при адаптации пятиклассников в первом полугодии...

советы родителям пятиклассника

У вашего ребёнка наступила ответственная пора, он перешёл на II ступень обучения, стал пятиклассником! Это очень ответственный и сложный период в жизни каждого школьника....