Творческое развитие ребенка в музыкально-эстетическом пространстве.
статья на тему

Программы дошкольного образования предусматривают благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование базовой культуры личности, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Все это реализуется с помощью нескольких видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Первостепенное значение имеют: забота о здоровье; создание доброжелательной атмосферы, позволяющей воспитанникам расти добрыми, общительными, любознательными, инициативными;  интеграция разнообразных видов детской деятельности; творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; уважительное отношение к результатам детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл творческое развитие ребенка26.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         Творческое развитие ребенка                                                                                                                     в музыкально-эстетическом                        пространстве.

  Программы дошкольного образования предусматривают благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование базовой культуры личности, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Все это реализуется с помощью нескольких видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Первостепенное значение имеют: забота о здоровье; создание доброжелательной атмосферы, позволяющей воспитанникам расти добрыми, общительными, любознательными, инициативными;  интеграция разнообразных видов детской деятельности; творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; уважительное отношение к результатам детского творчества.

  Творчество – это тот путь, который может помочь эффективно реализовать многие цели воспитания дошкольника.  В разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитие личности, в первую очередь личности ребенка, углублялись такие исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов. Показателем творческого развития воспитанника является креативность. Креативность – комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих  самостоятельному выдвижению проблем, концентрация большого количества оригинальных идей, нешаблонное их решение. Темой креативности занимаются Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова и другие.  

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

  • творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
  • самовыражение, – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
  • интеллект, «интеллектуальные способности»,
  • «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
  • знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

  • информационный, позволяющий развивать интеллект;
  • социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
  • эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

        Музыка признана важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие влияет на формирование эмоциональной сферы, мышления ребенка, совершенствуется эстетическое развитие. Музыкальное воспитание приближает детей к музыкальной культуре благодаря музыкальной среде, которая в свою очередь является элементом педагической системы. Музыкальная среда

создает условия для единого по содержанию музыкально — эстетического пространства в жизни детей в дошкольноч учреждении, семье, социуме.

    В ДОУ музыкально — творческая регламентированная деятельность реализуется на музыкальных занятиях, праздниках, досугах, концертах. Для более яркого восприятия музыкального образования дошкольников ероме фортепиано в зале лучше иметь разнообразные технические средства, музыкальные инструменты, игрушки, атрибуты, музыкально-дидактический материал, фонотека с классической, народной, современной музыкой, детскими песнями. Для развития творчества ребенка важное значение имеет музыкальная среда группы. Нерегламентированная музыкальная деятельность проводится совместно с воспитателем: подбор материала для слушания, музыкально-дидактическмх игр, упражнений, музыкальных разминок, сказок. Самостоятельная музыкальная творческая деятельность дошкольников способствует развитию креативности. Сюжетно-ролевая игра позволяет выбирать темы (оркестр, концерт, театр и др.), распределять роли. Игры-упражнения помогают заниматься на инструментах, танцевальными движениями. Дети пытаются найти мелодии для плясок, дидактических игр. Самостоятельная деятельность способствует развитию творческого воображения, воспитывает художественный вкус.  

Для более успешного развития творческих способностей необходимо объединить усилия воспитателей и родителей. Для родителей и совместно с ними проводятся открытые музыкальные занятия, праздники, развлечения, выставки на разные темы, индивидуальные консультации. И, наконец, среда социума используется в музыкальном воспитании детей. Для этого организуются концерты воспитанников музыкальных школ и школ искусств, спектакли кукольного театра. В филармонии, капелле, театре дети получают удовольствие от прослушивания уже знакомых произведений. Социальная среда способствует развитию музыкальности, художественной культуры и творческому воображению.

Таким образом, для творческого развития ребенка должны успешно  взаимодействовать

дети, воспитатели, родители, также уровни организации музыкального воспитания.


Список литературы:

 Веракса Н.Е. - «Программа воспитания и обучения в детском саду». М. Мозаика-Синтез10

Новоселова Л.В.- «Развивающая предметная среда». М. Просвещение, 1997

 

 

                                                     Костюничева  Е.Ю. Музыкальный руководитель ГБДОУ№114


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Теоретические основы музыкально-эстетического развития ребенка»

ВведениеПроцесс развития общества в нашей стране, охватывающий все стороны жизни, предусматривает и дальнейшее совершенствование системы воспитания, в том числе эстетического, всестороннее удовл...

Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя в пространстве общечеловеческой культуры.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры....

Создание музыкальной среды, как условие развития творческих способностей ребенка в освоении поликультурного пространства города

Создавая музыкальную среду на уроках музыки, на факультативных занятиях, во время работы во  внеурочное время (репетиции хора, олимпиады, конкурсы, концерты, музыкально-литературные вечера, фести...

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Анкета «Участие родителей в художественно-творческом развитии ребенка»

Анкета для родителей разработа с целью выявления степени участия родителей  в художественно - творческом развитии ребенка....

Учреждения дополнительного образования как среда творческого развития ребенка

Учреждения дополнительного образования как среда творческого развития ребенка  Создание особых условий развития для каждого ребенка - такова стратегиче­ская цель учреждений дополнительно...

Социально-творческое развитие ребенка

Детское социальное проектирование - важнейшая составляющая технологии развития социальной креативности. Необходимо включать учащихся в социально-значимую деятельность, способствовать социальному...