Советы родителям пятиклассников
статья на тему

Куприянова Наталья Евгеньевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Советы родителям пятиклассников33.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ

       Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. Вчера он ещё был маленьким, а завтра будет солидным пятиклассником. В пятом классе ребенка ждет новая взрослая жизнь, новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей: 

  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
  • возросший объем работы, как на уроке, так и дома; 
  • новые требования к оформлению работ; 
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней. 

        В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки: 

  • Усталый, утомленный внешний вид ребенка. 
  • Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 
  • Нежелание выполнять домашние задания. 
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
    Жалобы на те или иные события, связанные со школой. 
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость. 
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие. 

       Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. 

Причины психологических трудностей: 

  • Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе. 
  • Повышение уровня тревожности самого ребенка. 
  • Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
    Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе. 
  • Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
  • Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе. 
  • Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

        Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Недопустимость критики в адрес ребенка в присутствии других людей (учителей, сверстников). 

Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.

Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям. 

Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.

Моральное стимулирование достижений ребенка. 

Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям пятиклассников

Советы по адаптации ребенка в школе...

Буклет "Советы родителям пятиклассника"

Буклет содержит материалы для родителей учащихся, перешедших в 5-й класс....

Советы родителям пятиклассников

При переходе из начальной школы в старшую происходит адаптация ребенка к новым условиям обучения  и от того как она пройдет зависит его дальнейшая школьная жизнь...

советы родителям пятиклассников

своими советами и словами родители могут вселить надежду в своего ребенка, и могут причинить вред его психике....  будьте предельно внимательны, разговаривая с детьми...

Советы родителям пятиклассников

Эти рекомендации помогут легче пройти период адаптации к этому непростому периоду школьной жизни....

Советы родителям пятиклассников

Советы психологов в помощь родителям при адаптации пятиклассников в первом полугодии...

советы родителям пятиклассника

У вашего ребёнка наступила ответственная пора, он перешёл на II ступень обучения, стал пятиклассником! Это очень ответственный и сложный период в жизни каждого школьника....