«Ритмопластика как одна из форм работы по музыкальному воспитанию дошкольников».
учебно-методический материал на тему

метлёва надежда евгеньевна

Цель и задачи занятия ритмопластикой в ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Ритмопластика как одна из форм работы по музыкальному воспитанию дошкольников».

“Самое лучшее, что есть в жизни –  это свободное движение под музыку”     /А. И. Буренина/

                                                                                                                                 
  Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Актуальность занятия ритмопластикой с детьми очевидна. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, чувство ритма, творческие способности, двигательные и нравственно-эстетические качества, развиваются физические и коммуникативные навыки. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.
 Работа по ритмопластике в нашем учреждении ведётся в разных формах: 1. НОД Музыка; индивидуальная;  подгрупповая;
Цель работы: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики.
Задачи:
1. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения, координации движений.
2. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребёнка: инициативность, творчество, фантазию; поддерживать интерес к физической культуре и спорту.
3. Развивать умение согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением, грациозно выполнять знакомые физические упражнения под музыку; сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
4. Воспитывать художественно-эстетическое восприятие.
Основные направления:
1. Подготовительные упражнения используются для физической подготовки детей. Они способствуют развитию двигательных способностей, овладению основами координации движений, формированию осанки.
2. Музыкально-ритмические упражнения: упражнения из хореографии (тренаж, музыкальные игры, упражнения на согласованность движений с музыкой, упражнения ритмической гимнастики, элементы народных и современных танцев.
3. Упражнения, составляющие содержание спортивнотехнической подготовки: упражнения без предмета (специальные виды ходьбы или бега, пружинные движения, "волна", взмах, равновесие, повороты, наклоны, прыжки, упражнения с предметами (мячом, лентой, обручем, скакалкой, шарфом) .
4. Участие в праздниках, миниконцертах.
 С помощью интеграции образовательных областей «Познание», «Музыка», «Здоровье» «Физическая культура», «Коммуникация» осуществляется комплексный подход к развитию и воспитанию ребенка дошкольного возраста. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.
Занятия ритмопластикой начинаются с детьми 3-4 лет. В этом возрасте движение, особенно под музыку, доставляет детям особую радость. Основными задачами, которые я ставлю, являются: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. У детей обогащается слушательский опыт, так как на занятиях звучат произведения композиторов-классиков, русские народные мелодии, а также произведения современных композиторов.
В движении развиваю умение передавать различный характер музыки, а также её оттенки (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное и т. д.).  Учу реагировать на изменение темпа, динамики, метроритма, различаем 2-х частную форму. Часто в работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ (например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации. Например: поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др.  Дети учатся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.  

  В возрасте 4-6 лет дети владеют выразительностью движений под музыку, способны запоминать и самостоятельно исполнять различные музыкальные композиции. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения. На занятиях большое внимание уделяется овладению элементов плясовых движений: поскоки, «ковырялочка», боковой галоп, приставной шаг с приседанием, шаг с притопом и др. Используются упражнения на развитие гибкости, точности и ловкости движений.
Проводится работа по развитию нравственно – коммуникативных качеств личности. На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других. На занятиях у детей воспитывается чувство такта, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т. д. В возрасте 6-7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений.
  В работе уделяется внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы (например: «Аквариум» К. Сен-Санса, «Танец Анитры» Э. Грига и др.) .
  На занятиях дети учатся передавать образно – игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику настроений или состояний (в природе, в настроениях человека, в вымышленных игровых ситуациях). Усложняются танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с каблучка и т. д. На данном этапе у детей хорошо развито воображение, фантазия, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и умение дать объективную оценку другим детям. Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Своей задачей на протяжении всего периода обучения считаю максимальное развитие музыкальности: умения активно слушать музыку, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления в осмысленных пластических движениях и действиях. Так же дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, изучают в движении средства музыкальной выразительности (темп, ритм, способы исполнения). Ритмичные упражнения развивают координацию движений, быстроту реакции, ориентировку в пространстве - исправляет природные недостатки (сутулость, развернутость стоп, постоянно уделяется внимание технике: прямая спина, ходьба с правильным положением корпуса, легкость в беге, гибкость корпуса - общие требования на всех занятиях.
В процессе организованной работы я добиваюсь:
- эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
- лёгкости, пластичности, выразительности движений;
- умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития музыкального образа.
Ритмопластика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного напряжения, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по музыкальному воспитанию дошкольников

Тематичнские календарные планы младшая группа на год                                          ...

Комплексный подход в музыкальном воспитании дошкольников

Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т.д. Вкл...

Задачи музыкального воспитания дошкольников

Задачи музыкального воспитания на все возрастные группы...

Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника

Мы с вами живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети расту...

Логопедический утренник - как одна из форм проведения итогового занятия для дошкольников с нарушением речи

В данной презентации представлен опыт проведения логопедического утренника в форме итогового занятия....

"Формы работы по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста"

quot;Формы работы по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста"...

Методическая разработка на тему: «Физкультминутки на занятиях с дошкольниками как одна из форм работы по здоровье сберегающим технологиям».

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни....