Взаимодействие педагогов и родителей для эффективной подготовки ребенка к обучению школе
статья по теме

Никитенко Наталия Леонидовна

В статье рассматриваются вопросы обеспечения  преемственности между дошкольным и школьным образованием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaim_pegagogov_i_rodit.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей для эффективной подготовки ребенка к обучению школе

Личность рассматривается современной педагогической наукой как единое целое,  в котором биологическое неотделимо от социального. Безусловно, биологическое оказывает большое влияние на развитие социальное, однако результаты социальной жизни (мотивы, интересы, цели) помогают личности в преодолении особенностей характера  и своих физических недостатков. На разных этапах развития человека социальное и биологическое оказывают неодинаковое воздействие на формирование и поведение личности.  По определению Л. С. Выготского,  личность  -  это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека,  чтобы обслуживать эти функции. Творческое освоение общественного  опыта  и  включение человека  в систему общественных отношений - главные функции личности.

Развитие личности – процесс сложный и неравномерный, особенно трудным является для ребенка переход от социальной роли «дошкольник» к роли «младший школьник».   Факты говорят о том, что в современной школе появляется с каждым годом все больше неуспевающих учеников, многие из них значительно отстают в психофизическом развитии.  Проблемы эти в первую очередь связаны с кризисом семьи как института социализации.  В связи с такой ситуацией перед образовательными организациями (детским садом и школой) стоит задача – помочь ребенку пройти адаптацию в школе с минимальными трудностями через целенаправленную работу с семьей.

Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством” (по  Д. Б. Эльконину). Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в единой образовательной среде.

Для современного российского образования и сегодня остается важным сохранение преемственности при переходе детей от одного этапа своего развития к другому, особенно связи дошкольного и начального звеньев образования.

Под преемственностью мы понимаем переход от одной ступени образования к следующей при сохранении и развитии необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  • Состояние здоровья и физическое развитие ребенка.
  • Уровень развития его познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  • Умственные и нравственные способности детей.
  • Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
  • Развитие коммуникативных умений.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе, которая включает физиологическую (или физическую) готовность, социальную или личностную готовность, а также психологическую готовность.

Сегодня требования государства к дошкольному образованию заключается в организации образовательного процесса, направленного на развитие интегративных личностных качеств дошкольника, которые помогут ему приобрести знания, умения и навыки при обучении в школе.

В качестве основных направлений обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием можно назвать три:

  1. методическая работа;
  2. работа с детьми;
  3. работа с родителями.

Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада, посвященных теме психологической готовности детей к школе; выявление педагогами насущных проблем при проведении практических занятий с будущими первоклассниками и после обсуждения возможность корректировки своей деятельности.

Работа с детьми - это и посещение дошкольниками школьной библиотеки, спортивного и актового залов, и встречи с учащимися школы, которые посещали детский сад  – таким образом, у ребят появляется желание пойти в школу, уходит страх перед новым местом деятельности и приходит уверенность в своих силах.

Остановимся более подробно на работе с родителями, главной целью которой выступает повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе через актуализацию знаний родителей по проблеме готовности детей к школе.

Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

Л. Венгер

Задачи, стоящие перед педагогами и психологами:

1. Раскрыть систему готовности детей к обучению в школе для родителей детей подготовительных групп и показать роль семьи и детского сада в становлении будущего первоклассника. 

2. Привлечь родителей к активному участию в дискуссии по проблеме подготовки детей к переходу из детского сада в школу. 

Прежде чем говорить о формах работы с родителями заметим, что на разных этапах истории  происходят изменения отношений родителей к детям. Так, в XIX - cередине XX в.  доминировал «социализирующий» тип, который характеризовался осознанием необходимости особых родительских усилий по воспитанию и обучению ребенка для тренировки воли и подготовки его к будущей самостоятельной жизни в социуме. По Л. Демозу, современный тип отношения к детству - «помогающий». "Помогающий" тип закрепляет «открытие» значимости детства, отличается преобладанием сочувствия в отношениях родителей к детям, установкой на личностно-ориентированный подход в воспитании, для которого недопустимо жестокое давление на ребенка.

Педагоги и родители сегодня должны объединить усилия для всестороннего развития способностей детей и их интегративных качеств.   В связи с этим предлагаем следующие формы работы с родителями:

  • “Круглый стол”;
  • Беседа с элементами дискуссии;
  • Семинары-практикумы;
  • Игровой тренинг;
  • Организация совместных развлекательных праздников, КВН, викторин;
  • Создание “Портфолио” ребенка;
  • Интеллектуальный конкурс детско-родительских проектов “Хочу все знать”;
  • Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов).

Таким образом, изменения, происходящие в современных детско-родительских отношениях, должны отражаться на формах работы с родителями,  приобретают установку на более тесное   взаимодействие родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...

Педсовет: Условия эффективного взаимодействия педагога с родителями

«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» /И.Кант/.Многие родители  боятся приходить в школу, где они часто сталкиваются...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Формы эффективного взаимодействия педагогов и родителей

Исследование на выявления эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей...

Современные эффективные формы и методы взаимодействия педагога с родителями

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Но, используя различные способы и методы взаимодействия, можно достичь плодотворных результатов....

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

О работе с родителями  во время дистанционного обучения...

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...